План – конспект непосредственной образовательной деятельности по теме: «Пришла весна, прилетели птицы»

конспект непосредственной образовательной деятельности по теме: «Пришла весна, прилетели птицы»
Автор: Захарова Наталья Сергеевна, воспитатель МБУ детский сад № 199 «Муравьишка»
Описание материала: Предлагаю Вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме: «Пришла весна, прилетели птицы». Данный материал будет полезен воспитателям старших групп для занятий по познавательному развитию.

Интегрированная непосредственная образовательная деятельность
Тема: «Пришла весна, прилетели птицы»
Приоритетная образовательная область «Познавательное развитие».
Интегрируемые образовательные области «Социально-коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель образовательной деятельности: Расширение и уточнение представлений детей о перелетных птицах.
Задачи:
Область «Познавательное развитие»;
Закреплять у детей представления о сезонных изменениях в природе.
Расширять и систематизировать знания детей о перелетных птицах.
Развивать умение определять их характерные признаки, отличительные особенности.
Закреплять умения правильного поведения в природе.
Развивать умение детей бережно относиться к природе и ее обитателям, приобщать их к посильной природоохранной деятельности.
Развивать умение анализировать объекты живой природы, выделять лишнее и обосновывать свой выбор, вербализировать зрительные образы.
Область «Речевое развитие»
Обогатить словарный запас детей названиями птиц (грач, скворец, ласточка, жаворонок, синица воробей, голубь).
Развивать эмоциональную сторону речи, обогащая ее эпитетами, средствами выразительности речи (снег пушистый; разноцветный, верные, перелётные, зимующие).
Продолжать формировать навык слушания, умение задавать вопросы, отвечать на вопросы развернутым предложением.
Формировать умение инициировать диалог.
Совершенствовать умение составлять сравнительные рассказы - описания птиц с опорой на наглядную схему.
Формировать навыки правильного построения сложных предложений с использованием предлогов, а, что, потому что.
Область «Социально - коммуникативное развитие»
Закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с содержанием инсценировки.
Побуждать детей включаться в совместную игру с детьми и взрослым.
Воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями товарищей.
Область «Художественно- эстетическое развитие»
Обогатить музыкальные впечатления, вызвать эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.
Пополнить литературный багаж детей загадками, сказками о птицах и временах года.
Активизировать технические навыки работы с гуашью, используя приемы рисования концом кисти.
Формировать умение свободно использовать для создания объектов природы разнообразные приемы, усвоенные ранее; передавать форму, величину, строение, цвет, характерные особенности птиц.
Воспитывать самостоятельность, фантазию, воображение, умение передавать впечатления, полученные в жизни.
Область «Физическое развитие»
Продолжать развивать точные скоординированные движения.
Продолжать развивать динамичную координацию, соразмерность движений.
Методы и приемы:
Практические (дидактические игры, физкультминутка)
Наглядные (рассматривание, показ способов действия, просмотр)
Словесные (художественное слово, рассказ по схеме, беседа, объяснение).
Материалы и оборудование: презентационное оборудование, электронные презентации «Перелетные птицы», «Времена года»; магнитные мольберты, магниты, разрезные и целые картинки птиц, аудиозапись «Звуки леса», голоса дятла, кукушки, соловья; фигурки птиц из соленного теста, краска-гуашь, клеенки, кисти, стаканчики, салфетки, палитра.

Формы организации совместной деятельности к НОД
Детская деятельность
Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная
Физкультминутка

Игровая
Дидактические правила, игровые упражнения

Коммуникативная
Беседы, вопросы

Чтение
Загадывание загадок, чтение стихотворений, рассказывание сказок и закличек птиц.

Продуктивная
Изготовление продуктов детского творчества

Музыкальная
Пение, прослушивание музыкальных произведений


Логика образовательной деятельности
Этапы НОД
Действия педагога
Действия воспитанников
Ожидаемые результаты

Вводная беседа, в ходе которой воспитатель предлагает детям послушать фрагменты стихотворений о временах года.

