Урок «Почвы. Почвы Ставропольского края»

Тема : «Почва. Почвы Ставропольского края».4класс
Цели:
Познакомить с процессом образования почвы;
Показать значение почвы для растений и живых организмов;
Выделить основное свойство почвы - плодородие.
Задачи :
Дать представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе; сформировать понятие почва и плодородие.
Дать представление о составе и видах почвы; показать значение перегноя;
Развивать познавательный интерес к предмету, наблюдательность;
Воспитывать бережное отношение к национальному достоянию- почве; коммуникативные качества, сотрудничество, в процессе постановки опытов - аккуратность.
Оборудование:
посылка (срез почвы); плакат «Федор студеный»; карточки с текстом «Минеральные соли»; контрольные листы «Состав почвы», «Виды почвы», образцы почвы; стеклянные стаканы и палочки; коробочки; чашка фарфоровая; штатив; лупы; сухое горючее; демонстрационный столик; толковый словарь; карточки для домашнего задания.


Ход урока.
I.Организация внимания.
- Представьте себе , что вы работаете в учебной лаборатории. В связи с этим сегодня на уроке вы будете не просто учениками, а научными сотрудниками. Поэтому будьте внимательны, наблюдательны и аккуратны.
- Какое сегодня число? Дайте характеристику погоды на 27 ноября. Если на Филиппа (27.11) облачное небо или выпадает снег - к ненастному маю. Существует много народных примет, по которым люди определяют каким будет лето, урожай. А от чего еще зависит урожай мы сегодня и узнаем.
II. Актуализация ранее изученного.
-Что происходит с твердыми телами при нагревании и охлаждении?
-Почему из – за изменений температуры происходит образование трещин в камнях?
-Какую роль в разрушении скал играет вода?
-Какую роль в разрушении скал играет ветер?
-Во что превращаются камни?
Инд. Задания.
Задание 1
Лед превращается в камни. Какое свойство льда проявляется при этом?
Задание 2.
Заполнить схему.
- Под действием каких изменений происходит разрушение камней?
Разрушение камней.


III. Изучение нового материала.
1.- В нашу лабораторию пришла посылка. Интересно, что это?
Показ среза земли, взятого с обрыва.
-Ребята, поступила просьба изучить дан6ный материал. Как вы считаете, что это?
-Действительно, и тема нашего урока – «Почва»
- Научные сотрудники работают по плану. Я предлагаю и вам составить план работы на уроке. Согласны? С чего начнем?
- Знаете ли вы, что такое почва?
- Прежде всего, надо дать научное определение почве.
На доске появляется таблица «Что такое почва?»
-Что еще хотели бы вы узнать о почве? Какими свойствами она обладает?
На доску вывешивается табличка «Свойства почвы».
- Как вы считаете везде ли почва одинакова ?
- Значит, с чем мы познакомимся? Кто догадался? Правильно. С видами почвы.
- А еще мы узнаем, какие почвы находятся в нашем крае.
-А, знаете ли вы, зачем человеку почва и как он ее использует?

Что такое почва?
Свойства почвы.
Виды почвы. Почвы нашего края.
Почва человеку.



2.-Приступим к работе, следуя составленному плану. Что же такое почва? Как вы думаете, что поможет ответить на этот вопрос? Правильно. Посылка. Внимательно рассмотрите верхний слой почвы. Какого он цвета? Сделайте вывод. (Верхний темный рыхлый слой земли называют почвой)
(На доске – вывод)
- Ответили на первый пункт плана?
3. Переходим к выполнению следующего пункта плана.
- С какими свойствами почвы вы познакомились ранее?
- Рассмотрите еще раз верхний слой почвы. Что увидели? (траву, растения , деревья). Что вызревает осенью на деревьях?
- Как вы думаете каким же важным свойствам обладает почва? (Плодородием)
- Как вы понимаете смысл этого слова?
- Прочитаем значение этого слова в Толковом словаре. Что, по вашему мнению, делает почву плодородной?
4. Проведение опытов.
- Проверить ваши предположения нам помогут опыты. Сейчас вы будете выполнять очень важную исследовательскую работу, результаты которой будете записывать в схемы, которые лежат у вас на столах.
Опыт 1.
-Возьмите пакет №1 , насыпьте на лист бумаги, возьмите лупу и рассмотрите почву. Что вы видите? Какие частицы вы увидели?
-Это называется перегной.

Опыт 2.
-Бросьте в воду комочек почвы и понаблюдайте за ней. Что заметили?
-Сделайте вывод.
- Теперь перемешайте содержимое и отставьте.

Опыт 3.
Нагревание почвы.
-Что появилось на стекле?
Сделайте вывод.
-Белый налет- это минеральные соли.
-О роли минеральных солей прочитайте на экране.
Значит , что входит в состав почвы?

-А теперь рассмотрите , что находится на дне стакана?
-Какой вывод можно сделать?

IV. Физминутка.
V. Продолжение изучения нового материала.
-А теперь познакомимся с видами почвы.
- Рассмотрите образцы почвы под №2,3,4,5.
- Что вы заметили?
-А как вы считаете одинаково ли эти почвы называются?
-Какие бывают почвы, об этом вы узнаете из учебника.

-Итак, какими основными признаками обладает черноземная почва?
- Какими основными, признаками обладает глинистая почва?
-А, что вы можете сказать о песчаной почве?
- Какими признаками обладает подзолистая почва?
Р/К
- А как вы думаете, какая почва преобладает в нашем крае?

VI. Практическая работа.

- Ещё раз рассмотрите образцы почвы лежащие у вас на парте. В группах обсудите, какая почва находится в каждом пакете?
Результаты занесите в контрольный лист.
_ Итак, каковы результаты? Какая почва находится во 2 пакете? Почему? Докажите. (В3,4,5 пакете)
- Какой признак стал основным и помог вам определить вид почвы.
-А сейчас предлагаю оценить правильность выполнения практической работы.
- Если правильно определили-5
- 1-2 ошибки-4.
VI. Домашнее задание.
- Наш урок подошел к концу. На все ли пункты плана ответили?
Поэтому дома вам предлагаю по выбору подготовить ответ на вопрос: Как человек использует почву и ее охраняет? Или, рассказать о глинистой почве.
VII. Итог.
- Так от чего же зависит наш урожай? На какой почве он будет более богатым.
-Что понравилось на уроке?
- С какими трудностями встретились?
Кроссворд «Почва».

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]




Вопросы к кроссворду:
1. Органическая масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие почвы. (Перегной)
2. Вещество, хорошо удерживающее воду. (Глина)
3. Одна из составных частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем, обеспечивающая доступ воздуха к корням растений. (Песок)
4. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух)
5. Это живые организмы, под действием которых из остатков растений образуется перегной. (Микробы)
6. Вещество, необходимое для жизни и развития растений. (Вода)
7. Это питательное вещество образуется из перегноя под воздействием микроорганизмов. (Соли)
- Назовите слово в выделенной строчке. (Плодородие)