Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы на тему Сайгак -степная антилопа


МКДОУ Центр развития ребенка – детский сад №31 «Алтн Булг»
КОНСПЕКТ
НОД по познавательному развитию
тема: «Сайгак – степная антилопа»

Подготовила и провела: Тутаева Р.Б,
воспитатель старшей группы №3
г. Элиста
Цель:
Обобщить знания детей по теме «Сайгак» - травоядное животное, обитающее в наших степях;
Задачи:Образовательные:
- углубить знания детей о среде обитания сайгаков;
Развивающие:
- развивать наблюдательность, познавательный интерес; умение сравнивать и делать выводы.
Воспитательные:
- рассказать о работе, проводимой в республике по охране природы, о помощи человека диким животным.
Планируемые результаты:
Дети могут поддержать беседу о диких животных сопровождая эмоциональной речью, рассуждают, высказывают свою точку зрения.
Предварительная работа:
Беседа о природе родного края; рассматривания альбома «Дикие животные в нашей степи», экскурсия в Национальный музей, разучивание разминки.
Материалы и оборудование:
Слайды с изображением сайгака; набор рисованных животных, игрушек.
Фонограмма: П. Чонкушов «Степь».
Ход:
Звучит музыка Петра Чонкушова «Степь».
- Как вы думаете, ребята, о чем эта музыка? (ответы детей)
- Какая она наша степь?
- Почему мы ее любим? (мы здесь живем, это наша Родина)
- Дети отгадайте загадку?

