Конспект урока по окружающему миру на тему: «Шестиногие и восьминогие» 2 класс


МБОУ « Уваровщинская сош»
Конспект урока по окружающему миру на тему:
«Шестиногие и восьминогие»
2 класс
Дата проведения: 4.12.2015г.
Учитель : Зеленова Любовь Александровна
Класс: 2 класс
Предмет: Окружающий мир
Тема: Шестиногие и восьминогиеЦель: формирование навыков выделения существенных признаков насекомых и паукообразных
Задачи:
образовательная: уточнить представления о насекомых и познакомить с условиями их жизни, выделение их существенных признаков;
развивающая: развитие аналитико-синтетического мышления, познавательного интереса, воображения;
воспитывающая: воспитание доброго отношения к маленьким соседям по планете, интереса к предмету через применение на уроке ИКТ.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 
Окружающий мир 2 кл. Ч.1: уч-к/Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. – М.: Просвещение 2015.
Окружающий мир 2 кл. Ч.1: Р.Т./Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. – М.: Просвещение 2015.
Используемая методическая литература: 
Великан на поляне. Плешаков А.А., Румянцев А.А. – М.: Просвещение 2012
Атлас-определитель «От земли до неба». Плешаков А.А. – М.: Просвещение 2012
Используемое оборудование: Мультимедийный проектор
Используемые ЦОР: Запись музыкальной заставки «В мире животных».
 Презентация к уроку
 
Планируемые результаты
Предметные:
Знать, чем отличаются насекомые от паукообразных.
Называть этапы развития бабочки и стрекозы.
Узнавать изученных насекомых на рисунках.
С помощью атласа-определителя приводить примеры насекомых различных групп. Метапредметные:
Отвечать на вопросы о насекомых и пауках по своим наблюдениям.
Рассказывать по рисунку учебника о разнообразии насекомых.
Прослеживать по рисункам-схемам превращения различных насекомых.
Обсуждать рассказ «Не обижайте паука» из книги «Великан на поляне».
Обосновывать необходимость бережного отношения к паукам. Личностные:
Осознавать необходимость бережного отношения к природе и, в частности, к насекомым и паукообразным.
Ход урока
Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающихсяПроверка домашнего задания
-Скажите, пожалуйста, какую тему мы с вами изучали на предыдущем уроке?
Работа по индивидуальным карточкам.
Фронтальный опрос - Из каких частей состоит гриб?
- Для чего нужны грибы в лесу?
- Назовите съедобные и несъедобные грибы. Вспоминают, что на прошлом уроке изучали тему «Грибы»
Выполняют индивидуальные задания по карточкам
Индивидуальные карточки: 1.Подчеркните названия несъедобных грибов: Сыроежка, валуй, сморчок, мухомор, бледная поганка, груздь, подосиновик, белый.
2.Нарисуй схему строения гриба.
Отвечают на вопросы.
Выполняют индивидуальные задания по карточкам.
2. Мотивация познавательной деятельности.
Звучит мелодия «В мире животных».
-Догадались ли вы по звучанию мелодии, о ком будем говорить на сегодняшнем уроке?
- Мы совершим воображаемое путешествие в мир животных и встретимся с его представителями. Слушают мелодию. Вспоминают, что при звучании этой мелодии на уроке речь идет о животных.
3. Актуализация необходимых знаний.
- Какие группы входят в царство животных?
- Какой опознавательный признак отличает насекомых от других групп животных?
Сегодня мы постараемся разгадать тайну шестиногих и восьминогих.
- Как вы думаете, кто  это – шестиногие и восьминогие?
- Сегодня на уроке мы выясним, как меняется жизнь насекомых и пауков с наступлением осени, а также узнаем интересное и даже необычное из их жизни. Вспоминают, что в царство животных входят звери, птицы, рыбы, насекомые.
Приводят отличительный признак насекомых – 6 ног.
 
 
Высказывают предположения, опираясь на свои знания и наблюдения. Доказывают, что шестиногие – это насекомые, т.к. у них 6 ног. Самые наблюдательные могут заметить, что восьминогие – это пауки, т.к. у них 8 ног. 
4. Организация познавательной деятельности.
1). Исчезновение насекомых осенью.
- Каких насекомых вы знаете?
- Сейчас вы часто встречаете насекомых? Почему?
- Летом повсюду очень много разнообразных насекомых. Осенью одни из них умирают, другие – прячутся на зиму в почву, в трещинки на коре деревьев, под опавшие листья. Там насекомые впадают в оцепенение. Это значит, что они становятся неподвижными и могут даже казаться мертвыми. Зимой исчезают практически все насекомые, кроме тех, которые обитают в домах и с которыми человек обычно борется (клопы, тараканы, моль).
- С чем связано исчезновение насекомых?
 
