Экологический проект Экологическая тропа Моя малая родина


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Дмитриева»
Дмитриевского района Курской области
Исследовательский проект
Экологическая тропа
«Моя малая родина»

Над проектом работали:
Мирошниченко Илья,
Никонов Денис,
Рябыкин Анатолий,
Солохин Кирилл,
Чистякова Лиана
учащиеся 10 класса

Руководитель проекта:
Сидельцева
Галина Владимировна,
учитель географии,
МКОУ «Средняя
общеобразовательная
школа № 2 г. Дмитриева»
Курской области
Г. Дмитриев 2015 г.
Введение
Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности школьников непосредственно в природной среде, в мире природы. Данное положение требует создания «учебного кабинета в природе».
Экологическая тропа – это место диалога человека с природой, средство пропаганды экологически грамотного поведения. Она необходима для сохранения, восстановления и изучения естественных и благоустройства естественно - антропогенных экосистем. Экологические тропы позволяют вести длительные наблюдения. Иногда для изучения процессов и выявления закономерностей исследователю требуется несколько лет. Экологическая тропа незаменимый помощник для ученика и учителя. В непринужденной атмосфере посетители тропы учатся непосредственно воспринимать гармонию природы, впитывать ее мудрость и усваивать уроки.
Учебная экологическая тропа — специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении.
Актуальность данного исследования очевидна: без серьезного изучения состояния окружающей среды, без организации систематической работы по охране прекрасных уголков природы невозможно представить дальнейшее существование человечества. В настоящее время государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды, экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете.
Экологическое образование детей имеет большое значение и начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Большинство современных детей редко общаются с природой, они больше времени проводят за компьютерными играми. Исследования показывают, что дети школьного возраста, включая старшеклассников, проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых они имеют достаточно глубокие и разносторонние знания, в других случаях в их поведении проявляется нейтрально-безразличное отношение, а часто и просто отрицательное и это является острой проблемой. В современном обществе в школах создаются условия для изучения этой проблемы, для развития экологического образования и воспитания.
Таким образом, экологическое образование – актуальная и главная задача, а создание экологических троп поможет детям в приобщении к природе.
Следовательно, и цель создания тропы заключается:
- в экологическом обучении и воспитании школьников, формирование у них целостного представления об окружающей природе, закономерностях биологических и других естественных процессов, о воспитании экологической культуры поведения человека в окружающей среде;
Задачами являются:
- расширение элементарных сведений об объектах, процессах и явлениях окружающей природы;
- учить посетителей тропы видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать эти результаты воздействия человека на окружающую среду;
- способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношения человека к окружающей его природе.
Изучая природу своей местности, мы решили, что необходимо создать свою экологическую тропу, которая может отражать не только знания в области географии и биологии. Наш район имеет очень древнюю и славную историю, поэтому, составляя маршрут экологической тропы можно включить в маршрут и памятники истории, археологии, природы.
В проекте «Экологическая тропа» мы предлагаем создать экологическую тропу по маршруту «г. Дмитриев – Злыдинский лог – г. Дмитриев».
Инициативная группа проекта Экологическая тропа
«Моя малая родина».

Рябыкин Анатолий, организатор экскурсий


Никонов Денис наш неутомимый исследователь.


Исследования проводит Мирошниченко Илья.


Солохин Кирилл работает над проектом.
Чистякова Лиана изучает материалы о Старогородском городище в краеведческом музее.

