Диагностика психологических особенностей личности подростков, занимающихся туризмом

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр детского творчества «Ирбис»
городского округа Самара


«Диагностика психологических особенностей личности подростков, занимающихся туризмом»
(педагогический исследовательский проект
в рамках реализации ДОП «Туристы - проводники»)

Автор: Акаева Галина Алексеевна,
методист и педагог дополнительного образования
ЦДТ «Ирбис» г.о. Самара





Самара-2016
Содержание

Введение.
Глава I. Теоретические подходы к изучению проблемы формирования личности подростка.
1.1. Психологические особенности личности подростков.
1.2. Туризм как фактор формирования личности подростка.
Глава II. Экспериментальное исследование психологических особенностей подростков, занимающихся туризмом в учреждении дополнительного образования
2.1. Характеристика выборки и описание методик исследования.
2.2. Анализ результатов исследования.
Заключение.
Список используемой литературы.

Введение
Актуальность исследования
Современная педагогика основывается на личностно ориентированном подходе к образованию. Но при этом не предлагаются четкие показатели личностного развития, которые позволили бы определить наличие или отсутствие динамики личностного развития ребенка как основного показателя результативности как образовательного процесса, организуемого конкретным педагогом, так и результативности образовательного учреждения в целом. Современный педагог – это прикладной психолог. Он стремится воспитание и обучение строить на основе объективных сведений об ученике. В педагогической практике все больше ощущается потребность в оперативной диагностике достигнутого учениками уровня развития. Это связано с тем, что эффективно управлять процессами формирования личности без знания глубины, темпов и особенностей происходящих изменений нельзя.
Исследования А.С. Белкина, С.Г. Вершловского, Н.К. Голубева, В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, И.И. Логвинова, Н.Д. Никандрова и др. показывают, что важнейшей составляющей любого образовательного процесса выступает педагогическая диагностика, позволяющая оценить его результаты и внести коррективы в образовательную деятельность. Анализ практики работы образовательных учреждений свидетельствует о том, педагогическая диагностика используется в основном как традиционная форма проверки и контроля состояния образовательного процесса. Особую актуальность приобретает проблема создания системы психолого-педагогической диагностики в учреждении. Учебно-воспитательная работа должна начинаться и заканчиваться психолого-педагогической диагностикой. Каждому педагогу приходиться подбирать диагностические методы, чтобы изучить личностные особенности коллектива, изучать воспитанников на протяжении всего периода их занятий в учреждении, выявлять их склонности и интересы. Эти знания необходимы педагогам для более глубокого анализа своей деятельности и дальнейшего профессионального совершенствования.
Цель исследования – изучение личностных особенностей подростков, занимающихся туризмом в ЦДТ «Ирбис» по дополнительной общеобразовательной программе «Туристы – проводники».
Объект исследования – личность подростка.
Предмет исследования – личностные особенности подростков, занимающихся туризмом в учреждении дополнительного образования детей
Задачи исследования:
на основе теоретического анализа научной педагогической, психологической, методической литературы по проблеме формирования личности подростка выделить основные понятия, определить их структуру и сущность;
подобрать диагностический инструментарий для изучения личностных особенностей подростков, занимающихся туризмом;
провести психодиагностические исследования в соответствии с выбранными методиками;
проанализировать результаты, полученные в ходе проведения экспериментальной работы, особенности взаимосвязи занятий туризмом в учреждении дополнительного образования детей и формирования положительных личностных качеств подростка;
сформулировать рекомендации для родителей подростков и педагогов учреждений дополнительного образования детей.
Гипотеза исследования.
Предполагается, что на формирование положительных личностных качеств подростка (доброта, ум, настойчивость, общительность, тактичность, гибкость, жизнерадостность, смелость, ответственность, дисциплинированность, активность, самоконтроль, самостоятельность и умение работать в группе, принятие социальных норм) оказывают влияние направление и условия образовательной деятельности.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, эмпирические методы (констатирующий эксперимент, тест - опросник и проективный тест-анализ рисунка, метод контрольных групп, методы математической обработки результатов исследования (количественный и качественный анализ полученных данных).
База исследования.
Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Центра детского творчества «Ирбис» Кировского района и муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 65 Промышленного района г.о. Самара.





