УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ КАК ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРАКТИКИ Анализ современных подходов к управлению общеобразовательным учебным учреждением


УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ
УЧЕБНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ КАК ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ И ПРАКТИКИ
Анализ современных подходов к управлению общеобразовательным
учебным учреждением
  Управление является сложным видом человеческой деятельности, а управление образованием - особенно, через высокоинтеллектуальный, творческий труд ее участников. Чтобы обеспечить эффективность управления, прежде всего необходимо знать его методологические и теоретические основы, выяснить сущность таких управленческих понятий как управление, управление в образовании, менеджмент, педагогический менеджмент.
Рассмотрим различные подходы к определению этих понятий:
понятие «управление»
В. Афанасьев: «Управление - это прежде всего осознанная деятельность человека, которая преследует свои цели. И не просто деятельность, а то особый вид, который связан с выработкой решения, с организацией, направленной на воплощение решения в жизнь, с регулировкой системы в соответствии с заданной цели, с подведением итогов деятельности, с систематическим получением, переработкой и использованием информации».
Словарь современных психолого-педагогических терминов: «Управление - деятельность, обеспечивает планомерное целенаправленное воздействие на объект управления. Эта деятельность включает получение информации о протекании основных процессов, переработку ее и выдачу соответствующих решений, направленных на дальнейшее совершенствование объекта управления. Управление - целенаправленное взаимодействие подсистем, управляющих и управляемых по достижению запланированного результата, цели».
Г. В. Ельникова: «Управление - это особый вид человеческой деятельности в условиях постоянных изменений внешней и внутренней среды, который обеспечивает целенаправленное воздействие на управляемую систему для сохранения и упорядочения ее в пределах заданных параметров на основе закономерностей ее развития и действия механизмов самоуправления».
понятие «управление в образовании»
Словарь современных психолого-педагогических терминов: «Управление образованием - вид социального управления, поддерживает целеустремленность и организованность учебно-воспитательных, инновационных и процессов, которые обеспечивают, в системе образования».
понятие менеджмента
Толковый словарь: «Менеджмент - совокупность стратегий, философий, принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и роста доходов».
Ю. К. Конаржевський: «Менеджмент - это новая философия управления, выделяет роль управления и менеджера в общественной жизни, а также социальную значимость профессии управляющего. Это требование сделать процесс управления вполне обоснованным, целесообразным и составлять планы достижения целей таким образом, чтобы подчиненные работали с сознанием собственного достоинства и получали от работы удовольствие».
А.С.Большаков: «Менеджмент - это совокупность методов, принципов, средств и форм управления организациями с целью повышения эффективности их деятельности» [15,61].
Немецкая энциклопедия управления: «Менеджмент - это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнить поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем».
П. Друкер: «Менеджмент - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную и производительную группу».
понятие «педагогического менеджмента»
В.В.Крижко, Е. М. Павлютенков «Педагогический менеджмент - это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности; формируется на достижениях многих наук, но с учетом особенностей деятельности школы».
В.В.Олийник, Л.Н. Сергеева «Менеджмент - управление производством на базе применения современных методов, форм, принципов и структур управления для достижения поставленных целей, повышения эффективности производства». Если сравнить сроки управление и менеджмент, то термин «управление» более общий, поэтому как правило, понятие «менеджмент» употребляется, когда:
 - Подчеркивается эффективность управления;
 - Речь идет о профессиональной деятельности руководителя с соответствующим образованием;
 - Говорится о науке управления;
 - Определяется социальная значимость профессии управляющего;
 - Достижение запланированного результата, цели.
 В широком плане цель управления заключается в создании необходимых условий для реализации целей организации. Конкретной минимальной целью управления является обеспечение оптимального функционирования организации, тогда как конкретной максимальной целью управления является обеспечение ее развития. Таким образом, управление имеет три существенных признака: цели, совокупность способов достижения цели и факт ее достижения.