Паспорт
учебной экологической тропы
«Моя малая родина»
Цель: формирование целостного представления об окружающей природе, закономерностях биологических и других естественных процессов, экологической культуры, экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности в поведения человека в окружающей среде.
Задачи: расширение элементарных сведений об объектах, процессах и явлениях окружающей природы;
- учить посетителей тропы видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать эти результаты воздействия человека на окружающую среду;
- воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия, развитие сопереживания к бедам природы, желание бороться за её сохранение;
- способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношения человека к окружающей его природе.
Идеи проекта: Познание окружающей нас природы и изучение экологической обстановки в нашем районе;
- Привлечение учащихся и их родителей к экологическим проблемам малой родины;
- Воспитание бережного отношения к малой родине и ее жителям.
Местонахождение: Курская область, Дмитриевский район с. Старый Город – д. ЗлыдиноГеографические координаты местонахождения: 52° 7′ с.ш. , 35° 4′ в.д.
Протяженность тропы: 2,5 км
Назначение: Экологическая тропа предназначена для изучения природы нашей местности, для более подробного ознакомления с различными биоценозами, представителями флоры и фауны, возможность оценить экологическую ситуацию и антропогенное влияние на природу.
Маршрут разработан в 2015 году творческой группой в составе:
Сидельцевой Г.В. – учитель географии, руководитель проекта;
Тишина О.Ю. – учитель биологии, зам. директора по воспитательной работе;
Мирошниченко Илья - 10 класс;
Никонов Денис – 10 класс;
Рябыкин Анатолий – 10 класс;
Солохин Кирилл – 10 класс;
Чистякова Лиана – 10 класс.
Описание границ маршрута: Экологическая тропа расположена от школы на расстоянии 5,5 км, на территории Старо-Городской сельской администрации.
Учитывая дальность расположения тропы, добираться до места можно двумя видами транспорта: автомобильным – наличие дороги с твердым покрытием;
- железнодорожным – от ст. Дмитриев-Льговский до ост. Злыдино
Остановки маршрутов:
- городище Старый - Город
- река Свапа- геологическая
- система противоэрозионных сооружений
- флористическая
Ожидаемые результаты:
- сильные эмоциональные проявления, радость от общения с животными и растениями;
- интерес к познанию живого;
- правильное определение состояния объекта, установка необходимых связей;
- стремление удовлетворить потребности живого организма;
- проявление гуманных чувств ко всему живому.
Состояние учебной экологической тропы: Экологическая тропа находится в стадии разработки в стадии разработки.
Механизм реализации проекта: Данный проект можно использовать в образовательном учреждении любого типа для детей от младшего до старшего возраста. Участниками воспитательно - образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги и строятся на основе сотрудничества и уважения. 
Режим пользования:
1. Виды и характер пользования: В условиях образовательных целей экологическая тропа может использоваться:
- на уроках окружающего мира для ознакомления с природой родного края – начальная школа;
- на уроках географии – изучение земной коры, природных зон, почв, разнообразия живых организмов в географической оболочке, а также при изучении природных комплексов своей местности;
- на уроках биологии в 5-11 классах при изучении природных сообществ, многообразии живых организмов;
- на уроках внеурочной деятельности и занятий в кружках естественного цикла;
- при выполнении индивидуальной исследовательской деятельности учащимися;
2. При нахождении на экологической тропе запрещается: загрязнение, уничтожение природных объектов.
Принципы, заложенные в создании экологической тропы:
- принцип краеведения – формирование знаний на основе наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей среды нашей местности;
- принцип природосообразности - педагогический процесс будет эффективен и успешен только при строгом соответствии экологического образования законам развития детского организма;
- принцип научности и доступности понятий - естественнонаучные знания оформляются по схеме: «представления – понятия – знания». Такая последовательность обеспечивает преемственность знаний и углубление их содержания;
- принцип междисциплинарности и интеграции содержания - позволяет соединить всю учебно - воспитательную работу в одно целое и увидеть место каждой предметной области в данной системе. 
Усложнение материала идет от возраста к возрасту по принципу «от простого к сложному». 
Таким образом, экологическое развитие строится по схеме:
- природа – человеку (материальная, эстетическая и оздоровительная значимость природы);
- человек – природе (положительная и отрицательная деятельность человека в природе);
- правила охраны природы; личное участие каждого в природоохранных мероприятиях.
Этапы создания и оформления тропы:
Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;
Составление картосхемы экологической тропы с нанесением маршрута и всех ее объектов (в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов; могут быть составлены картосхемы разного назначения). Картосхемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребенка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут; 
Фотографирование объектов (или рисунки) и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта);
изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков;
составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми. 
Требования к выбору маршрута тропы:
Привлекательность:- красота ландшафта – это его интуитивно ощущаемая полезность;
- каждая тропа должна быть не похожа на другие;
- тропа не должна быть монотонной;
Доступность:
- тропа должна располагаться недалеко от населенного пункта и к ее началу должны подходить хорошие подъездные дороги; 
- трасса тропы не должна представлять большой опасности или сложности прохождения, чтобы физическая усталость не уничтожила способностинаслаждаться пейзажем, стремления к познанию, восприимчивости квоспитанию.
Информативность:
- способность удовлетворять познавательные потребности людей в областигеографических, биологических, экологических и иных проблем. Оборудование экологической тропы – информационные стенды.
Группы учащихся по созданию учебной экологической тропы:
1 группа – исследователи - занимаются исследованием местности, прокладкой маршрута, составлением его картосхемы, выявлением экскурсионных объектов, смотровых точек и мест отдыха, разработкой вариантов оборудования маршрута. 
2 группа - организаторы – проводят конкурсы на лучший призыв, лозунг, экологический знак, на лучший научный или художественный текст в соответствии с перечнем объектов тропы, составленный поисковиками.
3 группа - изготовители – делают стенды, экологические знаки, информационные доски в соответствии с полученными эскизами.
4 группа – экскурсоводы – проводят и разрабатывают экскурсии по экологической тропе.
Формы и методы работы на экологической тропинке:
- фенологические наблюдения,- Экологические исследования;- экологические беседы;
- экологические экскурсии;
- экологические акции;
- экологические конкурсы;- трудовой десант;
- коллекционирование;
- экологические выставки и экспозиции;
- экологические праздники и фестивали;
Заключение
Экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства. Экологическая культура – одна из составляющих культуры человека, обязательное условие обеспечения экологической безопасности не только нашего родного города и прилегающей территории, но и всей страны в целом.
Практическое использование завершенной работы социально значимого проекта «Экологическая тропа» позволит вести работу по формированию у учащихся чувства ответственности за судьбу уникальной природы Дмитриевского района – маленькой частицы великой России.
Таким образом, опыт создания экологической тропы в нашей школе показывает не только образовательную, но и высокую воспитательную эффективность этой формы работы. Особенно перспективно создание таких «кабинетов природы» с использованием их для комплексных экологических экскурсий.
Описание экскурсионных маршрутов:
Остановка 1. Городище.
Историко-культурное наследие
Цель: Расширение знаний об историко-культурном наследии нашей местности.

