Технологическая карта урока по русскому языку на тему Работа над ошибками. Контрольное списывание

Урок русского языка во 2 «Б» классе. Учитель: Гаршина Т.В.
Дата
30.11.16

Тема
Работа над ошибками. Контрольное списывание

Педагогическая цель
развитие умения определять в корне слова изучаемые орфограммы, приводить свои примеры, анализировать ошибки, объяснять написание слов с изученными орфограммами

Задачи

формировать орфографическую зоркость с учётом индивидуальных возможностей и ошибок, допущенных учащимися при письме; отрабатывать самостоятельность учащихся на уроках при работе над ошибками, проверять орфограмму, подобрав правильно проверочное слово; отработка умения самоконтроля, самоанализа.

Тип урока
Комбинированный

Планируемые
результаты
(предметные)
Определяют в корне слова изучаемые орфограммы. Умеют приводить свои примеры. Анализируют ошибки. Объясняют написание слов с изученными орфограммами

Личностные результаты
Сохраняют мотивацию к учебе; ориентируются на понимание причин успеха в практической деятельности; осознают необходимость выполнения школьных требований

Универсальные учебные действия (метапредметные)
П – осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Р – анализируют собственную работу; вносят необходимые коррективы.
К – участвуют в учебном диалоге; слушают, точно реагируют на реплики; формулируют собственное мнение и позицию в высказываниях; умеют задавать вопросы; используют речь для регуляции своего действия

Основное содержание темы, понятия, термины
Правописание согласных и гласных в корне слова

Оборудование
Интерактивная доска, компьютер, проектор, тексты для списывания, памятки, снежинки, карточки

Сценарий урока
Этапы урока
Формы, методы, методические
приёмы
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Форма
контроля




Осуществляемые действия
Формируемые умения


I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
Фронтальная.
Словесный. Слово учителя
Приветствие. Настрой на урок.
Слайд1
Сегодня урок необычный у нас. Готов к нему, вижу, каждый из вас. Улыбка, уверенность. Что ж: «Так держать!» За парты садитесь, пора начинать. Я рада видеть каждого из вас! И пусть прохладою зима к нам в окна дышит, Нам будет здесь уютно, ведь наш класс Друг друга любит, чувствует и слышит. Я вижу, что все готовы к уроку. Приятно видеть ваши улыбки, хороший настрой на работу.
Чтобы грамотными стать,
Надо много нам читать.
Надо быть активным,
Инициативным.
А еще желательно
Делать все внимательно!
– Проверим готовность к уроку
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя


II. Локализация затруднений


На прошлом уроке мы писали диктант. Цель этого диктанта: правильное написание изученных орфограмм (безударная гласная в корне, проверяемая ударением, парные звонкие и глухие согласные)
А) - общий анализ по отметкам, по ошибкам слайды2,3,4
Анализ диктанта
- посмотрите на таблицу и скажите, на какую орфограмму было допущено много ошибок?















на правописании безударных гласных в корне слова, проверяемые ударением., ..



III. Постановка учебной задачи
Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа
– постановка цели
- вы допустили много ошибок. Что мы будем делать сегодня на уроке, чтобы в следующий раз у нас меньше было ошибок ?
- сформулируйте тему нашего урока
- сформулируйте цель нашего урока
Слайд 5
Откройте тетради, запишите число, классная работа
У ког «5» работают по карточкам
называют тему урока, предлагают свои варианты учебной задачи
будем выполнять работу над ошибками тема:«Работа над ошибками»
- цель: выполнить работу над ошибками

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем
Беседа по вопросам

IV. Коррекция знаний и способов действий.
Работа над ошибками
Фронтальная, ин-дивидуальная. Словесный, практический. Беседа, работа над ошибками
- на какие орфограммы допущено больше всего ошибок?
Слайд6
А) – повторение правил
- как проверить безударную гласную в корне? (слайд7)
Чтобы проверить безударную гласную в корне
надо, изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы безударный гласный звук в проверочном слове оказался под ударением.
– повторение алгоритма
Слайд8
- какие шаги нужно помнить при проверке без. гл.?

Слайд9
- как проверить парные звонкие и глухие согласные?