Глава I. Теоретические подходы к изучению проблемы
формирования личности подростка
Психологические особенности личности подростка
В психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий. Она не является сугубо психологической и изучается, по существу, всеми общественными науками. В этой связи возникает вопрос о специфике исследования личности психологией: все психические явления формируются и развиваются в деятельности и общении, но принадлежат они не этим процессам, а их субъекту - общественному индивиду, личности. Наряду с другими принципами в психологии сформулирован личностный принцип, который требует исследовать психические процессы и состояния личности (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов).
Но проблема личности в психологии выступает и как самостоятельная. И при этом в разных планах изучается различными отраслями психологической науки. Важнейшая теоретическая задача состоит в том, чтобы вскрыть объективные основания тех психологических свойств, которые характеризуют человека как индивида, как индивидуальность и как личность. Человек представляет собой биосоциальное существо, и это накладывает определенный отпечаток на его личность. Будучи членом общества, он выступает перед нами как личность, будучи природным существом, - как животный организм. Эти две стороны личности человека, биологическая и социальная, взаимосвязаны и представляют собой определенное единство, причем биологические особенности участвуют в структуре личности в основном в снятом виде, преломленными в его социально-психологических чертах, являющихся главными в человеческой личности. Однако они все же существуют (и никогда не исчезнут), составляя необходимую телесную основу личности, без которой она вообще не может существовать, не может жизненно и социально себя проявлять. Поэтому нельзя полностью игнорировать биологическое начало в личности человека и сводить ее только к социальным проявлениям.
Имеется ряд биологических факторов, влияющих на психологию личности, которые подчинены исключительно природным закономерностям и не могут быть изменены: например, пол человека, его эмбриональное развитие, формирование жизненно важных органов в постнатальном развитии, биологическое созревание, изменение жизненных процессов в организме в различные возрастные периоды и т.д.
Биологические особенности личности существуют реально и оказывают большее или меньшее влияние на ее психологические черты в зависимости от их сложности и содержания. Примером может служить возникновение сексуальных влечений и эмоций в связи с половым созреванием, а также их особенности в зависимости от пола человека.
Человек рождается на свет уже человеком. Строение тела появившегося на свет младенца обусловливает возможность прямохождения, структура мозга - потенциальный развитый интеллект, строение руки - перспективу использования орудий труда и т.д., и всеми этими возможностями младенец отличается от детеныша животного, тем самым утверждается факт принадлежности малыша к человеческому роду, зафиксированному в понятии "индивид" в отличие от детеныша животного, от рождения и до конца жизни называемого особью.
В понятии индивид выражена родовая принадлежность человека, т.е. любой человек - это индивид. Но, появляясь на свет как индивид, человек приобретает особое социальное качество, он становится личностью.
В отечественной психологической литературе существует большое количество определений личности, что каждый раз определялось уровнем развития науки или методологической позицией автора.
Значительное число авторов (Б.С. Братусь, В. Брожик, Л.П. Буева, В.Е. Давидович, Э.В. Ильенков, М.С. Каган, В.Е. Кемеров, А.Г. Мысливченко, Ф.Т. Михайлов и другие) вместо определения личности делают ссылку на сущность человека, т.е. производят подмену понятий. Сущность человека - его деятельная, преобразующая социальная природа. Личность не есть сущность человека; она - продукт действия этой сущности. Сведение личности к сущности человека не раскрывает сути и содержания феномена личности. Такие определения практически ничего не дают психологии ни в теоретическом, ни в методическом плане, так как апелляция к общественным отношениям - понятиям социологии и исторического материализма - неадекватна для решения собственно психологических проблем личности.
В определениях, относящихся ко второй группе (Б.Г. Ананьев, В.В. Давыдов, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, Н.И. Рейнвальд, С.Л. Рубинштейн и другие), понятие «личность» трактуется как некоторая характеристика или уровень развития человека. Большинство авторов указывают на социальное качество как на одно из основных свойств личности.
Трактовка понятия и попытки формирования представлений о структуре личности приводят, как правило, к тому, что понятие «личность» оказывается слитым с понятием «конкретный человек», а свойства личности описываются как индивидные характеристики.
В третьей группе работ понятие «личность» используется для обозначения и выделения тех качеств, которые человек приобретает благодаря жизни в обществе. Авторы этой группы пытаются развить представление о личности с позиций деятельностного подхода. Здесь обнаруживается несколько точек зрения. К примеру, М.С. Каган, представляя первую из них, определяет личность как «сложно-динамическую систему, образуемую сцеплением таких элементов (или подсистем) которые являются необходимыми и достаточными для обеспечения ее социальной жизнеспособности и которые связаны друг с другом сетью взаимных детерминаций и опосредовании». Он предлагает считать личность «персонифицированной деятельностью».
Ананьев Б.Г. и другие психологи выделяют следующие компоненты психологического портрета:
1.Темперамент
2.Характер
3. Способности
4.Направленность
5.Интеллектуальность
6.Эмоциональность
7.Волевые качества
8.Умение общаться
9.Самооценка
10.Уровень самоконтроля
11. Способность к групповому взаимодействию.
При составлении психолого-педагогического портрета анализируются черты характера, способности, предрасположенность, таланты и психологическая совместимость.
В современном обществе проблема психологических особенностей личности подростка имеет особое значение. Бездуховность, ориентиры на западные прагматические образцы жизни, потеря народных культурных корней, рост преступности, насилия - все это печальные реалии современного российского общества.
В начале XXI века российское общество находится на переломном этапе своего развития, который характеризуется тяжелым кризисом, поразившим практически все стороны социальной жизни. Наряду с экономическим спадом в современной России наблюдаются серьезные изменения в сфере духовного бытия, имеющие как общие прогрессивные перспективы, так и негативные последствия, влияющие на нравственное здоровье нации.
В большей степени духовный кризис отразился на детях, которые в условиях переоценки ценностей, оказались в своеобразном нравственном вакууме, отрицательно влияющем на личностное становление подрастающего поколения.
Подростковый возраст в психологии выделяется от 11 до 20 лет. Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений со сверстниками и взрослыми людьми, развития познавательных способностей и интеллекта, развития способностей.
В подростковом возрасте ведущую роль играет общение со сверстниками, значимы отношения в семье. В общении подросток проигрывает разные стороны человеческих отношений. Основные потребности в этот возрастной период – стремление к независимости, поиск собственного места, самоопределение. Базисным противоречием по теории Эрика Эриксона в данный кризисный период является эгоидентичность. В этот возрастной период появляются позитивные новообразования – поиск себя, дружба и негативные – потерянность, отсутствие идентичности. В социальном развитии тоже происходят изменения. Подросток сравнивает себя со взрослыми, подражает им (пробует алкоголь, начинает курить и т. д.), происходит половое созревание и переход ко взрослой жизни – выбор профессии, поиск партнера для создания семьи. К подростку предъявляются новые требования и нормы, он хочет быть взрослым, но еще не готов. Для подростка важна общественно-полезная деятельность, формируется круг интересов, увеличивается объем памяти, воспитывается сила воли, смелость, выносливость. В этот период важно влияние авторитетного человека, самооценка.
Педагогическая психология подчеркивает важность утверждения своей исключительности подростком, стремления чем-то выделиться.
По А. В. Петровскому этот возраст характеризуется «поиском средств для обозначения своей индивидуальности».
По мнению Д. И Фельдштейна, в этом возрасте доминирует готовность проявить себя, применить свои силы.
Подростничество – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь закладываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, это самопознание, самовыражение и самоутверждение.
Факторы, влияющие на формирование личности подростка: социальная и образовательная среда, отношения в семье, круг интересов и круг общения, труд и общественно-полезная деятельность, влияние авторитетного взрослого наставника.
Одним из таких факторов формирования личности подростка, несомненно, является и дополнительная образовательная деятельность, содержательный досуг, занятия спортом и туризмом.

