Реферат «Организация самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка и литературы, и во внеурочное время»


Министерство образования и науки Удмуртской Республики
Муниципальное образовательное учреждение
«Адамская средняя общеобразовательная школа»
Реферат
«Организация самостоятельной работы
учащихся на уроках русского языка и литературы, и во внеурочное время»
Учитель: Каркина О.Л.
(без категории)
заявленная категория: первая
д. Адам,
2013г.
Содержание:
Введение. Обоснование и актуальность проблемы 3-6
Цель проводимой работы 7
Определение задач 8
Объект и предмет изучения 8
Гипотеза 9
Ожидаемые результаты 9-10
Аналитическая часть 11-16
Заключение. Выводы 17-20
Библиография 21
Приложения 22-30
Если хочешь воспитать в детях смелость ума,
интерес к серьёзной интеллектуальной работе,
самостоятельность как личностную черту,
вселить в них радость сотворчества,
то создавайте такие условия,
чтобы искорки их мыслей
образовывали царство мыслей,
дайте возможность им почувствовать
себя в нём властелинами.
Ш.А. Амонашвили.
Введение. Обоснование и актуальность проблемы.
Сегодня к школе приковано особое внимание, так как государству нужны инициативные, думающие, подготовленные к жизни, труду люди с активной жизненной позицией. Именно таких учеников должна выпускать школа. Главная ответственность за это лежит на плечах учителей, многое зависит от нашей работы.
Сознательная жизнь каждого человека начинается со школы, а в школе всё начинается с учителя. Изучая общие положения Концепции федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального образования, как учитель, обращаю внимание на то, что сегодня начальное образование призвано решать главную задачу - закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка как систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат, т.е. осуществлять несколько видов самостоятельной деятельности. Несмотря на то, что в классе работаю по БУП 2004 года, применяю элементы ФГОС в среднем звене, а именно в 7 классе. Знакомство с ФГОС началось в 2010 году. Пересмотрев новые требования, стала менять структуру урока, начала применять новые образовательные педагогические технологии.
Деятельность на уроке стала направляться на развитие творчества, самостоятельности учащихся, широкое вовлечение каждого из них в живой процесс тесного сотрудничества. Мы, учителя, прилагаем немало усилий для того, чтобы процесс обучения был радостным, интересным и при этом обеспечивал бы глубокое усвоение учебного материала.
Но не всегда было так. Десятки лет назад в России обучение и воспитание, к сожалению, развивали в детях только одну сторону способностей – исполнительскую, а более сложная и важная сторона - творческая инициативность и самостоятельность - отдавались воле случая и у большинства оставались на невысоком уровне.
В настоящее время, когда в отечественной системе образования произошла ее переориентация на гуманистические, личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии, встал вопрос о создании наиболее благоприятных условий, способствующих проявлению творческих познавательных способностей и проявлению самостоятельности.
Размышляя над этим, анализируя проблемы в обучении, еще два года назад мной была выбрана тема самообразования «Повышение качества знаний учащихся путем применения педагогических технологий в развитии навыков и умений самостоятельной деятельности на уроке и во внеурочное время». Третий год работаю над проблемой развития самостоятельности учащихся, рассматривая эту тему с различных сторон и углубляя изучение. В прошлом учебном 2012-2013 году работала над проблемой самостоятельности школьников в выполнении домашних работ.
Обучение самостоятельности – долгосрочный процесс, который требует особого контроля и постоянного анализа результатов. В процессе увидела другую сторону проблемы – затруднение и низкую инициативность в самостоятельных видах деятельности, как на уроке, так и во внеурочное время. В 2013-2014 учебном году рассматриваю проблему самостоятельности шире, используя разные точки зрения передовых педагогов и коллег. Соответственно, проблема, над которой работаю в этом учебном году «Самостоятельная работа на уроках русского языка и литературы, и во внеурочной деятельности, как одна из форм развития умений и навыков обучающихся, стремления их к самообразованию и саморазвитию» тесно связана с предыдущей. На протяжении всей моей деятельности отслеживаю успехи и недоработки, планирую новые подходы в решении проблемы самостоятельности. Считаю, что данная проблема актуальна, так как на практике столкнулась с ситуацией низкой инициативности, с пассивностью учащихся в 2010-2011 учебном году. Поэтому тема реферата «Организация самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка и литературы, и во внеурочное время» выбрана мной неслучайно. Такой вид работы, как реферат помогает мне доступно преподнести пути решения проблемы низкой самостоятельности, с которой я столкнулась два года назад.
