Развитие познавательной самостоятельности и творческой активности.


Развитие познавательной самостоятельности и творческой активности
Доклад учителя начальных классов МБОУ гимназии № 45 г. Владикавказа РСО- Алания Ходовой Людмилы Руслановны
В творчестве человек видит свой идеал счастья. Вероятно, каждый человек может припомнить в своей жизни творческие минуты, одухотворенные вдохновением.
Как ни привлекательно творчество, но исследователи этого феномена не отмечают роста его среди современных людей. Снижается не количество творческих действий, а потребность в творчестве и подготовленность к нему. Возрастает же тривиальное мышление, стандартизация в мыслях и чувствах. Таковы результаты исследований.
Те, кто высоко ценит культурные достижения, имеющие общечеловеческое значение, кто боготворит поэта, первооткрывателя, художника, мыслителя, созидателя, кто, наконец, своей профессией избрал помощь в духовном развитии юных,- те очень встревожены недостатками развития творчества, и особенно тем, что миллионы людей, нередко из-за недостатков воспитания т обучения, не приобщаются к этой благородной сфере.
Творчество требует от личности высокой компетентности в той области, в которой она дерзает творить. В противном случае творчество может не только оказаться просто неудачным, но и принести неисчислимые бедствия.
Следовательно, творчество- это, не всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений. Эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека, повышают тонус его протекания, работы человека- творца, придают ему силы. Но пробуждают творческий акт, обеспечивают результативность, подлинное созидание лишь строгие, проверенные знания и умения.
Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Развитие творческих способностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения. Творческое мышление школьников выражается в открытии нового, до того не известного: нового способа решения задачи, нового свойства рассматриваемого предмета, новых связей в учебном материале и т.д. Там, где нет этого открытия, нет и творчества.
Для младшего школьника результат деятельности приобретает значение лишь в том случае, если ребенок оценивает себя и других не только по процессу деятельности, но и в зависимости от того, что именно он умеет делать. Здесь очень важно организовать дело так, чтобы ребенок имел возможность попробовать себя в разных видах деятельности. Важно также, чтобы каждый ребенок мог пережить состояние успеха, удовлетворения от получения самостоятельно достигнутого результата. В школе должно стать правилом, что продукты детской деятельности имеют безусловную ценность.
К творчеству наиболее подготовлены те дети, которые отвечают критериям одаренности, а именно:
Ускоренное умственное (и иное) развитие: интересы, наблюдательность, речь, сообразительность, возможности оригинальных (нестандартных) решений:
У многих детей раннее специализация интересов, интеллекта и эмоциональной сферы: способности к математике, музыке, изобразительной деятельности и пр.;
Активность, инициативность, способность к лидерству, настойчивость в работе или учебе;
Готовность и способность к исполнительским видам деятельности, так как подлинный творец – это труженик, не пренебрегающий кропотливым трудом и глубокими знаниями.
Для формирования творческих личностей необходима система.
Во-первых, это воспитание качеств у учащихся, служащих предпосылками для творческой деятельности, которые полезны и для обычной познавательной учебной деятельности: наблюдательности, общительности, речевой и общей активности, хорошо натренированной памяти, сообразительности, привычек анализировать и осмысливать факты. Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень и объективные трудности. В то же время предпосылками творчества является мир эмоций, способность увлекаться, развитые познавательные интересы, воображение.
Указанные предпосылки творческой деятельности детей формируют такие средства обучения, как языковые игры, олимпиады, конкурсы, викторины, кроссворды, сказки, загадки, уроки – путешествия, чтение – сопереживание героям рассказа, выразительное чтение, драматизация, иллюстрирование прочитанного, составление плана, творческий пересказ.
Второе – это самовыражение индивидуальности, личности ученика через творчество, главным образом, через различные виды искусства.
Самовыражение – это сочинение, даже самое простое: ученик рассказывает о радостных днях каникул или описывает картину природы. В сочинении всегда выражается личность пишущего. Самовыражению служат самые разнообразные типы сочинений: из личных жизненных наблюдений, по картинам, отзывы о прочитанных книгах или просмотренных спектаклях.
Третье – это элементы исследовательской деятельности учащихся в познавательном процессе. Сюда относятся:
а) наблюдения над языковыми явлениями: над звуковым составом слов, над употреблением слов в различных значениях, над текстом – его структурой и пр., выделение общих признаков явлений, простейшие обобщения;
б) построение языковых структур – таблиц склонения и спряжения, моделей словообразования, схем предложений, алгоритмов решения задач по правилам и т.д., на обязательно с нарастающей степенью познавательной самостоятельности учащихся, так как «Самостоятельность нужна ребенку, чтобы познать самого себя, испытать свои силы, развить свои способности».
Самостоятельная работа включается с первых дней пребывания детей в школе.
Виды самостоятельных работ. На начальном этапе обучения – это:
Работа с раздаточным материалом (геометрический материал, картинки с изображениями предметов: описать предмет, начертить схему слова);
Работа со схемами слов (прочесть слово по схеме, к схеме подобрать слова);
Работа по карточкам с индивидуальным заданием (самостоятельно): вставить пропущенные буквы, дописать слоги, подобрать слова, в которых количество букв соответствует количеству звуков, звуков больше, чем букв и т.д. Решение задач и примеров;
Задания на понимание смысла текста, объяснение значения слов через подбор синонимического ряда или антонимов; выделение предложений в сплошном тексте; составление предложений и текстов на заданную тему, составление предложений из данных слов, выборочное списывание.
Творческая деятельность будет продуктивна лишь в том случае, если возникает необходимость освоения соответствующими знаниями, умениями, навыками. Внимание учителя должно быть направлено на организацию соответствующей возрасту деятельности и общения, а не на собственно процесс усвоения. Потребность в освоении необходимых знаний должна возникать у ребенка внутри деятельности, а не навязываться путем принуждения. Осуществляя значимую для себя деятельность, ребенок имеет возможность ориентироваться не только на требования, выдвигаемые взрослыми, но может откликаться на «требования» собственной индивидуальности, такие как особенности темперамента, способности. Жизнь детей в школе, их общение со взрослыми должны быть построены так, чтобы, безусловно, уважалось и признавалось право каждого быть непохожим на всех. В чем же может проявляться эта «непохожесть» у детей младшего школьного возраста?
Безусловно, в этом возрасте у многих детей наблюдаются достаточно выраженные интересы в форме предпочтения тех или иных видов деятельности. Развито всякого рода коллекционирование. Поддержать эти увлечения можно, устраивая выставки персональных коллекций. Многие увлекаются лепкой, рисованием, вышиванием и т.д. В классе, в школе должна быть постоянно действующая персональная или коллективная выставка творческих работ.
В случае, когда работа не попадает на выставку по какой-либо причине, переживается детьми чрезвычайно болезненно. Они воспринимают это не столько, как оценку своей работы, сколько как оценку собственной личности. Негативная оценка продуктов творческой деятельности младшего школьника наносит непоправимый ущерб его самооценки, сказывается на становлении его позиции по отношению к себе и к людям.
В целом важно помнить, что одним из условий нормального творческого развития личности школьника младшего возраста является благожелательное, теплое общение со взрослыми. Свет этого общения помогает ребенку позитивно относиться к самому себе, осознать собственную неповторимость и право каждого на исключительность.