Статья о культуре управления образовательным учреждением

Баскакова Е.В.
Построение новой организационной культуры школы через развитие культуры управления
(СЛАЙД. ЛИЦЕЙ. КАРТИНКА. ТЕМА)
Уважаемые коллеги! В образовательной сфере России на протяжении последних десятилетий идёт интенсивный поиск модели становления новой школы, соответствующей современному социальному заказу общества; школы, строящейся на принципах демократизации, гуманизации, развития, дифференциации, многоукладности, открытости, стандартизации. Учебные заведения ищут свой путь, свою миссию, вырабатывают свою философию, а значит, и свою неповторимую культуру.
Многолетняя работа лицея № 34 г. Костромы по созданию учебного заведения нового типа – это попытка ответить на вопрос: какой должна быть школьная организация, её культура и управление, чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым к образованию.
В течение нескольких десятилетий при организационно-методической поддержке департамента образования и науки администрации Костромской области, управления образованием города Костромы, научной поддержке КГУ им. Некрасова, кафедры управления КОИПКРО, под руководством административного корпуса учебного заведения проводилась целенаправленная работа по формированию новой организационной культуры лицея – индивидуальной системы целей, ценностей, традиций, норм, обычаев, стилей поведения, а также способов деятельности, отражающей сложившийся демократический школьный порядок, уклад жизни учебного заведения, характер взаимоотношений и общения всех субъектов образования (СЛАЙД. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЦЕЯ). Опыт данной деятельности обобщён в диссертационных исследованиях руководителей и преподавателей лицея: С.Ю.Свешникова, Е.М.Карповой.
Сегодня лицей – образовательное учреждение, в котором создан общий фон интеллектуально-нравственной атмосферы, включающий комфортную психолого-педагогическую среду учебного заведения, подчёркнутую предметную элитарность, ориентацию школьников на интеллектуальный труд как форму социального служения. СЛАЙД
Сформировать демократичную школьную организацию с высокими нравственными устремлениями и сильной культурой деятельности, где наряду с качественным академическим образованием каждому учащемуся и педагогу предоставлена проблемная область и сфера деятельности, необходимая для развития их собственной культурной и социальной инициативы, позволила разработка оптимальной модели управления образовательным процессом в лицее.
Исходными для создания и реализации данной модели в образовательной практике ОУ стали следующие теоретические положения: (СЛАЙД)
организационная культура лицея – инструмент управления, выступающий внутренним регулятором взаимоотношений в школьном коллективе;
все культурные нормы, ценности передаются в общении и совместной деятельности, вне «интересо-центрированного» общения знание будет формальным, не развивающим;
успешное управление – это управление группами, командами;
изменение системы управления школой на принципах партисипативности влечёт за собой изменение всех составляющих: целей, содержания (функций), организационных форм и методов работы для каждого звена, что приводит к изменению позиции управленца, учителя, ученика в этой системе, которые выступают в качестве цели и субъекта деятельности.
Данные положения согласуются с точкой зрения доктора экономики Роберта Килмана, который писал: «Если культурой не управляют, то организации напрасно тратят время, сохраняя устаревшие предположения о своих целях, ценностях, традициях, способах организации деятельности» (Kilmann R.W. Getting control of the corporate culture // Managing (USA)).
Исходя из обозначенных выше теоретических положений, поэтапно, через повышение культуры управления учебным заведением на демократических, партисипативных принципах выстраивалась новая организационная культура школы.
Ретроспективный анализ процесса построения новой организационной культуры лицея позволяет выделить основные уровни организационных изменений, пройденные учебным заведением:
достижение высокого уровня квалификации сотрудников и администрации лицея;
изменение процедур деятельности и структуры учебного заведения;
изменение стратегии школьной организации;
и высший уровень – организационная культура школы. (СЛАЙД).
Логика построения новой организационной культуры лицея была такова: через прояснение личностных позиций руководителей и культурных тенденций, через осознание и переосмысление ценностей школьной организации, через пересмотр прежних способов деятельности и методов управления:
к коллективному демократическому анализу образовательного процесса и разработке общих целей;
к выработке совместно разделяемых коллективных ценностей;
к переходу школы на новую образовательно-организационную модель управления учебным процессом;
к проектированию как способу развития коллектива учителей, учащихся, родителей. (СЛАЙД)
Обратимся к истории лицея. По меткому замечанию д.п.н., профессора Константина Михайловича Ушакова, высказанному в работе «Развитие организации: в поисках адекватных теорий», организационную культуру имеют школьные организации, которые имеют историю.
В начале девяностых годов изменения в социальном заказе образовательному учреждению (МОЖНО СЛАЙДЫ), которые позволили констатировать мониторинговые процедуры; тщательный анализ познавательных интересов учащихся, характера их предметной направленности; изучение особенностей интеллектуального развития школьников, школьной среды, состояния воспитательной работы, подтолкнули педагогический коллектив к необходимости определения новых целей школы, её модели. В процессе поиска новых путей развития образовательного учреждения коллектив педагогов, родители, учащихся, друзей учебного заведения пришёл к решению о выборе нового статуса школы: вначале статуса школы-лицея, затем – лицея.
