Научно-исследовательская работа по теме Молодежный сленг как пласт речи учащихся МБОУ СОШ с.Наратасты

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.НАРАТАСТЫ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ШАРАНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН












Молодежный сленг как пласт речи учащихся
МБОУ «СОШ с.Наратасты»


Исследовательская работа по родному (русскому) языку






Выполнил:
ученик 8 класса
Султангареев Ильнар

Руководитель:
учитель родного языка
Петрова И.В.









с. Наратасты- 2014 г.

Содержание

Введение2
Глава 1. Краткий обзор теории вопроса5
1.1. Понятие «сленг» .5
1.2. Этапы развития молодежного сленга (20-х годов 20 века – по настоящее время)6
1.3. Механизмы пополнения сленга.8
Глава 2. Исследование речи учащихся МБОУ «СОШ с.Наратасты»...10
Заключение..13
Список использованной литературы.14
Приложение.15

















2
Введение
Молодёжный сленг, по мнению исследователей, - социальный диалект людей в возрасте 13 - 30 лет, возникший из противопоставления себя не столько старшему поколению, сколько официальной системе. Молодёжный сленг бытует в среде как городской, так и сельской молодёжи.
Существуют сторонники и противники использования в речи молодёжного сленга, между которыми на протяжении уже многих лет в обществе и в научной среде идёт активная дискуссия. Этот факт и послужило толчком для организации нашего исследования.
Актуальность нашей работы заключается в том, что:
- ограниченная лексика распространена среди школьников, однако ее происхождение недостаточно представлено в школьных учебниках русского языка;
- молодежный сленг и жаргонизмы – явления, которые присутствуют повсюду, и знакомство с ними поможет расширить знания о лексическом составе языка и углубить знания по русскому языку в целом;
- работа по теме позволяет выявить причины использования учащимися подобной лексики.
Цель исследования: максимально полно описать сленговые слова, используемые учащимися МБОУ «СОШ с.Наратасты».
Задачи исследования:
1) изучить научные источники о молодежном сленге;
2) провести исследование сленговых слов в речи учащихся и причин его использования;
3) проанализировать результаты исследования и сделать выводы.
Объект исследования - речь учащихся МБОУ «СОШ с.Наратасты».
Предмет исследования - молодежный сленг как пласт речи учащихся МБОУ «СОШ с.Наратасты».
Гипотеза:
3
Использование сленговых слов в речи учащихся вызвано тем, что окружающие их сверстники говорят на языке сленга. Так ли это?
Методы исследования:
- метод сбора информации (изучение научно-популярной литературы);
-сбор лексики;
- анкетирование;
-анализ, сравнение;
Участники анкетирования - учащиеся седьмых-восьмых классов нашей школы, добровольцы, готовые помочь провести данное анкетирование.



















4
Глава 1. Краткий обзор теории вопроса
1.1. Понятие «сленг»
Сленг (от англ. slang; s(sub) -- приставка, указывающая на второстепенность, непервоочерёдность; lang (language) -- язык, речь.) -- набор особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемых в различных человеческих объединениях (профессиональных, социальных, возрастных группах). Так определяет понятие сленга свободная интернет-энциклопедия «Википедия» (http://ru.wikipedia.org).
Термин «сленг» появился в русском языке относительно недавно; он не зафиксирован в толковом словаре Даля. Проникновение этого слова в русский язык, как подчёркивают исследователи этого явления, было связано с изучением англоязычных культур. Первоначально сленгом называлась исключительно иноязычные слова, но в дальнейшем сфера употребления этого слова была расширена.
В «Словаре лингвистических терминов» О.С.Ахмановой даны два определения термина «сленг»:
1. Разговорный вариант профессиональной речи;
2. Элементы разговорного варианта той или другой профессиональной или социальной группы, которые, проникая в литературный язык или вообще в речь людей, не имеющих прямого отношения к данной группе лиц, приобретают в этих разновидностях языка особую эмоционально-экспрессивную окраску.
В «Советском энциклопедическом словаре» под ред. С.М. Ковалева даны следующие два определения данного понятия:
1. Речь социально или профессионально обособленной группы в противоположность литературному языку;
2. Вариант разговорной речи (в т.ч. экспрессивно окрашенные элементы этой речи), не совпадающие с нормой литературного языка [7: 1234]. 5
Некоторые исследователи полагают, что термин «сленг» применяется у нас в двух значениях: как синоним жаргона (но применительно к англоязычным странам) и как совокупность жаргонных слов, жаргонных значений общеизвестных слов, жаргонных словосочетаний, принадлежащих по происхождению к разным жаргонам и ставших если не общеупотребительными, то понятными достаточно широкому кругу говорящих на русском языке.
Таким образом, мы пришли к выводу, что под сленгом исследователи понимают разновидность разговорной речи, оцениваемую обществом как подчеркнуто неофициальную ("бытовую", "фамильярную", "доверительную"). В своей работе слово «сленг» мы употребляем как синоним слова «жаргон».