Учение — направленный и мотивированный процесс, поэтому моя задача как учителя и руководителя состоит в том, чтобы включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей. Идеальным результатом обучения считается достижение такого уровня, когда учащийся готов к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию, что невозможно без универсального качества личности — самостоятельности. На данный момент наш педагогический коллектив находится в ситуации решения проблемы. Мной были определены пути решения, а детский коллектив поставлен в ситуацию эксперимента.
Актуальность темы мотивирована тем, что современное образование предусматривает не малую часть, а значительное увеличение доли самостоятельности ученика как субъекта учебного процесса, способного успешно самореализовываться в стремительно изменяющемся мире, и осуществлять непрерывное образование в течение всей жизни.
Важность разработки мероприятий и внедрения в педагогическую практику более совершенных методик обучения, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, развитию самостоятельности, должны осознаваться каждым участником образовательного процесса – учителем и учениками.
В современной школе мы должны учить детей учиться самостоятельно, приобретать знания из различных источников информации (дополнительной литературы, интернета, СМИ и т.д.) самостоятельным путём, что не может быть достигнуто без определённых навыков. Дальнейшее развитие таковых - одна из важнейших задач в данном учебном году.
По данным педагогических исследований, на занятиях малоопытных учителей организованная самостоятельная работа учащихся на уроках в школе занимает только от 10% до 20% общего учебного времени, почти на 80% занятий преобладает монолог учителя. Хотелось опровергнуть статистику и доказать, что не отношу себя к слабо заинтересованным в успехе учащихся учителям.
Существует много методик и наработок передовых педагогов по теме самостоятельной деятельности, но проблема эффективного внедрения таковых, в достаточной мере содействующих успешному развитию познавательной активности учащихся, их самостоятельности на уроке и во внеурочной деятельности остаётся. Для начинающего педагога остро стоит вопрос так же и о способах организации самостоятельной деятельности учащихся.
Основными условиями возникновения и становления проблемы являются:
- недостаточное овладение методами и приёмами самостоятельной деятельности;
- желание совершенствовать деятельность ученика;
- необходимость развития познавательных процессов при обучении;
- постоянный творческий поиск методов и приёмов, активизирующих учебную и внеурочную деятельность учащихся;
2. Цель проводимой работы
Цель: постепенное внедрение разработок и методик для организации самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка и литературы, и во внеурочное время в соответствии с ФГОС.
Идея проводимой работы – создание условий для сознательной активной, творческой, самостоятельной деятельности, приносящей радость преодоления трудностей, радость открытия, достижения поставленной цели.
Преподавание в школе не может сводиться только к тому, чтобы вооружить учащихся определённым запасом знаний. Необходимо добиться высокого уровня мышления, с тем, чтобы учащиеся могли в дальнейшем самостоятельно расширять и углублять свои знания, применять их в смежных областях, находить решения в новых ситуациях. Поэтому важно обучать школьников основным приёмам самостоятельной умственной деятельности, сформировать у них умение анализировать и сопоставлять факты, делать обобщения. Вот почему основной задачей в своей педагогической деятельности считаю - учить школьников думать, рассуждать, делать выводы, находить решения, быть в самостоятельном поиске. Для осуществления этого требуется организовывать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, улучшающую усвоение материала и развивающую в них внимательность, гибкость ума, умение не теряться, ориентироваться в проблемной ситуации. Следствием чего является высокая активность учащихся при обучении на уроках и во внеурочной деятельности.
На уроках стараюсь давать возможность ученикам экспериментировать и не бояться ошибок, воспитываю в них смелость быть не согласным с учителем. Но учить школьника высказывать свои мысли можно, когда на уроке царит атмосфера дружелюбия, увлечённости и понимания. Стараюсь создавать атмосферу, ориентированную на успех. Уверенный в себе ребенок не будет бояться самостоятельного выполнения работ.