Успех любой организации зависит на 80% от качества управления ею. Успех управления зависит от реализации концептуальных основ управления. Известные авторы классических учебников по менеджменту Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури, Питер Дойль, Дэвид Бодди, Роберт Пейтон определяют менеджмент как теорию и практику эффективного управления и выделяют три основных подхода к его концепции: процессный, системный и ситуационный. Толковые словари дают следующие определения понятия «концепция» (от лат. Conceptio - восприятие): - Система взглядов на определенное явление;
 - Способ понимания, толкования каких-то явлений;
 - Основная идея любой теории.
Таким образом, можно выделить три соответствующих концепции образовательного управления, отличаются основной идеей, способом организации и содержанию управленческой деятельности: процессуальное, системное и ситуационное управление (схема1.1.):
1. Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных функций.
2. Системный подход основывается на теории систем.
3. Ситуационный подход концентрируется на том, что эффективность методов управления обусловливается конкретными ситуациями.
 Схема 1.1. Концепции образовательного управления
Схема 1.1. Концепции образовательного управления
Концепции образовательного управления

Концепция ситуативного подходу к управлениюКонцепция системного похода к управлениюКонцепция процессного подходу к управлению
особенности

конкретные ситуации,
эффективность методов
основывается на теории систем
серия взаимосвязванных функций


Концепция процессного подхода к управлениюС целью освещения функций управления и управленческого цикла рассмотрим сущность таких понятий как технология, технология управления, процесс. Технология - это знание и применение специальных средств, процедур, операций, которые позволяют поэтапно организовать определенные действия и саму деятельность в целом и получать, как итог, нужны результаты. Технология управления определяется как образ поведения и действий руководителя, следуя которому можно реализовать цели управления оптимальным образом.
Технология управления - управленческий процесс, цикл, состоящий из отдельных элементов или видов деятельности. Особенностью такого цикла является то, что он, как цепь состоит из звеньев, которые взаимосвязаны между собой, последовательно сменяя друг друга. Если пренебречь это, то управленческий цикл разорвется, и это непременно отрицательно повлияет на дело.
Процесс - это совокупность последовательных действий, которые обеспечивают достижение определенных результатов. На его основе возник процессуальный подход. Он стал значительной вехой в развитии управленческой теории и практики. Авторство данной концепции принадлежит ученому Анри Файолю. По его мнению процесс управления состоит из пяти основных функций: предвидение или установления цели, планирования, организации, распоряжения и координации и контроля. Однако А.Файоль рассматривал эти виды деятельности как независимые друг от друга. На предпочтение этому современная наука считает функции взаимосвязаны.
В научной литературе, освещала почти века различные аспекты процессуального подхода, представлены разнообразные определения понятия функций. Этим объясняются факты отсутствия единообразного понимания термина «функции», единой классификации. Однако большинство ученых склонны выделять общие, то есть основные, операционные функции. Таких функций насчитывается более двадцати:
- Б. А. Гаевский называет: предвидение, контроль, планирование, анализ,
   координацию, программирование;
- В. Г. Афанасьев - организацию, контроль, решение, регулирования;
- М. М. Поташник - организацию, контроль, планирование, руководство;
- Ю. К. Конаржевський - анализ, планирование, организацию, контроль, регулирование;
- М. Мескон - планирование, организацию, мотивацию, контроль;
- Г. Десселер - планирование, Организовывание, контроль, управление персоналом, и руководство.
Авторы считают, что каждая из этих функций имеет свое место в общей системе цикла, выполняет только ей присущую роль и не может быть игнорируемая без риска пропустить диспропорции в управленческой деятельности.
Глубокий анализ научной литературы по вопросам управления позволили А. И. Мармаза определиться с понятием «функции управления», классифицировать их: функции - это основные виды деятельности, которые образуются путем сведения однотипных видов работ, выполняемых руководитель, к более общим и сочетаются одинаковой целеустремленностью.
Функция управления - это вид управленческой деятельности. Основными критериями, которые позволяют выделить деятельность функции управления считаются:
1. Специфичность цели деятельности, имеет относительно самостоятельное значение.
2. Характер данного вида деятельности. Это необходимый критерий, основанный на показателях, без которых управление не будет качественным и полноценным, а не будут достигнуты цели управления, не будет завершен управленческий цикл.