Педагог предлагает послушать стихотворения:
1. И. Сурикова «Белый снег пушистый»
2. К. Бальмонт «Осень»
3. Е. Трутнева «Лето»
4. С. Маршака «Апрель»
Предлагает поиграть в игру «Я знаю, что ». Предлагает свой вариант: «Я знаю, что весной день становится длиннее».

Дети определяют время года, о котором идет речь в стихотворении, называют его признаки.

Повышена мотивация к содержанию НОД. Дети называют приметы времен года используя сложное предложение с предлогом «что»:
«В стихотворении говорится, что все кругом забелело», «В этом стихотворении говорится, что стали дни холоднее»,
«Я знаю, что в небе ходят грозы, травы расцвели», правильно выстраивают сложные предложения.

Демонстрация картинок, посвященным четырем временам года.
Предлагает детям выбрать картинку с временем года и составить описательный рассказ
«Расскажите и опишите время года, изображенное на картинке»
Дети составляют описательный рассказ о временах года, представленных на картинках.
Составляют сравнительный рассказ-описание.

Воспитатель предлагает детям поговорить о птицах
-Не успело пригреть весеннее солнышко, из теплых стран прилетели птицы после зимовки
Предлагает детям ответить, на вопрос: «Что такое зимовка?», ответить на вопрос: «Как мы называем птиц, которые зимуют у нас?». Предлагает игру «Назови перелетную птицу», в которой необходимо назвать перелетную птицу и спросить товарища назвать птицу, которая зимует у нас.

Отвечают на вопросы. Называют перелетных птиц (ласточка, грач, соловей, скворец, стриж, дрозд и т. д) и птиц, которые зимуют у нас
(синица, воробей, голуби, ворона и т.д.); задают вопрос товарищу
В ответах используют правильные названия птиц задают вопросы друг другу: «Я знаю перелетную птицу -ласточку. А ты какую знаешь птицу, зимующую у нас?». Внимательно слушают товарищей.

Работа с картинками.
-Найдите перелетных птиц на картинке и назовите их.
Предлагает детям найти на картинке перелетных птиц, опираясь на полученные ранее знания, найти картинку-отгадку.
-Чем похожи все птицы?
Предлагает детям перечислить отличительные особенности всех птиц (клюв, две лапки, крылья, хвост)
- Чем птицы отличаются друг от друга?
Предлагает детям перечислить характерные отличия птиц друг от друга (величина, цвет оперения, размером крыльев, формой хвоста)
Находят на картинках перелетных птиц, выставляют картинки на мольберт.
Слушают и слышат своих товарища, находят перелетных птиц среди других, изображенных на картинке.

Загадывание загадок.
-У нас в гостях перелетные птицы. Чтобы узнать какие нужно отгадать загадки.
Загадывает загадки и показывает картинки с изображением птиц.
Отгадывают загадки, опираясь на отличительные особенности птиц.
Внимательно слушают и слышат взрослого, отгадывают загадку, опираясь на отличительные признаки перелетных птиц.

Игра «Сложи птицу».
-Вы замечательно справились с заданием. Давайте попробуем сложить птичек из разрезных картинок.
Предлагает сложить птицу из разрезных картинок. Побуждает оказывать посильную помощь друг другу при возникновении затруднений.

Складывают картинку из 5-6 частей, помогают друг другу при возникновении затруднений.
Дети демонстрируют способность к анализу и синтезу. Составляют целое из 5-6 частей без опоры на зрительный образ. Оказывают помощь товарищу.

Игра «Четвертый лишний» с использованием презентационного оборудования.
-. Давайте посмотрим на волшебный экран и поиграем в игру «Четвертый - лишний».
Предлагает посмотреть ряд картинок, определить, какая картинка лишняя и почему.
Рассматривают картинки, определяют лишнюю, отвечают, почему они так думают.
Самостоятельно анализируют, выделяют лишнее и обосновывают свой выбор.

Сказания и легенды о перелетных птицах
- Ребята, послушайте сказание для того чтобы птицы быстрее прилетали люди издавна закликали птиц. Стряпали жаворонушков из теста, дети брали их в руки исполняли закличку, призывающую птиц и съедали птичку из теста.
Предлагает детям исполнить закличку в виде физкультминутки
Слушают сказание.
Внимательно слушают и слышат взрослого.