3. Определение задач
- Проследить роль творческих заданий при формировании самостоятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.
- Проанализировать содержание литературы, СМИ и ресурсы интернета по проблемам самостоятельной деятельности учащихся.
- Непрерывно знакомиться с результатами работ коллег и опытных педагогов школы, района, города, республики и страны (посещение уроков, курсов, получение консультаций, использование интернет-сайтов и научных интернет-сообществ).
- Изучить обязательные условия развития самостоятельности школьников.
- Определить критерии сформированности самостоятельности.
- Провести отбор, систематизацию, адаптацию к конкретному коллективу детей, разработку способов организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время.
- Составить собственные методические рекомендации, применяемые к конкретному коллективу учащихся.
4. Объект и предмет изучения
Объект — методология организации самостоятельной работы и развитие самостоятельности в урочной и во внеурочной деятельности.
Предмет – организация самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка и литературы, и во внеурочной деятельности.
5. Гипотеза
Если учителем будут применяться разработанные методические рекомендации, то это будет способствовать систематизации представлений о путях повышения самостоятельности учащихся в учебном процессе, так как будут формироваться ключевые компетентности.
Многочисленными исследованиями доказано, что самостоятельность формируется волей и вниманием, помогает более прочному запоминанию и закреплению материала. Самостоятельность является связующим звеном для решения триединой задачи обучения, умственного развития и воспитания личности. Самостоятельность связана не только с интеллектуальной, но и с волевой и с эмоциональной сферой личности; это их сложное сплетение.
Будет ли самостоятельность в изучении предмета расти или падать, во многом зависит от учителя и взаимодействия внутри классного коллектива. К арсеналу, помогающему учителю формировать самостоятельность, можно отнести работу по содержанию изучаемого материала, умелое сочетание разностных форм и методов работы на уроке, наличие интереса, моральный климат в отношениях как учителя с учащимися данного класса, так и между учащимися внутри классного коллектива.
6. Ожидаемые результаты
Внедрение методических рекомендаций поможет сформировать систему в работе по развитию самостоятельной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время в данном классе и в дальнейшем применять в других ученических коллективах, в соответствии с их индивидуальными особенностями.
Самостоятельная работа – самый надежный показатель качества знаний, умений, и навыков ученика. Для того чтобы научить ученика работать самостоятельно, в своем опыте делаю попытку систематизировать и реализовать на практике упражнения творческого характера, карточки с дифференцированными заданиями, продумывать последовательность заданий, вариантность и наглядность. Результатом двухлетней работы над проблемой самостоятельности является повышение активности, проявление инициативности, самостоятельности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности. Показатели варьируются, уровень самостоятельности меняется в зависимости от сложности изучаемого предмета, темы, нагрузки. Не буду скрывать, что в классе присутствуют учащиеся, отстающие от общей массы учеников. С ними проводится дополнительная работа во внеурочное время, а на уроках уделяется особое внимание. Таким учащимся сложнее других войти плавно и быстро в процесс выполнения самостоятельной работы. Поэтому, для самостоятельной деятельности учащимся класса предлагаю три варианта заданий различной степени трудности: первый вариант – самый трудный, второй – менее сложный и третий – самый легкий. Предлагая ученику вариант оптимального для него уровня сложности, осуществляется дифференциация поисковой деятельности при решении.
Так же даю возможность слабому ученику попробовать более сложный вариант, считаю, что у любого ученика должен быть стимул поднять планку и не зацикливаться на достигнутом результате. Убеждена, что работа по индивидуальным карточкам как нельзя лучше организует учеников на полную самостоятельность. Для разнообразия деятельности придумываю карточки, в которых требуется не только вписывать данные, составить схему, но и выбрать из списка предлагаемого материала, рассортировать, сгруппировать, соотнести. Такие задания поддерживают интерес, психологически разгружают, воспитывают аккуратность и культуру оформления работ, ненавязчиво учат самостоятельности.
7. Аналитическая часть
Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие. Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен. Особенно четкие концепции о роли самостоятельности в приобретении знаний имеются в трудах К.Д.Ушинского, Н.Г.Чернышевского, Д.И.Писарева и др. Эта проблема является актуальной и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности школьников.