2). Мир бабочек. Работа в парах.
- Откройте учебник на с. 90-91. Рассмотрите изображения насекомых. Кого из них вы узнали бы без подписи?
- Бабочек различить сложно, но можно, если обратить внимание на их внешний вид.
- В конвертах находятся изображения бабочек и их описание. Ваша задача: совместно с соседом по парте найти в атласе-определителе эту бабочку и соотнести ее изображение с описанием.
 
На страницах учебника изображены бабочки: дневной павлиний глаз, большой ночной павлиний глаз, голубянка-икар, махаон.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СЛАЙД 2 (проверка)
 
 
 
3). Фазы превращения насекомых.
- Но бабочки не сразу становятся такими красивыми. Интересно, какие превращения они проходят? СЛАЙДЫ 3-4(фазы превращения насекомых).
- Попробуйте рассказать о превращениях бабочки-махаона
- Сравните эти схемы.
Яйца - личинка(гусеница)-куколка - взрослая бабочка
Расскажите о превращениях стрекозы
Яйца - личинка(гусеница)- - взрослая стрекоза
- Сравните эти превращения.
-Что в них общего, а что различно?
Сделайте вывод. Сколько фаз развития проходит бабочка? Стрекоза?
В "Рабочей тетради" на с.55 , з.2 составим схемы превращения насекомых.
- Есть гусеницы, которые повреждают сельскохозяйственные растения, и человеку приходится с ними бороться (гусеницы капустницы, яблоневой плодожорки, непарного шелкопряда и др.). Но многие гусеницы не вредят сельскохозяйственным культурам, поэтому их не надо уничтожать. Из них потом выводятся очень красивые бабочки. СЛАЙД 5(бабочки и их гусеницы.)
 
Сообщение учителя.
- Гусеница бабочки-голубянки обладает феноменальной способностью — она умеет устроиться за чужой счёт, выдавая себя за кого-то другого. На теле гусеницы, у самой её головы, расположена крошечная «губа». Когда этой бабочке надоедает добывать себе пропитание, она начинает скрести этой «губой» — в результате получается «песня» очень похожая на ту, что «поёт» муравьиная матка. Настолько похожая, что муравьи тут же перетаскивают гусеницу в свой муравейник, где она и живёт припеваючи вплоть до окукливания и превращения в бабочку. Всё это время муравьи её кормят, защищают от опасности, таскают за собой, если возникнет необходимость перебираться на новое место. Ей даже не приходится утруждать себя жеванием — рабочие муравьи отрыгивают уже пережёванную и сдобренную своими полезными ферментами пищу прямо в рот гусеницы.
 
4). Знакомство с жуками. Классификация жуков.
- Мы называли, что к насекомым относятся и жуки. Жуки бывают разных размеров. Попробуйте сами узнать. СЛАЙД 6 (изображения жуков).
Жук-олень (крупный, 7-8 мм, нуждается в охране)
Жук-носорог (крупный, 4 см, нуждается в охране)
Майский жук (средний, 2-3 см, появляется в мае)
Красотел (средний, 3 см, нуждается в охране)
Колорадский жук (мелкий, 1 см, питается листьями картофеля)
Пестряк пчелиный  (мелкий, 1-2 см, живет в плохо ухоженных ульях)
 
- Один мальчик посадил жука в банку и решил его кормить, чтобы он стал большим. Вырастет ли жук?
 
5). Паукообразные.
- В начале осени одно из самых интересных дел в лесу – наблюдение за пауками. Пауки – это насекомые?  Сколько ног у паука? (8), значит, паук – это не насекомое.
- Учебник с. 91 Чтение текста с 3 абзаца. При чтении найдите ответы на вопросы.СЛАЙД 7 (паутина)
Какого самого большого паука можно встретить в нашем лесу?
Кто является добычей паука?
Что происходит с пауками зимой?
 
- Что произошло бы в природе, если бы вдруг исчезли все пауки? СЛАЙД 8(вопросы).
 
 
 
 
- А как поступить человеку при встрече с пауком?
 
 
   
Учащиеся отвечают на вопросы, опираясь на свои наблюдения, жизненный опыт. Приходят к выводу, что осенью насекомые встречаются редко, они исчезают. Высказывают предположения, куда могут исчезать насекомые, в чем причина их исчезновения.
 
