Организация работы по формированию ключевых компетенций в каникулярное время

Педсовет по теме:
«Формирование метапредметных и личностных компетенций учащихся в воспитательной системе Центра»
Тема выступления:
«Организация работы по формированию ключевых компетенций в каникулярное время»
27января 2016 года
Тучинская Екатерина Александровна.
Образовательный процесс у нас в Центре происходит не только в учебный период, но и в каникулярное время. По мимо того, что во время каникул продолжаются учебные занятия работают кружки и объединения , также работает профильный лагерь для детей.
Каждый профильный лагерь имеет свою направленность, и вся работа лагеря направлена на формирование компетенций у детей. Деятельность детей в лагере развивает, раскрывает гражданские качества личности, помогает детям в ранней профориентации, дети учатся проявлять гражданственность, сознательность, учатся быть самостоятельными.
Согласно программе воспитательной системы «Звезда «Каникула» на Планете взросления» на каждый каникулярный период разрабатывается план работы или полноценная программа, в которую включаются оздоровительные мероприятия, гражданско-патриотические и др.
На протяжении многих лет весенние каникулы в нашем Центре проходят по теме «Музей и дети», дети приобщаются к культурным, эстетическим, культурологическим, духовно-нравственным, и гражданско-патриотическим ценностям.
Во время осенних каникул проходит праздник «День народного единства». А не задолго перед каникулами мы отмечаем 20 октября День образования Хабаровского края, поэтому осенние каникулы проходят по гражданско-патриотическому направлению, внедряется региональный компонент.
На летних каникулах у коллектива Центра появляется больше возможностей для внедрения разнообразных тематических программ.
На протяжении двух лет 2010-11 годы была реализована программа профильного лагеря «Остров Мечты» для детей «группы риска.
Благодаря организации разнообразной созидательной, творческой деятельности, дети смогли:
- открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «Я»;
- осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей;
- повысить самооценку;
- выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.
Программа смены включала в себя лагерные и отрядные дела, разработку и защиту участниками смены проектов игровых программ, занятия в творческих мастерских, спортивно – оздоровительные мероприятия, экскурсионные поездки, работу в органах самоуправления, различные по степени сложности игры и конкурсы.
Ежедневно дети погружались в разнообразие видов творческой деятельности, открывали для себя свой творческий мир, мир фантазии и приключений.
В конце смены подводились итоги. Лучшие отряды и участники игры были награждены дипломами и сувенирами.
Всего было организовано четыре тематических смены.
I смена – «Здоровье». Из воспитанников лагеря формировались команда, которая на корабле отправлялась на поиск Острова. Выдержали такое путешествие лишь здоровые и физически сильные люди, поэтому все мероприятия данной смены направлены на развитие физических навыков и привития детям навыков здорового образа жизни.
II смена – «Культура». Воспитанники лагеря причаливали к берегу Острова мечты, но попасть на сам Остров они смогли лишь только тогда, когда стали воспитанными и приобрели навыки культуры поведения.
2 год III смена – «Тайны Острова мечты». Третья смена имела экологическую направленность.
В начале смены дети высаживались на Острове мечты. При высадке на острове экипажи получали свои задания (их вручает Великий гуру Острова мечты – начальник лагеря) для разгадки тайн Острова мечты.
Отряд «Изюминка» изучал культуру острова.
Отряд «Мечтатели» (дети из социальной гостиной) изучал флору и фауну острова.
Отряд «Академия почемучек» изучал различные «премудрости», которыми с ними делились островитяне.
Воспитатели лагеря - островитяне, местные жители, хранители полезных знаний, аборигены – охотно делились с детьми всем, что знают и умеют сами, помогают им стать островитянами.
В ходе третьей смены дети в конце каждой недели получали банданы островитян. Банданы были разных цветов в зависимости от степени активности и дисциплинированности ребят.
При этом учитывается:
Дисциплинированность в течение недели;
Отсутствие замечаний;
Творческий подход к выполнению заданий;
Сплоченность коллектива, степень активности всех членов отряда при совместном выполнении заданий;
Работа самоуправления в отряде.
Вся эта работа опять-таки была направлена на развитие определенных компетенций
IV смена – «Осуществление мечты». Получив Тотем и став островитянами, ребята должны подружиться с местными жителями (аборигенами острова) и совместными усилиями построить Дом дружбы и добра. Таким образом, осуществится заветная мечта: стать здоровыми, воспитанными, жить на острове с чистой экологией, в просторном доме дружно и счастливо.
Для усиления мотивации детей и поощрения их активности в конце каждой недели дети получали кирпичи разных цветов:
Красные – «Молодцы!» (при отсутствии замечаний и дружной работе коллектива).
