Осуществление преемственности между начальным и средним звеном на уроках английского языка


ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Осуществление преемственности между начальным и средним звеном»Выполнен Емельяновой Ариной Юрьевной
Преемственность – это последовательная, непрерывная связь между различными
ступенями в развитии качеств личности школьника, опора на его нравственный опыт,
знания, умения, навыки, расширение и углубление их в последующие годы образования”.
Преемственность – это последовательная, непрерывная связь между различными
ступенями в развитии качеств личности школьника, опора на его нравственный опыт,
знания, умения, навыки, расширение и углубление их в последующие годы образования”.
Преемственность – это последовательная, непрерывная связь между различными
ступенями в развитии качеств личности школьника, опора на его нравственный опыт,
знания, умения, навыки, расширение и углубление их в последующие годы образования”.
Проблема снижения успешности в обучении учащихся (особенно это заметно в период подросткового возраста) при переходе из начальной в среднюю школу была и остается одной из самых главных проблем в образовании. Говоря о преподавании английского языка ученикам, только что окончивших начальную школу, нельзя не упомянуть о преемственности в обучении языку. Преемственность подразумевает под собой последовательную, непрерывную связь между различными ступенями в образовании школьника, опору на его знания, умения, навыки, расширение и углубление их в последующие годы образования. Таким образом, начальная школа должна служить нам неким плацдармом для дальнейшего обучения, накопления учениками знаний. Преемственность – непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. Четвёртый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребёнка. У большинства детей уже сложился индивидуальный стиль учебной работы, разное отношение к учебным предметам. Многие дети приобрели умение учиться: они способны качественно усваивать предлагаемые знания и, в случае необходимости, добывать их самостоятельно. Приходя в среднюю школу, дети становятся младшими подростками. Этот период совпадает с началом полового созревания. Происходят изменения в познавательной и учебной деятельности. В это время состояние детей характеризуется низкой организованностью, утомляемостью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, снижением самооценки, высоким уровнем тревожности. Преемственность трактуется сегодня как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. Решение проблемы преемственности на методическом уровне предполагает учет тесной взаимосвязи разных ее аспектов:
дидактического, включающего преемственность содержания, средств, форм и методов обучения. С этим нам помогает справиться единая последовательная программа учебника.
психологического, связанного с учетом закономерностей формирования учебной деятельности и развития психических функций ребенка. Этот аспект в средней школе тяжелее учесть, потому что учителю-предметнику невозможно по ряду причин уделить внимание психологическому состоянию всех своих учеников.
методического, связанного с разработкой новых подходов к формированию математических понятий, оказывающих эффективное влияние на развитие мышления учащихся. Необходимо уделить большое внимание на предыдущий опыт обучения английскому языку, использовать некоторые элементы из начальной школы, например, стихотворения или различные песенки на изучаемом языке, для того, чтобы ученики ощущали зависимость в обучении.
Однако самым важным признаком адаптации первоклассника в школьной среде являются его отношения с одноклассниками и учителем. Очень важно расположить младших школьников к себе, создать атмосферу сотрудничества и доброжелательности на уроке.
Сейчас рассмотрим некоторые проблемы, которые могут явиться тем самым камнем преткновения в преемственности.
ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ и способы их решения
Меняющиеся учителя. Это проблема, связанная с т.н. «текучкой кадров». Для детей это является постоянной проблемой адаптации к методам и стилям преподавания предмета, в моделям поведения учителей на уроках и даже их характерам. Бывает, что дети психологически болезненно воспринимают смену учителя и лишаются мотивации. Как решение, нужно расположить к себе учеников и создать легкую атмосферу на уроке, что будет более комфортным для учителя в том числе.
Ошибочное мнение учителей начальной школы о том, что следующая ступень образования будет очень сложной и в эмоциональном и в умственном плане. И что использование игровых моментов на уроке, - это удел начальной школы. То есть, детей заранее программируют на провал и будущие сложности, хотя ничем это не стимулируют. Такое мнение приводит к большому разрыву в организации учебного процесса в начальном звене и средней школе. Пятиклассники еще очень нуждаются в позитивных отзывах педагога и им необходимо чувствовать дружелюбность и терпение по отношению к себе. Для этого по возможности можно ввести за правило знакомства учеников и их родителей с учителями английского языка для понимания того, что будут требовать педагоги от выпускников начальной школы в следующем году и, возможно, дать родителям время для заполнения пропусков в знаниях программы младшей школы.
Можем наблюдать небрежность ведения тетрадей, редкие записи классных работ, пренебрежение домашними работами, забывчивость всех принадлежностей к уроку. На это влияют многие факторы, одним из которых является ослабление внешнего контроля за выполнением домашних работ со стороны учителя и родителей. Родители к пятому классу устают от проверки тетрадей. Кто-то не считает это целесообразным из-за уже приобретенного навыка всегда выполнять задание на дом в полном объеме. Учителя же не в состоянии вести контроль за каждым учеником из-за объемов работ и обилия классов. Вот и получается, что наши пятиклассники постепенно отучаются продуктивно работать дома. Появляются запуски и пробелы в знаниях. Для того, чтобы избежать этой проблемы, нужно систематизировать проверку тетрадей, наблюдение за ведением классных работ. Это займет не более 3 минут, если во время урока эти пару минут посвятить проверке выполнения работ у выбранных учеников.
В заключении хочу сказать, что проблема преемственности стоит остро не только в изучении английского языка. Эта проблема актуальна для всех учителей-предметников. Для того, чтобы ее избежать, необходимо в первую очередь, создать атмосферу сотрудничества между учителями начального и среднего звена. И также следует помнить о том, что в подростковом возрасте ведущей деятельностью для школьников становится деятельность общения. Приоритеты от учителя и родителей перемещаются к сверстникам. Ребята хотят взаимодействовать со сверстниками и в учебной деятельности. Важно выстроить комфортные отношения для работы в больших и малых группах. Кроме того, позитивные отношения к сверстнику они переносят и на педагога, способного организовать значимое для школьников общение. То есть, для 5-классников важнее то, какие мы по отношению к ним, и из этого взгляда они строят свое отношение к предмету.