Проводится физкультминутка.
Дети выполняют движения в соответствии со словами заклички.



Художественное творчество.
Самостоятельная деятельность детей по музыку пения птиц.
-Услышали нашу закличку птицы перелетные, прилетели к нам уселись на дерево. А какая птичка и не разберешь.
Предлагает детям раскрасить птичку из соленого теста (перед детьми висят образцы птичек) и посадить птичек на дерево.
Разрисовывают птичек по своему замыслу.
Определяют, планируют свою деятельность. Самостоятельно отбирают материал для деятельности, действуют в соответствии с заданным планом. В процессе деятельности задают друг другу вопросы, корректируют поделки. Положительно оценивают полученный результат.

Итоговая беседа
- Ребята посмотрите какие замечательные птички у вас получились. А пока наши раскрашенные птички подсохнут давайте поиграем в игру «Справочное бюро».
Предлагает всем желающим детям стать работником справочного бюро.
Примерные вопросы:
-Какие птицы здесь живут? (показывают карточки с изображением озера, луга, леса, кустарника)
- Кто как поет? (грамзапись голосов дятла, кукушки, соловья)
Отвечают на вопросы о прошедшей работе, показывают готовые работы.
Рассказывают о выполненной деятельности. Испытывают удовлетворенность от полученного результата.

Игра «Как надо охранять птиц».
- Чем мы с вами можем помочь птицам? Давайте вспомним правила о том каким правилам нужно следовать чтобы защитить птиц.
Предлагает вспомнить правила. (Сделать скворечники, нарисовать запрещающие знаки и повесить в парке: не бегать, не шуметь в парке, не заглядывать в птичьи гнёзда, не трогать яйца и птенцов, не брать с собой собаку в парк).
Отвечают на вопрос о том, какие правила охраны птиц существуют.
Вербализуют правила, строят высказывания полно, развернутым предложением

Итоговая беседа
-Молодцы ребята вы много знаете о птицах, поэтому каждый из вас получает значок «Друг птицы»
Дети получают медальки с изображение птиц.
Отвечают на вопросы о проделанной работе, показывают готовые работы, дарят их гостям.
Рассказывают о выполненной деятельности. Испытывают удовлетворенность от полученного результата.

Итоговое мероприятие: Выставка работ «Любимые птички».

Речевой материал к НОД

Белый снег пушистый.
В воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле забелело,
Точно пеленою все его одело.
И. Суриков.

2. Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
Сердцу только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь за синее море,
И деревья блистают
В разноцветном уборе.
К. Бальмонт
3.Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в роще над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна, -
Значит это уже лето
Е. Трутнева.
4. На дворе звенит капель,
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник,
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.
С. Маршак

Загадки о перелетных птицах.
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад – вперед по пашне скачет,
А зовется птица - грач

Эту птицу всякий знает:
На шесте ее дворец,
Червяков птенцам таскает,
Да трещит весь день - скворец.

Спереди шильце,
Сзади вильце.
Сверху – черное суконце,
А снизу белое полотенце.
(ласточка)

Хоть и скромен с виду он:
Пестренькие перья, маленький носок,
Но имеет звонкий голосок.
В поле он живет,
Всю весну и лето песенки поет.
(жаворонок)

Физкультминутка (закличка)
Жаворонушки, перелетушки, (В кругу летим, машем руками)
Прилетите к нам! Гу!
Весну ясную, весну красную (Разводим руки в разные стороны)
Принесите нам! Гу!
С сохою, с бороною, (Гул трактора)
И с лошадкой вороной! (Цоконье копыт лошади)

С пряльцем и донцем, (Показываем как прядем)
С новым веретенцем!
Зима надоела, (Беремся за руки,
идем по кругу вправо)
Хлеб весь поела!
Ручки познобила, (Массаж рук)
Скотину поморила! (Беремся руками за голову,
качаем головой)


15