какое правило нужно помнить при проверке парных звонких и глухих согласных?
В) - работа над ошибками
- (у кого «4, 3, 2» -работают с учителем)
- на доске мы выполним по одному слову на каждый вид орфограммы, остальное сам-но.
Работа с памятками
Вывод: - все ли смогли проработать свои ошибки?
-как ты работал над ошибками ? (3-4 чел.)
Я думаю в следующий раз при написании диктанта вы допустите меньше ошибок на эти закреплённые орфограммы
Выполняют работу над ошибками


надо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы безударный гласный звук в проверочном слове оказался под ударением.
Алгоритм.
1.Выпиши слово.
2. Поставь ударение.
3.Выдели корень.
4.Подчеркни в корне слова безударную гласную.
5.Подбери проверочное слово, так чтобы на эту гласную падало ударение.
6. Запиши его.
надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял звук гласный или звуки [ л, м, н, р, й ]
Правило: надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял звук гласный или звуки [ л, м, н, р, й ]






я находил ошибку и действовал по алгоритму
Оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения
Работа над ошибками

V.Физминутка

Музыкальная с движениями




VI. Контроль знаний и способов действий
Индивидуальная. Практический. Контрольное списывание
Создает условия для контрольного списывания текста (см. Приложение 1)
Памятка при списывании Слайд10
Повторяют памятку. Самостоятельно списывают текст
Учатся работать по предложенному учителем плану
Контрольное списывание

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
Фронтальная.
Словесный.
Беседа
– Какая задача стояла перед нами?
– Удалось ли ее решить?
– Кто справился с задачей?
– Кто испытывал затруднения? Почему?
Отвечают на воп- росы

Поднимите белые снежинки, у кого трудности-фиолетовые
Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке
Беседа по вопросам. Саморегуляция

Дополнительный материал (если останется время)

Игра «да, нет» Если вы согласны с моим высказыванием, присядьте, если не согласны, стойте и показывайте головой и руками нет.
В слове яма 3 звука

В слове гора корень гор.
В слове чудо я напишу букву –ю-

Звук – [й] всегда мягкий




- нет
-да
-нет
-да




Приложение 1
ПРОРУБЬ
Был март. Снег осел. Ваня побежал на пруд. Мальчик увидел прорубь. Он ступил на тонкий лед. Лед треснул. Ваня упал в прорубь. Вода была студеная. Ваня замерз и простудился. (30 слов.)

Памятка для учащихся начальной школы.
Работа над ошибками по русскому языку.


Правило
Что делать?

1
Большая буква в начале предложения.
Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения.
Выпиши предложение. Поставь в конце предложения нужный знак. Подчеркни его.
(Наступила золотая осень. )

2
Слоги. Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Напиши слово, раздели на слоги. Поставь ударение, подчеркни гласные.
У/чи/тель/ни/ца.

3
Перенос слова. Запомни! При переносе нельзя одну букву переносить на новую строку и нельзя оставлять на строке.
Напиши слово и покажи все способы переноса.
Бе-рё-за, берё-за. Груп-па.

4
Мягкий знак- показатель мягкости согласных.
Напиши слово. Подчеркни согласную вместе с «ь», допиши ещё два слово на данное правило.
Де
·нь, коньки, учить.

5
Жи-, ши-, ча-, ща-, чу-, щу-, чк-, чн-.
Напиши слово правильно, допиши ещё два слова на это правило. Выдели и подчеркни орфограмму.
Машина, малыши, шина.

6
Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова. (Словарные слова.)
Напиши слово правильно 3 раза. Поставь ударение, раздели на слоги, выдели «опасные» места.
У/че/ник, у/че/ник, у/че/ник.

7
Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова.
Напиши слово правильно. Подбери проверочное слово, выдели корень, подчеркни.
Гриб-грибы, глазки-глаза.

8
Большая буква в именах собственных.
Напиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на данное правило. Выдели и подчеркни орфограмму.
Таня, Саша, Андрей.
Москва, Ярославль, Новгород.

9
Удвоенная согласная.
Напиши слово правильно, выдели удвоенную согласную, запиши ещё 3 слова на данное правило.
Класс, русский, искусство.
Тонна, длинный, лунный.

10
Правописание проверяемой безударной гласной в корне слова.
Выпиши слово, напиши проверочное. Поставь знак ударения, выдели корень и безударную гласную в корне.
Гроза – грозы.

11
Разделительный мягкий знак. Запомни!
Разделительный «ь» знак пишется после согласной, перед гласными е, ё, и, ю, я.
Выпиши слово правильно. Подчеркни разделительный «ь» знак, допиши ещё 2 слова на данное правило.
Листья, сучья, вьюга.




12
Правописание предлогов. Запомни! Предлог пишется отдельно от слова.
Напиши слово с предлогом. Поставь между словом и предлогом вопрос или слово.
В лес. В (густой) лес.
Из леса. Из (чего?) леса.

13
Ошибка на пропуск и замену букв, искажение слов.
Напиши слово правильно 3 раза. Подчеркни букву, в которой ошибся. Раздели слово на слоги, поставь ударение.
Конь/ки, конь/ки, конь/ки.


14
Ошибки в составлении и разборе предложения.
Составь и запиши предложение правильно. Если необходимо сделай разбор.
сущ. гл. прил. сущ.
В гнезде сидел маленький орленок.


15
Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
Напиши слово правильно. Подбери родственные слова, чтобы непроизносимый звук слышался четко. Выдели корень и орфограмму.
Звёздный – звезда, звездочка.