Городище «Старый город» расположено на правом берегу р. Свапы. С севера и юга ограничено глубокими оврагами, один из которых называется Меловецким. От коренного берега городище отделено глубоким рвом, уже значительно засыпавшимся. С этой же стороны на городище сохранился земляной вал. Площадь городища 1,5 – 2 га, площадь по окружности – 550 метров. В центральной части городища имеется понижение, ведущее в потайной подземный ход, который выходил далеко на противоположную сторону реки, уходя на несколько сот метров к западу, где когда-то был лес.

Вид на село Старый Город
Городище «Старый город» расположено на правом берегу р. Свапы. С севера и юга ограничено глубокими оврагами, один из которых называется Меловецким. От коренного берега городище отделено глубоким рвом, уже значительно засыпавшимся. С этой же стороны на городище сохранился земляной вал. Площадь городища 1,5 – 2 га, площадь по окружности – 550 метров. В центральной части городища имеется понижение, ведущее в потайной подземный ход, который выходил далеко на противоположную сторону реки, уходя на несколько сот метров к западу, где когда-то был лес.
Внизу, у русла реки видны остатки обгоревших деревьев и угля, в кусках глины. Сейчас на месте городища расположено старогородское кладбище. При копке могил на глубину 70см до сих пор находят обломки керамики, предметы домашней утвари.

Вид на Старогородское городище         


С территории городища открывается прекрасный вид на левобережную долину Свапы. Опытный наблюдатель отсюда может увидеть передвижение людей, конницы за несколько километров – наиболее удобное место для размещения древнерусской крепости. Крепость имела  собственную защиту в виде оврагов с крутыми склонами и обрывистом берегом реки Свапы.
Старогородское городище было обследовано и описано курским археологом Ю.А. Александровым-Липкингом в начале 60-х годов.  Юрий Александрович говорит, что из «живых» домонгольских городов в Курской области, кроме  самого Курска, находится Рыльск, Льгов и Дмитриев. Находился город Дмитриев километра на два с половиной ниже современного города Дмитриева. Сейчас здесь находится село Старый Город, расположенное как любят говорить местные жители, на «пяти холмах».
Остановка 2. Река СвапаЦель: Расширение знаний о видовом разнообразии р. Свапы.
Задачи:
- Познакомить с видовым разнообразием растительного и животного мира реки Свапы;
- Развивать познавательную деятельность учащихся;
- Воспитывать бережное отношение к окружающему миру;
Река Свапа берет начало на границе Троснянского района Орловской области и Поныровского района Курской области у деревни Подсоборовка. Впадает в реку Сейм со стороны Хомутовского района напротив деревни Жилище Льговского района Курской области. Длина реки Свапа 197 километров, ширина русла 25-30 метров. Площадь бассейна: 4990 км². Относится к бассейну Черного моря, рек Днепр и Десна. Общее направление течения реки с северо-востока на юг.

