Выступление Мнемотехника – система запоминания новых слов на уроках английского языка

МБОУ гимназия №103

Мнемотехника – система запоминания новых слов на уроках английского языка

(пособие для учащихся 5-7 классов)









Феодосия
2015




Учитель: Савченко Е. В.
От автора составителя:
Данная работа выполнена для учащихся 5-7 классов, в качестве учебного пособия для развития памяти и успешного запоминания английских слов, фраз, выражений не только в объеме учебного материала по программе, но и для дальнейшего успешного изучения языка.
Мнемотехника – система запоминания новых слов на уроках английского языка

Английский язык становится неинтересным только в одном случае – торможение процесса запоминания необходимого учебного материала, к сожалению, не рассматривается в учебниках. Поэтому мы решили перейти к новой технике запоминания английских слов.
Слова «мнемоника», «мнемотехника» - синонимы и обозначают один и тот же процесс – запоминание. Мнемотехника, в этой работе мы будем пользоваться именно этим термином, многоаспектна. Этот метод предполагает запоминание новых слов, но и рассматривает процесс изучения языка в целом.
Применение мнемотехники при обучении английскому языку рассматривается как вспомогательное средство. Ученики развивают способность мыслить, свою креативность и желание кропотливо изучать материал. Основными принципами мнемотехники являются ассоциации и формирование образов. Образ – то всегда реакция мозга на слова, которые нужно понимать. Например, вы видите машину, а в вашем сознании, если вы изучаете английский язык, звучит произношение на данном языке: «A car». Метод фонетических ассоциаций к запоминаемому английскому слову из слов английского языка, например, «puddle», что означает лужа. Созвучно русскому глаголу «падал». Следует знать, что мнемотехника облегчает процесс изучения языка! А изучение языка становится качественным и быстрым. Именно та техника складывает информацию из учебника английского языка прямо в мозг обучающегося, обеспечивает долговременное запоминание, развивает навык говорения и понимание английской речи без внутреннего перевода на английский язык.


Последовательность запоминания английских слов.
Создание опорных образов. Любое слово – это стимул, а запоминание происходит именно при поступлении в мозг символов. Например: самолет.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Детальное представление образов. Существительное как часть речи.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Воспроизведение русского перевода английский слов. Для того, чтобы воспроизводить русский перевод английских слов, запоминайте последовательность данных образов.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Образ и его произношение на английском языке.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рекомендации:
Прослушивайте английское слово несколько раз и представляйте данный образ.









Запоминайте произношение с помощью фонетических образных кодов, то есть части названий, которые похожи на звуки английской транскрипции.
«ЭМБЛЕМА» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]ПТИЦА[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[empty]
Типы памяти.

Кратковременная память сохраняет информацию до нескольких месяцев, а долговременная означает – сохранение информации пожизненно. Активизируйте новые слова не путем их повторения, а путем их извлечения из памяти. Прослушивайте диски, читайте тексты, переводите фразы и предложения, составляйте собственные высказывания.
«Вытягивание» из памяти новых слов.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Формирование системы опорных образов
Вы хорошо знаете свою квартиру. Многократным припоминанием закрепите в своей памяти последовательность комнат в ней. Последовательность комнат всегда необходимо вспоминать строго по порядку.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Сосредоточьте свое внимание на комнате номер один (на рисунке это прихожая). В своем воображении обойдите комнату по часовой стрелке по периметру, обращая внимание на предметы находящиеся там. [2, c.26]
Вспоминая очередной предмет, задерживайте его в своем воображении и рассматривайте более подробно. В одной комнате выделите 10 предметов. Они не должны повторяться.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Закрепите в памяти последовательность выделенных Вами 10 предметов, вспомнив эту последовательность несколько раз. Вспоминая последовательность предметов, старайтесь просто просматривать их в своем воображении, подавляя мысленное проговаривание соответствующих им образов.[2,c.32]

Рекомендации по запоминанию новых слов

Тренируйте внимания, добивайтесь его эффективности, поддерживайте длительно внимание.
Мнемотехника автоматически работает на поддержку внимания. Чем больше английских слов ученик запоминает, тем лучше концентрация внимания.
Что обычно ученик выписывает в шпаргалки? Английские фамилии, географические названия, термины. Это все не сразу запоминается. Так как в мозг нет зрительных образов. А если образов нет, память бессильна и ученик в большом затруднении. Мыслительная деятельность сознательно включает процесс память.