Глава II. Педагогическое исследование психологических особенностей подростков, занимающихся туризмом в учреждении дополнительного образования
2.1. Характеристика выборки и методов исследования
Исследование проводилось на базе двух образовательных учреждений г.о. Самара. В исследовании приняли участие 36 подростков 13-15 лет в составе двух групп:
1) экспериментальная – воспитанники детского туристско-краеведческого объединения, занимающихся по дополнительной общеобразовательной программе «Туристы-проводники» муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Центра детского творчества «Ирбис» Кировского района (18 человек);
2) контрольная группа – учащиеся 9 класса муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 65 Промышленного района г.о. Самара (18 человек).
Для проверки выдвинутой гипотезы были подобраны следующие методики:
- тестирование по личностному опроснику HSPQ (Р. Кетелл) для возраста 13-15 лет;
- проективный тест-анализ рисунка «Карта сказочной страны» (Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Д.Б. Кудзилов),
Описание методик и условий проведения тестирования:
Личностный опросник HSPQ (Р. Кетелл) для возраста 13-15 лет.
Личностный опросник Кетелла – одна из наиболее известных методик, созданная в рамках объективного экспериментального подхода к исследованию личности. 14-факторный личностный опросник Кетелла HSPQ для возраста 13-15 лет составлен на основе 16-факторного личностного опросника Кетелла для взрослых «16 PF». Р. Кетелл отмечал высокую валидность опросника.
Информация, полученная с помощью опросника HSPQ, позволяет выявить индивидуальные различия и создать благоприятные условия обучения с учетом индивидуальных особенностей образовательного учреждения, осмыслить различные аспекты проспособляемости и оценить эмоциональные и поведенческие отклонения учащихся, разработать психокоррекционные меры, и в целом, дает возможность с большей эффективностью проводить учебную и воспитательную работу в учебном учреждении.
Обследуемые лица размещались в учебных помещениях, в свободное от учебы время, по одному человеку за одним рабочим столом. Каждому испытуемому зачитывалась краткая инструкция по процедуре ответов на вопросы тестов. Время тестирования строго не регламентировалось и составляло в среднем 50 минут.
При обследовании на тестовых листах бумаги испытуемые проставляли варианты ответов на предложенные вопросы. На каждый вопрос они давали ответы, выбирая одну из трех альтернатив (а, Ь, с), которые в наибольшей степени соответствовали их взглядам, их представлению о себе.
Выбор ответа (а, Ь, с) обследуемых на каждый последующий вопрос заносился в бланк для ответов, путём заключения соответствующей альтернативы (а, Ь, с) в кружок (или проставляя на ней крестик).
Практически все обследуемые проявили достаточный интерес к проведению исследования. Отказов от участия в исследовании не отмечалось.
Подсчет суммы «сырых» баллов по факторам. Для подсчета «сырых» баллов по каждому из 14 факторов опросника мы воспользовались специальной матрицей с
. Мудрецы говорят, что она находится внутри нас. Это, конечно, красивая метафора, так как из уроков анатомии нам известно, что находится внутри нас... Мудрецы подразумевают, конечно, то, что называют душой. Вы можете сказать: «Как мы отправимся туда, куда невозможно прийти, потрогать руками?» И будете правы, этой страны нет на политической карте мира, туристические агентства не продают туда путевок и не совершают экскурсий. Но в сказках есть указание на то, что некоторые герои там побывали и пришли в дальнейшем к успеху. Помните задание: «Пойди туда, не знаю, куда, принеси то, не знаю что»? Вот сейчас нам как раз и предстоит подготовиться к подобному путешествию. Итак...
Без чего опытный путешественник не отправится в путь? Конечно, без карты. Но, скажите, видели вы в продаже «Карту внутреннего мира» или «Карту сказочной страны»? Действительно, такие карты не продаются. Что же нам делать? Придется рисовать карту самим. С чего начнем?
Сначала положим перед собой лист бумаги. Теперь задумаемся о контуре, который обозначает границы страны. Контур образует силуэт страны.
На что похож силуэт внутренней страны? Одни путешественники считают, что контур сказочной страны образует силуэт человека, другие рисуют символ сердца, третьи обводят свою ладонь, четвертые изображают фантастический контур... Мудрецы говорят, что разум здесь не поможет, что только сердце и рука путешественника знают силуэт его внутренней сказочной страны. Пожалуйста, возьмите карандаш и дайте возможность своей руке нарисовать контур сказочной страны.
Чем наполнена сказочная страна, какой у нее ландшафт? Чтобы это увидеть, необходимо раскрасить внутреннее пространство страны, ограниченное контуром. Главное, не думать долго, а просто дать своей руке возможность легко выбирать карандаши и раскрашивать карту страны...
Итак, карта внутренней сказочной страны готова. Это прекрасно. Но, скажите, пожалуйста, можно ли пользоваться этой картой? Похоже, пока это трудно. Почему? Чего не хватает? Конечно, условных обозначений! Обычно таблица условных обозначений помещается снизу или сбоку карты.
Пожалуйста, сделайте на своем листе надпись «Условные обозначения, использованные на карте». Теперь вам предстоит составить таблицу условных обозначений. Для этого каждый цвет, который вы использовали при раскрашивании карты, вынесите в таблицу условных обозначений в виде небольшого цветного прямоугольника. Расположите цветные прямоугольники друг под другом, как это обычно делают картографы. Если вы использовали специальные значки для обозначения рек, водоемов, болот, лесов, полей, гор, их также необходимо представить в таблице условных обозначений. Итак, частица всего того, что можно наблюдать на карте, у нас появилась в таблице условных обозначений.
Теперь необходимо присвоить каждому цветному прямоугольнику, каждому значку особое значение. Поскольку эта карта внутренней сказочной страны, то и ее ландшафт будет связан с внутренними процессами: мыслями, чувствами, желаниями,
Естественно, «точка входа» располагается на границе страны. Итак, у вас есть два флажка: «флажок цели», обозначающий место, являющееся целью вашего пути; и «флажок входа», обозначающий место, с которого начнется ваш путь. Теперь нужно проложить маршрут до цели. Как вы пойдете, пожалуйста, обозначьте пунктиром и небольшими стрелочками.
Путешествие и называется «путешествием» потому, что предполагает возвращение домой. Проложив маршрут к достижению цели своего пути, опытный путешественник рассматривает варианты обратного пути. Пожалуйста, рассмотрите внимательно свою карту и отметьте особым флажком место, где вы планируете выйти из страны. Далее, проложите маршрут от точки цели до точки выхода из страны.
Итак, у нас есть карта, есть цель пути и маршрут. А значит, есть готовность путешествия по нашей внутренней сказочной стране. Спасибо!»
Психологический анализ рисунка, ответов на вопросы и описания предусматривает три шага:
шаг первый установить, к какой группе потребностей относится образ цели, актуализированный в данный момент. Для этого нужно соотнести расположение и рассказ о точке цели в «Карте сказочной страны» с таблицей потребностей (таблица 2), Теперь необходимо соотнести полученную информацию с образами цели, формируемыми различными группами потребностей.

