РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Садриева Э.Ф.
Общеобразовательный лицей- интернат « IT-лицей федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования « Казанский( Приволжский) федеральный университет», г. Казань
Что такое творчество? Это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности, это возможность выразить свое особое, неповторимое отношение к миру. Однако потребность в творчестве и самовыражении, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью.
Ребенок, как и взрослый человек, стремится выразить свое «я». Часто взрослые полагают, что каждый ребенок рождается с творческими способностями и если ему не мешать, то рано или поздно они обязательно проявятся. «Но, как показывает практика, — отмечает О.М.Дьяченко, — такого невмешательства мало: не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию и, уж, конечно, не все могут сохранить надолго творческие способности».
Творчеству, как и любому виду человеческой деятельности, присущи эмоциональные, интеллектуальные и волевые процессы. Но отличают творческую деятельность такие специфические черты, как воображение, интуиция, образность. Важным условием творческой деятельности являются чувство удивления, новизны, а также готовность принять нестандартный вопрос, решение.
Всем знакомое определение, данное в школьном учебнике: «Имя существительное — это часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопросы Кто? Что?». Казалось бы, понятно: стол — предмет, портфель — тоже. А человек? А космос? Бег? Судьба? и т.д. Если детям внимательно вглядеться в само слово, то они поймут: «существительное» — это то, что существует, все сущее. Само слово раскрывает его значение. После этого дети обращают внимание, почему частям речи даны именно такие названия: глагол, прилагательное, причастие и т.д. И сами пытаются найти интересное толкование этого понятия. Создают истории, сказки. Ученики 5 класса придумали страну Лингвинию, королевство Синтаксиса, царство Морфологии...
Сказка сопровождает ребенка с рождения. Лингвистическая сказка — это предметная сказка с лингвистической начинкой, которая превращает скучный урок русского языка в урок — сказку, на котором правило рассказывается, как сказка, а ученик становится участником сказочного действия: путешествует вместе с героями по стране Лингвинии, отвечает на вопросы, выручает героев, когда они попадают в трудное положение. А чтобы их выручить, надо хорошо знать правила.
Сказка, сочиненная детьми, становится средством повышения уровня теоретической подготовки, формирования практических навыков учащихся, способствует поддержанию стабильного интереса к урокам русского языка, развитию творческих способностей ребенка.
В начале учебного года в 5 классе вспоминают правила, изученные в начальной школе, рассказывая сказку: сказка о том, как поссорились шипящие с некоторыми гласными; путешествие в страну Грамматику; сказка о звонких принцессах и глухих принцах и др.
Сочинение лингвистических сказок развивает способность владеть словом, почувствовать слово, практически осмыслить закономерность языка и содержательно, правильно, точно, ясно выражать свои мысли.
Сказка «Добрый суффикс -очек-».
Жили-были веселые суффиксы. И однажды пришли к ним разные слова и сказали: «Давайте жить вместе, только у каждого слова будет свой суффикс». Согласились суффиксы. Суффикс -ок- подружился со словом «друг», суффикс -ник- со словом «школа», суффикс -ик- со словом «ключ». И другие суффиксы нашли себе приятелей. Получились разные слова: дружок, школьник, ключик, молчун, школьный, силач, лисенок, морской, лесной. Только со словом «гриб» никто не хотел дружить, потому что он всегда был хмурым и неулыбчивым. В запальчивости слово «гриб» крикнуло: «Ну и пусть никто не дружит со мной, мне и одному хорошо!» А, оставшись в одиночестве, слово «гриб» село под кустом и заплакало. Услышав плач, добрый суффикс -очек- пожалел слово и сказал: «Не плачь, теперь ты будешь грибочек!» И стали они жить-поживать. С тех пор слово «грибочек» стало ласковым благодаря суффиксу -очек-.
Недостаточное знание учащимися русского языка — не единственная причина неполноценного, а иногда и искаженного понимания художественного произведения. Важную роль в процессе усвоения художественного текста играет национальная специфика мышления нерусского ученика, обусловленная его жизненным опытом. Совершенно очевидно, что постижение художественного произведения зависит от формирования способностей мыслить на русском языке. Существенную роль в этом процессе могут сыграть творческие сочинения на материале жизненных наблюдений описательного и образно-эмоционального типа.
