Статья по проблеме Ориентация в пространстве — адаптация в социуме


ОРИЕНТАЦИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ –
АДАПТАЦИЯ В СОЦИУМЕ
Согласитесь, человек в своей жизни очень рано начинает сталкиваться с необходимостью ориентироваться в пространстве и времени. В процессе накопления бытового, эмоционального, социального опыта усваиваются самые элементарные понятия: верх – низ, выше – ниже, ближе – дальше, раньше – позже, слева – справа, по часовой стрелке – против часовой стрелки, в, из, на, под, между и др.Ориентация в пространстве и накопление жизненного опыта, а другими словами адаптация в социуме так тесно переплетаются друг с другом. А вот ориентация на плоскости – это особые отношения с пространством. При плоскостном ориентировании многие пространственные представления меняют свой смысл. Например, «дальше – ближе» на картине определяют благодаря перспективному изображению, т.е. предметы, расположенные дальше от глядящего на картину, нарисованы меньшего размера по сравнению с теми, которые расположены ближе. Другими словами, люди со временем пришли к необходимости условного изображения на плоскости.
Совершенно естественно научится ориентации на плоскости объединив навыки ориентации в пространстве и гибкость ума. В предлагаемые игры лучше всего играть детям под руководством взрослых. Иногда требуются пояснения инструкций, дополнительные сведения о предметах игры. Кроме того, не все вопросы однозначны. Главное, чтобы ребенок убедительно аргументировал свое решение.
Игровая программа разработана на основе упражнений К.В. Шевелева.Очень важно научить ребенка ориентироваться в повседневных жизненных ситуациях: в комнате, в доме, во дворе, в микрорайоне проживания. Для успешного ориентирования необходимо:
различать предметы по размеру, форме и располагать их в порядке возрастания - убывания, по цвету (хотя бы с точки зрения «одинаковые – разные»);
выражать мимикой, жестами, словами местонахождение предметов по отношению к себе, к другим предметам;
знать последовательность временных отрезков в сутках, неделе (если возможно, знать дни недели, последовательность частей суток, времен года);
сравнивать множества предметов по их численности: оперировать понятиями «один – много» (если возможно – сравнивать числа в пределах 10, устанавливать, какое число больше – меньше другого, уравнивать неравное число предметов);
пользоваться количественными и порядковыми числительными (если возможно – считать в пределах 10);
ориентироваться на листе бумаги.
При этом естественно, что у детей разные возможности. Но, усилия, приложенные родителями к развитию ориентирования ребенка в пространстве, не будут напрасны. Начиная заниматься с ребенком, помните, что совместная работа с Вами должна вызывать у него радость. Проявляйте максимум тактичности, доброжелательности, терпения. Важно вселять в ребенка уверенность в своих силах, уверенность в возможности выполнить какое – либо задание. С самого начала работы предупреждайте ошибки, подробно объясняйте ребенку инструкцию или правила игры, следите за ходом их выполнения. Если ребенок не понимает задания, начните работу вместе, постепенно уменьшая долю своего участия в совместной работе, игре. Безусловно, оправдывает себя широкое использование игрушек, предметов окружающей действительности, дидактического материала, картинок. Развитие ориентирования лучше вести в игровой форме. Однако сводить этот процесс только к игре, тоже не стоит: важно попутно развивать предпосылки произвольности, т.е. сдерживать желания и делать совсем не то, что хочется в данный момент, а то, что надо.
Основа успешного ориентирования в пространстве – это обязательное умение назвать себя, заявить о себе, обратить на себя внимание окружающих. Если возможно, научите ребенка называть Вас – своих родителей, свой адрес.
С целью формирования у ребенка знаний об окружающем его пространстве эффективно играть в игру «Путешествие» (по комнате, по квартире, дому, даче, усадьбе, двору, микрорайону проживания – по нарастанию сложности, по мере освоения пространства). Для этого интересно использовать фотографии места путешествия – соотносить изображение на фото с реальной обстановкой, собирать из них планы, конструировать схемы. Теоретические знания планомерно воплощайте в реальность. Путешествуйте различными способами: пешком («на ручках»), на различном транспорте (в кузове игрушечного грузовика, на детском велосипеде, в коляске, на общественном транспорте). В теоретическом и практическом пути обсуждаются все мелочи по ходу следования, особенности маршрута, его значимость. Предметы, встречающиеся на пути, обсуждаются с точки зрения восприятия размера, формы, цвета, отношения к множеству подобных или отличных предметов, с использованием количественных и порядковых числительных. Просите, например, определить расположение предметов относительно себя – впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу, перед, за, около (сопровождайте рассуждения показом направления). Попробуйте определять расстояния: что ближе – что дальше. Обязательно побуждайте ребенка рассказывать домочадцам, где Вы с ним были. Используйте при этом приобретенную терминологию в мимике, жестах, в словесном выражении. Помогайте рассказу наводящими вопросами.
Оправдывает себя использование сюрпризных моментов: пришло письмо с просьбой, найти какой – либо предмет, нашли записку в кармашке рубашки и т.п. Например, от ориентира (какого-то определенного предмета) пройти 3 шага вперед, повернуться направо, пройти еще 2 шага и т.д., до тех пор, пока не найдется сюрприз. Если Вашему ребенку доступен другой уровень сложности, то пользуйтесь схемами, развивая тем самым, ориентацию на листе бумаги, соотнесение схем с реальностью.
Сравнение предметов по таким существенным признакам, как длина, высота, ширина, толщина, бывает затруднено. Во-первых, дети при определении признаков предмета заменяют их более общими (большой — маленький). Вызывает затруднение и сравнение предметов путем наложения. Необходимо объяснить ребенку и показать сравнение различных предметов по длине путем наложения. Соединить концы лент, полосок бумаги, тесьмы и сравнить их только по длине. Затем сравнить предметы, отличающиеся двумя или тремя признаками
Какая дорожка длиннее? Почему? Что длиннее: карандаш или линейка? Что короче: пальто или платье? Ребенку предлагается найти среди своих карандашей все длинные или все толстые.
Затем знания о признаках величины закрепляются в повседневной жизни.
Так же ведется работа над формированием понятий «глубокий – мелкий», «равный по глубине»; различением предметов по тяжести: «тяжелый – легкий», «тяжелее – легче».
Сравните вес пустого ведерка, ведерка с водой и ведерка с песком. Какое ведерко легче ведерка с песком, а какое тяжелее, чём ведерко с водой? Сравните килограммовые мешки соли и муки. Что тяжелее — килограмм песка или килограмм пуха?
Создание жизненных ситуаций, специальные игры способствуют развитию и совершенствованию понятий о величине, форме предметов, пространственных представлений детей, обогащают кругозор и словарь детей.
Наблюдается часто и такой феномен: если детям показать 4-5 больших шаров и 7-10 маленьких, то на вопрос: "Где шаров много, а где мало?", можно получить ответ, что много шаров там, где они большие, а мало там, где они маленькие. Развитие количественных представлений у ребенка начните с уточнения понятий: «много, мало, несколько, немного».
Введите в обиход ребенка слова «было», «осталось», «стало», «всего», «вместе». Обратите внимание на слова «столько же», «поровну», «одинаково».
Учите ребенка думать, рассуждать по ходу жизни и успешная социализация ему будет обеспечена, уверяю Вас!