Эта операция обозначает увеличить образ или его уменьшить.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Следующая операция называется «вращение образов». Попробуйте вращать разные образы в своем воображении.






Можно увеличивать или уменьшать образы вместе с вращением.
Изменение образа от малого до большого. Очень простая операция воображения.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ],[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Одно и тоже может быть представлено разными зрительными образами, напимер:
13
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Слово «лампа» также может обозначать отличные друг от друга зрительные образы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Следующая мыслительная операция называется «Наложение образов». Один образ представляется немного дальше, другой – ближе.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]





Существительные в образах
Образы не должны быть слишком простыми (мозг плохо запоминает) геометрические примитивны), сюжетными (не нужно представлять картинку, состоящую из нескольких образов).
Удобно запомнить:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]REST (ОТДЫХ)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
SUCCES (успех)

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]BEGINNING (НАЧАЛО)

IDEA (ИДЕЯ)

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]LUCK (УДАЧА)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]SET (НАБОР)








Глаголы в образах
При запоминании глаголов следует вспомнить какой-либо конкретный предмет, который тесно связан с осуществляемым действием.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
swoop (парить)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Look (смотреть)

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
sleep (спать)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Saw (пилить)

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
paint (рисовать)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Whistle (свистеть)





Прилагательные в образах
При запоминании прилагательных вспомните существительное, которое чаще всего используется с этим прилагательным.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Difficult (трудный)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Heave (тяжелый)

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Old (старый)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Noisy (шумный)

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Quick (быстрый)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Little (маленький)







Наречия в образах
Наречие запоминайте также как и прилагательное. Однако следует быть внимательным при подборе образа для наречия, так как наречие может сильно отличаться по смыслу от прилагательного.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Exactly (точно)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Quickly (быстро)

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
At once (мгновенно)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Brightly (ярко)


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Slowly (медленно)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Painfully (больно)








Зачем запоминать новые слова последовательно
Многие повторяют новые слова с листа. Однако такое повторение неэффективно! Связь между образом и новым словом быстро образуется именно при повторении слов по памяти.
Для того чтобы новые английские слова закрепились в долговременной памяти, их необходимо многократно вспоминать, т.е. воспроизводить по памяти.
Если человек не может запомнить информацию, то он не имеет возможности закрепить её в долговременной памяти.
Обратите внимание, что повторение проводится не для запоминания, а для сохранения информации.
Абстрагирование
Абстрактные слова – это слова, имеющие связи с множеством разных образов. Для запоминания нового слова следует выбрать всего лишь один образ, наиболее характерный для запоминаемого слова. Например, слово «улица» можно обозначить в своем воображении образом «уличный фонарь», потому что этот образ присутствует на каждой улице. В дальнейшем при повторении слова «улица» следует представлять не только образ фонаря, но и другие образы, которые часто можно увидеть на улице.






Запоминание слова – это образование связи между образом и произношением.
Главный способ запоминания произношения подразумевает использование специального устройства – цифрового повторителя. А он имеет следующие функции:
- многократный повтор слова, фразы, диалога;
- замедление при повторах, если произношение слова или фразы непонятно;
- автоматическая фрагментация записи по паузам с многократным повтором выделенных фраз;
- автоматическая фрагментация с повтором и паузами для повторения вслух;
- возможность сравнить свое произношение с произношением диктора. Произношение любого английского слова может быть описано комбинацией 48 транскрипционных знаков (международная фонетическая транскрипция).
Транскрипционный знак обозначает определенный звук. Если вы заранее подберете и выучите зрительные образы, обозначающие звуки английского языка, то у вас будет мощный инструмент, с помощью которого вы сможете записывать свою память произношения любого английского слова.







