Планирование внеурочной деяте по Всезнайке


Муниципальное образовательное учреждение
«Гимназия № 56»
п. Красково Люберецкого района Московской области
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ «Гимназия №56»
_____________ А.А.Бобкова«___»________________ 2016г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности «Всезнайка».
2- д класс.
Составитель: Кузина А.М.,
учитель начальных классов.
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Всезнайка» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №56» муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области с учётом Примерной программы внеурочной деятельности начального и основного образования, Москва, Просвещение, 2013 год и В.А. Самковой «Моя первая экология». Сборник программ внеурочной деятельности. Новая школа 21 века, под редакцией Н.Ф. Виноградовой, Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2013 год.
Согласно учебному плану на изучение курса по внеурочной деятельности «Всезнайка» во 2 классе отводится 34 часа в год.
Цели и задачи изучения учебного предмета соответствуют миссии гимназии: интеграция гуманитарных потребностей различных субъектов образования в модели гимназиста и её качественной реализации в образовательном процессе. Формирование выпускника с устойчивыми ключевыми компетентностями для жизни в условиях глобального образовательного, научного и информационного общества и его динамично меняющихся потребностей.
Цели изучения в системе общего образования - состоит в том, чтобы сформировать информационную грамотность учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания; формирование представления о природе, как универсальной ценности; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ВСЕЗНАЙКА»
ВО 2 КЛАССЕ.
Личностные:
развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметные:
в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
в познавательной сфере — наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знанийи умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
в трудовой сфере — владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;
в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
в сфере физической культуры — знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.
3. СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВСЕЗНАЙКА», С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ, ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
№ занятия, тема
Содержание и форма организации учебных занятий Виды деятельности ученика
1/1. Вводное занятие(1ч) Знакомство с содержание занятий по внеурочной деятельности «Всезнайка»
Наблюдать природу, различать признаки живой и неживой природы.
Раздел 1. Первые шаги по тропинке открытий ( 5 ч)
2/1. Готовимся наблюдать и изучать. Знакомство с оборудованием, необходимым для работы на природе: полевой дневник, компас, лупа, определители растений и животных, справочники, карта местности и др.Правила ведения полевого дневника: запись наблюдений и зарисовка наблюдаемых явлений.
Изучение нового материала.
Работать с различными приборами и оборудованием, необходимыми для проведения в природе наблюдений и измерений. Использовать полевой дневник для записи и/или зарисовки наблюдаемых объектов или явлений.
3/2. Какие качества необходимы юному исследователю. Четыре основных качества, необходимые каждому во время проведения исследований в лесу: терпение, внимательность, точность, сотрудничество. Изучение нового материала.
Вырабатывать в себе личностные качества, необходимые для работы на природе (внимательность, терпение, точность, сотрудничество).
4/3. Учимся наблюдать. Наблюдение — основной метод работы на природе. Его цель, планирование. Значение систематичности в проведении наблюдений. Четыре основных вопроса, на которые необходимо ответить, прежде чем приступить к наблюдению: Зачем? Что? Где? Как наблюдать?
Закрепление нового материала. Применять правила поведения на природе во время учебных занятий и в повседневной жизни.
Выполнять измерения различных величин (на примере массы или температуры);
Составлять план проведения простейшего исследования (под руководством учителя).
5/4.
Тренируем наблюдательность. Упражнения для развития наблюдательности: «В гармонии с природой».
Упражнения для развития наблюдательности: «Ходим, подняв голову вверх», «Смотрим под ноги».
Упражнения для развития наблюдательности:  «Ходим задом наперёд».
Упражнения для развития наблюдательности: «Прогулка вслепую». Закрепление нового материала. Выполнять упражнения для развития наблюдательности.
6/5. Десять заповедей друзей леса. Знакомство с правилами поведения на природе на основе анализа заповедей, составленных учёным-экологом Ф. Тасси. Изучение нового материала. Рассказать правила поведения на природе и уметь применять их в жизни.
Раздел 2. Природа в наших ощущениях( 8ч)
7/1. Как мы воспринимаем окружающий мир. Каждый человек связан с окружающей средой посредством органов чувств. Сенсорное восприятие — один из путей существования в гармонии с окружающим миром.
Изучение нового материала. Изучать и развивать возможности органов чувств как источника информации об окружающей среде. Проводить наблюдения за природными объектами.
8/2. Тренируем органы чувств. Упражнения для тренировки зрительного восприятия. Нахождение объектов по заданным признакам. Упражнения на расширение опыта сенсорного взаимодействия с использованием слуха, обоняния, осязания, вкуса.
Закрепление нового материала. Проводить наблюдения за природными объектами.
Работать с различными приборами и инструментами, необходимыми для проведения наблюдений и измерений.