шаг второй оценить «степень достижимости» заявленной цели. Теперь, имея гипотезу относительно того, какой потребностью порожден образ цели, важно рассмотреть, насколько легким представляется автору путь ее достижения. Для этого нужно внимательно изучить маршрут путешествия, установить степень его сложности, какие возможны препятствия, трудности, ловушки, риски; определить способы нейтрализации рисков. Для этого педагогу нужно сделать несколько действий:
Действия педагога
Комментарий

1. Установить, есть ли смещение местоположения «флажка цели» относительно центра карты
Если «флажок цели» находится в центре карты, это свидетельствует о том, что образ цели занимает интегрирующую позицию во внутреннем мире, достижение этой цели является показателем личностного роста. Если «флажок цели» смещен от центра на периферию, это может означать либо нереальный, либо несущественный образ цели (это можно наблюдать в случае сопротивления тестированию). И в данном случае маршрут достижения цели имеет меньшее значение, нежели в случае, когда «флажок цели» находится в центре.

2. Изучить маршрут путешествия
Устанавливается, через какие территории пролегает маршрут; какова общая «траектория движения»: есть авторы, которые любят «погулять» по стране, прежде чем прийти к цели, все рассмотреть, со всем познакомиться; а есть авторы, которые предпочитают «двигаться по прямой», прокладывают наиболее короткий путь к цели. Это показатель индивидуального стиля движения к цели. Естественно, целеустремленные люди выбирают более короткую, быструю дорогу. Здесь большую помощь окажут собственные описания авторами карт маршрутов путешествия.


шаг третий найти «связки» с образом цели, основанном на самоактуализации. Образ путешествия, пути сам по себе является образом самоактуализации. Необходимо установить субъективное понимание автором карты смысла своего путешествия. На основании этого становится возможным сформировать перспективные задачи психологической работы.
Это, пожалуй, самый трудный шаг. Он, по сути, связан с формированием перспективных задач психологической работы. Педагогу предстоит связать информацию об актуализированной группе потребностей, бессознательную программу достижения цели с идеей самоактуализации.
В этом нам поможет идея пути, путешествия, уже заложенная в инструкции. цели, основанным на потребности самоактуализации.
Большую помощь педагогу окажут ответы автора карты на вопросы:
Чему научило вас это путешествие? (Представьте, что вы уже вернулись домой и подводите итоги своего путешествия. Перед вами чистый лист бумаги с началом фразы: «Это путешествие научило меня, прежде всего...» Как вы закончите фразу?)
Что бы вы пожелали другим путешественникам?
Какое пожелание для себя вам хотелось бы услышать от других путешественников?
Таким образом, «Карта сказочной страны» не только позволяет приобрести картину процесса самоактуализации.
Выбранные методики позволяют количественно и качественно охарактеризовать различные аспекты формирования личности, изучение психологических особенностей подростков 13-15 лет.
2.2. Анализ результатов исследования
Анализ результатов исследования был произведен последовательно, по каждой методике.
Рассмотрим результаты личностного опросника Р. Кетелла (Таблица 1).
Таблица 1
Качественные и количественные показатели проявления факторов (личностных черт) у подростков экспериментальной и контрольной групп по результатам исследования (тестирования) в % (человек от группы)
Уровень
проявления факторов (стены)
Низкий уровень
Уровень ниже среднего
Средний уровень
Уровень выше среднего
Высокий уровень


(0-2)
(3-4)
(5-6)
(7-8)
(9-10)

Факторы
Э
К
Э
К
Э
К
Э
К
Э
К

A
0
16,7
22,2
11,1
50
55,6
16,7
16,7
11,1
0

B
5,6
0
22,2
38,9
33,3
27,8
27,8
27,8
11,1
5,6

C
0
0
5,6
5,6
27,8
38,9
33,3
44,4
33,3
11,1

D
5,6
5,6
61,1
61,1
22,2
27,8
5,6
5,6
5,6
0

E
0
0
16,7
16,7
33,3
22,2
27,8
27,8
22,2
33,3

F
5,6
0
16,7
33,3
33,3
38,9
38,9
16,7
5,6
11,1

G
0
11,1
16,7
22,2
38,9
22,2
27,8
33,3
16,7
11,1

H
0
0
16,7
11,1
33,3
38,9
38,9
44,4
11,1
5,6

I
5,6
11,1
16,7
16,7
16,7
44,4
38,9
16,7
22,2
11,1

J
5,6
27,8
38,9
16,7
55,6
27,8
0
22,2
0
5,6

O
11,1
0
38,9
33,3
33,3
50
16,7
11,1
0
5,6

Q2
11,1
0
22,2
38,9
38,9
27,8
27,8
33,3
0
0

Q3
5,6
11,1
27,8
27,8
16,7
33,3
33,3
16,7
16,7
11,1

Q4
16,7
16,7
50
22,2
27,8
27,8
0
22,2
5,6
11,1


Обозначения в таблице:
Э – экспериментальная группа,
К – контрольная группа
Данные исследования были математически обработаны и отображены в графиках и диаграмме (Рисунок 1).