Синие – «Еще чуть-чуть!» (при наличии небольшого количества замечаний или недостаточной активности в выполнении заданий).
Желтые – «Нужно подтянуться!» (при значительном количестве замечаний или низкой активности в выполнении заданий).
При этом получение кирпичей разного цвета зависит от тех же показателей, что и на предыдущей смене.
В конце смены ребята построили дом.
В 2012 году в ЦВР была реализована программа летнего семейного лагеря творческой направленности «Секреты счастья», она была направлена на создание условий для укрепления детско-родительских отношений через совместное творчество, оздоровление и досуг.
В период каникул проблема детско-родительских отношений, недостаточного внимания родителей к своим детям, необходимости совместного полезного и активного времяпровождения детей и родителей не теряет своей актуальности.
Лето является особенным периодом, когда совместная деятельность и досуг детей и родителей становятся наиболее интересными и разнообразными, так как появляются дополнительные возможности (благоприятные погодные условия, увеличение свободного времени, возможность посещения открытых площадок для игр, мест для экскурсий и т.д.).
Повышению активности родителей в воспитании ребенка способствуют, прежде всего, совместные дела родителей и детей. Результативность социализации ребенка во многом зависит от качества совместной деятельности детей и родителей.
Принимая участие в работе творческих мастерских и мастер-классов, дети и родители узнали секреты счастья – это возможность быть рядом со своими родными, вести здоровый образ жизни всей семьей, ощущение психологического комфорта (в том числе и от хороших отношений с близкими людьми), совместное семейное творчество и содержательный интересный досуг. То есть это и есть развитие ключевых компетенций.
В 2013году была реализована комплексная программа профильного лагеря «Учебный год наоборот», которая направлена на формирование у детей интереса и уважительного отношения к культурным ценностям через изучение российских и международных праздников.
Дети в этом профильном лагере изучали историю возникновения праздников, особенности их проведения, традиции, обычаи. То есть дети получали определенные знания, но не научные (по школьным предметам), а из области культуры и искусства. Таким образом, деятельность всех участников смены носила не только развлекательный, но и обучающий характер.
По временам года праздники поделены следующим образом: 1 смена – осенние и зимние праздники, 2 смена – весенние и летние праздники. Самый первый праздник – День знаний, открытие «учебного года наоборот». В конце первой смены проводится Масленица (проводы зимы, встреча весны). Таким образом, создается «мостик» для перехода ко второй смене и переходу к изучению весенних праздников. Заканчивается вторая смена праздником лета, который означает окончание «учебного года наоборот» и подведение итогов по результатам всего «учебного года».
В течение смены дети познакомились с такими праздниками:
Осенние праздники. День Знаний. День красоты. Всемирный день туризма. Международный день сказок. Международный день музыки. День рождения Деда Мороза.
Зимние праздники. Новый год. Рождество Всемирный день «спасибо».
День домового. День святого Валентина. Международный день родного языка. Масленица.
Весенние праздники. День дружбы. 8 Марта. Международный день театра. Всемирный день воды. День смеха. День космонавтики. Международный день танца. Всемирный день здоровья.
Летние праздники. День Ивана Купала. День семьи, любви и верности. Всемирный день футбола. День профессий. Яблочный спас. День государственного флага РФ. День российской науки. День кино России
Таким образом, дети смогли расширить свой кругозор.
Программа профильного лагеря «Профибург» была реализована в 2014 году. Направлена формирование у детей представления о многообразии профессий и ценности созидательного труда человека.
В течение двух смен дети знакомились с разными профессиями, на 2-3 дня примеряя на себя ту или иную специальность: кондитера, актера, строителя и т.д.
Основной упор при знакомстве с разными профессиями был сделан на то, что для разных профессий нужно развивать определенные способности и качества личности (усидчивость, внимательность и т.д.).
На две смены дети стали жителями Профибурга – города профессий.
Каждая неделя была посвящена отдельной отрасли:
Неделя работников пищепрома;
Неделя военных профессий;
Неделя работников сферы услуг;
Неделя строительных специальностей;
Неделя природоохранных специальностей;
Неделя работников искусства и культуры.
Для более тесного знакомства с рядом профессий были организованы экскурсии на фабрику мороженого, в Малый аэропорт, пожарно-техническую выставку, выезды в театр кукол и театр юного зрителя, «Экзотик-парк», бассейн «Лайм», парк им. Муравьева-Амурского (краеведческо-туристическая эстафета «Клад Приамурья»), выход в кинотеатр «Атмосфера».
