Способ запоминания словарных слов.


Методическая разработка
« Способ запоминания словарных слов».
Цель:
1 Способствовать формированию орфографического навыка у учащихся в процессе работы над трудными словами.
2 Совершенствовать речевое развитие школьников через обогащение их лексическими средствами.
3 Развивать эмоциональные процессы личности младшего школьника.
Для эффективной словарной работы важно ежедневно уделять время на уроке. Для запоминания брать не более 10 слов в неделю.
Порядок запоминания словарных слов.
Объяснение значения слова. (Можно воспользоваться толковым словарём)
Орфографическое чтение слова вслух. (Как пишется –гОрох)
Письмо слова с проговариванием.
Письмо по памяти.
Проверка по образцу.
Орфографическая работа над словом.
Постановка ударения, выделение другим цветом трудной буквы.
Звуко-буквенный анализ слова.
Деление слова на слоги и для переноса.
Запись слова в словарик.
Изменений слова по числам, родам, падежам.
Подбор однокоренных слов, образование нового слова, образование другой части речи (горох-гороховый).
Приёмы работы со словарными словами:
1. Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчёркиванием непроверяемой орфограммы.
2. Звуко -буквенный анализ слова (по выбору).
3. Картинный диктант.
4.Выписывание группслов в несколько столбиков
-по родам
-по числам
-по склонениям
-с непроверяемой гласной А,О,Е,И
-одушевлённые, неодушевлённые
-по тематике (посуда, игрушки, овощи т.д.)
4.Восстановление деформированного предложения или текста.
Способы, облегчающие запоминание.
Устный кроссворд.
–Узнай слово. Учитель называет определение, а ребёнок называет и записывает слово. Например: посуда из которой едят суп.(Тарелка)
Общее для всей семьи наименование, которое добавляют к имени и отчеству. (Фамилия)
Ассоциативное запоминание.
Например- бЕрёза. Записать слово, выделить безударный слог, подчеркнуть слог, который вызывает трудности. Найти ассоциативный образ.
бЕрёза- белая
гАзета- бумАгакАрман- дырАкОнцерт- нОта, хОркОрабль - вОлны, бОцманкАпуста- зАяцсОбака- хвОст. И т.д.
3 использование игровых приёмов : ребусы, кроссворды, шуточные загадки.
Задание. «Дырявый» текст
За.ц (е,и,я), сп.сиб. (а,а,о,о), яг.да (о,а).

Задание «Буквы рассыпались»
Язац (заяц)
Кыяз (язык)
Терев (ветер)
Ядога (ягода)
Ровано (ворона) и т.д.

Задание
Из слогов составить слово.
Ба со кА (собака), яб ня ло (яблоня), бей во ро (воробей), на ма ши (машина), шо хо ро (хорошо).
Игра « Цепочка слов»
Берёза – автобус- салют – топор.
Яблоко – орех –хорошо – осина.
Необходимо чтобы ребёнок использовал одно и то же слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет в практике.