Статья на тему Методические приемы развития воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях кружка декоративно — прикладного искусства


Методические приемы развития воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях кружка декоративно - прикладного искусства.
Целенаправленное формирование личности, способной творчески подходить к труду в любой сфере человеческой деятельности – важнейшая задача, стоящая перед современной школой.
Одной из актуальных проблем начального обучения является развитие творческих способностей детей.
Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, с течением времени они необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном возрасте.
Народные художественные промыслы занимают видное место в отечественном декоративно-прикладном искусстве. Искусство народных художественных промыслов предстает перед нами как сложное, богатое по декоративным возможностям, глубокое по идейно-образному содержанию явление современной культуры.
Анализ методической литературы наглядно свидетельствует о том, что искусство обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала детей. В работе с первоклассниками особенно важно помочь им почувствовать интерес к познанию нового. Для этого, во-первых, необходимо грамотно отобрать содержание предлагаемого детям учебного материала и определить его в соответствии с возрастными возможностями детей. Во-вторых, необходимо ввести в занятие со школьниками особые методические действия и приемы, обеспечивающие активное и осмысленное усвоение знаний, умений и навыков.
Воображение - это создание нового в форме образов и представлений, это очень ценное психологическое свойство человека. Одна из разновидностей воображения – фантазия. Воображение свойственно только человеку. Возникло и развивалось воображение в процессе труда. Прежде чем сделать какую либо вещь, человек представляет, как он будет её делать, как будет выглядеть вещь. Это представление последующих действий и того, что будет достигнуто в результате последующих действий, составляет одну из характерных особенностей труда, отличающую человеческую деятельность от поведения животных.
У детей младшего школьного возраста воображение опирается уже на довольно значительный жизненный опыт и знания.
Образы воображения, возникающие у младших школьников в процессе творческой деятельности, ещё крайне неустойчивы и легко меняются под влиянием возникающих, иногда случайных ассоциаций. Эти образы нуждаются в опоре на восприятие .
Благодаря знакомству с искусством образы воображения у детей становятся более полными и яркими.
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее».
Декоративно-прикладное искусство стоит на стыке изобразительных искусств и трудовой деятельности. Являясь самой богатой и разнообразной областью художественной культуры народа, оно наиболее доступно для детей. Занятия декоративным искусством способствуют воспитанию эстетических чувств и переживаний, без которых духовная культура теряет всякий смысл. Трудовой процесс позволяет глубже познать закономерности построения формы, красоту изделий, возможности материала и цвета.
На занятиях развивается творческое начало. Дети имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость сделанных своими руками работ. Занятия рукоделием привлекают детей результатами труда. Сшитую собственными руками игрушку, не увидишь ни у кого. Все вещи хранят тепло детских рук, которые её создавали.
Общеизвестно, что личность развивается в деятельности. Творчеству нельзя научить показом или рассказом. Творческие качества личности могут быть развиты только в деятельности, носящей продуктивный, творческий характер. При наличии деятельностной активности творческий потенциал, раскрываясь и развиваясь, преобразуется в творческую способность, то есть в способность творчески подходить к любой деятельности.
«Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействие».
Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности.
Включение ребенка в разные виды художественной деятельности, основанные на материалах народного декоративно-прикладного творчества – одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его творческих способностей.
Творческие способности детей в декоративно-прикладном творчестве развиваются в разных направлениях:
В предварительном создании эскизов на бумаге;
В продумывании элементов узора;
В создании предметов декоративного характера;
В перенесении задуманного на изделие.
В процессе работы с различными материалами школьники познают свойства разных материалов, возможности их преобразования и использования в своих работах. В процессе овладевания приемами изготовления изделий декоративно-прикладного творчества у детей формируется  свобода и раскованность всей руки, развиваются разные части руки (предплечье, кисти, пальцы), координация.
В работе с детьми младшего школьного возраста на кружковых занятиях можно организовать увлекательный процесс развития индивидуальных возможностей. Этому способствует возможность проявить свои умения, показать неповторимость своего изделия и технику его выполнения.
Цель занятий – развитие воображения и творческих способностей младших школьников.
Учебные задачи:
1. Познакомить с основными видами декоративно-прикладного искусства и раскрыть комплексный характер народного художественного творчества.
2. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения декоративно-прикладного искусства, формировать основы эстетического воспитания.
3. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в декоративно-прикладном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.
4. Прививать любовь к труду и своему отчеству.
Необходимо позволять детям самим предлагать вид изделия, способы работы, экспериментировать, вносить новшества. Индивидуальный труд учащихся заключается в том, что под общим руководством преподавателя дети самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, содержание, сложность и трудоёмкость этих заданий должны подбираться с учётом возрастных и индивидуальных особенностей школьников для успешного выполнения намеченных планов.
В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они увидели, выделили в процессе восприятия. Часто эстетическая оценка переплетается с нравственной. Поэтому выражение отношения к изображаемому или предмету – это проявление не только эстетической оценки, но и общественной направленности детского творчества, что имеет важное значение для нравственного воспитания детей. Общественная направленность проявляется в том, что они создают что-то своими руками для других (поделки, игрушки в подарок малышам для игр, мамам, папам к праздникам). В этом случае дети испытывают особое чувство ответственности, стремление выполнять рисунок, работу как можно лучше. Это способствует формированию у них чувства коллективизма, внимания и заботы о других детях, близких людях, потребность в добрых делах.
Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.
Поэтому с уверенностью можно сказать, что при правильной организации работы, занятия декоративно-прикладным творчеством дают толчок к развитию творческого потенциала ребенка.


Литература


1. Арнина Н.Л. Уроки прекрасного. М., 1983г.
2. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой
личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994.
3. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. - Вопросы
психологии. - 1990 №4.
4. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М.: Знание,
1994.
5. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе
ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ.
6. Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы: Учеб.Пособие. – М.: Высш. Школа, 1980.
7. Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993.
8. Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978.
9. Паскаль. Методическое пособие для преподавателей начальной школы и
воспитателей детских садов по курсу "Развитие творчества".
10. Полуянов Д. Воображение и способности. - М.:3нание, 1985.
11. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. – М.:
Знание, 1984.



15