3. Однородность операций, формирующих содержание вида деятельности. Действия, формы, методы, результаты функции объединяются одинаковой целеустремленностью.
4. Специфика структуры функции. Различные действия, операции, составляющих вид деятельности, связанные между собой. В схематичном варианте можно представить как горизонтальный или вертикальный цепь. Пример схематического варианта функции планирования: миссия → общая цель
цели - направления → цели - задачи → деятельность → результаты.
5. Интегративность функции. Реализация функции в полной мере происходит в условиях плотного взаимодействия с другими функциями.
6. Сквозной характер вида деятельности. Когда каждая функция управленческого цикла присутствует в большей или меньшей степени; изъятие какой-то функции снижает эффективность деятельности.
7. Системный содержание. Определенный вид деятельности может быть функцией, если он укладывается в понятие системы [15,62-63].
Общие функции управления, последовательно сменяя друг друга, образуют универсальный управленческий цикл (рис. 1.1.)
                                                           анализ
     регулирования планирование

контроль организация
                                                     
Рисунок 1.1. управленческий цикл
Концепция системного подхода к управлению
 В ХХ веке накопилось большое количество новых фактов, открыто множество законов, создано немало теорий, требовало их систематизации, упорядочения. Системный подход является порождением наук ХХ века. В настоящее время возник резкий скачок в развитии наук: бионики, биофизики, химической физики, - на основе их интеграции; электроники, кибернетики, - на основе дифференциации. Таким образом, объективная появление системного подхода объясняется необходимостью в исследуемых объектах соотносить между собой их части и целое. Проблеме системного подхода посвящено научно-методические исследования Г. В. Ельниковой, Ю. А. Конаржевський, В. С. Пикельнои и многих других ученых в области образования.
Сущность системного подхода заключается в формировании системного видения действительности, при котором каждый сложный объект рассматривается как система.
«Системный подход - направление в методологии научного познания и системной практики, в основе которого лежит понимание объектов как систем (Д. П. Горский).
В словаре современных психолого-педагогических терминов есть несколько определений:
«Системный подход - комплексное изучение наиболее существенных закономерностей развития явления как единого целого с позиции системного анализа. Системный подход - ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, выявление его внутренних связей.
Системный подход - предполагает, что относительно самостоятельные компоненты педагогического процесса рассматриваются не изолированно, а их взаимосвязи, позволяет выявить общие системные свойства и качественные характеристики, которые составляют систему отдельных элементов ».
Спецификой системного подхода в управлении является то, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта, механизмов, которые ее обеспечивают, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.
С целью выявления признаков социальных систем, к которым относится и школа, необходимо обратиться к определению понятия система. Система - это устойчивая совокупность взаимосвязанных элементов, которые образуют единое целое. Основными видами систем являются технологические, биологические, социальные.
Основными признаками системы являются:
- Наличие цели - целеустремленность;
- Наличие составных элементов, компонентов, частей, из которых образуется система;
- Наличие связей между элементами - структура;
- Наличие функциональных задач каждого элемента, не дублируются;
- Энергетика системы, за счет которой она действует;
- Управляемость и самоуправляемость;
- Связи с внешней средой;
- Система как целостность обладает свойствами, отличные от свойств ее элементов.
Общеобразовательная школа по своей сути относится к социальным системам. Социальная система - это система, которая объединяет людей на основе общих целей деятельности и интересов. Социальным системам присущи следующие основные признаки:
1. Конкретная общая цель всей совокупности элементов системы.
2. Осознание и согласования каждым элементом системы своих задач для достижения общей цели.
3. Подчинение задач каждого элемента общей цели системы.
4. Выполнение каждым элементом функций, вытекающих из общей цели системы.
5. Взаимодействие между элементами системы в процессе достижения общей цели.
6. Наличие органа управления системой.
7. Обязательность связей системы между окружающими системами и системами высшего порядка [15,66].
Все системы имеют организационную структуру и характерные для них свойства, подчиняются законам развития социальных систем таким как:
1. Закона достижения цели. Обеспечивает переход системы к другому состоянию или ее преобразования в другую.
2. Закон отклонения революции. Обеспечивает стабильность существования системы, сохранение ее от разрушения.