Обозначения на рисунке:
Э – экспериментальная группа,
К – контрольная группа,
1,2 и т.д. – стены.
Рис. 1 Результаты диагностики по тесту Р. Кетелла
по экспериментальной и контрольной группам
В результате диагностирования по методике Р. Кетелла были получены соответствующие по каждому фактору показатели, на основании которых можно сделать следующие выводы:
Фактор A (аффектотимия, доброта и сердечность). Стены: экспериментальная группа – 6 (60 %), контрольная группа – 4,88 (49 %). Подростки экспериментальной группы по данному фактору имеют более высокую оценку, чем подростки контрольной группы, что позволяет нам сделать следующие выводы. Подростки-туристы более открыты и доверчивы, менее конфликтны, их отличает богатство и яркость эмоциональных проявлений, живее откликаются на происходящие события, для них более важен межличностный контакт, они более гибки и адаптивны, обладают хорошим целом, у обеих групп показатели выраженности черт характера по данному фактору имеют среднее значение и небольшое расхождение в данных.
Фактор B (высокий интеллект). Стены: экспериментальная группа – 5,72 (57 %), контрольная группа – 5,33 (53 %). Шкала интеллекта включена в опросник для получения целостной картины личности. Показатели данного фактора у обеих групп имеют среднее значение и небольшую разницу между собой. Чуть больший показатель экспериментальной группы может быть связан с тем, что у туристов немного больше мотивов к обучению («чтобы было меньше плохих оценок и родители отпустили в поход») и более широкий кругозор.
Фактор C (сила «Я», эмоциональная устойчивость). Стены: экспериментальная группа – 7,22 (72 %), контрольная группа – 6,55 (66 %). Этот фактор характеризует способность управлять своими эмоциями и настроениями, найти им адекватное объяснение и реалистичное выражение. Фактор отражает способность адекватно разряжать свои импульсы в конкретный момент. В экспериментальной группе это показатель выше, что связано, скорее всего, с тем, что у туристов хорошо развита способность достигать своих целей и осознавать требования действительности. Подростки, занимающиеся туризмом, более энергичны, легче других подростков справляются с трудностями. Люди с высоким С смело смотрят в лицо фактам, не расстраиваются из-за пустяков и не поддаются случайным колебаниям настроения, выражают свои эмоции в социально допустимой форме.
Фактор D (возбудимость, беспокойство). Стены: экспериментальная группа – 4,5
вывод, что подростки, занимающиеся туризмом, по сравнению с другими подростками более скромные, доброжелательные, послушные. Подростки-туристы, как правило, приучены четко выполнять все указания руководителя группы, подчиняться мнению коллектива, быть всегда осторожными, тактичными, что, как раз подтверждается показателями по данному фактору. Единственное, что настораживает при анализе данных по этому фактору, что показатели смелости и уверенности в себе у подростков туристов в процессе исследования оказались ниже, чем у контрольной группы подростков, не занимающихся туризмом. Но излишняя смелость и авантюризм, самоуверенность, своенравность, тщеславие, независимость, что характерно для людей с большим проявлением характеристик по данному фактору, в туризме не приветствуются. Хотя в сочетании с более высоким фактором Н (пармия, смелость) и более низким О (гипотимия, склонность к чувству вины и боязливость) у группы подростков-туристов, можно не трактовать более низкие данные по фактору Е у них, как робость и неуверенность.
Фактор F (сургенсия, беспечность). Стены: экспериментальная группа – 6 (60 %), контрольная группа – 5,77 (58 %). Р. Кетелл предполагал, что выраженность данной черты зависит от степени давления при воспитании. Почти одинаковые данные нашего исследования по этому фактору у обеих групп наводят на мысль, что показатели сургенсии-десургенсии не отражают влияния образовательной в целом и, в частности туристской деятельности, а иллюстрируют результаты воспитания в семье. Поэтому показатели по данному фактору у обеих групп так близки друг к другу, хотя у туристов результаты более положительные и скорее всего, подростки-туристы мене чувствительны к запугиваниям и легче переживают страхи благодаря своей жизнерадостности, гибкости, находчивости. Обычно фактор F выше у подростков, чем у других возрастных категорий, что и подтверждают результаты нашего тестирования (показатель немного выше среднего).