Образные коды
[i:] вилы (и-и)
[m] магнит (м)

[i] игла (и)
[d] дрель (д)

[a:] запонка(а-а)
[k] кольцо (к)

[
·:] кофе (о-о)
[f] фонарь (ф)

[
·] компас (невнятный безударный «а»)
[s] спичка (с)

[u] фуражка (у)
[3] жук (ж)

[ai] майка (ай)
[d3] джем (дж)

[oi] койка (ой)
[h] холодильник (х)

[ou] клоун (оу)
[ju] юла (ю)

[p] перо (п)
[j
·:] йогурт (йо)


[w] one
[n] нож (н)

[
·] свеча (с), язык между зубами
[g] грелка (г)

[u
·] [
·
·] утка (уа)
[z] зажигалка (з)

[e] сэндвич (э)
[v] веер (в)

[
·] стоп (о)
[
·] шарики (ш)

[
·:] мед
[t
·] черешня (ч)

[^] арбуз (безударный звук «а»)
[r] рюкзак (р)

[u:] угорь (у-у)
[j] йод (й)

[ei] лейка (эй)
[j
·]ель (йэ)

[au] паук (ау)
[ja] якорь (йа)

[i
·] изба (иа)
[
·] наперсток (н), язык у неба

[b] булавка (б)
[e
·] этикетка (эа)

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[i:] вилка [:] кофе (о-о)


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[e] эскимо (а-э) [
·] арбуз (а)







Примеры запоминания произношения
Чем больше английских слов будете запоминать, тем проще будут запоминаться новые слова. Потому что во многих сложных словах будете встречать простые, короткие слова, уже хорошо вам знакомые.
Очень часто разные слова имеют одинаковые приставки, суффиксы, окончания. Вот несколько примеров зрительных образов на часто повторяющиеся в словах части: ex-, -tion, -ful, -less, -er, -ing, -ly.
«-less» похоже на слово «лес», «-tion» может вызывать образ шины, «-ful» - «флакон».
Окончание «-er» вообще не нужно запоминать с помощью образов – уж очень похоже на русские слова «доктор», «профессор», «директор», «-ing» обозначьте образом «ингалятор», а «-ly» - «лимон»















Образные коды
Пример 1
Лиса[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Слушать [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Nick
Listen [lisn] – слушать

Пример 2
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Tooth [tu:
·] - Зуб

Важно! Не прорабатывайте новый урок до тех пор, пока слова из этого урока не закрепятся. Под закреплением слов понимается образование устойчивой связи между зрительным и речевым анализаторами. Воспринимаемое вами слово должно автоматически вызывать в воображении образ.
Основная задача при изучении английского языка заключается в том, что человек, изучающий английский язык, большую часть времени продолжает говорить на родном языке. Мнемотехника позволяет сдвинуть это «неправильное» соотношение. Благодаря тому, что новые слова находятся у вас в память, вы можете большую часть дня думать на английском языке, мысленно проговаривая слова, фразы, предложения и диалоги.
Таким образом, реализуется принцип интенсивного обучения –постоянного обучения, без перерывов.
Старайтесь эффективно использовать периоды вынужденного безделья: пешие прогулки, поездка в машине или автобусе в качестве пассажира, перед телевизором (в рекламных паузах). Занимайтесь регулярно и постоянно. Чаще общайтесь с носителями английского языка.









Список использованных источников

Е.Васильева. 300 английских слов за один день. Учительская техника запоминания. Издательство: АСТ, Астрель. 2008 г., 2002 г.
М.А. Зиганов, В.А. Козаренко, А.М. Семин. Техника запоминания английских слов. Москва
П.П. Литвинов. 3000 английских слов. Техника запоминания. Издательство. «Рольф». 2001 г.
www.about.com . Kenneth Bear.
Es1.report.ru. О способах изучения слов.





Car[ka:][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]ice cream
ice cream
ice cream

PARK

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]лимон

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Yuzu

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]lemon



карта

Зуб



15