3. Закон доминирования асимметрии. Обеспечивает стабильность и выживание в неблагоприятных условиях перехода к другой направленности.
Учебное заведение - это социально-педагогическая система. По определению Н.В.Кузьмина педагогическая система определяется как определенная совокупность взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и обучения подрастающего поколения. 
Показателями принадлежности учебного заведения в социальной системы Ю. А. Конаржевський является:1. Совокупность элементов. Элемент - это минимальная структурно-образующая единица системы, имеет предел делимости и обладает структурно функциональной своеобразием.
2. Характер связи и взаимодействия элементов.
3. Определенный уровень целостности характеризуется наличием общей структуры, объединяющей все элементы системы.
4. Иерархичность как средство организации вертикальной соподчинения элементов системы.
5. Взаимодействие элементов системы с внешней средой. Развитие системы «учебное заведение» ограничен целями и задачами, определенными внешней средой. Однако управляемая извне, она отражает внешнее воздействие путем самоуправления, способна преодолевать воздействия. Во взаимодействии с внешней средой проявляет адаптивность.
6. Целеустремленность, которая предусматривает следующие процессы:
- Целеполагание (формирование цели и ее развертывания)
- Цилездийснення (деятельность по достижению запрограммированных целей);
- Целенаправленность (регулирование деятельности в целях).
Н.Н. Поташник и М.М.Моисеев считают, что описать систему управления - это значит последовательно охарактеризовать таким факторам:
• ценностное основание и принципы построения системы управления;
• требования к системе управления, объективные задачи, которые выдвигает действительность;
• функции управления;
• направленность, ориентации и цели системы управления;
• организационная структура управления;
• методы, средства, технологии, определение механизмов управленческой деятельности;
• условия и ресурсы эффективной деятельности: кадровые, финансовые, материальные, нормативно-правовые, период времени.
• продукты системы управления: приказы, решения, планы, схемы, модели, документы [15,98].
Концепция ситуационного подхода к управлению
Ситуационный подход возник в результате попыток применения различных теорий «школ» менеджмента к реальным жизненным ситуациям. Стремление теоретиков и практиков 20 - 40 гг. Найти универсальные принципы управления, которые можно было бы применить для любых организаций, при любых условиях, было подвергнуто критике.
Концепция ситуационного подхода к управлению возникла вследствие неэффективных попыток теоретиков и практиков найти универсальные принципы, технологии и методы, применение которых бы позволило избежать влияния ситуационных переменных. Сторонников ситуационного подхода объединяет идея зависимости эффективности управленческих моделей от конкретных условий их реализации.
Основоположниками ситуационного подхода часто называют американских ученых П.Лоуренса и Дж.Лорша, которые доказали, что дифференциация управленческой деятельности зависит от определяющих внешних факторов.
В сфере образования теоретически ситуационных подход был представлен в работах Ю. Бабанского и М. М. Поташника. Они создали в определенной степени переворот в мыслях и деятельности миллионов педагогов. Ученые доказывали, что оптимизировать управление школой означает выбрать или сконструировать такую ​​систему мер, которая при применении в условиях конкретной школы так превратила бы структуру и процесс управления, чтобы достигались максимально возможные конечные результаты деятельности школы при рациональном затраченному времени на управленческую деятельность. Н.Н. Поташник выдвинул категории оптимизации: выбор альтернативы, конкретные педагогические условия, критерии оптимальности. Были обоснованы способы оптимизации внутришкольного управления: управлять комплексно, генерализировать цели, конкретизировать деятельность, демократизировать управление и развивать самоуправление, согласовывать методы управления с условиями реализации, экономить ресурсы.
В последнее время стала популярной модель адаптивного управления. Наиболее полно она представлена ​​в работах В. Ельниковой, Т.М. Давиденко, Т. И. Шамова.
Так Г. В. Ельникова констатирует: «Адаптивное управление начинается внешним воздействием раздражителей-активаторов: различных требований, идей, инициатив. Необходимым условием адаптивного управления является отклик системы на раздражение ». Внешняя среда провоцирует внутренние изменения. Таким образом, устанавливается зависимость содержания деятельности управленца и учебного заведения от этих условий. «Сущностью адаптивного управления является согласование действий руководителя и исполнителей через корректировки их цели, сочетание целевых функций, создание условий для достижения запрограммированных задач».