Река Свапа извилистая, часто петляет, течет в пределах Среднерусской возвышенности по долине с редкими холмами. Местность занята в основном сельскохозяйственными землями, перелесками и отдельными лесами. Поля и луга чередуются с сосновыми рощами на песчаных холмах и дубравами в распадках. После впадения Черни до Дмитриева-Льговского Свапа течет неширокой долине с рассеченными оврагами и балками склонами. После Дмитриева-Льговского на берегах реки леса растут чаще. В низовье Свапы находится заказник Гнилуши, по обоим берегам реки растут сплошные лиственные леса.
Гидрологический режим.
Свапа замерзает в ноябре-декабре, освобождается ото льда в марте – первой половине апреля. Питание реки преимущественно снеговое. Половодье весной в марте-апреле во время таяния снегов. Река равнинная, уклон 0,4 м/км. В верхнем течении на Свапе создано водохранилище длиной более 10 километров. Средний расход воды в 75 километрах от устья 16,7 м3/сек. Русло песчаное, местами суглинистое, каменистые перекаты встречаются редко.



Флора и фауна реки Свапы.
Интересное описание реки приведено в географическом словаре Н.И. Новикова «Вода в ней посредственна, однако ж рыбы довольно, ловятся лещи, плотва, окуни сомы и щуки, а лучшая из сих родов суть лещи и щуки. Вскрывается и замерзает по большей части в ноябре и в марте… По берегам сей реки великое множество находится железной руды, в плитах камней примеченной, но оная по незнанию тамошних жителей ни на что не употребляется. Малые ребята делают из неё катушки и швырки...»
В реке обитают более 30 видов рыбы, такие как жерех, щука, сом, карась, плотва, уклейка, окунь, линь и другие.В пойме реки Свапы прижились и расселились бобры. Зверьки живут в норах по берегам реки. На заболоченных берегах сооружают хатки из стволов и веток и скрепляют их илом. На мелководье строят плотины. Бобры относятся к строго охраняемым животным. Также в реке обитает речная выдра. Она ведет скрытный образ жизни, мех ее высоко ценится и охота на нее ограничена. К ценным пушным зверькам относится и выхухоль(ровесница мамонтов). Это небольшой зверек до 20 см. длиной, живет в норах по берегам реки, питается червями, пиявками, моллюсками, рыбой, корневищами растений. Прекрасно плавает. Численность зверька небольшая, он занесен в Красную книгу Российской Федерации.



По берегам реки селятся много птиц: дикие утки, выпь, чибисы, камышовки, цапли и другие. Здесь раздолье для земноводных и пресмыкающихся.
Река Свапа лениво течет в мелких берегах, заросших аиром, стрелолистом,  осокой. На мелководье встречаются рогоз, тростник, камыш. На более глубоких местах растут водные  растения: кувшинка белая, кубышка, ряска... На заболоченной пойме растет редкое и охраняемое растение  валериана лекарственная. 
На лугах, расположенных на правом берегу реки Свапа, наиболее богат и разнообразен  травянистый покров. Здесь преобладают злаковые: тимофеевка луговая, лисохвост, клевер, тмин обыкновенный, мятлики,  лютики, смолка обыкновенная,нивяник, шалфей луговой, тысячелистник. Эти луга используются как сенокос.Остановка 3: Геологическая.
Цель: Познакомить с геологическим строением нашего района;
Задачи: сформировать представление о горных породах, слагающих земную кору в нашем районе;
- выявить экологическое состояние, изменения, происходящие на данном участке;
- развивать интерес, самостоятельность, творческое мышление у школьников;

Геологическое строение района характеризуется следующими отложениями горных пород:
1.Четвертичные отложения.
На поверхности залегают самые молодые по геологическому возрасту четвертичные отложения. На водоразделах и склонах они представлены лессовидными суглинками, мощностью до 10-20 м, а в долинах рек и в балках – песками, суглинками, илом и торфом.

