ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ (ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МИРОМ ПРИРОДЫ) ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА


ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ (ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МИРОМ ПРИРОДЫ) ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА №1
№ ЗАНЯТИЯ,
ЛИТЕРАТУРА ТЕМА ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБОРУДОВАНИЕ
1 занятие
О.А.ВоронкевичСтр.323 «Путешествие колоска»
Познакомить детей со злаковыми культурами из которых выпекают белый и черный хлеб. Развивать умение различать растение по характерным его признакам (строение колоска, строение, цвет, количество зерен). Познакомить с современной технологией изготовления хлеба и сравнить с тем, как его изготовляли раньше.
(Колосья зерновых культур, модели процесса выращивания колосьев и изготовления хлеба, репродукции и иллюстрации.2 занятие
Конспект « Осенины. Оспожинки»
Познакомить детей с народными названиями сентября, с праздником Оспожинки, рассказать об огромном значении земли для людей, отраженном в фольклоре, расширять словарный запас, развивать художественное восприятие поэтических текстов, воспитывать речевую культуру, умение слушать, определять оттенки чувств и настроения героев в фольклорных произведениях.
Книга
« Овощи и фрукты», загадки, стихи, выставка
« Праздник урожая»
3 занятие
О.А.ВоронкевичСтр.327 Посещение кафе
«Дары осени»
Систематизировать представления детей о фруктах и овощах. Упражнять в составлении рассказов об овощах и фруктах. Познакомить с технологией приготовления блюд из овощей и фруктов(компот, варенье, пирог с капустой, салат) Картинки, блюда из овощей и фруктов.
4 занятие
Н.Н. Авдеева
Стр.77 « Съедобные и несъедобные грибы» Научить детей различать грибы (съедобные, несъедобные) по внешнему виду.
Цветные карандаши, фломастеры, тетрадь.
5 занятие
О.А.ВоронкевичСтр.329 «Как растения готовятся к зиме»
Формировать у детей представления о состоянии растений осенью, дать знания о плодах и семенах деревьев, кустарников, травянистых растений, дать знания о способах распространения семян, устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявить причины происходящих изменений в природе, познакомить детей с трудом взрослых в парке по уходу за растениями осенью. Иллюстрации об осени, семена, плоды, чтение стихов и художественной литературы об осени.
6 занятие
Конспект «Что такое природа? Живая и неживая природа»
Научить детей отличать живые объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы от объектов неживой природы. Формировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек часть природы). Познакомить с основными природными компонентами и их связями.
Объекты природы и «неприроды» (кусочек гранита, кирпича, букет цвето) и рисунки с изображением объектов природы. Два шарика для опытов.
7 занятие
Конспект « Как рубашка в поле выросла»
Рассказать детям о выращивании и обработке льна, ткачестве, дать представление о русском народном костюме, развивать интнрнс к русскому языку, расширять словарный запас. Формировать умение четко, внятно , быстро проговаривать скороговорки, воспитывать культуру речевого общения, уважение к труду взрослых, интерес к произведениям устного народноготворчества. Рассказ К. Ушинского « Как рубашка в поле выросла», сказка
« Царевно — лягушка», льняные изделия, сказка
« Хаврошечка».
8 занятие
Н.Н. Авдеева
Стр.77
« Съедобные ягоды и ядовитые растения» Познакомить детей со съедобными ягодами и ядовитыми растениями, а также научить различпать их и правильно называть. Цветные карандаши, фломастеры, гуашь, рабочая тетрадь
9 занятие
О.А.ВоронкевичСтр.335 «Унылая пора, очей очарованье»
Закрепить представления детей о золотом периоде осени, устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных, развивать память, воображение, мышление, активизировать словарный запас.
Модели признаков осени, репродукции картин, кроссворд для каждого ребенка.
10 занятие
О.А.ВоронкевичСтр.340 «Путешествие в осенний лес»
Обобщать и систематизировать знания детей об осени, устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме, выделять характерные признаки основных периодов и сезона и рассказать об этом, развивать логическое мышление, развивать творческое воображение, воспитывать бережное отношение к растениям и животным. иллюстрации, дидактические игры, силуэтные изображения зверей, фишки
11 занятие
О.А.ВоронкевичСтр.343 «Для чего растению нужны семена»
Закрепить знания о том, что семя - конечная стадия роста однолетнего растения, оно необходимо для продолжения жизни. Дать знания о строении семени: семенная кожура, семядоли, зародыш. Формировать представление о распространении семян растений. Развивать память, внимание, наблюдательность.
Картинки с изображением разнообразных растений(знакомые детям травы, кусты и деревья)
12 занятие
О.А.ВоронкевичСтр.347 «Путешествие капельки»
Формировать представления детей о круговороте воды в природе. Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно – следственные связи. Воспитывать бережное отношение к воде.
Игровой персонаж – Капитошка, таз с водой, прозрачные стаканчики для воды, бумага, ножницы, карандаши.
13занятие
О.А.ВоронкевичСтр.353 «Клуб знатоков леса»
Формировать у детей умение применять на практике знания о приспособлении животных и растений к условиям жизни. Формировать умение сравнивать, выделять существенные признаки, понимать простейшие причинно-следственные связи. Развивать доказательную, связную речь у детей. Вырезанные из картона красные и зеленые жуки, 2 конверта с письмами, посылка – коробочка
14 занятие
О.А.ВоронкевичСтр.356 «Приключения мамонтенка»
Закрепить знания о четырех классах животных: насекомых, зверях, рыбах, птицах. Учить детей выделять характерные признаки с помощью моделей каждого класса животных. Тренировать детей в систематизации понятий по заданному признаку. Обогащать словарный запас. Мягкие игрушки – слоненок, морж, обезьянка, картинки диких и домашних животных.
15 занятие
О.А.ВоронкевичСтр.360 « Как живут наши пернатые друзья»
Обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами, установить связь между формой клюва и питанием птиц, отметить взаимоотношения птиц во время зимовки, вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.
картины леса и городского пейзажа с птицами, картина с изображением кормушки, картинки зимующих и перелетных птиц.
16 занятие
О.А.ВоронкевичСтр.365 « Север- царство льда и снега»
Формировать представление детей о климатических условиях Крайнего Севера и тундры, устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе, развивать умение устанавливать зависимость между температурой воздуха и состоянием воды и почвы. Закрепить представление о приспособлении растений и животных к условиям северного климата.
Картина- модель
« Север», модели приспособления животных к зимним условиям, модель термометра, карточки с заданиями, силуэты зверей, фланелеграф.
17 занятие
Конспект « Почему белые медведи не живут в лесу»
Познакомить детей с белым медведем, его образом жизни. Воспитывать любовь к животным.
Закрепить знания детей о среде обитания животных. Расширять представления детей о животном мире, показать его разнообразие. Воспитывать бережное отношение к живой природе.
Книга «Экология в картинках», глобус, маленькие картинки с изображением животных, две картины с изображением медведей.
18 занятие
Конспект «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу»
Формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Выяснить, как маскируются животные.
Картины: «Лоси в лесу», «Зайцы в зимнем лесу», «Белки спасаются от куницы. Картинки с изображением животных.
19занятие
Конспект «Что мы знаем о птицах?»
Уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц.
2 листа, веер, 2бумажных голубя, иллюстрации-зимующие и перелетные птицы, набор перьев, запись «Голоса природы»
20 занятие
Конспект Сравнение диких и домашних животных.
Уточнить с детьми признаки домашних животных. Показать, что они отличаются от диких. Упражнять умственные способности детей.
Картины с изображением свиньи, кабана, лося, игрушки: медведь и мышка.
21 занятие
О.А.ВоронкевичСтр.376 «Лес как экологическая система»
Сформировать понятие «этажи леса», выявить взаимосвязи между растениями и местом обитания, питания животных. Развивать у детей элементы экологического сознания «Мы нужны друг другу на земле»
Картины «Лес», «Ель», «Сосновая роща», «Березовая роща», «Дубовая роща»; карточки с цифрами от1до5, макеты деревьев, кустарников, животных, насекомых. 5-ти этажный дом.22 занятие
О.А.ВоронкевичСтр.381 «Пищевые цепочки в лесу»
Закрепить знания детей о взаимодействии в экосистеме «Лес» растений, животных и факторах неживой природы на уровне частных и обобщенных понятий. Сформировать представление о пищевой зависимости обитателей леса. Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе
Карточки с изображением животных, растений, птиц, насекомых живущих в леу.
23 занятие
О.А.ВоронкевичСтр.385 «Как животные приспособились к зиме»
Уточнить и расширить представления детей о приспособлении животных разных классов к зимним условиям существования. Дать знания о том, что животные могут выжить только в том случае, если приспособятся к тяжелым зимним условиям. Учить устанавливать связи между особенностями поведения и условиями среды обитания. Воспитывать стремление помогать птицам и зверям зимой. Модели приспособления зверей к зиме: линька, изменение окраски шерсти, приготовление запасов, подготовка жилища.
24 занятие
О.А.ВоронкевичСтр.389 «Если хочешь быть здоров»
Закрепить представления детей о приспособлении человека к зимним условиям жизни. Познакомить с использованием факторов природной среды для укрепления здоровья человека. Дать знания об использовании народной медицины при простудных заболеваниях.
Модели приспособлении человека к зимним условиям жизни, причины возникновения простудных заболеваний, мероприятий по закаливанию, использование средств народной медицины, правил поведения при простудных заболеваниях, цветик-семицветик.
25 занятие О.А.ВоронкевичСтр.393
«Как поссорились март и февраль»
Продолжать формировать представления детей о марте, как месяце пробуждения природы. Развивать умение замечать нарастающие изменения в неживой природе: увеличение светового дня,появление проталин, капели, кучевых облаков. Закрепить знание о том, что в марте есть день весеннего равноденствия (21матрта день равен ночи). Дать знания о жизни животных и птиц. Воспитывать интерес к народному календарю. Учить детей объяснять смысл примет и пословиц о марте. Костюмы марта и февраля, декарации для февраля, для игры. Пособие – модель увеличения светового дня. Иллюстрации с изображением птиц.