Ситуационный подход стремится связать конкретные средства, технологии, концепции, идеи с конкретными ситуациями. Поэтому различные ситуационные модели влияют на управление и делают его подвижным и гибким.
Проявление конкретной действительности, влияет на функционирование организации, на достижение поставленных целей называют управленческой ситуацией. Ее составляющими являются интеллект руководителя, ресурсы организации, возможности внешней среды. Но прежде чем искать решение, необходимо определиться с ситуацией. Поэтому умение решать ситуацию, учесть множество факторов и фактов, суждений, мнений, проверить информацию, заглянуть в книгу по психологии - это мастерство руководителя, которая определяет необходимость использовать моделирование в системе методов управления. Система методов управления влияет на качественные показатели управления и деятельности организации. Стиль руководства находится в тесном взаимодействии с методами и опосредованный индивидуальными свойствами руководителя.
В системе методов управления возможна замена одного метода другим, применение различных форм реализации метода, то есть моделирования. Выбор методов моделирования зависит от:
- Уровня знаний и умений руководителя;
- Степени опыта;
- Личных характеристик руководителя;
- Доминирующего стиля управленческого поведения;
- Степени сформированности коллектива организации;
- Уровня профессионализма коллектива;
- Материально-технических, финансовых возможностей организации.
Но сами по себе методы управления не могут быть оптимальными вне конкретных условий. Во время их выбора необходимо:
1. Четко определить проблему и установить необходимость управленческого воздействия.
2. Осуществить моделирование в системе методов - поиск адекватных проблеме.
3. Отделить альтернативные методы и сравнить эффективность, учесть возможные последствия.
4. Сопоставить выбраны методы с условиями, сложившимися с учетом времени, ресурсов, микроклимата, возможностей, умений.
5. Выбрать оптимальный метод.
В. А. Беспалько выделяет в управлении системами три типа, стиля и модели управления:
1. Разомкнутый - управление осуществляется путем контроля, анализа и коррекции по конечным результатам. Это - управление невмешательства. Предусматривает работу подчиненных на доверии и характерно для либерального стиля управления. Для него характерно отсутствие активной позиции руководителя и переживания за состояние дел, низкая требовательность, зависимость от вышестоящих органов управления и ситуации. Работа выполняется по алгоритму, который заранее разработан и доведен до сведения исполнителя. В нем определен срок времени, зафиксировано показатели конечного результата и критерии его отслеживания.
2. Замкнутый - этот тип управления предполагает постоянное отслеживание за ходом событий, коррекцию в случаях незначительного отклонения от запланированного; обучение в процессе работы. В условиях частого использования это управление снижает инициативу, творчество, ведет к безответственного отношения подчиненных к работе и трудоголизм со стороны руководителей. Характерное для авторитарного стиля руководства. Этот стиль предполагает высокую централизацию руководства, единоличность в принятии решений, чрезмерный контроль, предпочтение приказов над социально-психологическими методами.
3. Смешанное - этот тип управления предполагает оптимальное сочетание разомкнутой и замкнутой управления в зависимости от сложившейся ситуации. Характерное для демократического стиля управления. Стиль характеризуется четким распределением полномочий и обязанностей, коллегиальность в принятии решений, требовательность, дисциплина, ориентация на успех.
Управление учебным заведением, направленное на разновозрастные группы - взрослых, молодежь, детей. Это приводит влияние множества факторов внутреннего и внешнего характера.
Управление такой системой требует от руководящего состава глубоких знаний и широких умений, то есть управленческой компетентности.
Список использованных источников и литературы:
1. Аверьянов В. Административная реформа. Научно-правовое обеспечение / В. Аверьянов // Вече. -2002. -№3.
2. Аганбегян А. Т. Управление и эффективность / А. Т. Аганбегян. - М., 1981.
3. Анискина Н. А., Пасечникова Л. П. Технология планирования стратегических изменений. - М .: Издат. Гр .. «Основа», 2005. - 112 с.
4. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций / Г.В. Атаманчук. - М .: Юрид. лит., 1997.-400 с.
5. Бакаев А.А., Костина Н.И., Яровицкий Н.В. Имитационные модели в Економик. - К .: Наук. мнение, 1978. - 304 с.
6. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. - СПб .: Питер, 2001.- 304 с.
7. Бандурка, А. М. Психология управления / Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е. В. - X. Фортуна - Пресс, 1998. - 464 с.
8. Беседин Н. А., Нагаев В. М. Основы менеджмента. - М .: Центр учебной литературы, 2005. - 496 с.
9. Василенко В. А., Шматько В. Г. Инновационный менеджмент. - М .: Центр учебной литературы, 2005. - 440 с.
10. Васильченко Л.В. Управленческая культура и компетентность руководителя. - М .: Изд. гр. «Основа», 2007. - 176 с.
11. Васильченко, Л. В. Формирование управленческой культуры руководителя школы в системе последипломного педагогического образования: дис. ... Кандидата пед. наук: 13.00.04 / Васильченко Л.В .; Тернопольский национальный педагогический ун-т им. В. Гнатюка. -Тернополь, 2006. - 207 с
12. Ващенко Л.М. Методика оценки инновационных изменений в системе общего среднего образования // Сборник материалов из опыта управленческой деятельности и методической работы. К итоговой коллегии Министерства образования и науки Украины. - Черновцы: Изд. дом «Букрек», 2007. - 140 с.
13. Ващенко Л.М. Региональное управление инновационными процессами общего среднего образования: Учебные модули. - Киев: Издательско-полиграфический центр «Тираж», 2005. - 30 с.
14. Ващенко Л.М. Региональное управление инновационными процессами общего среднего образования: Учеб. модули. - М .: Видавн.-полиграф. центр "Тираж", 2005. - 30 с.
15. Ващенко Л.М. Управление инновационными процессами в общеобразовательной среднем образовании региона: Монография. - М .: Издательское объединение "Тираж", 2005.- 380 с.
16. Ващенко, Л. Н. Система управления инновационными процессами в общем среднем образовании региона: Автореф. дис. на получение наук, степени д-ра пед. наук: спец. 13.00.01 "Общая педагогика, история педагогики" / Ващенко Л. М .; Институт педагогики АПН Украины. - М., 2006. - 40 с
17. Вознюк Л.В. Система самообразовательной деятельности руководителя общеобразовательного учебного заведения в контексте последипломного образования // Образование на Луганщине - 2004. - № 1 (20). - С. 30-33.
18. Вознюк Л.В. Гуманизация инновационной деятельности общеобразовательных учебных заведений как фактор положительных изменений. Научные записки. - Вып. 49. Ч. II. Серия: Педагогические науки. - Кировоград: РПЦ КГПУ им. В. Вин-ниченка, 2003. - С. 30-33.
19. Вознюк Л.В. Гуманизация управленческой деятельности и целостность учебно-педагогического процесса // Образование на Луганщине. - 2002. - № 1 (16). - С. 54-56.
20. Вудкок, М. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика / Вудкок М., Френсис Д.; [Пер. с англ.]. - М.: Дело, 1991. - 320 с.
21. Горняк А.Н., Лазановський П. П. Менеджмент: Теоретические основы и практикум. - М .: Магнолия плюс, Львов Новый мир, 2003. - 336 с.
22. Гончаренко С.У. Педагогические исследования: Методологические советы молодым науковцям.- Киев - Винница: ООО фирма «Планер», 2010.-308 с.
23. Даниленко Л.И. Модернизация содержания, форм и методов управленческой деятельности директора общеобразовательной школы. Монография. - Второй вид. - М .: Логос, 2002. - 140 с.
24. Даниленко Л. Инновационный образовательный менеджмент: Учеб. пособие. - М .: Главник, 2006. - 144 с. - (Сер. "Психол. Инструментарий»).25. Даниленко Л. Менеджмент инноваций в образовании. - М .: Шк. Мир, 2007. 120 с.
26. Даниленко Л.И. Теория и практика управления инновационной деятельностью в общеобразовательных учреждениях // Практика управления учебным заведением. - 2006. - № 1. - С. 13-18.
27. Даниленко, Л. И. Эффективность управления общеобразовательной школой: социально-педагогический аспект: монография / Даниленко Л.I.Островерхова Н. М. М .: Школьник, 1996. - 302 с.
28. Денисом Э. Исследование различий в темпах экономического роста / Э. Денисон. - М., 1971.
29. Дегтяр А.А. Государственно-управленческих решений: информационно-аналитическое и организационное обеспечение. - М .: Харри НАГУ "Магистр", 2004. - 223 с.
30. Диневич В.А. Показатели и критерии эффективности управления В.А.. Ди-Невич, С. В. Ро-Гачев, Н. И. Якунина, 1975.
31. Довбыш И. Модель государственно-общественного управления общеобразовательным государственным учреждением // Педагогика и психология: Сб. наук. пр. - Черновцы: Рута, 2005. - Вып. 258. - С. 49-57.
32. Житник Б.А., Павлютенков Е.М., Масликова И.В. Методологические проблемы исследовательской деятельности учителя / Б.А. Житник. Организация опыт-кой-экспериментальной работы в школе / Е.М. Павлютенков. Исследовательская деятельность как образовательная услуга методического управления / И.В. Масликова. - М .: Изд. гр. «Основа», 2008. - 160 с.
33. Калинина Л.М., Капустеринська Т.Д. Проект инновационной школы: стратегическое планирование, управление инновациями. - Х.: Вид. гр. «Основа», 2007. 96 с.
34. Карамушка Л. Н. Психология управления учреждениями среднего образования: монография / Л. М. Карамушка. - М.: Ника-центр, 2000. - 332 с.
35. Карамушка Л.М. Формирование конкурентоспособной управленческой команды как инновационное направление управления образовательными организациями / Л.Н. Кара-мушка, А.А. Филь // Образование и управления. -2004.-Т. 7.-№ 1.-С 82-91.
36. Кеиек М. Глобализация и высшее образование / М. Квиека // Высшее образование. - 2001.-№ 4-5. - С. 107-117.
37. Косс В.А. Анализ структурной модели государства с позиции новой кибернетики // Теория и практика управления. - 2005. - № 7. - С. 9-13.
38. Лозовая В.И. Целостный подход к формированию познавательной активности школьников / ХДПУ им. С. Сковороды. - 20е изд. доп. - Харьков: «ОВД», 2000. - 164 с.
39. Лукина Т. А. Государственное управление качеством среднего образования в Украине: монография / Т. А. Лукина - М.: Изд-во НАГУ, 2004. - 292 с.
40. Мармаза А. И. Стратегическое управление: траектория успеха. - М .: Изд. гр. «Основа», 2006. - 160 с.
41. Мармаза, А. И. Инновационные подходы к управлению учебным заведением / Мармаза А. I. - Харьков: Издал, гр. "Основа", 2004. - 240 с.
42. Мониторинг в ОУЗ / Сост. М. Голубенко. - М .: Шк. Мир, 2007.- 128 с.
43. Нормативно-правовое обеспечение образования. - М .: Изд. гр. «Основа», 2004. - Ч.4.- 176 с.
44. Огаренко В.М. Роль государства в институционально и структурных преобразованиях в системе образования // Актуальные проблемы: Сб. наук. пр. - М .: Изд-во ХарРИ НАГУ "Магистр", 2005. - № 2 (24). - Ч. 1. - С. 25-32.
45. ​​Олейник В.В., Сергеева Л.М. Управление развитием профессионально-тех-ночного учебного заведения; учебно-методическое пособие - К: Артек, 2010. - 176 с.
46. Оценка качества работы учебного заведения /Сост. Н.Мурашко. - М .: Ред. загальнопед. газ., 2004. 128с.
47. Павлютенков Е. М. Моделирование в системе образования. - М .: Изд. гр. «Основа», 2008. - 128 с.
48. Педагогическое мастерство учителя: Учебное пособие для студентов, преподавателей, учителей / Под ред. В.М. Гринев. - М .: Издатель Шуст А.И., 2000.- 252 с.
