Статья Использование этнокультурного компонента на уроках русского языка с целью активизации речи учащихся

Использование этнокультурного компонента на уроках русского языка
с целью активизации речи учащихся.

Плотникова Н.И.

В настоящее время всё большую актуальность приобретает проблема сохранения и возрождения каждой нацией и народностью собственных традиций и национальной культуры. В связи с тем, что национальная традиция оторвана от естественного механизма ее передачи, то основную нагрузку в этом вопросе берет на себя школа, которая призвана обеспечить духовное развитие и образование ребенка с учетом национальных основ народной педагогики.
В содержании образования в российских школах вводится этнокультурный компонент, основу которого должны составлять произведения национальных авторов, в частности мордовских, как наиболее ярко отражающие духовную культуру и национальный характер народа.
Цель урока русского языка - не просто познакомить учащихся с грамматическим строением языка, а главным образом научить ребят пользоваться языком как средством общения.
Исходя из этого положения, изучение грамматического и синтаксического материала необходимо связывать с определенной темой для развития речи.
Так изучая тему «Имя существительное» (сюда входит и согласование существительных с прилагательными, существительных с местоимениями, употребление глаголов с существительными), а по времени это совпадает с золотой осенью в Мордовии, красоту осенней природы можно перенести в класс, что создаст особую обстановку и нужный для занятий настрой.
С этой же темой необходимо связать игры, кроссворды, диалоги, монологи, тексты для упражнений, подобрать музыку.
Например, можно использовать на уроках тексты А.А.Прохорова, М.Грошева, А.Митяева и других известных в Мордовии авторов. Помимо предложенных в учебнике упражнений подобрать и использовать дополнительные задания на общую тему «Осень». Так, например, решая кроссворды, ученики вспомнят о том, какие овощи и фрукты выращивают в Мордовии (при этом в речи будут использоваться существительные в предложенном падеже с предлогами в и на). Можно предложить учащимся заранее просмотреть подшивки районной газеты и выяснить о чем думают колхозники , что рассказывают ветераны труда, о чем мечтают и что планируют молодые специалисты на селе.
Затем предложите учащимся «совершить прогулку» на поля, в сады и познакомиться с красотой человеческого труда.
Рассказывая о происходящем в окружающей их жизни и природе, учащиеся постепенно усваивают конструкции с предложным падежом .
Изучаемую грамматическую тему можно согласовать с беседами о событиях сегодняшнего дня, с подготовкой к предстоящим праздникам. Она может быть связана с обсуждением проблем охраны животного и растительного мира Мордовии.
Интересно и плодотворно пройдут уроки, связанные с познанием окружающей среды . Такие уроки могут быть бинарными и проводиться совместно с учителем биологии.
Учащиеся, имея определенный словарный запас по этой теме,
расширяют его и охотно применяют при конструировании словосочетаний, предложений, а затем и употребляют в монологической и диалоги-
ческой речи.
Например, готовя урок по теме «Обстоятельство», цель которого-
научить учащихся употреблять обстоятельства в речи, предложите
учащимся подготовить информацию о дикорастущих травах района
или республики. Пусть ребята составят карточки с описанием
лекарственных трав, «приготовят» блюдо из щавеля , «заварят чай» из шиповника(объяснят способы их приготовления ).
Цель этих занятий - использование в речи обстоятельств при описании
трав и растений, воспитание любви, бережного отношения ко всему,
с чем соприкасается человек в природе.
Необходимо подобрать к уроку и дидактический материал: комплекты открыток «Лекарственные травы», «Советы хозяйкам», книги «Расти-
тельный мир Мордовии», «Лекарственные растения» ,а также можно подготовить презентацию с видом весеннего леса , озвученную голосами
птиц.
Такой урок можно начать с постановки вопросов: для чего используются
обстоятельства в речи? (Чтобы показать место , время , цель, образ и
условия действия) Чем выражаются обстоятельства? ( Наречиями, существительными с предлогами, иногда глаголами.) Чтобы учащиеся правильно писали обстоятельства при выполнении упражнений , попутно повторите правописание наречий с приставками)
Для этого предложите ребятам написать словарный диктант : хорошо, ласково, ярко, скоро, и дальних стран, весело, из-под снега, на деревьях,
под крышами, стало шумно, в лесу, по-весеннему, красиво.
Диктант является проверочным и опорным для составления мини- картин
весны.
После такой подготовки учащимся даются задания.
Задание 1.Используя записанные слова, составьте рассказ о весне.
Задание 2. «Совершим прогулку» в лес и полюбуемся его красотой.
(Здесь же можно продемонстрировать презентацию, заранее
подготовленную учеником, «Лесной пейзаж», озвученную музыкой из цикла П.И.Чайковского «Времена года»- «Весна».
«Совершая прогулку», учащиеся должны заметить, какие изменения произошли в лесу, как ведут себя звери и птицы , как изменился
травяной покров земли.
«Войдя» в лес, ребята восхищаются его красотой, чувствуют запах свежей травы и цветов, отмечают наряд березы и предупреждают друг друга, что надо осторожно обращаться с растениями, не рвать цветы, не портить
деревья.
Итог урока подводит учитель биологии, который говорит о том, что некоторые цветы и растения исчезают с лица земли, и на помощь им
должен прийти человек. Чтобы земля не потеряла своего зеленого наряда,
принят Закон об охране природы.
Затем биолог может задать ребятам вопросы: знаете ли вы что-нибудь о книге, куда записаны исчезающие птицы, звери, растения ? Как называется
эта книга? Какие растения исчезают и почему? Есть ли в Мордовии охраняемые природные территории, что вы о них знаете?
Задание 3. Обратите внимание ребят на окружающую их природу.
-Давайте оглянемся вокруг. Все ли обстоит хорошо у нас в Мордовии?
Прежде чем ответить на этот вопрос, выполните вместе с учениками
следующее задание. Вставьте пропущенные слова в предложения.
1)много садов, полей , лугов. 2)растут душистые травы. 3) них можно выделить лекарственные травы, съедобные и несъедобные растения. 4)Вначинают они цвести, а кончают 5)люди использовали травы
для лечения больных.
Это упражнение поможет учащимся вспомнить нужную лексику и использовать ее в разговоре.
Таким образом, в процессе всей этой работы вы не только повысите интерес
учащихся к родному краю, но и добьетесь повышения интереса учащихся
к занятиям по русскому языку, вызовите в них желание общаться, высказывать свое мнение, спорить, доказывать.

15