1.2. Этапы развития молодежного сленга (с 20-х годов ХХ века – по настоящее время)
Молодежные жаргоны - явление не новое в историческом развитии языка. Трудно хотя бы приблизительно определить время появления первых молодежных жаргонов, однако не исключено, что их история берёт свое начало еще в средневековье. В России первые исследования молодёжного жаргона относятся к 20-м годам ХХ века. Ряд исследований речи учащихся показал, что в язык школьников 20-х годов проникали жаргонные слова через общение с беспризорниками. Примерами могут служить сленговые слова из повести Л. Пантелеева и Г. Белых «Республика ШКИД»: тискать- воровать, накатить – пожаловаться, лепить горбатого - притворяться, стоять на стреме – сторожить, охранять, шамовка - еда и др.
Следующий этап развития молодёжного жаргона – 50-е годы ХХ века. Это так называемый жаргон «стиляг», замкнутых групп молодежи. Для членов подобных групп были характерны поиски «легкой» жизни, увлечение
6
модными вещами, западной джазовой музыкой. В результате некоторые наиболее экспрессивные словечки данных тематических групп получили распространение в среде молодёжи. Например, чувак, чувиха – парень, девушка, стильно одетые ;хилять -ходить, гулять; лажа- ерунда, вранье; лабух- музыкант.
Третий этап – начало 70-80 годов, период застоя («брежневские времена»). В эти годы пришло к нам молодежное движение хиппи. В русский язык проникло много иностранных слов, например, герла- девушка, трузера- брюки ,хайрат –длинноволосый юноша, хиппи, хипповать - вести себя независимо, пренебрегая общими правилами; видак- видеомагнитофон.
Четвертый этап приходится на 80-90-е годы и практически продолжается до сегодняшних дней. В первые годы перестройки жаргон вел себя очень интересно: он вторгался во все новые области жизни, черпая слова из разных источников. Яркость и новизна делали речь более экспрессивной. Эту волну в современном русском языке часто называют «жаргонным бумом» и связывают с криминализацией российской действительности. Перестройка изменила не сам язык, она изменила условия его употребления. Исчезли границы между разными формами языка, между сферами их употребления. Русская речь вообще стала более разнообразной, поскольку совмещает в себе разнородные элементы из когда-то не сочетаемых форм языка. В сегодняшней речи и из уст юнца и из уст вполне интеллигентного человека мелькают такие слова и словечки, как «Не грузи!» « Не гони!» «Не наезжай!» «Не тормози!» Понятно всем, хотя ни одно из слов не употреблено в своем литературном значении.
В язык хлынул поток американизмов, компьютерной терминологии, из области бизнеса, экономики, менеджмента, маркетинга, языка Интернет-общения и прочих структур. Причиной появления новых слов является стремительное развитие компьютерных технологий. Например, появление интернета позволило современной молодежи «зависать» в чатах (от
7
английского слова chat- болтовня) и тем самым расширить свой круг общения. И поскольку основная масса, общающаяся таким образом,- молодежь, то ничего удивительного нет, что происходит усвоение соответствующей нормы речи, например, чат, глюк, «думер», «квакать,» «аська».
1.3. Механизмы пополнения сленга
По происхождению все жаргонизмы разделяются на несколько групп. Механизм формирования сленговых систем молодежной речи основан на:
- заимствованиях;
- образовании новых слов на базе имеющейся в языке лексики;
- переосмыслении значения имеющихся в языке слов.
В последнее время основным поставщиком лексики молодежного сленга является английский язык. Эти заимствования сводятся к тому, чтобы приспособить английское слово к российской действительности и сделать его пригодным для постоянного пользования.
Вот основные методы образования такого сленга.
Калька
При этом способе слова заимствуются целиком со своим произношением, написанием и значением. Каждый звук в заимствованном слове замещается соответствующим звуком в русском языке в соответствии с фонетическими законами. Эти слова кажутся иностранными в произношении и написании, они соответствуют всем нормам английского языка, например, о кей в русском языке означает «хорошо», кул - классно.
Полукалька
При переходе термина из английского языка в русский принимаемое слово подгоняется под нормы не только своей фонетики, как в предыдущей группе. При грамматическом освоении английский термин поступает в распоряжение русской грамматики, подчиняясь ее правилам, при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных: -ик, -к, -ок и
8
других, также встречается суффикс –юк. Эти суффиксы характерны в русском языке для просторечий. Таким путем появилось много слов, например мобильник.
Перевод
Часто сленг образуется способом перевода профессионального английского термина. Возникающие метафоры могут быть самыми разными по форме предмета или устройства, например, «диск-блин». Эти слова служат для общения людей одной профессии, например, CD ROM Drive переводится на русский как «накопитель на лазерных дисках», в сленге имеет эквиваленты сидюк и сидюшник.
Следующий источник пополнения словаря сленговых слов – образование новых слов на базе имеющейся в языке лексики: помойка – «плохой человек», стремно – «позорно», «плохо».
Третий способ пополнения словаря – переосмысление значения имеющихся в языке слов: лечить – «врать», окно – «задний карман», табло – «лицо»; ёжик – «хулиган».
Процесс пополнения словаря сленга происходит постоянно.












9

Глава 2. Исследование речи учащихся МБОУ «СОШ с.Наратасты».
Сленг в речи учащихся является средством повседневной речи. Возникает вопрос: почему именно так разговаривают школьники, почему сленг прочно вошел в обиход?
Нами было проведено анкетирование учащихся 7-8 классов МБОУ «СОШ с.Наратасты». Опрошено было 20 учеников.
Целью проведения анкетирования послужило следующее:
1) определить круг наиболее часто употребляемых слов молодёжного сленга;
2) определить причины употребления молодежных сленгов в речи;
Респондентам была предложена следующая анкета:
1) Напишите известные вам сленговые слова.
2) Подчеркните те, которые вы употребляете наиболее часто.
3) Почему вы употребляете сленговые слова?
В результате исследования было выяснено, что учащиеся школы активно используют сленг в своей речи и можно выделить следующие группы:
1
Название школьных предметов, слова, относящиеся к школьному быту:
Физра, литра, контролка, матика, русич, домашка, шпора, шклота, училка.
2
Части тела:
Грабли, культяшки, башка, харя, рожа, локаторы, варежка
3
Бытовые предметы:
Телик, сотик, мобила, комп, ящик, клава, дивидишник, инет, наут
4
Слова, обозначающие людей:
Чел, тёлка, кореш, чурка, лох, олень, пень, драйвер, братан, редиска, батя,
10
френд, кэп, петросян, молорик, табло.
5
Слова-оценки:
Классно, клево, лафа, ништяк, зашибись, кайф, прикольно, круто, сто пудов, конкретно, внатуре, реально, воще, позорно, стремно, отстойно, везуха, жесть, фигня, офигеть.
6
Глаголы
Шарит, гамать, вмазать, глючит, косить, попутал, чеканить, зависать, мутить, грузить, завалить, заливать, достал, врубиться, тормозить.
7. Компьютерная терминология
Геймеры, коряк, админ, аська, флешка, симка, хакер, наут, вики и т.д.
Прослеживается интересная закономерность в том, что у учащихся 7 классов наиболее часто употребляемыми являются жаргоны, связанные со школьными предметами, бытом. Это физра, литра, контролка, матика, русич и т.д. У учащихся 8 классов более «взрослые» слова, например: заливать, косить, зависать. Также учащиеся 8 класса больше всего привели примеры сленгов, связанные с компьютерной терминологии. Это говорит о том, многие из них в свободное время сидят за компьютерами. Кроме этого, наибольшее количество примеров молодежного сленга привели учащиеся 8 класса, что позволяет сделать вывод о том, что с возрастом частота употребления в речи молодежного сленга у учащихся школы возрастает.
На вопрос: «Почему вы употребляете сленговые слова?» самыми популярными были ответы :
- «легче выразить свою мысль»- 35 %
-«потому что так говорят друзья»- 40%
-«потому что привык так говорить»- 15%
-«не задумывался»- 5%
- «для прикола»- 5 %
11
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Использование сленговых слов в речи учащихся вызвано тем, что окружающие их сверстники говорят на языке сленга. Это свидетельствует о том, что сленг употребляется в определенной возрастной группе.
Сленговые слова употребляются потому, что этими словами можно кратко и быстро выразить свои мысли.






