Под творческими работами мы понимаем упражнения учеников в описании природы, внешности человека, интерьера, в передаче диалога, в сочинении небольших рассказов, стихов на основе жизненных наблюдений. Такие упражнения приучают использовать личные впечатления, превращая их в запас поэтических образов. Мышлению человека всегда присущи элементы художественности, правда, у всех они различны, но поэтическая направленность даже самого обыденного мышления очевидна, если обратиться к запасам нашей памяти. Первым шагом на пути к творческим работам могут стать описания природы.
Трудность сочинения-пейзажа заключается не только в том, что могут быть не замечены существенные детали описываемого объекта, явления. Описание необходимо связать с личностью автора-ученика, с его психологическим состоянием, настроением. Поэтому необходимо внимательное отношение к эмоциональной окрашенности слова. Оно помогает учащимся осознать цели их сочинения-описания, а одновременно и роль пейзажа в художественном произведении.
Учащимся напоминается, что нужно передать освещенность дня, звуки, краски этой картины. На уроке подготовки к сочинению учащиеся продумывают и составляют предварительный словарь своей работы (словарь может быть составлен и дома). В словарь заносятся и обсуждаются большей частью те слова, которые вызывают у учащихся какие-либо затруднения: в правописании, в понимании значения, в подборе контекста. Ниже приведены примеры записей: Снег. Свинцовый. Темный. Жесткий. Колючий. Сверкающий. Мокрый. Пушистый. День. Погожий. Безоблачный. Пасмурный. Ясный. Серый. Сумрачный. Облака. Хмурые. Взлохмаченные. Серые. Низкие. Белые. Рваные. Тучи. Мрачные. Угрюмые. Тяжелые.
В наблюдениях учащихся всегда есть такие элементы, которые они еще не успели связать с русской речью. Поэтому необходимо разрешать им включение в этот список слов и выражений родного языка, которым они хотели бы найти полноценные соответствия на русском языке.Однако этой работы еще не всегда достаточно, ее можно дополнить наглядностью литературных примеров. Образцы литературных пейзажей — это отрывки из произведений прозы, близкие по своей теме и образному строю будущим сочинениям учащихся. Стихи, на наш взгляд, нецелесообразно привлекать в качестве примеров, так как в них своя организация речи, где большую роль играют специфические, свойственные большей частью только для стихов лексика и фразеология, а так же и ритмика, звучание слова и т.д.
Таким образом, учащиеся, которые сами испытали «муки творчества», будут более внимательными к художественному слову писателя, пойдут по пути «от маленького писателя к большому читателю» (С.Маршак).
Учебный процесс включает в себя различные виды деятельности, и каждый из них по-своему воспитывает и активизирует учащихся, развивая их самостоятельность, их творческую мысль. Я использую прежде всего такие виды деятельности, которые привлекают детей, привычны им. Это, конечно, игра. Она способствует приобретению знаний и развитию многих качеств личности. Важно только, исходя из цели урока, конкретного содержания изучаемого произведения, найти форму игры, органично «вплести» ее в ткань урока, чтобы помогать развитию творческих способностей детей.
К уроку-викторине по теме «Имя существительное» ребята разучили несколько скороговорок, написали небольшие сообщения на тему «Мой четвероногий друг», приготовили инсценировку сказки К.Ушинского «Умей обождать».
Урок-викторина идет в быстром темпе, класс делится по 6-7 человек. На уроке даю задания:
Отгадайте загадки, определите род имен существительных.
-Кто осенью спать ложится, а весной встает? (Медведь — м.р.)
-Желтый глазок, белые реснички. (Ромашка — ж.р.) и др.