В наше время, в условиях развития рыночной экономики, когда наблюдается небывалый рост объема информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться в ситуациях, принимать решения, а это невозможно без развитой самостоятельной личности и без умения работать творчески.
Главная задача учителя не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к самостоятельному дальнейшему изучению, поиску, стремлению расширить свои познания, к творчеству. Интерес — это инструмент, побуждающий учеников к более глубокому познанию предмета, развивающий их способности. Интерес к предмету вырабатывается тогда, когда учащимся понятно то, о чём говорит преподаватель, когда привлекательны по содержанию задачи и упражнения, которые побуждают ученика к творчеству, способствуют проявлению самостоятельности при овладении учебным материалом, учат делать выводы и обобщения, видеть перспективу применения полученных знаний на уроке и вне школьных занятий, развивают их индивидуальные особенности. Как учитель русского языка и литературы, использую этот инструмент на каждом уроке независимо от предмета.
Знания ученика будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений, путем проб и ошибок, закреплялись в результате его собственной творческой деятельности над учебным материалом. Поэтому стараемся совместно с учениками выявлять проблему и предполагать всевозможные пути ее решения. Учу детей самим ставить перед собой проблему и решать ее сначала самостоятельно, используя дополнительные источники и свой жизненный опыт, слегка направляя детей в нужное русло; при затруднении работаем в паре, в группе или всем коллективом.
Удовлетворенность от разрешения проблемы помогает учащимся верить в успех. Деятельность в парной самостоятельной работе (взаимотворчество) помогает детям делиться дополнительными и полученными на уроке знаниями, своим маленьким жизненным опытом, по-новому проявить себя, воспитывать в себе чувство взаимовыручки.
Ранее было сказано, что творческие самостоятельные работы, включающие возможность нахождения ответа на проблему несколькими способами, а так же составление таковых самими учащимися, являются наиболее важными из всех видов самостоятельных работ. Они требуют от учащихся собственной инициативы, будят мысль, заставляют анализировать и осуществлять самостоятельно решения. Поэтому предлагаю ознакомиться с методами, которые использую в работе на уроках (в зависимости от предмета изучения):
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- исследовательский;
- проблемный;
- эвристическая беседа;
- поисковый.
формами работы:
- общеклассная;
- групповая;
- парная;
- индивидуальная.
средствами деятельности:
- словари и энциклопедии, журналы и литература;
- технические и электронные средства обучения, контроля знаний учащихся;
- раздаточный и дидактический материал;
- печатные пособия;
- мультимедийные презентации.
Выше перечисленные методы, формы и средства широко применяются учителями и не являются открытием в педагогике. Но для меня следование своей цели и использование всех возможных путей решения проблемы помогает мне развиваться как педагогу, а учащихся воспитать как инициативных, думающих, самостоятельных, подготовленных к жизни, труду личностей с активной жизненной позицией.
В данной ситуации педагогического поиска, мне предоставляется возможность проявления собственного творчества по подготовке и выбору вида работ на уроке и во внеурочной деятельности. Традиционными видами самостоятельных работ являются работа по карточкам, мини-сочинения, рефераты, сообщения учащихся. В дополнение к ним добавляю: выполнение графических и изобразительных работ, сочинение текста-описания или текста-рассуждения, изготовление поделок и наглядности для индивидуального или группового пользования (карточек, сигнальных карт).
Домашние мини-сочинения или работа над текстом-рассуждением способствуют развитию самостоятельности учащихся, так как выполняют их с использованием дополнительной информации и с привлечением своего жизненного опыта.
Рефераты — это специально подготовленные сообщения учащихся на определенную тему. Они могут содержать исторические сведения, раскрывать сущность определенных понятий, раскрывать приложение изучаемых тем на практике. Такой вид деятельности также предполагает самостоятельный поиск и отбор информации. Подготовка учащимися сообщений предполагает умение самостоятельно отыскать необходимую литературу и отобрать в ней нужный материал. Вначале моей работы над проблемой самостоятельности учащихся, два года назад, я рекомендовала дополнительную литературу, а теперь предлагаю подбирать самим. Это очень важные умения, о выработке которых думаю, надо заботиться в дальнейшем.