9/3. Какого цвета лес? Восприятие цвета и формы различных природных объектов. Цвета леса. Цветовая гамма растений: листьев, цветков, коры деревьев и кустарников. Составление палитры красок одного растения. Составление гаммы оттенков зелёного цвета – основного цвета леса, коричневого – цвета коры и почвы, голубого – цвета неба.
Изучение нового материала. Изготавливать простейшие модели приборов.
Составлять описания объекта изучения.
10/4. Что такое гармония? Выразительность линий и форм живых организмов. Гармония в природе как «связь», «стройность», «соразмерность». Гармоничное сочетание в организме растений и животных отдельных частей, пропорциональность форм.
Изучение нового материала. Выражать свои эмоции и чувства, возникающие во время общения с природой, с помощью художественного слова, рисунка, малых пластических форм и т. п.
Оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.
11/5. Рисуем впечатления. Знакомство с различными техниками рисования, позволяющими выразить свое впечатление от посещения леса: монотипия, акватипия, рисунок пером, использование трафаретов и т.д.
Закрепление нового материала. Выражать свои эмоции и чувства, возникающие во время общения с природой, с помощью художественного слова, рисунка, малых пластических форм и т. п.
Оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.
12/6. Учимся пользоваться приборами. Использование различных оптических приборов для изучения микро- и макро- объектов.
Изучение нового материала. Проводить наблюдения за природными объектами.
Работать с различными приборами и инструментами, необходимыми для проведения наблюдений и измерений.
13/7. «Микроскоп» из пластикового стаканчика. Изготовление модели, позволяющей понять принцип действия увеличивающих линз микроскопа. Изготовление простейшего «микроскопа».
Изучение нового материала. Изготавливать простейшие модели приборов.
Составлять описания объекта изучения.
14/8. Игра «Давайте познакомимся». Определение вслепую игрушки, находящейся в «волшебном мешочке». Закрепление нового материала. Изучать и развивать возможности органов чувств как источника информации об окружающей среде.
Раздел 3. Геометрия живой природы (7ч)
15/1. Что такое симметрия? Элементарное представление о симметрии. Живые организмы и симметрия. Двусторонняя и лучевая симметрия в строении различных органов животных и растений.
Изучение нового материала. Выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных объектов.
Соотносить форму и свойства различных природных объектов.
Выявлять и описывать разнообразие определённых природных объектов и явлений.
Применять простейшие оценочные шкалы для характеристики состояния природных объектов.
Устанавливать зависимость особенностей внешнего строения живых организмов от внешних факторов среды.
16/2. Лучевая симметрия. Лучевая симметрия в строении растений и органов животных.
Изучение нового материала. Выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных объектов.
17/3. Живая спираль. Примеры спирали в живой и неживой природе.
Изучение нового материала. Выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных объектов.
Соотносить форму и свойства различных природных объектов.
Выявлять и описывать разнообразие определённых природных объектов и явлений.
18/4. Такие разные листья. Строение листьев растений: листовая пластинка и черешок. Разнообразие форм листьев деревьев и кустарников.
Изучение нового материала. Соотносить форму и свойства различных природных объектов.
Выявлять и описывать разнообразие определённых природных объектов и явлений.
19/5. Различаем деревья по кроне. Разнообразие форм кроны деревьев и кустарников.
Закрепление нового материала. Соотносить форму и свойства различных природных объектов.
Выявлять и описывать разнообразие определённых природных объектов и явлений.
20/6. О кронах, густых и ажурных. Разнообразие форм листьев и крон деревьев и кустарников. Различная степень густоты кроны: густая, средняя, сквозистая. Изучение нового материала. Соотносить форму и свойства различных природных объектов.
Выявлять и описывать разнообразие определённых природных объектов и явлений.
21/7. Организм и среда обитания. Выявление зависимости особенностей внешнего строения растений и животных от условий среды обитания и образа жизни. Изучение нового материала. Соотносить форму и свойства различных природных объектов.
Выявлять и описывать разнообразие определённых природных объектов и явлений.
Раздел 4. Природа и ее обитатели ( 7ч)
22/1. Учимся планировать наблюдения. Планирование конкретных наблюдений за растениями.
Изучение нового материала. Планировать и выполнять простейшие наблюдения за природными объектами.
Составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма.
Находить в ближайшем природном окружении примеры, подтверждающие взаимосвязь растений и животных.
23/2. Наблюдаем за животными. Наблюдения за животными.
Закрепление нового материала. 24/3. Изучаем условия обитания растений. Изучение условий обитания, особенностей произрастания.
Закрепление нового материала. 25/4. Всё связано со всем. Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов. Закрепление нового материала. 26/5. Изучаем поведение животных и растений. Особенности поведения живых организмов. Закрепление нового материала. 27/6. Чья «столовая»? Изучение типов повреждений растений насекомыми, грибами и микроорганизмами. Изучение нового материала. 28/7. Что и кто влияет на живой организм? Изучение зависимости состояния растений от условий произрастания.