Фактор G (сила «Сверх-Я», совестливость). Стены: экспериментальная группа – 6,44 (64 %), контрольная группа – 6,05 (61 %). Фактор G характеризует настойчивое стремление к соблюдению моральных требований. В целом показатели фактора «Сверх-Я» у обеих групп имеют среднее значение и не большую разницу. Из чего мы делаем
зависимостью от группы каждого участника похода. Отрицательной стороной выраженности этого фактора у подростков туристов является то, что личности Q2- могут легко попасть под влияние плохой компании. Можем предположить, что Q2- (самодостаточность, самостоятельность) в нашей экспериментальной группе уравновешивается С+ (сила «Я»), Н+ (пармия, смелость) и О- (гипотимия, склонность к чувству вины и боязливость).
Фактор Q3 (контроль желаний, высокий самоконтроль поведения). Стены: экспериментальная группа – 6,05 (61 %), контрольная группа – 5,38 (54 %). Фактор Q3 является одним из наиболее важных для прогноза успешности деятельности, индикатором способности контролировать свои эмоции, прежде всего, злость и эмоции. В групповой динамике оценки по фактору Q3 положительно связаны с частотой выбора в лидеры и степенью активности при решении групповых проблем. Преобладание выраженности данного фактора у подростков, занимающихся туризмом несколько выше, что свидетельствует о большей организованности, сильной воле и умении планировать свою жизнь представителей этой группы. Личность Q3+ думает, прежде, чем действовать, доводит начатое до конца, осознает социальные требования. В нашем эксперименте Q3+ (самоконтроль) группы туристов усиливается также показателями факторов С+ (сила «Я») и G+ (сила «Сверх-Я»), близкими по содержанию.
Фактор Q4 (фрустрированность, напряженность). Стены: экспериментальная группа – 4,5 (45 %), контрольная группа – 5,38 (54 %). Q4 – важный показатель тревожности. Личности с более высоким Q4 (контрольная группа) характерны: эмоциональная неустойчивость с преобладанием пониженного настроения, неприятие критики. Фактор Q4 связан с фрустрацией мотивации (наличие большого числа потребностей, не нашедших удовлетворение). Q4- у группы подростков-туристов объясняется наличием навыков определять главное, спокойно относится к удачам и неудачам.
Таким образом, по результатам методики диагностики было выявлено, что в целом у обеих групп показатели выраженности черт характера по всем факторам имеют среднее значение и небольшое расхождение в данных между группами. Хотя, показатели группы подростков-туристов почти по всем факторам были на 0,5 стена и больше в сторону положительных значений по тому или иному показателю.
Таким образом, в результате проведения тестирования подростков было выявлено, что у подростков, занимающихся туризмом в УДО, такие показатели как доброта, ум, самоконтроль, настойчивость, тактичность, целеустремленность, ответственность, дисциплинированность, умение работать в группе выше, чем у подростков, не занимающихся в туристских клубах:
фактор А (аффектотимия, доброта и сердечность) – на 11%,
фактор B (высокий интеллект) – на 4 %,
фактор C (сила «Я», эмоциональная устойчивость) – на 0,27 %,
фактор D (возбудимость, беспокойство) – на 2 %,
показатель фактора Q2 (самодостаточность, самостоятельность) оказался ниже, чем у респондентов контрольной группы, хотя и не на много. Подростки-туристы по данным исследования зависимы от группы, ориентируются на ее мнение и советы, что объясняется реальной зависимостью от группы каждого участника похода. По результатам исследований по другим факторам выявилось, что Q2- (самодостаточность, самостоятельность) в нашей экспериментальной группе уравновешивается С+ (сила «Я»), Н+ (пармия, смелость) и О- (гипотимия, склонность к чувству вины и боязливость).
В дополнение к основному исследованию по методике Р. Кетелла был проведен проективный тест-анализ рисунков «Карта сказочной страны» подростков обеих групп (Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Д.Б. Кудзилов).
В результате проведения проективного тест – анализа рисунка были получены данные, подтверждающие результаты тестирования по личностному опроснику Р. Кетелла. У подростков, занимающихся туризмом формируются положительные личностные качества, к которым относятся: позитивная эмоциональность и не проявление агрессии, доброжелательность и толерантность, высокий уровень мотивации достижения цели, смелость и твердость характера, жизнерадостность, демократичность, эмоциональная и волевая устойчивость и самоконтроль, уверенность в себе и целеустремленность, постоянное стремление к развитию своих способностей, адекватная самооценка, общительность и открытость, умение работать в группе – взаимопомощь и взаимодействие, лидерские способности.