Вставка в урок небольших сообщений учеников очень оживляет урок. Такие задания, в зависимости от сложности материала, предлагаю дифференцированно, но поочередно всем учащимся класса.
Над сообщением (рефератом) могут работать сообща несколько учащихся: одни подбирают иллюстративный материал, другие – текст. Выступать может один ученик или небольшая группа учащихся в определенной очередности. Самораспределение материала между учащимися в определенной последовательности так же является видом самостоятельной работы, только в группе, без участия учителя. Полезно заслушивать такие работы на внеклассных мероприятиях. Дискуссии, возникающие в результате обсуждения, так же очень полезны для развития логического мышления школьника.
Графические и изобразительные самостоятельные работы требуют от ученика аккуратности, а так же поиска, отбора нужной информации, помогают развитию усидчивости и совершенствованию дисциплины, что немаловажно для развития навыков самостоятельности.
Дети постепенно приучились регулярно посещать школьную и сельскую библиотеки, работать в интернете, обращают внимание на СМИ. Для особо пытливых учащихся в классе всегда есть энциклопедии, справочники, журналы, которые дети сами приносят из дома для общего пользования. Приятно осознавать, что изучаемое на уроке небезразлично ученикам. Дети с радостью делятся друг с другом книгами, материалом, фотографиями, иллюстрациями.
Одним из видов самостоятельных работ учащихся при изучении нового материала является также выполнение необязательных заданий (т.е. для желающих). К необязательным заданиям отношу упражнения повышенной трудности или материал, не предназначенный для обязательного изучения или работа с научными текстами энциклопедий и словарей, справочников.
В процессе обучения воспитывается культура труда (умение самостоятельно организовывать рабочее место, содержать его и инструменты в порядке), привычка к систематическому труду, уважение к работе, стремление к познанию и постоянному совершенствованию полученных знаний и навыков, вырабатывается сознательная дисциплина, чувство ответственности и эстетический вкус. Творчески и качественно выполненная работа способствует развитию чувства успешности, удовлетворенности от проделанной работы. За два года работы учащиеся класса приучены к самоорганизации на переменах и уроках, к самоподготовке к занятиям. Считаю, что самостоятельность напрямую связана с дисциплиной. Уделяю большое внимание дисциплине, так как в классе есть неусидчивые и эмоциональные учащиеся, которым трудно в силу своих психологических особенностей постоянно себя контролировать. Дисциплина включает такие понятия как самоконтроль, саморазвитие, самосовершенствование, самовоспитание. Совместными усилиями (ученики, родители и педагоги) работаем над повышением уровня дисциплины на уроках и во внеурочной деятельности.
Одним из важных факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся, является самоконтроль. Установлено, что существует прямая зависимость между уровнем самостоятельности и степенью владения самоконтролем при выполнении работы. Формирование навыков самоконтроля — процесс непрерывный и осуществляется на всех стадиях процесса обучения. Приёмам самоконтроля нужно обучать с первых дней в школе. Это залог успеха при выполнении домашних заданий, а домашняя самостоятельная работа формирует навыки самообразования. Необходимо повышать творческий характер домашней работы, индивидуализировать её, но при этом не перегружать домашнее задание, поскольку в условиях перегрузки трудно ожидать творчества и активности учащихся. При выполнении домашних работ, когда отсутствует контроль учителя, самоконтроль приобретает особую роль.
Уделяю особое внимание выполнению домашних работ. Требую от учащихся регулярного выполнения. Большинство учащихся привыкли выполнять домашнюю работу с применением дополнительных источников информации, если задание таковое предполагает. Два года назад я столкнулась еще с одной проблемой в обучении в данном детском коллективе: нерегулярное выполнение домашних заданий или частичное. К пятому классу дети не были достаточно обучены самостоятельной работе дома. Многие ждали или родительской «помощи» или контроль за выполнение домашних работ выполнялся нерегулярно. Методика преподавания и требования в пятом классе отличаются от таковых в начальной школе. Большинство родителей, посчитав, что дети достаточно взрослые, не осуществляли контроль за выполнением домашних заданий. Такая ситуация сложилась в связи с большой занятостью родителей или социальной обстановкой в семье. В течение второго года обучения много раз приходилось обращать внимание родителей на выполнение домашних работ. Неоднократно этой теме посвящались родительские собрания, на которых было проведено анкетирование с целью выявления уровня самостоятельности выполнения работ, даны памятки и общие рекомендации. К концу третьего года обучения ситуация с выполнением домашних работ улучшилась.