Изучение нового материала. Раздел 5. Лесные ремёсла(5ч)
29/1. Лес в работе народных умельцев. Народные промыслы, связанные с лесом. Изучение нового материала. Приводить примеры использования различных природных материалов при изготовлении изделий народного промысла.
Различать предметы наиболее известных народных промыслов.
Приводить примеры антропоморфизма в устном народном творчестве.
30/2. Лесные мотивы. Лесные мотивы в работах народных умельцев.
Изучение нового материала. 31/3. Животные и растения в народном творчестве. Элементарные представления об антропоморфизме в народном творчестве. Закрепление нового материала. 32/4. Лесная палитра. Растения – красители. Окрашиваем ткани. Изучение нового материала. 33/5. Лес – кормилец и врачеватель. Лесное «меню». Лекарственные растения леса.
Закрепление нового материала. Раздел 6. Обобщение пройденного(1 ч)
34/1. Итоговое занятие. Обобщение пройденного материала. Обобщающее занятие. Обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данных тем, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Всего: 34 часа.
4. Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «Всезнайка» во 2 классе.
(1 час в неделю)
№ п/п Наименование разделов и тем Плановые сроки прохождения Скорректированные сроки прохождения
I четверть
06.09.16г.- 09.11.16г. 1/1. Инструктаж по ТБ. Инструкция № 32, 33.
Вводное занятие. (1ч) 06.09.16г. Раздел 1. Первые шаги по тропинке открытий ( 5 ч) 14.09.16г.-11.10.16 г. 2/1. Готовимся наблюдать и изучать. 13.09.16г. 3/2. Какие качества необходимы юному исследователю. 20.09.16г. 4/3. Учимся наблюдать. 27.09.16г. 5/4.
Тренируем наблюдательность. 04.10.16г. 6/5. Десять заповедей друзей леса. 11.10.16г. Раздел 2. Природа в наших ощущениях (15 ч) 18.10.16г.-07.02.17г. 7/1. Как мы воспринимаем окружающий мир. 18.10.16г. 8/2. Тренируем органы чувств. 25.10.16г. 9/3. Какого цвета лес? 08.11.16г. II четверть
15.11.16г.- 10/4. Инструктаж по ТБ. Инструкция № 32, 33.
Что такое гармония? 16.11.16г.- 28.12.16г. 11/5. Рисуем впечатления. 22.11.16г. 12/6. Учимся пользоваться приборами. 29.11.16г. 13/7. «Микроскоп» из пластикового стаканчика. 06.12.16г. 14/8. Игра «Давайте познакомимся». 13.12.16г. 15/9. Что такое симметрия? 20.12.16г. 16/10. Лучевая симметрия. 27.12.16г. III четверть
10.01.17г.- 05.04.17г. 17/11. Инструктаж по ТБ. Инструкция № 32, 33.
Живая спираль. 10.01.17г. 18/12. Такие разные листья. 17.01.17г. 19/13. Различаем деревья по кроне. 24.01.17г. 20/14. О кронах, густых и ажурных. 31.01.17г. 21/15. Организм и среда обитания. 07.02.17г. Раздел 3. Природа и ее обитатели ( 7ч) 14.02.17г.-11.04.17 г. 22/1. Учимся планировать наблюдения. 14.02.17г. 23/2 Наблюдаем за животными. 21.02.17г. 24/3. Изучаем условия обитания растений. 28.02.17г. 25/4. Всё связано со всем. 07.03.17г. 26/5. Изучаем поведение животных и растений. 14.03.17г. 27/6. Чья «столовая»? 21.04.17г. IV четверть
04.04.17г. 28/7. Инструктаж по ТБ. Инструкция № 32, 33.
Что и кто влияет на живой организм? 11.04.17г.- 24.05.17г. Раздел 4. Лесные ремёсла (5 ч) 19.04.17г.-24.05.17 г. 29/1. Лес в работе народных умельцев. 18.04.17г. 30/2. Лесные мотивы. 25.04.17г. 31/3. Животные и растения в народном творчестве. 02.05.17г. 32/4. Лесная палитра. 09.05.17г. 33/5. Лес – кормилец и врачеватель. 16.05.17г. Раздел 5. Обобщение пройденного. 34/1. Итоговое занятие. 23.05.17г. Всего: 34 часа.
СОГЛАСОВАНО
Руководитель ШМО учителей
начальных классов
__________ Е.М. Лигоцкая
Протокол заседания школьного
методического объединения
№ 1 от « 30» августа 2016г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УМР
_______________ И. В. Юдина
« _30_ » августа 2016г.