Заключение
Данная работа направлена на выявление психологических особенностей личности подростков, занимающихся туризмом в учреждении дополнительного образования детей.
Проблема психолого-педагогической диагностики, исследования психологических особенностей личности учащегося-подростка в современном образовательном учреждении в связи с изменением социально-экономических условий жизни, модернизацией образования, основанной на личностно-ориентированном подходе к образованию, имеет особую актуальность. Знания психологических особенностей
подростка.
Полученные результаты диагностики будут использованы для разработки рекомендаций для родителей подростков и педагогов детских туристских объединений учреждений дополнительного образования детей.
Для проведения исследования были использованы следующие методики психологии: личностный опросник HSPQ (Р. Кетелл) и проективный тест-анализ рисунка «Карта сказочной страны» (Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Д.Б. Кудзилов).
Наша гипотеза о том, что на формирование положительных личностных качеств подростка (доброта, ум, настойчивость, общительность, тактичность, гибкость, жизнерадостность, смелость, ответственность, дисциплинированность, активность, самоконтроль, самостоятельность и умение работать в группе, принятие социальных фактор I (премсия, мягкосердечность) – на 10 %,
фактор J (коэстения, индивидуализм) – на 11 %,
фактор O (гипотимия, склонность к чувству вины) – на 7%,
фактор Q2 (самодостаточность, самостоятельность) – на 6 %,
фактор Q3 (контроль желаний, высокий самоконтроль поведения) – на 7 %,
фактор Q4 (фрустрированность, напряженность) – на 9%.
Таким образом, к наиболее часто встречающимся личностным чертам подростков, занимающихся туризмом, относятся: высокий уровень толерантности, высокий уровень мотивации достижения цели, экстраверсия и твердость характера, демократичность, эмоциональная и волевая устойчивость и самоконтроль, постоянное развитие интеллектуальных и физических способностей, адекватная самооценка, коммуникативность, умение работать в группе, лидерские способности.
Вывод. Проанализировав научную литературу по проблеме и проведя педагогическое исследование по данной теме, было получено подтверждение того, что тема актуальна на сегодняшний день. Проблема распространяется на всех участников образовательного процесса – педагогов, детей и их родителей. Проведенные исследования показали позитивное влияние занятий туризмом на развитие личности подростка. Дальнейшие перспективы развития темы видятся в проверке гипотезы о развитии позитивных качеств личности в процессе туристской деятельности. С этой целью туристской общности. Тема интересная и актуальная, требует дальнейшего рассмотрения и изучения, проведения исследовательской работы.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр детского творчества «Ирбис»
городского округа Самара

