Обобщающий урок литературного чтения во 2 классе по разделу Уж небо осенью дышало


Обобщающий урок литературного чтения "Уж небо осенью дышало…", 2-б класс
Огневой О.В.
Цели:
образовательные:
обобщить, привести в систему знания детей, полученные при чтении произведений по теме “Уж небо осенью дышало”
учить детей восприятию литературного произведения как произведения искусства;
продолжить формировать основы читательской деятельностиа) читательские умения (знание фамилий авторов произведений, название произведения, тема и жанр чтения) и речевые умения;б) навыки чтения (дальнейшее совершенствование темпа, правильности, осознанности, элементарной выразительности при чтении и в устных высказываниях)в) обогащение речи учащихся средствами литературы
развивающие:
на основе элементов анализа через разные формы диалога создать описательный образ осени;
создать на уроке атмосферу задушевного разговора учителя с детьми;
постоянно включать детей в самостоятельную активную деятельность (от воспроизводящей до творческой);
помочь каждому ребенку включиться в коллективную работу, оценить себя: “Что умею? Что знаю?”
воспитывающие:
формировать эстетический вкус через чтение лучших образцов детской литературы;
обогащать эмоциональную сферу учащихся, развивать у них эмоциональную отзывчивость на прекрасное в искусстве, в природе, в жизни;
вызвать стремление к самостоятельному чтению детских книг;
воспитывать чувство уважения к товарищам, сопереживания.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Форма организации образовательного процесса: «праздник читательских удовольствий»
Методы ведения урока: словесный (беседа), практический, исследовательский (элементы), самостоятельная работа, творческая работа.Педагогические технологии: информационно-коммуникативные (мультимедийные, интерактивные), технология формирования навыков чтения (тренажёры), здоровьесберегающие, исследовательского обучения (элементы).
Оборудование: мультимедийный проектор, учебник, тетрадь на печатной основе, творческие работы детей, листочки для рефлексии
Ход урока
I. Вступительная беседа
- К нам сегодня в гости в последний раз заглянула осень.- Почему? (Мы закончили читать по теме “Уж небо осенью дышало” из раздела “О родной природе”+ последний урок литературного чтения осенью)
- Почему так назван раздел? Откуда такое красивое название?- Каждому осень открывает свои секреты по-особому. Каждый замечает в осени что-то свое: ведь осень – это и радостная, и грустная пора.
- Давайте попробуем разные оттенки осени передать с помощью интонации.
- Нужно произнести слово «осень» -
Спокойно.Вопросительно?Удивленно-вопросительно?!Радостно!Восхитительно!!Таинственно…
II. Тема, цель.
Сегодня на уроке я предлагаю вспомнить, какие произведения об осени мы читали,- перечитать понравившиеся строчки,- полюбоваться красотой, неповторимостью авторского слова,- обсудить прочитанное
И если мы подметим, как видит и чувствует осень тот или другой писатель, если каждый из нас расскажет, как он сам видит осень, то, конечно, для всех нас осень станет богаче и выразительней.
Надеюсь, урок будет радостным, светлым, настоящим праздником читательских удовольствий.
III. Систематизация читательских знаний.
- Какие по жанру произведения мы читали? (рассказы, стихи, сказки, загадки)- Назовите авторов, чьи произведения мы читали. (А.С. Пушкин, Г.А. Скребицкий, Н.И. Сладков, М.М. Пришвин, Э.Ю. Шим, Е.Ф. Трутнева, Е.И. Пермяк, Н.М. Рубцов)
- Работа в парах. Объедините листочки с фамилиями писателей и названиями произведений, которые они написали.
- Что общего у эти произведения? (общая тема-о природе, об осени)
Обобщение прочитанного по теме
1. Краски осени
- Осень – очень разнообразное время года. Она обычно начинается как осень красок.
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила…
- В каком произведении мы встретились с Художницей-Осенью?