8. Заключение. Выводы
Выше сказанное свидетельствует о том, что самостоятельность является одним из главных качеств учащегося и важнейшим условием обучения. Самостоятельность — это качество человека, которое характеризуется сознательным выбором действия и решительностью в его осуществлении. Она в той или иной степени присуща любому человеку. Сознательный выбор того или иного действия характеризует активную умственную деятельность учащегося, а осуществление его — решительность. Без самостоятельности в обучении немыслимо глубокое усвоение знаний. Самостоятельность неразрывно связана с активностью, что в свою очередь является движущей силой в процессе познания. При этом, безусловно, не последнюю роль играют настойчивость, увлеченность и другие качества, которые развиваются вместе с самостоятельностью. Недостаточность самостоятельности делает учащегося пассивным, тормозит развитие его мышления и в конечном итоге делает его неспособным к применению полученных знаний. Самостоятельность мышления и самостоятельность целенаправленной деятельности являются важнейшими качествами человека.
Особенно важна самостоятельность для развития различных умений учащихся. На уроках русского языка и литературы доля самостоятельной работы учащихся может составлять от 20% до 90% времени урока. Суть ее заключается в том, что учащиеся действуют сами, т.е. в той или иной степени реализуют, проявляют свою самостоятельность. При этом и умения, и самостоятельность, которые развиваются и совершенствуются в процессе самостоятельной деятельности учащегося, взаимно обогащают друг друга.
Без достаточно развитой самостоятельности нет полноценных умений, а без развитых умений никакая самостоятельность не принесет большой пользы.
И чем выше у учащихся уровень их самостоятельности, тем эффективнее будет протекать их учебная самостоятельная деятельность.
При подготовке к урокам я учитываю основные программные требования, федеральные государственные образовательные стандарты, индивидуальные особенности детей всех уровней развития: низкого, среднего, высокого.
Можно сделать следующие выводы:
1. Одним из путей развития творческой активности учащихся, совершенствования процесса обучения является умело организованная система самостоятельных работ.
2. Систематическое проведение самостоятельных работ и повышение их учебно-познавательной роли в учебном процессе содействует значительному улучшению качества подготовки школьников.
3. Органически связывая изучение теоретических вопросов с практической деятельностью, самостоятельные работы дают возможность самостоятельно ликвидировать пробелы в знаниях, расширять знания, творчески применять их в решении различных практических задач.
4. Контроль выполнения самостоятельных работ содействует организации тематического учёта знаний школьников, помогает мобилизовать деятельность учащихся, способствует развитию мышления учащихся.
5. Домашняя самостоятельная работа должна строиться с учетом требований учебных программ, а также интересов и потребностей школьников, уровня их развития.
6. Домашняя самостоятельная работа выполняет важные дидактические функции: закрепление знаний, умений, полученных на уроке, формирование умений и навыков самостоятельного выполнения упражнений.
7. На протяжении всего процесса формирования навыков самостоятельности используются несколько видов контроля: контроль учителя, взаимоконтроль учащихся, внутренний самоконтроль.
8. Учебные занятия с использованием методик развития самостоятельности и применения современных компьютерных технологий по сравнению с традиционной формой обучения имеет ряд преимуществ:
- повышается учебная мотивация, достигаются высокие результаты;
- ученики с интересом и творческой активностью относятся к учебному предмету;
- у школьников формируется активная позиция по отношению к себе и своему образованию.
- у школьников формируется умение быстро принимать решения
9. Регулярное использование на уроках специально подобранных упражнений, заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет кругозор школьников, способствует их умственному развитию, повышает качество подготовленности, а так же повышается качество знаний по предметам. Различные формы работы, направленные на решение проблем по развитию самостоятельности, позволяют детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей действительности и активнее использовать полученные знания в повседневной жизни, применять свои знания при участии в конкурсах, викторинах и олимпиадах.
