Конспект НОД по познавательному развитию с использованием блоков Дьенеша в средней группе на тему: «Чувашия — мой край родной».


Конспект  НОД по познавательному развитию с использованием блоков Дьенеша в средней группе на тему:
«Чувашия - мой край родной».
Цель: познакомить детей с Родным краем - Чувашской Республикой, с характерными особенностями чувашских узоров и их символами, закреплять знания геометрических фигур и цветов, Воспитывать любовь к родному краю. Воспитывать самостоятельность, интерес к конструированию.
Задачи:
Обучающие задачи: познакомить детей с Чувашской Республикой и ее особенностями, с характерными особенностями чувашских узоров и их символами; дать навыки и умения для создания символов чувашского орнамента: доброта, жилище, жизнь, родня на основе блоков Дьенеша; развивать умение самостоятельно подбирать блоки для создания символов чувашского орнамента.
Развивающие задачи: развивать мелкую моторику рук; расширять представление детей об особенностях культуры чувашского народа; развивать пространственные отношения: вверху, внизу, справа, слева; развивать память, внимание, воображение, логическое мышление.Воспитательные задачи: воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её; воспитывать интерес к конструированию.
Речевые: Закреплять умение различать и правильно называть геометрические фигуры, несмотря на различие в цвете, размере. Давать полный ответ на вопрос воспитателя
Материалы: кукла в чувашском костюме, блоки Дьенеша, символы: доброта, жилище, жизнь, родня, вырезанные из цветной бумаги, магнитная доска.Ход занятия.
 Воспитатель: - Ребята, я хочу сегодня поговорить с вами о замечательной республике, в которой мы живем. Как она называется? Как называется город, в котором мы живем? (ответы детей)
Воспитатель: - Ребята, обратите внимание на наш национальный уголок. Что для вас в нем знакомо, а о чем вы хотели бы узнать? Посмотрите на кукл, которые в нем живут? На куклу Аните и Илети. Что их отличает от остальных кукол нашей группы? (ответы детей)
Воспитатель: У них очень красивые и необычные имена. Это старинные чувашские имена. Посмотрите, какой красивый у них наряд. Это чувашский национальный наряд. Как вы можете описать чувашский наряд? Из чего он состоит? Чем он отличается от нарядов наших других кукл? (ответы детей)
Воспитатель: На нем есть узоры. И необычная шапочка. И эти узоры называются чувашской национальной вышивкой, а шапочка – тухья.
Воспитатель: А чтобы еще больше окунуться в чувашскую национальную культуру, я предлагаю вам послушать чувашскую польку (чаваш польки) и потанцевать под нее. И пригласим повеселиться вместе с нами Аните и Илети.
Воспитатель: мы славно повеселились. А теперь присаживайтесь на свои места. И попросим Аните и Илети поближе показать нам свои наряды, чтобы рассмотреть на них узоры. Чувашские узоры состоят из разных символов. Эти символы чувашские мастерицы применяли для украшения одежды, обуви, головных уборов, посуды. И каждый из этих символов имеет определенное значение. Посмотрите, какими цветами выполнены чувашские узоры? (Красный, желтый, зеленый, черный)
Воспитатель: Да, вы правы. А теперь обратите внимание на нашу магнитную доску. На ней мы видим некоторые символы, которые вышивают мастерицы на чувашских узорах. Оберег от зла, символ света, дома, символ стремления ввысь, землячества и мира. Посмотрите, на что они похожи, из чего они состоят? На какие геометрические фигуры похожи детали этих символов? Каких они цветов? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Сейчас вы можете сами превратиться в мастеров и попробовать сложить уже знакомые вам символы из известных вам блоков. Но для превращения в мастеров нужно выполнить волшебные упражнения. Физкультминутка.
Начинается разминка. Встали, выровняли спинки.
Вправо-влево наклонились. И ещё раз повторили.       
(Наклоны в стороны.)
Приседаем мы по счёту. Раз- два – три – четыре - пять.
Это нужная работа - Мышцы ног тренировать.
(Приседание.)
А теперь рывки руками. Выполняем вместе с нами.
(Рывки руками перед грудью.)
Воспитатель: Замечательно! А теперь читаем заклинание «Влево, вправо повернитесь и в мастеров превратитесь!». Вот теперь вы превратились в мастеров и можете сами сложить символы и узоры. И для этого я предлагаю сесть за стол и начать работу.
 (Дети рассаживаются за столы и начинают работу, воспитатель оказывает индивидуальную помощь).
Воспитатель:  Ребята, какие красивые узоры у вас получились. Вы настоящие мастера и умельцы. А какие символы мы использовали для составления узоров?
Дети: доброта, жилище, жизнь, родня.
Воспитатель:   Ребята, вам понравилось наше занятие? А что вам понравилось больше всего? (Ответы детей)
Воспитатель:    Ну, а теперь пора прощаться.