НОД в подготовительной группе по опытно-экспериментальной деятельности Волшебные кристаллы

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение детский сад № 3 города Мирного Архангельской области (МКДОУ № 3)








Организованная образовательная деятельность с детьми старшей группы


«Волшебные кристаллы»




















Мельникова Ирина Валентиновна
воспитатель высшей кв. категории






Цели и задачи:
1. Познакомить детей с понятием «кристалл», его происхождением.
2. Продолжать учить проводить звуковой анализ слова, закрепить умение делить слова на слоги.
3. Активизировать речь детей, обогащать словарный запас (лаборатория, учёные, кристалл)
4. Продолжать учить нетрадиционным техникам изображения (кляксография)
5. Создавать положительный психоэмоциональный настрой ребёнка.
6. Развивать творческое воображение, познавательный интерес, внимание.
7. Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Оборудование: костюм профессора, 10 тарелочек, на каждой по 5 надломленных зубочисток; схема для звукового анализа из четырёх звуков на мольберте, красные, зелёные и синие квадраты; листы бумаги по 2 на каждого ребёнка; проектор, ноутбук.

Музыкальный ряд: Г.Гладков «Тот и есть волшебник».
Ход занятия:
Дети здороваются с гостями, садятся на стульчики.
Воспитатель: Дети, сегодня к нам придёт ещё один необычный гость. Вы готовы его встретить? Воспитатель переодевается в профессора Эйна. Звучит песня «Тот и есть волшебник».
Профессор: Здравствуйте, ребята! Вы знаете, кто я такой? Ответы детей
Я – профессор Эйн. Я пришёл сюда, чтобы пригласить вас в свою научную лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория? Ответы детей. Это такое помещение, где работают учёные, ставят научные опыты, проводят эксперименты. Я давно за вами наблюдаю и понял, что вы тоже очень любите экспериментировать. Правда? Сегодня я решил показать вам очень интересный опыт, но для этого нам надо добраться до моей лаборатории. И путь туда неблизкий и полон испытаний. Вы справитесь?
И нас поведёт вперёд звезда! Ой! Куда же она пропала? Ребята, а вы видите где-нибудь звезду?
(Звёзды светят только ночью, а сейчас утро).
Профессор: Что же нам делать без моей звезды мы не найдём путь. Но я знаю выход. Мы же с вами экспериментаторы, поэтому сейчас постараемся сами зажечь наши звёздочки. Подходите к столам. (На столе в тарелочках разложены по 5 надломленных под прямым углом зубочисток)
Профессор: Если капнуть несколько капель воды на сгибы зубочисток, они выпрямятся и образуют звезду. Волокна дерева впитывают воду, «толстеют» и не могут сгибаться – выпрямляются.
Вот какая вода волшебница. Ребята, а чем хороша вода? Когда бывает плохой?
Игра «Хорошо-плохо»

После опыта воспитатель показывает слайд (сверкающие звёзды на небе)
Вот и зажглась наша звезда. Продолжаем путь.
На мольберте схема звукового анализа из четырёх звуков.
Профессор: Ох уж эта водичка волшебница. Хочет, чтобы вы выделили все звуки в слове вода. Вот я сейчас вас и проверю. Какие звуки есть в русском языке? Сколько гласных? Какие бывают согласные? Каким цветом обозначаем?
Проводится звуковой анализ слова.
Профессор: Вот и подходим к чудесному лесу! Красота!
Настроение прекрасное - не хочется скучать.
Я забавные картинки
Предлагаю рисовать.
Кляксы разные бывают
Что они изображают?
Садитесь за столы.
Дети выливают зачерпнутую гуашь на лист бумаги. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже.
Профессор: Продолжаем путь.
Ребята, а вы знаете, что слова можно найти везде?
Я слова найду везде – и на небе, и в воде.
На полу, на потолке
На носу и на руке.
Вы не слышали такого?
Не беда! Играем в слово!
Назовите слова на небе, прохлопаем. Сколько раз хлопнули? Значит, сколько слогов в слове?
Профессор: Ну вот мы пришли. Это моя лаборатория. Садитесь на стульчики. Я вам говорил, что сегодня хочу показать опыт. Это опыт с кристаллами. Вы знаете, что такое кристаллы? Ответы детей. Хотите расскажу?

Кристаллы везде вокруг нас, их полным-полно в песке и гальке на берегу, на панелях фасадов административных зданий. В прежние века камни собирали на берегах рек. Слайд
Природные кристаллы кварца образуются на больших глубинах при очень высоком давлении и высокой температуре. Кварц это кристалл, который лучше других противостоит погодным условиям. Он долговечен, оставляет царапины на стекле и стали. Однако при падении может расколоться.


Название «кристалл» произошло от греческого слова krystallos, что в переводе на русский означает «чистый лёд». Древние греки считали, что прозрачные кристаллы действительно представляли из себя окаменелую замороженную воду и что кристаллы заморожены навечно. Слайд

Если в земле находят очень большой кристалл совершенной формы, это, без сомнения, немолодой кристалл, потому что период роста у кристалла занимает многие тысячи лет (некоторые растут 500 тысяч лет и более).

Профессор: Это природные кристаллы. Но кристаллы можно вырастить и в домашних условиях. А вы хотели бы понаблюдать за ростом кристаллов? И в этом я вам помогу. Я же учёный.
Начнём выращивать кристаллы?
Воспитатель проводит опыт ( в контейнере заливает породы горячей водой)
Профессор: Сейчас мы сфотографируем начало нашего опыта. Контейнер надо поставить на подоконник, потому что для роста кристаллам необходим свет и воздух. И теперь каждый день наблюдайте за ростом кристаллов, а изменения записывайте и зарисовывайте в дневник. Посмотрите, что у вас получится через две недели.
А мне пора заниматься своей научной работой. И вам уже пора возвращаться в детский сад. Сейчас я произнесу волшебные слова и вы вернётесь обратно.
Крибли-крабле-бумс! 1,2,3 – отвернись, 1,2,3-повернись - в детском саду очутись.
Во время этих слов воспитатель снимает с себя одежду профессора.
Итог
Воспитатель: Ребята, вам понравилось сегодня приключение? Чем? Что было самое интересное? Что нового узнали? Что такое лаборатория? Что запомнили о кристаллах?
15