 
 
 
 
 
 
 Рассказывают по рисунку учебника о разнообразии насекомых. Как правило, назвать имя бабочки затрудняются
 
 
У каждой пары в конверте описание и изображения бабочек. Находят в атласе-определителе изображенную бабочку, зачитывают о ней информацию. Соотносят изображение и описание.
Эта бабочка отличается необыкновенным рисунком на крыльях. Кажется, что искусный художник изобразил на каждом крыле бабочки яркий глаз, срисовав его с павлиньего пера.  Размах крыльев этой бабочки достигает 5-6 см (Дневной павлиний глаз)
Эта бабочка самая крупная. Размах ее крыльев достигает 15 см! у нее есть двойник, отличающийся цветом. (Большой ночной павлиний глаз)
Маленькая, нежная бабочка (размах крыльев 3 см). Ее можно увидеть с мая до сентября. Название она получила в честь героя греческих мифов – Икара. Ему удалось подняться в воздух на крыльях, сделанных из склеенных воском перьях. Самки отличаются от самцов по цвету (Голубянка-икар).
Относится к числу самых красивых бабочек нашей страны. Название ей дано по имени одного из героев греческих мифов – врача Махаона. К сожалению, сейчас во многих местах стала редкой (Махаон).
 
Для проверки на слайде появляется изображение бабочки, учащиеся зачитывают ее описание, на слайде появляется соответствующий текст.
 
 
Рассматривают схемы на слайдах.
Их рассказ дополняется чтением текста на «Страничках Умного Совёнка» (с. 125)
 Делают вывод сколько фаз развития проходит бабочка, стрекоза.
 
Сопоставляют изображения бабочек с изображениями гусениц на слайдах.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Находят на слайде известных им жуков и называют их. 
 
 
 
Высказывают свои предположения. Приходят к выводу о том, что не стоит вмешиваться в жизнь насекомых, они способны сами о себе позаботиться.
 
 
Делают вывод, что паук – это не насекомое, т.к. у него 8 ног.
 
 
 Читают текст учебника о пауке-крестовике. Находят ответы на вопросы:
Крестовик
Мухи, комары и другие насекомые
Исчезают
 
Высказывают предположения. Анализируют особенности жизни паука, его добычу. Делают вывод о том, что при исчезновении всех пауков в природе развелось множество мух, комаров и других насекомых, которыми питается паук.
 
Формулируют высказывания о том, что человека винить не в чем, если он случайно, не заметив, наткнулся на паутину и разорвал ее. Совсем другое дело, если кто-либо это делает специально.
Приводят аргументы о том, что  пауку необходимо много времени, чтобы сплести свою сеть. Если в одно мгновение от всей работы ничего не останется, пауку приходится начинать все сначала.
Делают вывод о том, что паутина – замечательное творение паука, и она им очень нужна!
Проведение физкультминутки
5. Закрепление изученного материала
А теперь откройте тетради на с.54. Выполним задание №1, используя иллюстрацию учебника на стр. 90 - 91
Выполнение задания № 3, с. 55 в рабочей тетради Выполняют задания в рабочей тетради № 1, с. 54 с последующей проверкой.
Выполняют задание № 3, с. 55. Устно объясняют своё решение.
6. Подведение итогов.
Игра «Верите ли вы, что…»
- Насколько внимательны вы были на уроке, мы узнаем, поиграв в игру. На каждый вопрос можно ответить «да» или «нет». Если «да», вы поднимаете зеленый сигнал-светофор, если «нет» - красный. СЛАЙД 9(значения сигналов)
Насекомые – это животные (да)
Отличительная черта насекомых – малые размеры (нет)
Насекомые осенью улетают в теплые страны (нет)
Некоторые насекомые осенью прячутся в  трещинки деревьев (да)
А некоторые  - умирают (да)
Бабочки сразу рождаются бабочками (нет)
Все насекомые полезные (нет)
Самая крупная бабочка – 15 см (да)
Ее имя – голубянка (нет)
Колорадский жук – самый крупный жук (нет)
Паук – это насекомое (нет)
Самый крупный паук наших лесов – крестовик (да)
Паутина нужна паукам для охоты (да)
Пауки питаются мухами и комарами (да)  
 
 
 
Работают с сигналами-светофорами. Отвечают на вопросы по содержанию урока. Если ответ положительный, поднимают зеленый сигнал, если отрицательный – красный.
 
 
Ответы учащихся обсуждаются после каждого вопроса. Свой выбор аргументирует учащийся, допустивший ошибку. Если он не видит своей ошибки, на помощь приходят одноклассники.
7. Самоанализ урока учащимися.
Подумайте, что вы узнали на уроке, чему вы научились, где это вам пригодится. Закончите предложение … СЛАЙД 10(самоанализ).
Я узнал(а) …
Я понял(а) …
Я научился(лась) Анализируют работу на уроке, полученные знания, умения. Формулируют высказывания для самоанализа.
8. Домашнее задание.
Учебник с. 90-93
Рабочая тетрадь с. 55, № , 4 Записывают домашнее задание в дневник на следующий урок.
 
 
 

»  Тэги к этому документу: 
Насекомые.Паукообразные.Фазы развития бабочки и стрекозы.
»
Войдите на сайт под своим логином или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии