Проект по ознакомлению дошкольников с временными понятиями «Время»


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества»
г. Оренбурга
Проект
«Время»
24511047625 Подготовила:
Чекрыгина Ольга Ивановна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Оренбург
Содержание
Актуальность проекта.
Цель проекта.
Задачи проекта.
Программа реализации проекта.
Паутинка проекта.
Положительный опыт.
Система работы с родителями.
Планируемые результаты проекта.
Критерии оценки ожидаемых результатов.
Тип проекта:  информационно-познавательный.
Участники проекта: дети, педагог, родители.
По составу участников:групповой.
По возрасту: старший дошкольный возраст.
Продолжительность проекта: краткосрочный (2 занятия).
1. Актуальность проекта
Время – это одна из важных составляющих реальности, в которой мы существуем.
Формирование временных представлений является частью математической подготовки дошкольников, а также ознакомления с окружающим. У детей дошкольного возраста при отсутствии систематической работы по ознакомлению со временем и способами его измерения складываются весьма отрывочные, неточные представления о времени. Заучивание названий и последовательности дней недели, месяцев носит чисто формальный характер, не связано с формированием основных понятий о длительности, емкости мер времени, о текучести, необратимости, о его смене и периодичности.
Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку, она послужит базисом его личностной культуры. Умение ориентироваться во времени даст детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир, так как уровень развития временных представлений является одним из важных показателей интеллектуальной готовности к школе.
Проект «Его величество Время» - это возможностьинтеллектуального развития дошкольников посредством формирования у детей представлений о времени. Важно научить детей ценить и беречь время: регулировать свою деятельность во времени, т. е. ускорять и замедлять темп работы, вовремя заканчивать работу или игру. В связи с этим детям надо накопить опыт восприятия длительности временных отрезков. Проект учит детей все делать вовремя. Развитое чувство времени помогает детям стать более организованными, дисциплинированными.
2.Цель проекта
Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Задачи проекта
Развивающие:
- развитиесамостоятельности мышления, любознательности, активности;
- развитие представлений детей о временных последовательностях, о способах измерения времени.
Обучающие:
-ознакомление с отдельными временными эталонами;
- развитие умения разбираться во времени, фиксировать его и определять;
- расширение кругозора детей через знакомство с различными видами часов и их назначением;
Воспитывающие:
-воспитание желания определять и чувствовать отрезки времени, следить за временем в процессе своей деятельности, ценить его;
-воспитание культуры поведения, умения свободно общаться со сверстниками.
4. Программа реализации проекта
Этапы реализации проекта Содержание работы Участники
Подготовитель-ный- Подбор познавательной и художественной литературы;
-Подбор дидактического материала по теме «Время»;
-Подбор материала для консультации педагогов;
-Подбор материалов для консультации родителей Педагог, родители;
Организационный - Составление плана – реализации мероприятий;
-Составление конспектов занятий «Дни недели, части суток»; «Путешествие в страну точного времени»;
-Подборка дидактического материала на формирование временных представлений: -Иллюстрации «Времена года»;
-«Дидактические игры на формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста»;
-Задания на формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
-Модели на формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
-Пособие « Определение времени по часам»
-Разработка консультации для родителей «Формирование представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста»
-Литературные произведения о временах года Педагог
Формирующий
-Проведение занятий:
«Дни недели, части суток»; «Путешествие в страну точного времени»;
-Проведение консультации для родителейна тему:«Формирование представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста»;
-Привлечение родителей к изготовлению разных видов часов для выставки «Часы и часики». Педагог, дети, родители
Итоговый Оформление выставки «Часы и часики» Педагог,дети
5. Паутинка проекта
Дни недели Организатор Основные виды деятельности
1занятие педагог Работа с дидактическим материалом по теме: «Времена года»;
-«Дидактические игры на формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста»;
Модели на формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
-Пособие « Определение времени по часам»
-Загадывание загадок, чтение стихов о временах года;
-Работа с моделями дней недели (закрепление последовательностей дней недели);
-Игра: «Живая неделька»;
-Игра сравни рисунки, и определи, что изменяется»;
-Работа с карточками;
-Решение логической задачи;
-Проведение консультации для родителейна тему:«Формирование представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста».
2 занятие педагог -Работа с дидактическим материалом:
-Пособие «Определение времени по часам»;
-Игры и упражнения с часами;
-Игровое задание: « Найди посылку» (ориентировка в пространстве по плану);
-Игра «Едим в автобусе»;
- «В музее часов»;
- Работа с макетами часов;
-Решение кроссворда;
-Привлечение родителей к изготовлению разных видов часов для выставки «Часы и часики»;
-Организация выставки детских рисунков «Часы и часики».
6. Положительный опыт.
Для педагогов:
В процессе проектной деятельности педагог износителя готовых знаний превращается в партнера, консультанта, организатора образовательной среды, соответствующей интересам, возможностям и потребностям детей, обеспечивающей ситуации взаимодействия с миром людей (сверстниками, воспитателем, родителями и др.).
Для детей:
Проект позволит детям расширить математические знания о временных единицах, сформировать умения использовать эти знания в самостоятельной деятельности. Проектная деятельность будет стимулировать у детей развитие логического мышления, воображения, повысит мотивацию к исследовательской деятельности.
Для родителей:
Сформируется стойкий интерес к творчеству, совместно с детьми. 
Установятся партнерские, доверительные отношения между родителями и педагогами в опросах образования детей.
7. Система работы с детьми
В процессе проектной деятельности предполагается развитие познавательной активности, способностей, а также детской инициативности, ответственности, умения планировать и организовывать свою деятельность.Формирование устойчивого познавательного интереса возможно при создании и соблюдении определенных условий – это расширение и углубление знаний каждого ребенка, включение детей в активный поиск знаний, организация их разнообразной деятельности (продуктивной, игровой, учебной, поисковой, наблюдения, общения), использование наглядных пособий, игр, игровых приемов.
8. Планируемые результаты проекта
В результате проекта ребенок будет:
-  Воспроизводить последовательность дней недели, начиная с любой из частей суток;
-  По памяти воспроизводить сезонные особенности того или иного времени года;
-  Называть дни недели, начиная с любого дня. Определять прошедший день, текущий, будущий;
-  Использовать календарь для определения временных интервалов. Называть, какое сегодня число, день недели, месяц и год;
-  Ориентироваться в приборах для измерения времени. Определять время с точностью до часа. Пытаться планировать свою деятельность.
9. Критерии оценки ожидаемых результатов
В результате работы в рамках проекта ребенокобладает развитым воображением, проявляет любознательность, имеет стремление к самостоятельному творческому поиску. Ребенок умеет ценить и беречь время, регулировать свою деятельность во времени. Ребенок накопит опыт восприятия длительности временных отрезков.