49. Пометун А., Середяк Л., Сущенко И., Янушевич О. Управление школой, меняется. Советник современного директора - Тернополь: Издательство Астон, - 2005.- 192 с.
50. Попова А.В. Влияние инновационных процессов на формирование содержания образования в Украине (20-е годы ХХ в.) // Педагогика и психология: Сб. наук. пр. - Харьков: ХДПУ, 2001. - Вип.17. - С. 121-126.
51. Попова А.В. Ведущие тенденции развития творческой педагогики в зарубежной образовательной теории и практике в 60-80-е годы ХХ века // Педагогика и психология формирования творческой личности: проблемы и поиски: Зб.наук.пр. - Киев-Запорожье, 2001 - Вып. 18. - С. 43-48
52. Попова А.В. Развитие инновационных процессов в зарубежной образовании во второй половине ХХ века // Гуманизация учебно-воспитательного процесса: Сб. наук. пр .. Выпуск ХИИ .. - Славянск: Издательский центр СГНИ, 2001. - С. 3-10
53. Попова А.В. Становление и развитие инновационных педагогических идей в Украине в ХХ в. / ХДПУ им. Сковороды. - Харьков: «ОВД», 2001. - 256 с.
54. Попова А.В. Творческие принципы инновационных образовательных процессов // Педагогика и психология формирования творческой личности: проблемы и поиски: Сб. наук. пр .. - Киев - Запорожье, 2001 - выпуск 19. - С. 6-10
55. Проблема эффективности в современной науке: методологические аспекты / под ред. A. Д. Урсула. - Кишинев, 1985. - 256 с.
56. Проектная деятельность в школе /Сост. М. Голубенко. - М .: Шк. Мир, 2007.- 128 с57. Реморенко, Игорь. Разное управления разным образованием. Книга для разумного руководителя. - М .: Изд. дом «Школ. Мир »Вид: Л. Галицына, 2006. - 128 с.
58. Словарь современных психолого-педагогических терминов / Бухлов Н.В., Коновалова Л.М. - Донецк «Каштан», 2008. - 162 с.
59. Тевлин Б. Л. Контрольно-аналитическая деятельность руководителя школы. - М .: Вид.група «Основа», 2006.- 192 с.
60. Тевлин Б. Л. Профессиональная подготовка вчителив.- М .: Изд. гр. «Основа», 2006. - 192 с.
61. Технология и практика управления образовательным процессом в школе / авт.-сост.Т.В. Хуртова. - Волгоград: Учитель, 2008.- 215 с.
62. Управление экспериментальной деятельностью СНО / Сост. Н. Мурашко. - М.: шк. Мир, 2007. - 128 с.
63. Усенко А.В. Диалектика взаимодействия субъектов и объектов моделирования в теории государственного управления // Сб. наук. пр. НАДУ / Под общ. ред. В.И.Лугового, В.М.Князева. - М .: Изд-во НАГУ, 2006. - Вып. 1. - С. 56-59.
64. Усенко А.В. Моделирование государственного управления образованием в условиях современных общественно-политических трансформаций // Проблемы трансформации системы государственного управления в условиях политической реформы в Украине: В 2 т. / Под общ. ред. О.Ю.Оболенського, В.М.Князева. - М .: Изд-во НАГУ, 2006. - Т. 1. - С. 339-341.
65. Фон Нейман Дж., Монгенштейн А. Теория игр и экономическое поведение. - М .: Наука, 1970. - 707 с.
66. Чернышев А.И., Волобуева Т.Б. Организаии научно-исследовательской работы в образовательном учреждении. Методическое пособие. - Донецк: «Истоки», ДоноблИППО, 2007. - 152 с.
67. Чернуха-Гадзецкая К. М. Технология управления. - М .: Изд. гр. «Основа», 2009. - 144 с.
68. Шаркунова, В.В. Социальное управление и концепции педагогического менеджмента в общеобразовательных учреждениях: дис. ... Кандидата пед. наук: 13.00.01 / Шаркунова В. В .; Государственная академия руководящих кадров образования. - М., 1998. - 170 с.