2. Третичные отложения.
В районе встречаются очень редко. Сохранились лишь в карстовых воронках и впадинах в меломергельных породах. Представлены глинами серого, желтого и красного цвета.
3. Верхне – меловые отложения.
К ним относятся светло-серый мергель и белый мел. Мело-мергельные толщи испытали сильный размыв, поэтому залегают не сплошным слоем, а имеют разрывы, которые наблюдаются в долинах рек и крупных балках. В западной и юго-западной частях мело-мергельная толща имеет мощность 50 метров.

4. Сеноман-альбские отложения.
Под мело-мергельной толщей расположен слой песков мощностью от 12 до 28 м, в среднем около 22 м. Там, где мело-мергельная толща размыта, пески залегают непосредственно под четвертичными отложениями. В долине реки Свапы пески полностью размыты, а по некоторым балкам и оврагам пески прорезаны на некоторую глубину.
Верхняя часть слоя песков (примерно половина) относится к сеноманскому ярусу верхнее-меловой системы, а нижняя – к альбскому ярусу нижнее-меловой системы. Оба яруса составляют один песчаный слой. В кровле сеноман – альбских песков лежит фосфоритовый слой мощностью 0,3 – 0,6 м, состоящий из желваков фосфорита или из сплошной плиты. Там где сеноман – альбские пески испытали частичный размыв, фосфоритовый слой отсутствует.
Сеноманские пески более мелкие и глинистые, чем нижележащие альбские пески, поэтому альбские пески обладают лучшей водоотдачей и более водообильны.

5. Нижнемеловые отложения.
Под сеноман – альбскими песками залегают нижнемеловые отложения. Они состоят из темно-серой и черной глины с прослоями мелкого темно-серого песка, до 5 м и черного глинистого песка и песчаника. Мощность песчаных прослоек колеблется от 12 до 28 м.
6. Юрские отложения.
Они залегают под нижнемеловыми отложениями. Представлены темно-серыми и черными глинами, в основании которых залегают разноцветные пески. Мощность слоя глин – 36-45 м, мощность песков известна только на 7-8 м, т.к. во вскрытиях юрских отложений полностью пески не пройдены.
Обнажение № 1. Имеет выраженные два слоя.

1-й слой - суглинки мощность от 20 см до 1,5 м, относящиеся к четвертичным отложениям ; Слой суглинков пронизан трещинами, ходами насекомых. Слой рыхлый, сыпучий. Под четвертичными отложениями на территории района залегают верхнее-меловые отложения, к которым и относится мел.
2-й слой – меловой, на поверхность выходит мощностью от 20 см до 60 см , выходящие уступообразно.
Обнажение № 2
Обнажение № 2 имеет несколько слоев. Слой почвы небольшой толщины, от 15 см до 25см.
1-й слой представлен суглинками мощностью от20 до 50 см. Пронизан корнями растений, очень рыхлый, сыпучий.
2-й слой - меловой - имеет мощность от 6о см до 2 м. Меловые отложения неоднородны, имеют вкрапления. В нижнем слое мел опесчанен. Слой мела лежит на фосфоритной плите. В меловых отложениях во время экскурсий находили остатки морских организмов – белемниты и аммониты.
3-й слой – фосфориты, имеют мощность до 25 см. представлены в виде плиты или отдельных конкреций.
4-й слой – пески. Этот слой самый мощный, имеет толщину до 12 метров. Затем перекрывается фосфоритовой плитой, мощностью около 20 см. Эти отложения относятся к аптскому ярусу нижнемеловой системы.

Обнажение № 3.
Обнажение № 3 мы выбрали из-за того, что у подножия обнажения стали брать песок и уже хорошо просматривается бороздка размыва пород. Само обнажение имеет несколько слоев, причем вскрывается оно на разных высотах.
Высота обнажения около 30 метров. Почвенный слой маломощный, задернован корнями, очень сыпучий.
1-й слой – суглинки светло-коричневого цвета, имеют мощность разной толщины, принадлежат четвертичным отложениям.
2-й слой – слой мела, перемешанный с суглинками. Относится к верхнее-меловым отложениям сантонского яруса.
3-й слой – фосфоритовая плита, мощностью от 20см до 65 см.
4-й слой – Слой разноцветных песков, от светло-зеленоватого цвета до белого. Причем все ярусы песка отличаются толщиной и цветом.