(-Г. Скребицкий “Осень”)
- Вспомните, как украсила осень разные деревья? (описать деревья на слайде, используя авторские образные выражения)
Берёзы и клены покрыла осень лимонной желтизной.
Листья осины, разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь, как огонь, горит.
Могучий дуб – богатырь обрядила в медную кованую броню.
Липы одела в тяжёлый убор из золотой парчи
- Люди тоже стараются передать красоту осени красками в своих картинах.
- На доске ваши осенние зарисовки с мыслями об осени. Послушаем некоторые из них …(несколько детей читают свои мини-сочинения)
- Разные периоды осени вызывают разное настроение.
Ветер листьями играет,их с деревьев обрывает.Всюду листики кружат - это значит ...(Листопад)
2. Физкультминутка под музыку
- Представьте себя осенними листочками ...
Кружатся, кружатся листья, Жёлтые, красные листьяВ классе у нас листопад По ветру вьются, летят…
3. Лесные разговоры
- Каждый лесной житель осенью занят своим делом. От чего так хлопочет белка? (надо успеть приготовить запасы) – Как вы думаете, о чём они могут разговаривать с вороном? Из какого произведения эти герои?
Э. Шим “Белка и Ворон”
(Чтение по ролям стр. учебника 111)
- А для людей у осени есть дары? (Слайд «Дары осени»)
4. Осенние грибы
У погрустневших сосенИ огненных рябинИдёт и сеет осеньДушистые … грибы.
Кроссворд (рабочая тетрадь стр.51). Разгадывание названий грибов вместе, на экране появляются названия и грибы в цвете, дети раскрашивают у себя в тетрадях.
- В каких произведениях нам встретились грибы?
(Пришвин “Недосмотренные грибы” и Э.Шим «Храбрый опёнок»)
5.Обобщение
- Что общего у всех произведений раздела «Уж небо осенью дышало…»?
(Все произведения этих писателей о природе. Они знакомят читателей с лесом и полем, озером, лесной опушкой. Они хотят, чтобы те, кто прочитает их книги, сами отправились по неизведанным тропам, научились видеть необыкновенное в самом обычном, научились защищать природу.
- Осень – долгое время.
Начинается она как праздник красок, а заканчивается ненастьями, когда деревья стоят голые, грязь, дождь.
- Стихотворением А.С. Пушкина начинается тема, а мы этим чудесным стихотворением заканчиваем наш урок. (Чтение стихотворения «Уж небо осенью дышало..» наизусть)
Вывод по уроку
- Какая она – осень для вас? (Разная – и грустная, и радостная, спокойная тревожная, тихая и ветреная)
Тетрадь стр.55 №3. – Какие чувства вызывает у тебя осень?
Д.З. – тетрадь стр.54 №2 - Придумать загадку об осенней природе, записать. Отгадку нарисовать.
Рефлексия. – Оцените своё настроение, работу на уроке. Жёлтый листик – если всё получилось, всё понравилось и настроение хорошее, оранжевый – если что-то пока не удалось.
(листочки дети приклеивают к своим рисункам на доске)
Уходит осень, красок хоровод Мороз скуёт все реки и озёра.Становится всё серо и уныло. Зима раскроет закрома чудес.Но скоро снег на землю упадёт Всё разукрасят снежные узоры.На солнце засияет всем на диво. Преобразив величественный лес.
- На память об осени и нашем сегодняшнем уроке вам второй осенний листочек. А в понедельник будем встречать зиму!
Всем спасибо! Урок окончен!

-----------------------------------------------------------------------------------------------------
Я молчу – оно молчит.Я кричу – оно кричит.Ну потеха, ну потеха!Дразнит нас с тобою… (Эхо)
- Поиграем в «Эхо»! (отрывок из учебника на стр.114-115)
Отрывок из какого произведения мы сейчас с вами вспомнили? (Э. Шим “Эхо”. Сказка))