Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми с нарушением речи подготовительной к школе группы «К нам весна пришла»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 8 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей»










Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми с нарушением речи подготовительной к школе группы
«К нам весна пришла»





Головкина Э.И. - учитель-логопед




п. Дубинино 2015г

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка»
Виды детской деятельности. Игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно-исследовательская.
Цель: Обобщение представлений о весне и типичных явлений в природе.
Задачи
Коррекционно-образовательные:
1.Расширить, уточнить словарь по теме «Весна» (потепление, капель, проталина, набухание почек, сосулька, подснежник, оттепель; весенний, ароматный, звенящая, лучистое; таять, капать, оттаивать, распускаться).
2.Формировать интонационную выразительность речи.
3.Сформировать целостную картину весеннего пробуждения природы через развитие зрительных, слуховых, тактильных, двигательных ощущений.
4.Познакомить с музыкальным произведением П.И. Чайковского «Песня жаворонка».
Коррекционно-развивающие:
1.Развивать связную речь, фонематические процессы, речевой слух, мышление, все виды восприятия, координацию речи с движением, артикуляционную и мелкую моторики.
Воспитательные:
1.Воспитывать навыки сотрудничества, активности, инициативы, самостоятельности, бережного отношения к природе.
Методы. Игровой, словесный, практический, наглядный.
Педагогические технологии. Элементы социо-игровой технологии, личностно-ориентированный подход, здоровьесберегающие технологии.
Оборудование. Мольберты, мяч, дерево, ветка дерева, цветы из картона, картинки по теме «Весна» экран, проектор, музыкальный центр, подснежники, аудиозаписи: П.И. Чайковский «Песня жаворонка», «Подснежник», звуки природы, портрет композитора П.И. Чайковского.
Предварительная работа. Наблюдение на прогулке за изменениями в природе. Опыт певческих и двигательных импровизаций, опыт восприятия различных музыкальных произведений. Рассматривание сюжетных картин по теме «Весна», картин художников-пейзажистов: И.И. Левитана «Март», «Большая вода», А.К. Саврасова «Грачи прилетели», Ю.Н. Грабаря «Март», музыкальное произведение «Весна» Антонио Вивальди. Заучивание стихотворений о весне, загадывание загадок.
Ожидаемый результат. Дети имеют представление о признаках весны.
Рассуждают, доказывают, изображают весенние признаки. Выражают положительные эмоции, с большим желанием выполняют задания.

Ход непосредственной образовательной деятельности
1.Организационный момент. Логопед, музыкант (Создание положительного эмоционального фона)
Дети входят под песню леса и становятся в полукруг.
Муз. Руководитель: Здравствуйте, ребята! (пропевает)
Дети: Здравствуйте! (пропевают)
Дети: Здравствуйте, гости! (пропевают)
Муз. Руководитель: Ребята, а вы знаете, что приветствовать друг друга можно не только словами, но и при помощи музыки. Давайте сейчас поздороваемся именно так.
2. Координация речи с движениями.
(Логоритмика) «Здравствуй, солнце золотое»
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок.
Здравствуй, утро,
Здравствуй, день,
Нам здороваться не лень.
(Дети пропевают текст и показывают движения руками)
3. Игра «Подбери признаки и действия». (Совершенствование грамматического строя речи: подбор признаков и действий к весне).
Логопед: Чтобы узнать, о чем мы будем говорить, и что мы будем делать, отгадайте загадку:
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает, когда это бывает?
(Дети отвечают – весной).
Логопед: Правильно, а вы любите весну? За что? Что происходит весной?
(Дети становятся в круг, передают веточку - символ и называют действия и признаки)
Логопед: После какого времени года наступает Весна?
-А перед каким?
(Ответ детей)
4. Упражнения на произношение звука Л. (Фонематическое восприятие)
Логопед: Если прислушаться весной, то услышишь, как все живое в природе радуется ее приходу. Давайте и мы послушаем. (Дети проходят на места под музыку и садятся)
Звучит аудиозапись: пение птиц, стук дятла, хруст ветки, рев медведя, стук дождя.
Логопед: Что вы услышали? (Ответы детей)
Давайте и мы порадуемся весне. Расскажем чистоговорку, в которой четко будем произносить звук Л.
Ла-ла-ла - к нам весна пришла
Пло-пло-пло - на дворе тепло
Пель-пель-пель - капает капель
Ля-ля-ля - расцветает Земля.
Муз. Руководитель:
Лучше тоже по секрету –
Скажет музыка об этом.
Тихо-тихо сядем рядом,
Входит музыка к нам в дом
В удивительном наряде
В разноцветном, расписном.
5. Слушание музыки П.И. Чайковского. (Развитие творческого воображения детей в процессе слушания музыки. Развитие способностей к построению ассоциативных аналогий между своими ощущениями и художественными.)
Муз. Руководитель: Ребята, сегодня мы с вами будем слушать музыку замечательного русского композитора Петра Ильича Чайковского (слайд-портрет). Музыка П.И. Чайковского необыкновенно прекрасна, она очаровывает нас своей напевностью и выразительностью. Любуясь красотой природы и стремясь передать свое настроение в музыке, Петр Ильич написал очень много произведений, в том числе, музыкальное произведение «Песня жаворонка». Закройте глазки, (слушание музыки) и послушайте это произведение. Что вы себе представили, о чем музыка вам рассказала?
(Ответы детей)
(Показ слайда жаворонок)
- Вы правильно поняли музыку! Мы как бы увидели., услышали Не хватает только красивых поэтических слов.
Дети по очереди: Ура! Весна уже пришла
Капель на улице слышна
Кап-кап, кар-кар и чик-чирик!
Весенний шум, и гам, и крик.
Логопед: А еще в весеннем лесу можно услышать эхо.
Муз.Руководитель: Эхо, я тебя зову! (пропевает)
6. Игра «Эхо». (Дыхательно-голосовые упражнения)
Логопед: Разделимся на 2 группы. Одна группа кричит громко, а другая прячется за дерево и тихо повторяет последнее слово 3 раза.
Заблудились мы в лесу! ( в лесу, в лесу, в лесу!)
Закричали все: АУ! (ау, ау, ау!)
Где же ты, весна? (весна, весна, весна!)
Мы ждем тебя! (тебя, тебя, тебя!)
После игры дети под музыку выстраиваются полукругом.
Девочке-Весне надевают венок.
Логопед: Весна услышала нас и пришла. Что ты нам, радость наша, принесла?
7. Игра «Весенние месяцы». (Развитие лексико - грамматической стороны речи. Сопоставление и отличие признаков весенних месяцев. Составление предложений о признаках весны по односюжетным картинкам).
Весна (ребенок): Я вам привела своих помощников - весенних месяцев.
Март (ребенок): Первым март пришел и тепло принес!
Апрель (ребенок): А за ним пришел апрель, раскрывай пошире дверь!
Май (ребенок): А когда приходит май – сколько хочешь гуляй!
Логопед: Ну и мы прогуляемся. Каждый возьмет себе любую картинку и определит, какой месяц изображен на этой картинке и подойдет к своему месяцу.
Март: Я - Март, первый месяц весны. Расскажите, что бывает в марте?
(Каждый берет себе картинку, подходит к своему месяцу и составляет предложения по своей картинке).
8. Игра «Грачи далеко - грачи близко». (Развитие координации речи с
движением, общих речевых навыков).
Март: Давайте поиграем в игру «Грачи далеко – грачи близко»
Логопед: А теперь еще и слепим грачей.
Пальчиковая игра «Мы лепим грачей». (Развитие пальчиковой моторики, массаж пальцев рук).
Мы лепили куличи,
Прилетели к нам грачи:
Первый грач испек пирог,
А четвертый вымыл пол,
Пятый долго не зевал
И пирог у них склевал.
Раз, два, три, четыре, пять
Выходи грачей считать.