С ветром мчусь я наравне, по родной стороне.
Пронесусь я без оглядки,
Пахнет воздух пылью сладкой. (Сайгак)
Беседа о животном.
Воспитатель показывает детям слайды с изображением сайгака.
Сайгак – животное не очень крупных размеров. Нос сильно вздут, подвижен и свисает над нижней губой.
Задние копыта меньше передних. Глаза большие. Рога лировидной формы. Питаются сайгаки жесткими травами: ковыль, пырей, лишайники; весной – это тюльпаны и другие степные цветы.
Сайгак имеет очень хорошее зрение и обоняние, а слух развит плохо.
Еще сайгаков называют Сайга или Степная антилопа.
Сайгаки очень быстро бегают. Никто в степи не может с ними в этом сравниться. Быстрые и неутомимые ноги спасают от врагов и даже от плохой погоды. Они заранее могут предчувствовать буран, пургу, сильный ливень и быстро перебежать в другие места за сто и более километров. Они могут даже предупреждать друг друга об опасности: при неожиданной встрече с человеком сайгаки фыркают и иногда стучат копытом. Детеныши обычно рождаются физически крепкими и вскоре после рождения способны бегать.
Игра «Кто, где живет?»
Цель: расположить отгадки (картинки) в природных зонах проживания: степь, лес, Африканские тропики.
Воспитатель: перед вами три природные зоны (плакаты): степь, лес, Африка.
Животным нужна ваша помощь, ребята, помогите им попасть в свою среду обитания.
Воспитатель предлагает отгадать загадки о диких животных:
Загадки
Зверь я горбатый, а нравлюсь всем ребятам. (Верблюд)
Зубовато, серовато, по полю рыщет, телят, ягнят ищет. (Волк)
Зимой беленький, а летом серенький.
Никого не обижает, а сам всех боится. (Заяц)
Он высокий и пятнистый с длинной-длинной шеей,
И питается он листьями – листьями деревьев. (Жираф)
Не барашек и не кот, носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета, а для зимы другого цвета. (Заяц)
В реках Африки живет злой зеленый пароход!
Кто б ни плыл ему навстречу всех проглотит … (Крокодил)
Надели коняшки морские тельняшки. (Зебра)
Посмотрите-ка, какая – вся горит, как золотая.
Ходит в шубке золотой, хвост пушистый и большой. (Лиса)
Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)
Рыжая птичница в курятник пришла
Всех кур перечислила и с собой унесла. (Лиса)
Словно царскую корону, носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый. Любит снежные луга. (Олень)
Очень много силы в нем, ростом он почти что с дом.
У него огромный нос, будто тыщу лет он рос. (Слон)
На овчарку он похож, что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть. (Волк)
3.Физминутка: «Веселые сайгачата»
Воспитатель: Ребята, сейчас мы превращаемся в сайгачат, выполним разминку.
Встанем, глубоко вздохнем. Мы немного отдохнем.
Руки в стороны, вперед, (дети выполняют движения)
Сайга мама всех зовет:
- Эй, сайгачата, все за мной! Поспешим на водопой. (бег на месте)
- Вот широкая река, в ней холодная вода. Пейте!
(плавное разведение рук в стороны, вперед, достаем до пола руками)
- Сейчас повертим головой, не притаился ль, хищник злой?
(повороты головы в стороны)
Сайгачонок, длинноногий, покажи домой дорогу!
Копытцем левым постучи, копытцем правым.
Добежишь домой ты браво.
(дети хором произносят слова, выполняя под них движения
4.Воспитатель:
- Ребята, я предлагаю прослушать стихотворение «Сайгаки», которое написал наш земляк поэт Григорий Кукарека, а вы задумайтесь над его содержанием.
Своей извечною тропой сайгаки шли на водопой.
И взбрыкивали малыши в прохладе заревой тиши.
Серебряные ковыли им кланялися до земли.
Взлетело стадо на курган, за ним, внизу, блеснул лиман.
Запахло глиной и рапой, озерной солью молодой.
Бежать бы сайгам и бежать, по ходу солнышка кружа,
Когда б не встретился канал, который степь перерезал,
Когда б не рев грузовика – донесся он издалека.
И сайги страх переборов, все кинулись в глубокий ров.
И осыпая голыши, за ними следом малыши.
Осклизлый берег не давал подняться на высокий вал.
Как дети, жалобно крича, погибли сотни сайгачат.
… Своей извечною тропой сайгаки шли на водопой.
Бежать бы век им по траве – канал построил человек…
Обсуждение стихотворения.
О чем это стихотворение?
Что случилось с беззащитными животными?
Кто виноват в их гибели? (ответы детей).
Раньше в Калмыкии серьезным врагом сайгака был волк, но в настоящее время браконьерство. Кто такие браконьеры?
В последнее время большое влияние на численность сайгаков оказывает хозяйственная деятельность человека (строительство каналов, дорог, водопроводов и хозяйственная деятельность).
В Калмыкии решили расширить границы заповедника для сайгаков, а также организовали специальный отряд по охране сайгаков, обитающих в Калмыкии и Астраханской области. Такое решение было принято накануне.
Ежегодно выделяются средства для сохранения российских сайгаков. Для питания сайгаков придется привезти сено в Калмыкию из других регионов.
В настоящее время в России сайгаки обитают только в степях Астраханской области и Калмыкии.
Сайгаки вымирают из-за суровой зимы и браконьеров.
- Что должны делать взрослые для охраны сайгаков?
(создавать заповедники, усилить борьбу с браконьерством, восстановить численность этих животных)
- Как вы можете помочь этим животным?
(рассказывать взрослым о проблеме диких животных; просить аккуратно ездить по степным дорогам)
Экзамен-викторина
Какое животное самое быстрое у нас в степи? (Сайгак)
Какая птица является олицетворением мужества? (Орел)
Как еще по-другому называют сайгаков? (Сайга, Степная антилопа)
Чем отличаются самки сайгаков от самцов? (Самки безроги)
Какое животное в первый день весны вылезает из своей норки? (Суслик)
Розыгрыш «Внимательные дети»
Воспитатель: Поиграем?
Дети: Поиграем!
Воспитатель: Я буду сообщать что-то, а вы говорите: «И мы».
Я пойду в степь!
Дети: И мы!
Воспитатель: Я нарву полыни.
Дети: И мы!
Воспитатель: Я отнесу полынь сайгачатам.
Дети: И мы!
Воспитатель: Они будут есть траву.
Дети: И мы!
Дидактическая игра: «Кто быстрее соберет сайгака».
Дети делятся на две команды:
Воспитатель раздает 2 конверта, в которых находятся пазлы с изображением сайгака. Команда ребят, которая быстрее соберет изображение сайгака, становится победителем.
Рефлексия
- Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал, что…» (ответы детей)

Воспитатель: в заключении я хочу вам прочитать стихотворение.
Природа – наш чудесный дом!
Пусть всем уютно будет в нем!
Пусть чистыми будут степь, река!
По синему небу плывут облака!
Сайгаки гуляют,
Лебедь машет крылом:
Берегите природу – это наш дом!