Отложения фосфоритов выходят на поверхность.
Остановка 4: «Система противоэрозионных защитных насаждений Злыдинский лог»
Цель: Познакомить учащихся с система противоэрозионных защитных насаждений;
Задачи: формирование представления о система противоэрозионных защитных насаждений;
- Развивать познавательную деятельность учащихся;
- Воспитывать бережное отношение к окружающему миру;

Система противоэрозионных защитных насаждений «Злыдинский лог» является памятником природы антропогенного происхождения. Он относится к дендрологическим памятникам природы и представлен насаждениями из сосны, дуба, березы, белой акации и кустарников. Система лесных насаждений посажена на эродированной балке и служит эталоном защитного лесоразведения.
Целеполагающей деятельностью является природоохранное значение, т.к. выполняет противоэрозионную, водоохранную, почвозащитную функцию.
Экологический паспорт бывшего памятника природы.
Система противоэрозионных защитных насаждений «Злыдинский лог»
Общее описание: Система защитных лесных насаждений на эродированной балке. Служат эталоном защитного лесоразведения.
Район: Дмитриевский
В составе: В 5 км к югу от г. Дмитриев, в окрестностях сс. Злыдино и Старый Город
Категория: Особо охраняемая природная территория( в настоящее время статус « Особо охраняемая территория снят по постановлению Администрации Курской области от 06 июля 2009 года № 218)
Тип объекта: Памятник природы
Область (республика): Курская область
Дата образования: 1994
Тематический профиль: Дендрологический
Общая площадь: 130 га
 Экосистема: Лесостепь, степь
Объект охраны: Система противоэрозионных защитных лесных насаждений
 Рельеф: Пересеченная местность, изрезанная глубокими оврагами и балками. Рельефообразующие процессы: деятельность текучих вод.
Флора: Лесные насаждения из сосны, дуба, березы, акации белой и кустарников. Многообразие травянистой растительности.


Остановка 5. Флористическая.
Кустарничково-травянистая растительность.
Изучая растительность, отметили виды растений на протяжении всей экологической тропы и на основе геоботанических описаний составили сводную ведомость растений. В зависимости от экспозиции склона и характера почвенного покрова состав травянистой растительности испытывает значительные колебания. Растения данной флоры являются в основном ксерофитными формами и представлены различными семействами. Данный фитоценоз богат по видовому разнообразию, нами выявлено 42 вида растений, из них 1 вид находятся под охраной (Региональная Красная книга): ветреница лесная. По экологической приуроченности все виды нами подразделены на "верные" и "неверные". "Верных" субстрату, на котором они произрастают, в нашем списке насчитывается 16 видов, "неверных" – 26 видов. Нами выявлено: гемикрептофитов (68.4%), геофитов (23.7%), теофитов (5.3%), хамефитов (2.6%). Геоботаническое исследование показало, что редкие растения не везде присутствуют.
Все это свидетельствует о сильном нарушении данного фитоценоза в результате антропогенной нагрузки. А все возрастающий антропогенный пресс ставит под угрозу дальнейшее существование данного фитоценоза.
Результаты исследования
ОПИСАНИЕ №1 «10» июня 2015г.
Место описания (область, район, ближайший населенный пункт) к юго -востоку от г. Дмитриева, правый склон Злыдинского лога
Название ассоциации (предварительное): клеверо – манжетковаяМикрорельеф и его происхождение: кротовины, насыпь железной дороги, полевая дорога
Характер почвы: серые лесные, гумусовый горизонт маломощный.
Влияние человека и животных на фитоценоз: полевая дорога
Характеристика травяного покрова.
Названия растений Обилие ФенофазаПокрытие % Жизнен
ность1. Клевер луговой Cop 3 цветение 84 1
2. Лютик едкий Cop 1 цветение 39 1
3. Кровохлебка лекарственная Cop 2 цветение 51 1
4. Манжетка обыкновенная Cop 3 цветение 84 1
5. Зверобой продырявленный Spцветение 8 1
6. Колокольчик раскидистый Cop 3 цветение 76 1
7. Подорожник ланцетный Cop 2 цветение 46 1
9. Погремок малый Cop 3 цветение 72 1
10. Клевер горный Spцветение 16 1
11. Земляника лесная Cop 1 цветение 39 1
12. Нивяник обыкновенный Cop 2 цветение 49 1
13.Звездчатка средняя Sol цветение 8 1
14.Тысячелистник обыкновенный Spцветение 23 1
15. Горошек мышиный Spцветение 21 1
16. Ромашка лекарственная Cop 2 цветение 23 1
17. Вероника лекарственная Cop 2 цветение 53 1
18. Тмин обыкновенный Cop 2 цветение 50 1
19. Мятлик луговой Cop 2 колошен. 62 1
20. Пырей ползучий Cop 1 колошен29 1
21. Тимофеевка луговая Cop 2 колошен39 1
ОПИСАНИЕ №2
«10» июня 2015 г Группа № 2
Место описания (область, район, ближайший населенный пункт): Дмитриевский район с. Злыдино , Злыдинский лог правый склон
Название ассоциации (предварительное): березняк
Общий характер рельефа: холмисто-увалистый рельеф, вершина балки
Микрорельеф и его происхождение: кротовины, прикорневые холмики
Характер почвы: серые лесные, гумусовый горизонт маломощный
Подстилка (в лесах) и ветошь (в травяных ценозах): мощность - 2.1см подстилка, покрытия - 48%
Влияние человека и животных на фитоценоз: рядом заброшенное поле.