12
Заключение
В своей работе мы попытались определить круг наиболее часто употребляемых слов молодёжного сленга и определить причины употребления сленга как элемента повседневной речи учащихся.
В ходе исследования была изучена литература по теории данного вопроса, а именно: понятие «сленг», изучены этапы развития молодежного сленга с ХХ годов ХХ века по настоящее время, механизмы пополнения сленга.
Следующий этап работы – анкетирование учащихся 7-8 классов нашей школы. Участники анкетирования - учащиеся седьмых-восьмых классов нашей школы, добровольцы, готовые помочь провести данное анкетирование.
Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:
Ребята моей школы активно используют нелитературную лексику в своей речи. Исследование доказывает наличие в лексиконе школьников сленга, жаргонных слов и выражений.
В речи учащихся 7 класса наиболее часто употребляемыми являются жаргоны, связанные со школьными предметами, бытом. Учащиеся 8 класса в своей речи больше всего употребляют слова, связанные с компьютером, Интернетом.
Использование сленговых слов в речи учащихся вызвано тем, что окружающие их сверстники говорят на языке сленга. Это свидетельствует о том, что сленг употребляется в определенной возрастной группе.
Сленговые слова употребляются потому, что этими словами можно кратко и быстро выразить свои мысли.
Таким образом, результаты нашего исследования позволяют утверждать, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Все поставленные в исследовании задачи реализованы, цель нашего исследования достигнута.
13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. -М.: Советская энциклопедия
2. Борисова Е.Г. О некоторых особенностях современного жаргона молодежи // Русский язык в школе. - 1981. - №3. - С. 83-87.
3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. - М.: 1981.
4. Грачев М.А. Арготизмы в молодежном жаргоне // Русский язык в школе. - 1996. - №1. - С. 78-85.
5. Грачев М.А. Откуда слова тусовка и тусоваться? // Русский язык в школе. - 1995. - №3. - С. 84-86.
6. Грачёв М.А. Словарь современного молодёжного жаргона. – М., 2007.
7. Копорский С.А. О культуре языка и речи молодежи // Русская речь. – 1991. - № 1. – С. 130
8. Современный энциклопедический словарь, под ред. С.М. Ковалева, - М.: «Советская энциклопедия», С.1234.




9. Интернет-ресурсы







Приложение
Результаты анкетирования учащихся

Вопросы анкеты
Ответы
Всего респондентов

Напишите известные вам сленговые слова.
Подчеркните те, которые употребляете наиболее часто

Физра, литра, контролка, матика, русич, домашка, шпора, шклота, училка, телик, сотик, мобила, комп, ящик, клава, дивидишник, инет, наут, чел, тёлка, кореш, чурка, лох, олень, пень, драйвер, братан, редиска, батя, френд, кэп, петросян, молорик, табло, классно, клево, лафа, ништяк, зашибись, кайф, прикольно, круто, сто пудов, конкретно, внатуре, реально, воще, позорно, стремно, отстойно, везуха, жесть, фигня, офигеть, шарит, гамать, вмазать, глючит, косить, попутал, чеканить, зависать, мутить, грузить, завалить, заливать, достал, врубиться, тормозить, геймеры, коряк, админ, аська, флешка, симка, хакер, наут, вики
20

3) Почему вы употребляете сленговые слова?

«легче выразить свою мысль»
«потому что так говорят друзья»
«потому что привык так говорить»
«не задумывался»
«для прикола».

8 чел

9 чел

1 чел

1 чел
1 чел