ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО (ТАТАРСКОГО) КОМПОНЕНТА ДЛЯ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ НА ИНТЕГРАТИВНОЙ ОСНОВЕ

Г.Х.Муллачанова
МАОУ Чикчинская СОШ имени Якина
ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО (ТАТАРСКОГО) КОМПОНЕНТА ДЛЯ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ НА ИНТЕГРАТИВНОЙ ОСНОВЕ
Под этнокультурным компонентом мы понимаем все то, что способствует развитию творческих возможностей ребенка, дает более полное представление о богатстве национальной культуры, уклада жизни народа, его истории, языка, литературы, духовных целях и ценностях, что способствует развитию всесторонне развитой гармонической личности, патриота своей Родины, человека высоко нравственного, толерантного к народам мировой цивилизации. Школа является важнейшим этапом в процессе воспитания такой личности, этапом, когда закладываются основы мировоззрения человека, осознания им своего места в обществе, формируются основные ценности и жизненные принципы. В этом отношении школа с этнокультурным компонентом образования способна предоставить ребенку наиболее благоприятную среду, обеспечивающую гармоничное сочетание развития гуманистических общечеловеческих качеств личности с возможностью полной реализации его национально-культурных, этнических потребностей. Не секрет, что в условиях современного мегаполиса образ жизни человека определенным образом унифицируется, стираются многие национальные различия, теряется связь человека со своими корнями, обесценивается нравственный опыт предыдущих поколений. Решение задачи формирования высококультурной, гармонично развитой, толерантной личности предусматривает системный подход, определяющий совокупное влияние на процесс воспитания ребенка различных факторов и аспектов жизни семьи, школы, общества. На этапе становления школы с этнокультурным компонентом, внедрения и тиражирования в учебном процессе разработанных программ, была осознана необходимость создания программы воспитательной работы, включающей традиционные для общеобразовательного учреждения направления, учитывающей интересы всех субъектов учебно-воспитательного процесса: учащихся, учителей, родителей. В ходе реализации программы развития школы стало ясно, что основная нагрузка по решению задачи воспитания любви к Родине, к её культурному наследию, чувства долга, ответственности за судьбу родного края ложится на предметы гуманитарного цикла. Созданные учителями школы программы воспитательной работы, программы кружков дополнительного образования, предметных кружков, секций, элективных курсов обогащенных этнокультурным компонентом, позволяют учащимся изучать произведения народного творчества различных жанров и времен, знакомиться с выдающимися представителями науки России, оценить вклад России в мировую культуру. Роль семьи в жизни ребенка переоценить невозможно, поэтому столь важны совместные усилия школы и родителей для обеспечения условий всестороннего развития личности. Здоровая семья – незаменимый союзник учителя, источник народной мудрости, залог психологического комфорта ребенка, носитель нравственных ценностей и опыта поколений. Но зачастую семья сама нуждается в помощи при решении педагогических, психологических, юридических и других проблем. В связи с этим в нашей школе разработана система построения взаимоотношений семьи и школы.
Основными направлениями деятельности здесь являются:
организация лектория для родителей по юридической, психологической, медицинской, педагогической тематике;
совместное посещение спектаклей, концертов, выставок;
организация совместных праздников, в ходе которых проходят конкурсы на лучшее знание народных традиций, татарской кулинарии, песен и танцев;
совместное обсуждение текущих вопросов жизни семьи и школы и помощь в решении их.
Хорошая организация послеурочной творческой деятельности учащихся эта та возможность для учителя, которая в какой – то мере, восполняет недостающие часы по изучению родного языка и литературы. Вести эту работу можно по многим направлениям и для разновозрастной группы на интегративной основе.
1. Работа с одаренными учащимися – это забота об интеллектуальном потенциале народа. При планировании системы работы с одаренными школьниками надо стремиться к достижению тесной связи урочной системы с внеклассными мероприятиями по предмету. Группа одаренных детей глубже изучает творчество писателя и поэта, чаще работает в библиотеке, организовывает классные и общешкольные мероприятия, выпускает стенды на родном языке. Наибольшее внимание уделяется подготовке к олимпиадам. Олимпиада – это большая возможность для пробуждения интереса к родному языку, воспитания у учащихся любознательности, зоркости к фактам и явлениям языка, стремление многое осмыслить и понять, повысить речевую культуру. Учащиеся нашей школы ежегодно результативно участвуют в областных, межрегиональных олимпиадах по родному языку. Например, в феврале 2012 учащаяся 11 класса МАОУ Чикчинской средней школы Байбикова Раиля, заняла I место на межрегиональной олимпиаде в республике Татарстан по родной литературе и I место в номинации «Художественное слово». А в 2015 году ученица 10 класса, Гадиева Анжелла стала призером Международной олимпиады по татарскому языку и литературе. Это результат системной творческой работы.