Апрель: А я - второй месяц весны – апрель. Что происходит в апреле? (Так же по картинкам составляет предложение). Давайте поиграем в игру «Наоборот»
9.Игра «Наоборот». (Употребление антонимов). Игра с мячом.
Тепло-холодно
Сыро-сухо
Грязно-чисто
Светло-темно
День-ночь.
Утро-вечер
Май: А я - Май. А чем я знаменит? (Так же по картинкам составляет предложение).
Логопед: Ребята, поиграем в игру «Подбери как можно больше признаков» (Обогащение словаря).
10. Игра «На лужайке по утру». (Координация речи с движениями)
Логопед: Теперь ребята поиграем в игру «На лужайке по утру».
На лужайке поутру
Мы затеяли игру
Я – подснежник, ты вьюнок
Становитесь к нам в венок.
Раз, два, три, четыре –
Раздвигайте круг пошире.
Дети делают 4 шага назад, расширяют круг
А теперь мы ручейки
Побежим наперегонки (бегут по кругу)
Прямо к озеру спешим -
Станет озеро большим (раздвигают круг)
Становитесь в круг опять (смыкают круг)
Будем в солнышко играть:
Мы - веселые лучи (тянутся на носочках, руки вверх)
Мы – резвы и горячи (прыгают на носочках, руки на поясе).

Логопед: Ребята, сегодня Весна со своими помощниками нас порадовала.
Давайте составим букет, сорвите на полянке цветок того цвета, который соответствует вашему настроению и поставьте его в вазу.
Давайте своим настроение поделимся с гостями.
Дети встают полукругом, лицом к гостям
11. Психогимнастика. «Лучик» (релаксация)
(Дети выполняют движения руками)
К солнышку потянулись, лучик взяли, к сердцу прижали. Людям отдали и улыбнулись.
12. Сюрпризный момент.
(Звучит музыка П.И. Чайковского «Подснежник»)
Ребенок: Землю солнышко согрело,
Ручейки в лесу поют,
И подснежники цветут.
Пробудилось все от сна.
Это к вам пришла Весна.
Я вам дарю свое тепло,
Чтоб все вокруг цвело!
Чтоб листочки распускались,
Птички песней заливались.
Весна раздает детям подснежники.
Логопед: Вы сейчас пойдете на прогулку и полюбуетесь весенней природой. Играйте, резвитесь, радуйтесь ее Величеству - Весне.
Под музыку «Дорога добра» дети выходят из зала.


Список использованной литературы:
Н.В. Дурова “Фонематика»
Н.В. Нищева « Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе»
П.Н. Лосева «Коррекция речевого развития детей 4 – 7 лет»
Р.С. Швайко «Игры и игровые упражнения по развитию речи»
Аудиозаписи: П.И. Чайковского «Песня жаворонка», «Подснежник»











13PAGE 15


13PAGE 14315




>ђ Заголовок 1>ђ Заголовок 315