Методическая разработка МУЗЫКАЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ БАЯНА И АККОРДЕОНА, ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЕ И ШТРИХИ


Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей «Курчатовская районная детская школа искусств»
Методическая разработка по теме:
«МУЗЫКАЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ БАЯНА И АККОРДЕОНА,
ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЕ И ШТРИХИ»
Преподаватель: Родина О.Н.
Чтобы в полной мере овладеть исполнительскими приемами игры на баяне и аккордеоне, каждому обучающемуся необходимо знать и использовать на практике выразительные возможности своего инструмента, особенности его звукообразования.
Баяны и аккордеоны обладают возможностями, позволяющими исполнять различную и довольно сложную музыку. Кнопочная система клавиатур баяна позволяет охватить большой диапазон звучания, а трехрядное строение правой клавиатуры удобно для исполнения различной фактуры изложенного музыкального материала.
Однако небольшой диапазон звучания басов и аккордов левой клавиатуры ограничивает голосоведение определенными рамками и часто приводит к искажению фактуры при исполнении классической музыки. Легкость исполнения аккомпанемента является положительным фактором в исполнении, но, вместе с тем не способствует одинаковому техническому развитию обеих рук, а наличие двух различных по строению клавиатур на баяне и аккордеоне делает обучение на этих инструментах достаточно сложным.
Конструктивные особенности выборного баяна во многом устраняют вышеназванные недостатки стандартных инструментов с готовыми аккордами, значительно расширяют художественные и технические возможности исполнителя. Наличие регистров на концертных баянах, аккордеонах обогащает звучание различными красками.

Известно, что для образования звука на этих инструментах достаточно привести в действие клавиши и меха. Но этим действиям сопутствует целая система: палец - клавиша - рычаг - клапан - воздух - резонатор - планка - язычок - звук.Сложность процесса звукообразования налагает на выработку навыков звукоизвлечения, приемов достижения нужного качества звучания.
Разное качество звучания на баяне и аккордеоне получают различными приемами обращения с клавишами (туше) и разного рода способами ведения меха инструмента. К основным приемам туше относят: нажим, толчок, удар.
Прием игры glis почти не встречается в репертуаре ученика музыкальной школы.
Наиболее типичные способы ведения меха: ровное; с ускорением или замедлением движения (тремоло мехом). Взаимодействие приемов туше и способов ведения меха дает возможность получать множество разнохарактерных звучаний, которые используются для достижения выразительной, красочной игры: прием нажима клавиши следует использовать для мягкой атаки звука при штрихе legato , когда звуки плавно переходят один в другой без какой-либо паузы; приемом толчка клавиши можно получать более определенное, подчеркнутое звучание штрихом non legato (partamento, marcato), когда палец быстро погружается в клавишу до упора, а затем так же быстро отталкивается от нее; приемом удара как одними пальцами, так и с помощью кисти руки, достигать более острого звучания при штрихе staccato.
Нужно уметь правильно действовать и при окончании звука: палец с клавиши снимать мягко, несколько замедленно, или, наоборот, быстро, с отскоком, смотря по обстоятельствам, но во всех случаях избегая стука клавиши.
При длительной протяженности звучания надо уметь с большим вкусом применять филировку - соединение разных динамических нюансов.
Сочетая разные приемы туше с разными способами ведения меха можно получать всевозможные звуковые эффекты, обогащая этим красочную палитру исполнительских приемов.
В процессе обучения ученик осваивает основные штрихи: legato, non legato, staccato. В старших классах следует освоить и разновидности основных штрихов, такие как легатиссимо, стаккатиссимо, портаменто, деташе и др., в зависимости от конкретных художественных требований изучаемых произведений. Наиболее подвижный ученик обогащает свои исполнительские средства и такими характерными приемами, как тремоло мехом или вибрато.
Надо учитывать, что начинающие играть на выборных баянах имеют возможность осваивать штрихи поочередно и последовательно.
Обучающиеся же на стандартных баянах и аккордеонах вынуждены почти сразу сочетать штрихи, даже при исполнении простых пьес. Так, исполнение мелодии обычно требует применение штриха легато, а исполнение аккомпанемента к ней - стаккато, иначе будет заглушаться звучание мелодии.
Одновременно применение различных штрихов связано с координацией прямо противоположных действий пальцев, выработкой у начинающих довольно сложных навыков. Это делает начальное обучение особенно трудным.
До сих пор в репертуаре ученика значительное место занимают фортепианные пьесы в переложении для баяна или аккордеона. При их изучении надо учитывать специфику звукообразования на фортепиано, ибо фортепианное выполнение фортепианных штрихов при исполнении на баяне или аккордеоне не всегда дает нужные художественные результаты, может даже привести к искажению авторского замысла. Чтобы избежать этого, надо переосмысливать штрихи с учетом стиля и характера произведения, выразительного смысла авторских обозначений, а также особенностей записи и реального звучания фортепианных штрихов. Часто снятие обозначений педализации фортепианных пьес при их переложении приводит к искажению звучания.
Чтобы частично компенсировать отсутствие педали, надо использовать приемы более выдержанного баса или аккорда, наложение их звучаний, более глубокого или, наоборот, поверхностного звучания басов и аккордов.
Для выделения звучания мелодического голоса на фоне выдержанного баса или аккорда применять неполное нажатие клавиш.
Работа над качеством звука, над различными приемами звукоизвлечения, штрихами необходима не только для достижения художественных результатов исполнения музыкальных произведений. Она важна и для развития музыкального слуха, чтобы сделать его более тонким, чутким и совершенным.