26 занятие О.А.ВоронкевичСтр.401
«Комнатные растения –спутники нашей жизни»
(посадка комнатных растений)
Расширять и систематизировать знания детей о комнатных растениях. Закреплять знания детей о строении растений, о вегетативном размножении комнатных растений, воспитывать интерес к уходу за растениями, любовь к ним. Учить доказательности суждений и речи.
Комнатные растения, посадочный материал, горшочки с землей, палочки, фартуки, ящик для горшочков, конверт с письмом, карточки-модели, игровой персонаж – божья коровка.27 занятие
О.А.ВоронкевичСтр.406 «Загадки природы»
Обобщить представления детей о типичных экосистемах (лес, луг, водоем, пустыня). Развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах: при исчезновении каких-либо живых организмов в составе сообщества изменяются условия среды, что может привести к гибели других организмов. Закрепить знания детей о правилах поведения в экосистемах.
Географическая карта России (со знаками СОС), набор предметов необходимых в путешествии. Картина «Лес после пожара», «Вытоптанный луг», «Загрязненная река», куклы, напоминающие знаки.
28 занятие
О.А.ВоронкевичСтр.412 «Как растет человек»
Учить различать появление возрастных и половых особенностей во внешнем облике людей. Закрепить представления детей о семейных отношениях и о семье. Показать значение семьи в жизни человека.
Фотографии членов семьи, картинки с изображением людей разного возраста, карточки для составления родословного дерева, сказочный персонаж гном Вася.
29 занятие
О.А.ВоронкевичСтр.417 «Весенняя экскурсия в лесопарк»
Сформулировать представления детей о лесопарке, как сообществе, в котором живут вместе растения(деревья, кусты, травы) и животные(насекомые, птицы, звери). Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного произрастания и проживания животных.
Гербарный экземпляр раннецветущих растений, модели правил поведения в природе, чистые листы бумаги, блокноты, простой ка рандаш, восковые мелки, лупы.
30 занятие
О.А.ВоронкевичСтр.420
«Почему земля кормит»
Познакомить детей с компонентами, которые входят в состав почвы, при помощи опытов. Воспитывать познавательный интерес и развивать навыки исследовательской деятельности.
Халатики, переднички, кукла Сеня, свечки, стекло, разные виды почв,банка, вода, глобус, семена овса, пипетка, различные емкости.
31 занятие
О.А.ВоронкевичСтр.422
«Кто такой человек» Уточнить знания детей о человеке в сравнении с животным и растительным миром, выделяя их существенные признаки. Показать, что человек больше всего относится к группе зверей. Рассказать о том, как человек использует богатства природы и как он их охраняет. Воспитывать отношение к человеку как к естественному объекту природы. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе. Дидактические игры «Напоминающие знаки» «Собери цветок» Модели всех групп животных; модели отличающие человека от животных.
32 занятие
Конспект «Дождевые черви»
Продолжать знакомить детей с особенностями строения и поведения подземных обитателей, показать их приспособленность(на примере червя) к почвенной среде.
Рисунки или фотографии дождевого червя, камешки, сказка Н.Павловой «Большое чудо»
33 занятие
О.А.ВоронкевичСтр.425
«Весенние заботы птиц»
Обобщить, систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной. Учить устанавливать связи между прилетом птиц и наличием корма. Познакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнезда(различные виды гнезд), как заботятся о птенцах. Формировать гуманное отношение к птицам. Игрушка Карлсон, игры «Чье гнездо», «Чем заняты скворцы», книги о птицах, картинки с изображением птиц.
34 занятие
О.А.ВоронкевичСтр.430
«Строим экологический город»
Уточнить природоведческие знания детей о факторах окружающей среды, необходимых для жизни на Земле. Формировать умение прогнозировать последствия своих действий. Воспитывать гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы.
Кукла-инопланетянин, предметные картинки и панно к нему, модели, изображение разных уголков Земли, дерево без листьев, бумажные листочки и цветы; пособие «Напоминающие знаки»
35 занятие
Конспект.
«Красная книга – сигнал опасности»
Дать детям представление о том, что люди, плохо зная природу, погубили много растений и животных. Познакомить с красной книгой Краснодарского края.
Красная книга, фотографии исчезающих видов растений и животных.
Принадлежности для рисования.
36 занятие
О.А.ВоронкевичСтр.258
Заключительная беседа о весне.
Закрепить знания детей о весенних изменениях в природе, находить связи между изменениями в живой и неживой природе. Развивать умение сравнивать различные периоды весны. Воспитывать радостное, заботливое отношение к природе. Развивать системное и логическое мышление.
Иллюстрации, картины с изображением весны, животных, птиц, мнемотаблица к стихотворению «Ударил гром 12 раз»; системный оратор.
«Утверждаю»
Заведующая МАДОУ д/с к/в №15
_______________ Ажинова Н.Л.
 
 
 
Перспективный план по познавательному развитию
(ознакомление с миром природы)
подготовительной к школе группы №1
на 2015 – 2016 учебный год.

Воспитатели: Егорова О.В.
Сумовская Т.В
Город Славянск-на-Кубани 2015г.