В ходе анализа результативности работы по формированию познавательного интереса учащихся были определены следующие показатели:
1. Динамика учебных достижений учащихся за последние два года:
Качество знаний учащихся в 2011-2012
Предмет Качество знаний Успеваемость Средний балл
Русский язык
71,4% 100 3, 8
Литература 100 100 4, 2
Качество знаний учащихся в 2012-2013 учебных годах:
Предмет Качество знаний Успеваемость Средний балл
Русский язык
66,7% 100 3, 7
Литература 88,9% 100 4
Библиография:
1.Педагогика школы. М. «Просвещение» 1978
2.А.Г.Хрипкова, Д.В.Колесов «В семье сын и дочь» М. «Просвещение» 1985
3.В.И.Зольникова «Самостоятельная работа учащихся над литературным произведением» М. «Просвещение» 1978
4.А.В.Текучёв. «Методика русского языка в средней школе». М. «Просвещение» 1980
5.М.Р.Львов. «Словарь – справочник по методике русского языка». РОСТ СКРИН Москва 1997
6.О. А.Жарова. «Управление самостоятельной деятельностью учащихся» М. «Просвещение» 1982
7.В.Буряк «Самостоятельная работа учащихся» М. 1984
8.Л.Пименова «Воспитание у школьников самостоятельности как черты личности» Л. 1960
9.Борзова В. А., Борзов А. А. «Развитие творческих способностей у детей». Самара, 1994
10. Винокурова Н. К. «Лучшие тесты на развитие творческих способностей» Москва, «Просвещение», 1999
12.Стандарты второго поколения. Концепции федеральных государственных образовательных стандартов /Под редакцией А.М. Кондакова, А.А.Кузнецова/ М: Просвещение, 2008.
14.Труднев В.П. «Считай, смекай, отгадывай». Санкт-Петербург, 1997
Приложения
Приложение 1
РЕКОМЕНДАЦИИ
по повышению интереса учащихся
к самостоятельному поиску информации
1.Проведение конкурсов рефератов или сообщений по итогам изучения тем.
Проведение конкурсов творческих работ: сочинения по литературным произведениям или иллюстрациям картин, работы по итогам изучения тем.
Подготовительная работа для участия в олимпиадах.
Подготовка для участия в республиканских и международных конкурсных образовательных проектах «Русский медвежонок».
Работа в сообществе с одаренными детьми и прогрессивными учащихся.
Использование рубрик на уроках: занимательно о ….., почему мы так говорим…., ….. словарь, это интересно….., знаете ли вы, что….. и др.
Привлечение учащихся к подготовке и проведению уроков.
Приложение 2
Выполнение домашней работы
учащимися дома
1.Чем ребенок обычно занят после школы, до выполнения домашних заданий?
2.Контролируете ли вы правильность выполнения письменных домашних работ?
3. Контролируете ли вы выполнение устных домашних работ?
4.Имеет ли ребенок отдельное рабочее место для выполнения работ?
5.Какой предмет вызывает наибольшую трудность в выполнении?
6.Какие предметы ребенок учит самостоятельно?
7.В какое время ребенок приступает к выполнению дом. работы?
8.Сколько времени уходит на письменные задания?
9.Сколько времени уходит на письменные задания?
10.Требуется ли вашему ребенку перерыв для отдыха при выполнении
домашних задании?
11.Соблюдает ли ребенок режим дня после школы?
12.Как много времени ребенок проводит за компьютером (телевизором)?
13.С каким чувством ребенок ходит в школу? (с неохотой, с равнодушием, с радостью и т.д.)
14.Существует ли в вашей семье обычай поощрять ребенка за учебу? Каким образом?
15.Пользуется ли ребенок интернетом при подготовке к урокам?
16.Как часто ребенок посещает библиотеку?
17.Прибегает ли ребенок к Вашей помощи при выполнении письменных работ?
18.Пользуетесь ли вы услугами репетитора (укажите предмет)?
19.Как Вы считаете: для Вашего ребенка школьная программа является сложной или доступной?
20.Как Вы считаете: объем заданий на дом превышает норму или достаточен?
21.Использует ли Ваш ребенок дополнительные источники информации (книги, журналы, СМИ, интернет) при выполнении дом. заданий? Как часто?