-Ребята, из какой сказки эти домики? (На стенде прикреплены домики Ниф-Нифа, Нуф-Нуфа, Наф-Нафа.) Сегодня на уроке в них будут жить имена существительные. Вы сами их «расселите» по домикам: у Ниф-Нифа будут жить имена существительные 1 склонения, у Нуф-Нуфа — 2 склонения, у Наф-Нафа — 3 склонения. (Команды получают слова и «расселяют» их по домикам. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильнее справится с заданием.)-Переставьте буквы в словах так, чтобы получилось новое имя существительное: куст — (стук), сосна — (насос), атлас — (салат), кайма — (майка) и др. Одна из задач уроков литературы — помочь учащимся уяснить функцию различных изобразительных средств, овладеть ими на практике. Этому служит, например, игра в эпитеты. Это интересный прием для развития творческих развитий учащихся.
В стихотворении «Кавказ» Пушкин так описывает Терек:
Играет и воет, как зверь молодой, Завидевший пищу из клетки железной, И бьется о берег в вражде бесполезной , И лижет утесы голодной волной...
Я пишу эти стихи на доске, на месте слова голодный, делаю пропуск и прошу ребят высказать предположение: какой эпитет мог поставить здесь поэт. Каких только прилагательных не называют... Любопытство разгорается, и когда оно уже на пределе, а нужного эпитета не находится, прошу обратить внимание на метафору лижет. Ребят увлекает такая игра — загадка. К следующему уроку они готовят подобные загадки.
Большое место среди работ творческого характера занимает работа по картине. Обычно пересказывают, что на ней изображено, несколько слов о колорите, о главной мысли полотна, о своих впечатлениях. А почему не предложить, кроме этого, наполнить картину звуками? Даже картины, на первый взгляд лишенные звуков, если в них вслушаться, зазвучат. Например, Пимен, склонившийся над летописью. Казалось бы, тишина разлита на этом полотне. А ученики слышат, как потрескивает свеча, поскрипывает перо, шелестят страницы книги, слышат, как завывает за окнами кельи ветер, как вздыхает мудрый старец.
Игра помогает дать первоначальное представление о строении художественного произведения. Это, например, игра с иллюстрациями. Используя набор открыток по сказкам или иллюстрации к произведениям, прошу ребят рассказать, что изображено, вспомнить это произведение и автора, подобрать «рассыпанные» открытки в такой последовательности, чтобы восстановить содержание произведения. Эта работа дает наглядное представление о композиции, развивает речь. В классе, где любят рисовать, приносят иллюстрации к эпизодам. Удачной формой считаю театрализованную игру, которую можно проводить и на уроке и во внеурочное время. Такая игра доступна и интересна школьникам любого возраста. Ценность ее в том, что она вносит в процесс познания новые ощущения, прошедшие через чувство, действие.
Наиболее простой формой организации театрализованного урока является представление по заранее составленному сценарию. Его отличительной чертой является малая доля импровизации из-за привязанности «актеров» к тексту, а самостоятельность проявляется лишь в подготовке сценария, элементов костюма и соответствующей обстановки в классе. Например, в 11 классе при изучении романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» ученики инсценировали эпизоды из 2 главы — встречу Иешуа Га-Ноцри и прокуратора Иудеи.
Во внеурочное время проводим литературно - музыкальные композиции. Например, литературный вечер «Листая страницы Книги Любви». На фоне музыки при свечах звучат стихи, разыгрываются сценки из произведений. Или литературно-музыкальная композиция «Болдинская осень», посвященная творчеству А.С.Пушкина. Главный герой композиции — ученик, играющий роль поэта. Перед зрителями оживают страницы бессмертных творений Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Метель», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка», «Евгений Онегин», стихи.
Театрализованная игра на уроке литературы может сделать многое: дать эмоциональный заряд учащимся и вселить уверенность в них. «Ученик должен учиться с весельем и отвагой, — пишет В.Ф.Шаталов. — Такой подход превращает учебно-воспитательный процесс в воспитательно-учебный, все ученики навсегда приучаются ровно и спокойно работать на конечный, поло-жительный результат.» Главное же — игра приобщает ребят к книге. Урок, построенный по законам искусства, и ведет к пониманию искусства, пробуждает к нему интерес.
Я рассказала лишь о некоторых формах работы, которые использую, чтобы развивать самостоятельность мышления и воображение учеников, пробуждать их фантазию, создавать на уроке условия для самовыражения школьника.