Использование декоративно — прикладного искусства в развитии творческих способностей детей с ОВЗ


Использование декоративно - прикладного искусства в развитии творческих способностей детей с ОВЗ
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
(В.А. Сухомлинский)
Анализируя подходы выдающихся педагогов к трактовке понятия детства, мы можем сделать вывод о том, что детство – это не подготовительный период в жизни человека, а самоценный, важный, качественно своеобразный этап жизненного пути, ничем не заменимый период человеческой жизни.
В настоящее время развитие и совершенствование личности ребенка невозможно представить себе без реализации её эстетических и творческих тенденций. Школьный возраст является актуальным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими. В этот период творческая деятельность становится наиболее пред почтительной формой самореализации. Творческая деятельность имеет огромное значение для развития и воспитания детей. Как отмечают исследователи детского творчества, она является средством умственного, моторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей.
Среди общего числа детей, так же выделяется категория детей, характеризующихся, как дети с задержкой психического развития (ОВЗ).
Важной особенностью таких детей является незрелость эмоционально-волевой сферы, социальных навыков поведения, недостаточная готовность к школьному обучению. Ребенок, имеющий задержку психического развития отличается замедленным темпом развития психики, который выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, неустойчивостью внимания, в сниженном объеме памяти, преобладанием игровых интересов и быстрой утомляемостью.
Следовательно, творческие способности у детей с ОВЗ формируются со значительным запаздыванием и имеют качественное своеобразие. Их формирование зависит от развития психических и физических функций, но это связь взаимообусловлена, с одной стороны, творчество зависит от качества сформированности восприятия, памяти, мышления, речи, а с другой стороны – оно способствует развитию этих процессов, создавая основу для образных действий.
Таким образом, учитывая психологические особенности детей с ОВЗ: проблема развития творческих способностей у таких детей весьма актуальна.
В коррекционной работе с детьми, имеющими задержку психического развития, важная роль принадлежит продуктивным видам творческой деятельности. Поэтому, ориентируясь на современные психолого-педагогические требования к образованию детей с ОВЗ приоритетным направлением моей работы, стало развитие творческих способностей детей путем использования нетрадиционных техник.
Использование нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, о материалах и их свойствах, о способах действия с ними. У детей появляется способность переносить усвоенные знания в новые условия. Следовательно, для полноценного коррекционно-развивающего процесса необходимо превратить обучение навыкам творческой деятельности в осознанное и интересное дело для ребенка с ОВЗ.
В образовательной деятельности использовала такие техники как коллаж (из фотографий, картинок из журналов, из рисунков детей), роспись по стеклу - витраж, обрывная аппликация, аппликация «ладошек», посыпание цветным песком и другие. Наряду с традиционными материалами бумагой и картоном, пластилином использую лепку из солёного теста, вырезки из журналов, пластинография, точечное рисование и многое другое. Занятия с детьми, я проводила всегда на уроках изобразительного искусства и технологии, при подготовке к урокам я искала новые свежие идеи, которые можно было воплотить в жизнь. Форма проведения занятий была разнообразной: беседа, коллективная работа, работа в парах, индивидуальная работа, работа в маленьких группах. Нетрадиционные техники наполнены новизной, поэтому детям очень интересно работать, мы старались использовать все подручные материалы, которые можно применять на уроках технологии и изобразительного искусства. У детей повысился интерес к аппликации, благодаря тому, что во время образовательной деятельности они познакомились с новыми техниками и материалами в аппликации: обрывная аппликация, скатывание/ сминание бумаги, аппликация из крупы, из природного материала (осенних листьев, семян), из ткани и пуговиц, из пряжи и меха, техника коллаж – сочетание разных материалов, которые гармонично дополняют друг друга и образуют композиционное единство. В целом, выбор аппликации очень широк, что позволяет детям постоянно раскрывать возможности применения тех или иных материалов, их многообразные комбинации. Это повышает интерес ребят к процессу художественного труда и его результату. Во время занятий дети проявляют самостоятельность в выборе композиционного и цветового решения, разных способов создания выразительного образа (обрывание, сминание бумажной формы для передачи фактуры, вырезание симметричное, силуэтное). Точечное рисование так же привлекло детей к этому виду, потому что это необычное рисование, не такое как всегда. Детям предлагались картинки на выбор. Так же мы проболи заниматься росписью по стеклу, для этого требовались витражные краски и рамки. Дети с помощью педагога рисовали, применялась индивидуальная форма работы с учениками. В свободное время дети самостоятельно умеют организовать свою деятельность (вырезать нарисованные предметы или делать вырезки из старых журналов, газет и создавать тематические альбомчики).
Ученики участвовали со своими работами в различных школьных конкурсах: «Елочка в твоем стиле», «Подарок школе на юбилей», «70 лет Великой Победы!». В классе мы стараемся каждый месяц вывешивать различные рисунки, у нас в классе висели рисунки: ко дню учителя, рисунки правила дорожного движения и так далее.
Таким образом, можно сделать вывод, что занятия по художественно-эстетическому воспитанию влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.
Внедрение нетрадиционных техник и материалов, современных форм работы, преобразование развивающей предметно-пространственной среды обеспечивает положительную динамику качественных показателей достижений детей в художественном творчестве. Повышается уровень познавательной активности к окружающему миру, уровень проявления творчества и самостоятельности при выполнении работы, дети стали применять разнообразные способы использования бумаги и других нетрадиционных материалов, увереннее пользоваться ножницами, аккуратно наклеивать детали, научились взаимодействовать друг с другом, участвуя в общей работе.