Приложение 3
ПАМЯТКА
по самостоятельному выполнению домашнего задания
Домашнее задание должно быть записано в дневнике.
Чтение теоретического материала, его осмысление во взаимосвязи с изученным материалом.
Осмысленное запоминание правила с примерами.
Внимательное прочтение и изучение заданий к заданному упражнению.
Списывание текста упражнения.
Выполнение всех указанных заданий в письменном виде. Применение изученной теории на практике.
Проверка выполненного задания.
Беглое повторение теории перед уроком.
Приложение 4
Методические рекомендации для педагогов
по развитию навыков самостоятельности у учащихся на уроке и во внеурочное время
Раздел первый.
Самостоятельность – одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определённую цель, настойчиво добиваться её выполнения собственными силами, ответственно относиться к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.
Стремление к самостоятельности – врождённое чувство человека, нуждающееся в поддержке и развитии.
Ученик требует уважать его независимость и самостоятельность.
Учитель поддерживает стремление учащихся к самостоятельности, поощряет и тактично направляет его самостоятельные действия.
Стимулирование самостоятельной познавательной деятельности учащихся может осуществляться за счёт повышения интереса к знаниям, развития инициативы, овладения наиболее совершенными методами самостоятельной работы.
Раздел второй.
Работа с родителями
Просветительская работа. Беседы на родительских собраниях по темам:
«Здоровье ребёнка и его самостоятельность».
«Самостоятельность при выполнении домашних работ».
Приложение 5
Критерии эффективности и продуктивности самостоятельных работ на уроках и во внеурочной деятельности
- повышение систематичности обучения;
- реализованная возможность индивидуального выбора ;- степень самостоятельности учащихся;
- осознанность самостоятельной деятельности и уровня собственной компетентности;
- удовлетворенность самостоятельной работой;
- наличие конечного продукта самостоятельной работы и его качество
Приложение 6
Работа с учащимися:
Тестирование учащихся, обсуждение результатов тестирования.
Разработка памятки по выполнению домашнего задания.
Выборочный, текущий, плановый контроль выполнения домашнего задания, оценивание результатов самостоятельного выполнения домашних работ.
Стимулирование поиска и самостоятельного изучения дополнительного материала по изучаемым темам учебной программы (конкурсы, рефераты, конспекты, сообщения, тезисы, кроссворды, игры и др.).
Привлечение учащихся к частичной или полной подготовке к проведению уроков.
Использование методов взаимопроверки и самостоятельной проверки тетрадей с домашними работами на оценку.
Использование компьютерных технологий обучения.
Использование инновационных педагогических технологий.
Посещение дополнительных занятий во внеурочное время.
Приложение 7
Памятка успешного выполнения домашних работ
Уважаемые родители!
Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость и уважение к личности своего ребенка!
1.Не сравнивайте его умения с умениями других детей.
2.Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения и (или) желания выполнить заданное упражнение.
3.Создайте условия для успешного выполнения ребенком домашнего задания.
4.Не пытайтесь выполнять за своего ребенка домашнее задание, это сослужит ему плохую службу.
5. Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.
6.Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.
7.Учите ребенка детальному изучению содержания материалов учебника, его справочных материалов, правил и инструкций.
8.Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашних заданий.
9. Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.
10. Демонстрируйте достижения ребенка перед другими членами семьи.
11.Для того, чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашних заданий и воспитать интерес к учебе, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам.
12. Формируйте привычку доводить начатое дело до конца.
13. Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие формированию у него усидчивости, терпения и ответственности.
14.Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубите проблемы, связанные с подготовкой домашних заданий.
ПАМЯТКА "ХОТИТЕ, ЧТОБЫ ВАШ РЕБЕНОК ХОДИЛ В ШКОЛУ С УДОВОЛЬСТВИЕМ?"
Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.
Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.
Вспомните, сколько раз вы сидели с ребенком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы заметили у ребенка неправильные приемы работы и показали ему правильные?
В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить ее, не обсуждая все подробности с ребенком.
Следите, чтобы ваш ребенок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребенок на уроке - грустное зрелище.
Пусть ваш ребенок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.
Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребенок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.
Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку приятно, если его школа станет частью вашей жизни. В школе ваш ребенок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не потерять веры в себя.