Открытое занятие по развитию речи для детей старшей группы. Тема: «Пересказ художественного произведения Н. Калининой «Про снежный колобок».


Открытое занятие по развитию речи для детей старшей группы
Воспитатель: Матюшонок Е. А.
Тема: «Пересказ художественного произведения Н. Калининой
«Про снежный колобок».
Цель:1. учить детей целенаправленно запоминать содержание рассказа, излагать содержание близко к тексту, передавать интонацию;
2. развивать речевые умения детей, упражнять в правильном подборе антонимов к заданным словам, активизировать словарь детей;
3. способствовать воспитанию умения сопереживать персонажу, добиваться от детей полных ответов.
Ход занятия:
Орг момент. Постановка учебной задачи.
- Сегодня на занятии мы познакомимся с новым рассказом. Вы внимательно его послушайте, постарайтесь запомнить содержание и пересказать близко к тексту. ^ Беседа по картине (у доски). - Ребята, какое время года у нас сейчас за окном? Отгадайте загадку: Бел, да не сахар, Ног нет, а идёт… (снег) - А какой снег? (мягкий, белый, воздушный, лёгкий, холодный) - Вам снег нравится? Чем? - Как вы любите играть со снегом? (делать горки, кататься на санках, лыжах, лепить снежки, снеговика, строить крепость и т. д.) - Все дети любят играть со снегом. Давайте прочитаем с вами рассказ про мальчика Алёшу и его зимние приключения Н. Калининой.
(сели на стулья) Чтение рассказа.
Гуляли ребята на дворе. Лепили из снега бабу. Алёша слепил снежный колобок. Нашёл угольки – сделал глаза; нашёл палочки – сделал нос и рот. Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад. Жалко Алёше колобок на дворе оставлять, взял он его и положил в карман. Пришёл в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок. Ребята пообедали, после обеда спать легли, а когда проснулись, вспомнил Алёша про свой колобок. Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика лужа. Что такое? Открыли дверку, посмотрели, а из кармана – кап-кап-кап - вода капает. Поглядел Алёша в карман, а там нет колобка. Лежат в мокром кармане два уголька и две мокрые палочки. А колобок где? Как вы думаете?
Беседа по вопросам:
Проблемная ситуация… - Где колобок? (растаял) - Подумайте, может, колобка кто-то вытащил? (карман мокрый, у шкафчика лужа). Подумайте, может, воды кто-то налил? Может его и не было в кармане? Докажите, что колобок растаял? (был – от колобка остались угольки и палочки) - Если мальчик знал, что колобок растает, зачем он принёс его в группу? - Как вы думаете, какие чувства испытывал Алёша к колобку? - Как вы об этом догадались? - О чём Алёша думал, когда спрятал колобка в карман? - Что увидели ребята около Алёшиного шкафчика, когда проснулись? - Вот такая история случилась с Алёшей. Давайте вспомним, как она началась? - Чем занимались ребята на улице? - Кто из ребят слепил снежного колобка? - Как он сумел его сделать? - Что произошло дальше?
(дети встали в круг) Словесная игра «Скажи наоборот» (с мячом), активизировать словарь детей, упражнять в правильном подборе антонимов к заданным словам.
Ход игры: - Я назову слово, а вы правильно подберите слово наоборот. Зима – лето Холодно – горячо Мокрый - сухой Большой – маленький Хороший - плохой Грустный – весёлый Поздно - рано Смеётся - плачет
Повторное чтение рассказа.
- Ребята, прочитаем рассказ ещё раз, а вы слушайте его внимательно и постарайтесь запомнить содержание. Словесное рисование. Составление плана. - Если бы вы были художниками, какие бы картинки вы нарисовали к рассказу и в каком порядке вы бы их расположили? (ответы детей, воспитатель корректирует).
– Ребята, кто хочет рассказать историю, которая произошла с Алёшей на зимней прогулке? (пересказ, его оценка).
Итог занятия
- С каким произведением вы познакомились на занятии? - Как бы вы озаглавили его? (ответы детей) - Ребята, а из чего же можно слепить колобка, чтобы он не растаял? (из глины, песка, пластилина, теста) - Чей пересказ вам понравился больше и почему? - Чтобы Алёша не расстраивался, я предлагаю вам сегодня нарисовать колобков цветными карандашами.