План самообразования «Развитие мелкой моторики рук детей 5–6 лет с Зпрр посредством занятий пластилинографией»


План самообразования
«Развитие мелкой моторики рук детей 5–6 лет с Зпрр посредством занятий пластилинографией»
План работы по самообразованию.
Воспитатель: Садеева Марина Михайловна
2015-2016 учебный год
Тема: «Развитие мелкой моторики рук детей 5-6 лет с ЗПРР через занятия пластилинографией»
Цель: Повышение своего теоретического, практического уровня,
профессионального мастерства и компетентности;
систематизировать работу по реализации системы мероприятий направленных на развитие мелкой моторики рук детей 5-6 лет с ЗПРР через занятия пластилинографией
Задачи:
Повысить собственный уровень знаний путём изучения статей в журналах: «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Воспитатель в ДОУ», «Обруч»; изучение методик и технологий педагогов в Интернете; использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.
Разработать перспективный план работы.
Составление плана проектной деятельности
Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.
Подготовить консультацию для педагогов на педсовете. Тема: «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»;
Подготовка доклад для пед. совета на тему: «Проектная деятельность - «Рисование пластилином как средство развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»;
Подготовить консультацию для родителей. Тема: «Рисование пластилином»
Семинар для родителей с элементами игры на тему: «Ум на кончиках пальцев»
Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «Божья коровка на ромашке».
Актуальность выбранной темы
Одной из важных задач перед педагогами дошкольных учреждений для детей с задержкой психоречевого развития является — развитие мелкой моторики кистей рук детей, что непременно будет способствовать их интеллектуальному и речевому развитию. Развитие тонкой моторики является главным условием осуществления познавательной деятельности, обеспечивающим возможность успешного обучения. Решение данной проблемы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психоречевого развития, наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает художественно эстетическое развитие, благодаря доступности, наглядности, конкретности выражения и максимальной приближенности к игре.
Лепка может являться одним из видов обучения, способствующей развитию мелкой моторики дошкольников с задержкой психоречевого развития, за счет использования пластичных материалов и разнообразных действий с ним.
Пластилинография или рисование пластилином - это относительно новый вид детского творчества и разновидность нетрадиционного рисования, который доступен детям и дома, и в детском саду. Пластилинография - замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. В процессе этой деятельности происходит закрепление информации, полученной в других видах деятельности; расширяются возможности изобразительной деятельности. Она доступна даже маленьким детям.
Разностороннее изучение задержки психоречевого развития как специфической аномалии детей позволило получить данные об особенностях их развития. Наряду с незрелостью эмоционально-волевой сферы, недоразвитием познавательной деятельности, недостаточностью представлений об окружающем мире, нарушением речевого развития у детей с ЗПРР, в достаточно большем проценте случаев имеется отставание в психомоторном развитии. У многих детей с ЗПРР обнаруживаются разные формы общедвигательных нарушений и нарушений тонкой моторики. Поэтому развитие тонкой моторики является важным компонентом в коррекционной работе с детьми с ЗПРР, так как она взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь). Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий
Занятие пластилинографией с детьми с ЗПР комплексно воздействует на развитие ребёнка:
Повышается сенсорная чувствительность, т. е. развивается тонкое восприятие формы, фактуры, цвета; развивается воображение, пространственное мышление, общая ручная умелость, мелкая моторика;
Синхронизируется работа обеих рук; формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста. В процессе изобразительной деятельности у детей формируются реальные образы предметов окружающей действительности.
Поэтому выбор темы по самообразованию продиктован большими возможностями лепки, а именно пластилинографии в развитии мелкой моторики рук.
Поэтапно-творческий перспективный план на 2015-2016 учебный год
Сентябрь
Диагностика.
Знакомство с работами из пластилина. Знакомство с особенностями материал (пластилин, картон, орг. стекло)
подготовить буклеты «Развитие мелкой моторики рук у детей»
октябрь
Работа с цветом в пластилине, соединение цветов получение оттенков. Изготовление панно, коллективная работа «Листопад, листопад, листья желтые летят». Работа с накладными деталями.
Оформить статью в родительский уголок «Рисуем пластилином»
Наглядно-иллюстративный материал (подготовка большого количества шаблонов для изготовления работ)
ноябрь
Изготовление картины «Живые яблочки на ветках»- птицы
консультацию для педагогов на педсовете. Тема: «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Познакомить родителей с методикой рисованием пластилином.
Выставка детских работ.
Сбор материала для детской мастерской
декабрь
Скручивание жгутиков.
Оформление картины «Елочка, зеленая иголочка»
Оформить выставку к новогоднему празднику
Открытие детской мастерской
январь
Нанесение эскиза на картон.
Выкладывание жгутиком по контуру.
Семинар для родителей с элементами игры на тему:
«Ум на кончиках пальцев»
февраль
Открытка папе.
Выкладывание звезды.
Сообщение на пед. совете «Формирование у детей с ОВЗ навыка рисования пластилином»
Изготовление открыток для пап ко Дню защитника Отечества
Подготовить шаблоны, заготовки для работ
март
Открытка маме «Мимоза»
на основе полученных знаний.
Сделать подарки мамам ко дню 8 марта
апрель
Подготовка с детьми к открытому корекционно развивающему мероприятию.
Проведение открытого корекционно развивающего занятия для педагогов по теме «Божья коровка на ромашке».
Принять участие в изготовлении эскизов для рисования пластилином.
Выставка совместного творчества детей и родителей.
май
диагностика
Отчет по теме по самообразованию
Размещение материалов проекта в сети Интернет