Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию Весна пришла


Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию
«Весна пришла!» в старшей группе.
Цели: развитие кругозора и формирование представления о весне как периоде пробуждения природы.
Задачи: - продолжать знакомить детей с весенними изменениями в природе;
-закрепить знания о четырех временах года, их последовательности, называть характерные признаки весны;
- формировать грамматически правильную речь и умение выразительно читать стихи;
- развивать умение подбирать основное слово к прилагательному;
- обогатить и активизировать словарь по теме.
Материалы и оборудование: картинки с признаками весны.
Ход занятия:
- Дети, отгадайте загадку:
Зеленоглаза, весела,
Девица-красавица.
Нам в подарок принесла,
То, что всем понравится:
Зелень - листьям,
Нам - тепло,
Волшебство – чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы –
Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица - ...(весна)
- Правильно, ребята, молодцы! Конечно же, это весна. И сегодня мы с вами поговорим о времени года «Весна». А какие еще времена года вы знаете? (Дети называют времена года.)
- Год у нас начинается с зимы, всю землю покрывает… (снег), повсюду лежат сугробы, листьев на деревьях совсем нет.
Но вот на смену зиме приходит… (весна), снег начинает…(таять), на деревьях появляются первые… (листики).
Потом становится совсем тепло, даже жарко, все деревья одеваются в зеленые наряды, кругом цветут цветы, поют птицы, летают бабочки. Это к нам пришло теплое… (лето). Но вот начинают дуть холодные ветра, листья на деревьях желтеют и опадают. Это к нам в гости пришла золотая… (осень). Ну, а за осенью снова приходит… (зима).
- Молодцы, ребята! Все времена года вы отлично знаете! А кто скажет, кто знает – какое время года у нас сейчас на дворе? Правильно, весна!
Игра «Подскажи словечко».
- Давайте теперь поиграем в игру «Подскажи словечко»: я буду говорить начало предложения, а вы закончите его.
Весной с небес светит теплое, ласковое… (солнышко).
Над головой чистое, ясное, голубое… (небо).
На крышах вырастают белые морковки… (сосульки).
И вот они уже зазвенели, запели – это звонкая весенняя …(капель).
Становится ноздреватым, мокрым и вот уже тает… (снег).
Снег превращается в быстрые, озорные …(ручейки), которые бегут-звенят по всем… (дорожкам).
На деревьях набухают и распускаются… (почки).
А потом из них прорастают первые зеленые, свежие, клейкие… (листики).
И вот уже из-под снега появляются первые цветы. Их называют… (подснежниками).
А с юга прилетают, возвращаются к нам назад стаи… (птиц)
Они рассаживаются на ветках и вьют на деревьях свои… (гнезда)
- Вот какие вы молодцы! А теперь послушаем стихи про весну, которые выучили ребята.
6 детей читают стихи.
«Весна» (И. Токмакова)
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые ноги у весны.
- Молодцы, ребята. Какие красивые стихи вы нам рассказали. Ребята о чём говорится в этих стихотворениях? (Говорится о том, как зима сменяется весной, какие изменения в природе происходят.)
- А как вы думаете, почему к нам весна идет быстрыми шагами?
- Что происходит с сугробами?
- Подумайте, а почему черные проталины видны? (Пригрело солнышко, стало теплее).
- Да, вот и наступила Весна – красна. Так в народе называли весну, потому что она очень красивая, ее приходу все радовались: и дети, и взрослые.
Физкультминутка «Бабочка»:
(дети садятся на корточки, склоняют головы к коленям, закрывают глаза)
Спал цветок, и вдруг проснулся, (дети открывают глаза)
Больше спать не захотел. (поднимают головы от колен)
Шевельнулся, потянулся, (потягиваются)
Взвился вверх – и полетел! (вскакивают, имитируют взмахи крыльями)
Только солнышко проснется,
Бабочка кружит и вьётся. («летают» по кругу)
- Послушайте, ребята, как в народе называли весенние месяцы и подумайте почему?
Март - капельник, протальник.
Апрель - водолей, ледолом, снегосгон.
Май - травень, цветень.
- Весна – это праздник пробуждения природы. Всё: люди, животные, растения ждёт от весны радости и тепла.
Работа по картинкам, игра «Найди приметы весны».
- Я принесла на занятие картинки. Предлагаю поиграть в игру «Найди приметы весны».
На столе разложены картинки с разными временами года. Дети выбирают только те, которые с весенними приметами. Воспитатель вывешивает их на доске. Дети по цепочке называют приметы весны с опорой на простые сюжетные картинки.
- Каким весной становится небо? (Голубое, светлое, безоблачное). А солнце? (Тёплое, яркое, ласковое, весеннее).
- Что происходит со снегом? (С наступлением тёплых дней на снегу появляются проталины, снег начинает таять, текут ручьи, с крыш свисают сосульки).
- Что такое капель? (Капельки воды часто-часто капают с крыш).
- А что происходит с почками? (Почки набухают и лопаются, распускаются маленькие листочки).
- А как вы понимаете слова «День прибывает»? (Дни становятся длиннее, а ночи короче.)
- Почему в народе так говорят: «Грач открывает весну?»
- Почему весной становится так много птиц? Чем они так озабочены? (Прилетели из теплых краев, ищут пару, вьют гнезда, откладывают яйца.)
- А весной чем питаются птицы? (Весной появляются насекомые, ими и кормятся птицы).
- Верно. Жучки, пауки, куколки насекомых всю холодную зиму провели под корой деревьев, прятались в старых пнях, в земле.
- В жизни животных тоже происходят изменения. Какие? (Весной у животных появляются детеныши, зимняя шерсть заменяется летней).
- А что происходит с теми животными, которые всю зиму спали? (Ежи, медведи, барсуки весной просыпаются от зимней спячки).
- Весной появляются первые цветы, а какие? (Первоцвет, мать-и-мачеха)
- Ребята, какими красивыми словами можно сказать о весне? (Весна-красна, солнечная, ласковая, теплая, зеленая, красивая и т.д.)
Окончание занятия. Воспитатель предлагает детям вспомнить, о чем они вели беседу, понаблюдать за изменениями, произошедшими в природе вместе с родителями.