Педагогический исследовательский проект
в рамках реализации ДОП ЦДТ «Ирбис»
туристско-краеведческой направленности

«Диагностика психологических особенностей личности подростков, занимающихся туризмом»

Автор: Акаева Галина Алексеевна,
методист и педагог дополнительного образования
ЦДТ «Ирбис» г.о. Самара
Участники: педагоги (Бондаренко Ю. А., Паршутина Е. В.)
и учащиеся туристско-краеведческих объединений ЦДТ «Ирбис»




понимание автором карты смысла своего путешествия. На основании этого становится возможным сформировать перспективные задачи психологической работы.
Это, пожалуй, самый трудный шаг. Он, по сути, связан с формированием перспективных задач психологической работы. Педагогу предстоит связать информацию об актуализированной группе потребностей, бессознательную программу достижения цели с идеей самоактуализации.
В этом нам поможет идея пути, путешествия, уже заложенная в инструкции. Самоактуализация связана с наиболее полным использованием имеющихся у человека способностей, талантов, умений, навыков и других ресурсов для достижения созидательных целей. Таким образом, самоактуализация сама по себе представляет Путь, Путешествие, в котором максимально используются созидательные возможности человека. Эта мысль и является связующей между имеющимся состоянием и образом цели, основанным на потребности самоактуализации.
Большую помощь педагогу окажут ответы автора карты на вопросы:
Чему научило вас это путешествие? (Представьте, что вы уже вернулись домой и подводите итоги своего путешествия. Перед вами чистый лист бумаги с началом фразы: «Это путешествие научило меня, прежде всего...» Как вы закончите фразу?)
Что бы вы пожелали другим путешественникам?
Какое пожелание для себя вам хотелось бы услышать от других путешественников?
Таким образом, «Карта сказочной страны» не только позволяет приобрести диагностическую информацию об актуальном образе цели, но и одновременно используется в качестве средства коррекционного воздействия, позволяющего прояснить картину процесса самоактуализации.
Выбранные методики позволяют количественно и качественно охарактеризовать различные аспекты формирования личности, изучение психологических особенностей подростков 13-15лет