Характеристика травяного покрова.
Названия растений обилие фенофазаПокрытие % Жизнен-
ность1.Копытень европейский Cop 2 цветение 14 1
2. Лютик едкий Cop 1 цветение 62 1
3. Медуница узколистная Cop 1 цветение 29 1
4. Манжетка обыкновенная Spцветение 21 1
5. Зверобой продырявленный Spцветение 17 1
6.Тысячелистник обыкновенный Sol цветение 39 1
7. Подмаренник обыкновенный Cop 1 цветение 26 1
8.Ландыш майский Cop 3 цветение 36 1
9. Крапива двудомная Spцветение 27 1
10. Бодяк обыкновенный Sol цветение 6 1
11. Иван-да-Марья Cop 1 цветение 42 1
12. Звездчатка средняя Sol цветение 10 1
13.Вероника лекарственная Spцветение 23 1
14. Хвощ болотный Spцветение 21 1
15. Фиалка рогатая Sol цветение 14 1
16. Вероника дубравная Cop 2 цветение 46 1
17. Ветреница дубравная Sol цветение 7 1
18. Земляника лесная
Sol цветение 26 1



ОПИСАНИЕ №3
10 июня 2015г группа № 3.
Место описания (область, район, ближайший населенный пункт): Дмитриевский район с. Злыдино , Злыдинский лог правый склон
Название ассоциации (предварительное) Веронико –Щучковая (луговик дернистый)
Общий характер рельефа равнина холмисто-увалистая
Микрорельеф и его происхождение кротовины.
Характер почвы: серые лесные,
Подстилка (в лесах) и ветошь (в травяных ценозах): мощность 2.8см ветошь, покрытия 57%
Влияние человека и животных на фитоценоз дорога, тропы.
Характеристика травяного покрова.
Названия растений обилие фенофазаПокрытие % Жизнен
ность1. Нивяник обыкновенный Cop 2 цветение 43 1
2. Звездчатка средняя Sol цветение 18 1
3. Фиалка собачья spцветение 42 1
4. Горошек мышиный Spцветение 13 1
5. Клевер луговой Cop 1 цветение 41 1
6. Вероника лекарственная Cop 2 цветение 59 1
7. Мать –и -мачеха Cop 1 цветение 18 1
8. Тимофеевка луговая spцветение 32 1
9. Лютик едкий spцветение 19 1
10. Зверобой продырявленный spцветение 25 1
11. Пырей ползучий Spколошен29 1
12. Тысячелистник лекарственный spцветение 43 1
13. Сныть обыкновенная Cop 1 цветение 48 1
14. Полынь серебристая Spцветение 30 1
15. Чина луговая Cop 2 цветение 21 1
16. Хвощ полевой Cop 2 цветение 23 1
17. Подорожник средний spцветение 8 1
18. Мятлик луговой sp цветение 37 1
19. Щавель конский spцветение 11 1
20. Луговик дернистый spцветение 50 1
21. Полынь обыкновенная spвег.до цвет. 12 1
22. Кровохлебка лекарственная Cop 1 цветение 48 1
23. Одуванчик лекарственный sol вег43 1