2. Творческая работа по изучению языка предполагает сотрудничество и с издательской деятельностью. В этом особую благодарность выражаем газете «Янарыш». В течение 10 лет наши ученики написали более 100 статей. Сколько радости для учителя, ученика и родителей увидеть труд детей на страницах газет. Выбор для статей и кроссвордов предоставляется учащимся. Поэтому в них отражаются: история сел, ветераны, учителя, врачи, уважаемые семьи, друзья, интересные судьбы, прелести природы и многое другое. Все это прививает любовь к языку, к истории, ко всему окружающему.
3. Ежегодные постановки спектаклей на родном и русском языках позволяют развивать артистический талант, уверенность в себе и фантазию. Мы видим, что дети всегда прекрасны, если они правильно воспитываются, умеют радоваться, верят в благородные идеалы, обладают эстетическим чувством. Эта работа требует от руководителя большого терпенья и энтузиазма. Учитель должен быть и режиссером, и артистом.
4. Изучению родного языка и литературы помогают классные часы и общешкольные мероприятия на родном языке. Например: «Ономастика родного края», «Творчество местных авторов», «Национальная одежда», «Гостеприимство», «Уроки нравственности «, «Семейный бюджет» и мн.др. В этом хорошо могут помогать руководители школьного и сельского музея, старейшины и ветераны села. Целесообразны и совместные мероприятия школ Тюменского района, области. Например: «Мост дружбы» (Общение старшеклассников), изучение фольклора, культуры и национальных традиций. Эта работа должна вестись всеми учителями предметниками, так как, только так можно достичь поставленной цели.
5. Работа по оформлению стендов для праздников, открыток для поздравлений, выставки сочинений и рефератов. Здесь учащиеся изучают орнаменты, необычно оформляют сочинения и рефераты, приносят фотографии.
6. Проведение предметной недели по родному языку и литературе – это еще одна возможность активизировать творческую работу. Учителя – языковеды вместе планируют работу, так как у нас общие цели и задачи.
Для того чтобы получить какие – то результаты в языковом развитии учащихся, необходимо сделать основной акцент на начальном этапе и в среднем звене, так как именно там выявляются способности. Работа и сотрудничество с учителями начальных классов и учителями-предметниками позволяет наиболее увереннее планировать дальнейшую работу. Ведь младший школьник - уникальное творение, поражающее нас, учителей, живостью ума, любознательностью, неповторимой индивидуальностью. Наша задача взрастить семена творчества на этой благодатной почве. Одно из основных условий развитие творческих способностей – создание благоприятной эмоциональной атмосферы в школе. Важнейшую роль в воспитании ребенка играет формирование чувства гордости за своих предков, знание истории своей семьи, уважение к старшим. Ребята с увлечением узнают о жизни своих бабушек и дедушек, строят генеалогическое дерево своего рода, совместно со старшими вспоминают имена своих прабабушек и прадедушек, что позволяет непосредственно осознать связь поколений, неотрывность судьбы одного человека от истории всего народа. Школьники совместно с родителями собирают экспонаты для музея культуры и быта татарского народа. Ежегодно в школе устраиваются День пожилого человека, День Учителя, День Матери, когда усилиями детей и классными руководителями готовится концертная программа и праздничный стол с национальными татарскими блюдами. Со слезами на глазах слушают наши бабушки и дедушки старинные татарские народные песни в исполнении свих внуков и правнуков. Таким образом, творческое отношение к воспитанию школьников, бережно хранимые и преподаваемые традиции школы, достаточный уровень базовых знаний учащихся, обогащенный национальными традициями, позволяют школе стать воспитывающей средой, влияющей на личностное развитие ребенка и содействующей его вхождению в современную культуру.