16
Разбор слов по составу.
Выпиши слово. Разбери его по составу. Запиши ещё 2 слова к данной схеме.
Поездка, .., .


17
«Не» с глаголом. Запомни! Частица «НЕ» с глаголом пишется отдельно.
Выпиши глагол с «не». Запиши ещё 2 слова на данное правило. Выдели частицу.
Не был, не выучил, не знал.

18
Разделительный «Ь». Запомни! Разделительный «Ь» пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную перед гласными е, ё, я.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на данное правило. Выдели приставку и оформи орфограмму.
Подъехал, объявление, съел.


19
Правописание «ь» в конце существительных после шипящих.
Напиши слово правильно, определи род. Напиши ещё 2 слова на данное правило.
Ночь (м.р.),, . .
Мяч (м.р.), , . .

20
Правописание безударных, падежных окончаний имён существительных.
Выпиши словосочетание. Поставь вопрос. По начальной форме определи склонение и падеж. Выдели окончание.
Шёл (по чему?) по площади (3 скл., Д.п.)

21
Правописание безударных, падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши имя прилагательное вместе с именем существительным, к которому оно относится. Поставь вопрос. Обрати внимание на окончание вопроса и прилагательного. Выдели окончание, определи род, число, падеж.
Озером (каким?) глубоким (ср.р., ед.ч., Т.п.)



22
Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол, поставь в неопределенную форму. Определи спряжение, выдели окончание.
Пишет (писать) – 1спр., (-е,-ут,-ют)

23
Правописание окончаний глаголов 2 лица ед.ч..
Напиши глагол правильно. Выдели окончание. Запиши ещё 2 слова на данное правило.
Играешь, сидишь, пишешь.

24
Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени.
Выпиши слово правильно, поставь в неопределенную форму. Обрати внимание на букву перед суффиксом ть. Оформи орфограмму.
Слышал (слышать).



Если не смог справиться со своей ошибкой – обратись к учителю!



Карточка.
Вставь пропущенные буквы, в скобках пиши проверочные слова.
На (_______________ ) древьях лопнули почки. Из (___________) змли (________________) покзалась (___________ ) (_______________) млдая (________________) трака. Расцвели ивы. Дружно гудели (______________) шмли. Петька (_______) бжал по (___________) укой (___________) тропе. Она вывела малчика к ручю. Он напился (___________) (__________________) хлдной (________) вды и (____________) увдел палатку
Карточка.
Вставь пропущенные буквы, в скобках пиши проверочные слова.
На (_______________ ) древьях лопнули почки. Из (___________) змли (________________) покзалась (___________ ) (_______________) млдая (________________) трака. Расцвели ивы. Дружно гудели (______________) шмли. Петька (_______) бжал по (___________) укой (___________) тропе. Она вывела малчика к ручю. Он напился (___________) (__________________) хлдной (________) вды и (____________) увдел палатку.
__________________________________________________________________

Карточка.
Вставь пропущенные буквы, в скобках пиши проверочные слова.
На (_______________ ) древьях лопнули почки. Из (___________) змли (________________) покзалась (___________ ) (_______________) млдая (________________) трака. Расцвели ивы. Дружно гудели (______________) шмли. Петька (_______) бжал по (___________) укой (___________) тропе. Она вывела малчика к ручю. Он напился (___________) (__________________) хлдной (________) вды и (____________) увдел палатку.



Карточка.
Исправь ошибки, вставь пропущенные буквы, в скобках пиши проверочные слова.
катюша Бровкина и юля Зубкова – (__________) подруки. Они жывут на одной ( ____________ ) площаке. Катя любит читать (_______________) кники. Она читает ( _____________) скаки, (______________) загаки. У юленьки (__________) рекий дар. Девочька умела шит. Пока шёт одежду (________) свим куклам. На (________) стле (_______) стит машынка. Лежат нитки, (__________) булаки. Уже готовы (__________) лёкая ( ____________) блука для (__________) лсички, (________________) безрукака медведю, (___________) укая (__________) юка для любимой куклы Анюты.
Карточка.
Исправь ошибки, вставь пропущенные буквы, в скобках пиши проверочные слова.
катюша Бровкина и юля Зубкова – (__________) подруки. Они жывут на одной ( ____________ ) площаке. Катя любит читать (_______________) кники. Она читает ( _____________) скаки, (______________) загаки. У юленьки (__________) рекий дар. Девочька умела шит. Пока шёт одежду (________) свим куклам. На (________) стле (_______) стит машынка. Лежат нитки, (__________) булаки. Уже готовы (__________) лёкая ( ____________) блука для (__________) лсички, (________________) безрукака медведю, (___________) укая (__________) юка для любимой куклы Анюты.




















15