Проведены мастер-классы по твистингу (моделированию из шаров), по актерскому мастерству (с приглашением актера «Музыкального театра»), по изготовлению реквизита и работе театра теней (с приглашением специалиста «Парка им. Муравьева-Амурского»), по аква-гриму, мастер-класс «Hand-made» (изготовление аксессуаров своими руками).
В течение каждой недели проводились тематические (вводные) беседы и игровые программы, посвященные определенным профессиям: «Билдинг-эстафета» (знакомство с рабочими специальностями), игра-путешествие по закулисью цирка «Мы – друзья клоуны», экологическая викторина «Путешествие в лес чудес», познавательная игра «Мистер Этикет», шоу «Минута славы», конкурсная программа «Шеф-повар года», тематический день «Теперь ты в армии», конкурсная программа для юных модельеров и дизайнеров «Biutiful» и другие.
В течение обеих смен в лагере проходила экономическая игра. Осваивая тонкости различных профессий, активно участвуя в жизни города, жители Профибурга зарабатывали деньги, на которые в конце смены смогли купить в «магазине» полезные вещи и сладости.
Официальная валюта города – «профики».
К концу смены у детей сформировалось целостное представление об имеющихся классификациях профессий. У большинства детей появилось понимание в различиях ряда профессий, таких как, например, врач и фармацевт, учитель и переводчик, повар и кондитер, полицейский и охранник.
Программа профильного лагеря «Светофорск» была реализована в 2015 году. Программа была направлена формирование у детей устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах посредством технического моделирования и компьютерных технологий.
Проект программы, предполагал знакомство детей раннего и среднего школьного возраста с основами безопасного поведения на улицах и дорогах.
Формирование у школьников правил дорожной грамотности рассматривалась нами как составная часть воспитания общей культуры ребёнка, как систематическая, целенаправленная деятельность, включающая разнообразные формы работы.
Учитывая интересы современных школьников, коллектив Центра помимо традиционных форм занятий по ПДД использовал возможности технического моделирования (конструирования) и компьютерной техники (специальных компьютерных тренажеров и программ).
Каждый педагог знает, что дети очень любят мастерить поделки, а потом использовать их в своих играх. Причём с самодельными игрушками дети играют, обычно, с большим интересом и особенно бережно относятся к ним.
В ходе реализации данной программы дети принимали активное участие в подготовке атрибутов к играм по отработке знаний правил дорожного движения: модель дорожного перекрестка, макет автомобиля и т.д.
Отличительной особенностью настоящей программы является то, что она предусматривает изучение правил дорожного движения через техническое творчество и компьютерные технологии: позволяет моделировать ситуации на макетах и моделях собственного изготовления и отрабатывать навыки безопасного дорожного движения на специальных компьютерных тренажерах.
Игровая модель смены
В начале смены все дети и взрослые стали жителями города Светофорска. Улицы и кварталы этого города имели оригинальные названия: квартал Пешеходов, улица Дорожных знаков, Светофорный переулок и др. Эти названия были использованы при оформлении лагеря.
Еженедельно дети примеряли на себя разные социальные роли, связанные с ПДД (пешеходы, водители, инспектора ГИБДД, представители дорожных служб и др.), при этом изучая правила дорожного движения, права и обязанности участников дорожного движения, основы первой медицинской помощи.
В течение двух смен дети под руководством воспитателей составляли карту-схему «Безопасный путь домой» (максимально приближенный к реальной схеме дорожной планировки Южного микрорайона), изготовили макет перекрестка, модели автотранспорта, которые были использованы во время практических занятий. Также были отработаны навыки по ПДД на специальных компьютерных тренажерах с использованием компьютерных программ.
В течение двух смен дети готовили агитационные выступления по ПДД для школ и ДОУ Южного округа. Ребята выступали на городском конкурсе «Летний экспресс» где заняли первое место.
Обучающиеся подготовили и провели совместно с отделом пропаганды УМВД ГАИ ГИБДД г. Хабаровска акцию «Внимание водитель!» с вручением листовок- безопасности водителям и пешеходам.
В конце второй смены дети сдавали экзамен по ПДД, состоящий из теоретической (тестирование) и практической части (проигрывание дорожных ситуаций). Была организована выставка технического творчества.
По итогам проведения каникул можно говорить о том, что летнее время самое благоприятное для формирования компетенций у детей. Дети с удовольствием приходят к нам в лагерь из года в год, потому что им интересно, они постоянно включены в разнообразную полезную деятельность:
познавательную
игровую
оздоровительную
Таким образом, работа по формированию компетенций у детей во время каникул является логичным продолжением нашей деятельности в учебное время.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15