Разнообразие луговой растительности сокращается все сильнее и сильнее. На это влияют такие факторы как выпас скота, овец. Они своими копыпцами вытаптывают траву.
Еще один фактор – безумное сжигание прошлогодней травы весной. Это приводит к уничтожению молодых неокрепших ростков травы, семян растений. Огнем уничтожаются множество полезных насекомых, погибают почвенные бактерии, почвы теряют свое плодородие.
Остановка 5. Антропогенное воздействие.
Цель: Познакомить с антропогенным воздействием на природу на протяжении всего маршрута.
Результаты общей оценки антропогенных воздействий на территорию.



Добыча мела

Раскопки склонов балки в поисках строительных материалов.


Такие свалки мы обнаружили по пути следования на маршруте.
Пути сообщения.
№ Типы путей сообщения (ЛЭП, дороги) Средняя ширина (м) Доля от общей площади (в %)
1
2
3 ЛЭП
Дороги грунтовые
Железная дорога 5
3
5 2.5
1.5
2,5


Неизмеряемые объекты.
№ Объекты Число пересечений на маршруте
1.
2.
3.
4.
Дорога
Пешеходные тропы
ЛЭП
Колея одиночная дороги 7
9
1
5
Измеряемые объекты.
№ Антропогенные формы рельефа Площадь
(кв.км.) Доля от общей площади (в %)
1.
2. Канава
Насыпь (железная дорога) 0.2
0.08 2
0.8
№ Типы с/х угодий площадь Доля от общей площади (в %)
1.
2.
3.
4.
Выпасы
Поле
Неиспользованные луга
Огороды 2.7
0.7
3.9
0.2
27
7
39
2
Результаты общей оценки
№ 1
2
3
4
5 Грунтовые дороги
Мелиоративные канавы (10 шт.)
Колея дороги
Свалки (3 шт.)
Насыпь железнодорожного полотна 0.5
0.5
0.2
0.7
0,5 5%
5%
2%
7%
5%
Правила поведения на экологической тропе.
В целях сохранения природной среды и обеспечения комфортности отдыха других посетителей каждый участник на тропе обязан подчиняться определенным правилам:
Во всем слушаться экскурсовода;
запрещается срывать любые наземные и водные растения, а не только охраняемые;
с тропы нельзя выносить никакие сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т.п., с тропы можно “выносить” только знания, впечатления и фотоснимки;
движение по тропам должно проходить по возможности без лишнего шума, чтобы не вызывать беспокойства у животных, поэтому нельзя брать с собой радиоприемники и магнитофоны;
по той же причине не стоит брать с собой собак;
после себя не оставлять никакого мусора;
разводить костры можно только в специально отведенных местах.
ЛитератураАксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
Вайнерт М.М. и др. Биоиндикация загрязнений наземных экосистем / Под ред. Р.М. Шуберта. – М., 1988
Демина Л., Гухманг Г. Земля: Руководство-справочник для учителя. – М., 1994
Дерябо С. Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Учебное пособие для студентов вузов. - Ростов: Феникс, 1996
Захлебный А.Н. На экологической тропе (опыт экологического воспитания). - М.: Знание, 1986
Ковда В.А. Биогеохимия почвенного покрова. – М., 1985
Марфин В.Г. Полевая биоиндикация. – Казань, 1995
Попова Т.А. Экология в школе. Мониторинг природной среды. – М.: Творческий центр, 2005
Ремизова Н.И. Учебная экологическая тропа на пришкольном участке// Биология в школе. - 2000. - №6. – с. 12-14.
Сластенина Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя. – М.: Просвещение,1984.
Тропа в гармонии с природой: Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. - М.: «Р. Валент», 2007. - с.176.
Чижова В.П., Петрова Е.Г., Рыбаков А.В. Экологическое образование(учебные тропы) // Общество и природа. – 2000. – с. 21-33
Экологическая тропа – как одна из форм учебно-воспитательного процесса. – г. Бирюч: МОУ ДОД СЮН, 2011. – 54 с.
Интернете – ресурсы:
http://www.ecosystema.ru/
http://cherny-school.narod.ru/ecotropa/index.html
http://www.wildnet.ru/directions/path_designing/
http://www.ref.by/refs/62/33780/1.html