Педагогический коллектив имел соответствующий настрой на выполнение социального заказа и обладал высоким потенциалом для того, чтобы работать в новых условиях. Уровень квалификации преподавателей учебного заведения в предметных областях, в методологической области (владение учителями школы современными методиками, технологиями работы, в том числе технологиями проектирования), в области их социальных компетенций позволял в полном объёме реализовать социальный заказ. Так, 57 % учителей имели высшую квалификационную категорию, 29 % – первую, 14. % – вторую, девять членов педагогического коллектива – учёные степени кандидата наук (СЛАЙД). Педагоги школы получили мощную поддержку костромских вузов в лице ректора КГУ Н.М.Рассадина, бывшего ректора (в то время проректора) КГТУ Е.А.Смирнова. Преподаватели КГУ, КГТУ стали вести спецкурсы, проводить лабораторные и практические занятия, разрабатывать вместе с учителями образовательные программы. Наука заняла своё прочное место в школе.
В этот период учебное заведение инновационного типа столкнулось с проблемой определения перспектив развития, новых целей и ценностей, принимаемых и разделяемых всеми членами коллектива; системного изменения деятельности с учётом специфики внешней среды лицея, требований демократического переустройства системы управления учебным заведением.
Определение целей, ценностей образования в лицее как компонентов новой организационной культуры стало результатом коллективного анализа ситуации, внесения корректив в установленные процедуры планирования и отчётности в лицее; результатом работы новой организационной структуры в системе управления лицеем – модульных команд педагогов и управленцев, каждая из которых имела свои конкретные цели, задачи, проблематику и занималась проектированием в своей области развития.
Коллективный анализ образовательной ситуации позволил сделать вывод о том, контингент лицея формируется в конкретном микрорайоне. В понимании команд педагогов, лицей – это образовательное учреждение, предоставляющее всем детям оптимальные возможности для получения современного образования, реализации своих творческих потенциалов, личностного, профессионального и социального самоопределения. Лицей ориентирован на обучение всех детей микрорайона, достигших школьного возраста, физически и психологически готовых к усвоению определённых образовательных программ. Назначение лицея – воспитывать всесторонне развитую, самостоятельно мыслящую, высококультурную личность, готовую служить Отечеству, способную ориентироваться в определённой социальной обстановке. (СЛАЙД).
Коллективно выработанные и принятые всеми членами коллектива идеи и цели нужно было закрепить, формализовать в документах. Сделать это позволило обращение к педагогическому проектированию как форме деятельности, способствующей повышению культуры управления учебным заведением, отражающей прогностическую функцию управления.
Использование приёма «матрица идей» позволило учесть все варианты решений при разработке модульными командами основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов лицея (СЛАЙД. ИЗ ДИССЕРТ. С.Ю.С. С. 112: МОДЕЛИРОВАНИЕ, ПРОЕКТИРОВАНИЕ, КОНСТ.): в педагогическом моделировании (определении ЦЕЛЕЙ, ЦЕННОСТЕЙ, традиций, способов взаимодействия субъектов образования лицея как компонентов новой организационной культуры; разработке общей идеи педагогической системы лицея, процессов, ситуаций и путей их достижения); в собственно проектировании (в разработке модели и доведении её до практического использования); в конструировании (детализации созданного проекта, приближении его к реальным участникам образовательного отношений).
Остановимся на основных формах проектирования, которые были использованы нами, в частности, на концепции лицея. Над выработкой концептуальных основ образовательного процесса и воспитательного пространства лицея работало 5 модульных групп педагогов. (СЛАЙД) Они проясняли и конструировали: 1) цели и задачи лицея как образовательного учреждения сегодняшнего дня; 2) специфику построения нового содержания образования (в том числе уровни, профили обучения), соответствующего новым целям, которые разделяют все участники образовательного процесса; 3) специфику содержания и технологии лицейского воспитания; 4) параметры и особенности воспитательного пространства лицея; 5) критерии результативности образовательного процесса.
«Концептуальные основы деятельности лицея», разработанные модульными группами, определили новые задачи лицея, к ним отнесём: (СЛАЙД) 1) фундаментальную общеобразовательную подготовку учащихся; 2) содействие успешному прохождению воспитанниками личностного становления; 3) формирование у лицеистов устойчивого интереса к учебной и познавательной деятельности; 4) включение лицеистов в систему внешних связей и отношений, позволяющее детям осваивать окружающую среду, формировать и обогащать собственный социальный опыт; 5) создание атмосферы корпоративного духа лицейского братства в школе и классах.
Ценности образовательной системы школы (СЛАЙД) (личность ученика и педагога, интеллектуальный труд как форма социального служения, интеллектуально-нравственная атмосфера лицея, комфортная психолого-педагогическая среда учебного заведения) определили идеи, положенные в основу обучения и воспитания в лицее: (СЛАЙД)
1) идеи гуманизма – признание ценности ученика как личности; его права на свободу, развитие и проявление своих способностей; создание условий для самоопределения, самоутверждения, самореализации детей; приобщение педагогов и воспитанников к ценностям общечеловеческой и национальной культуры; наполнение атмосферы жизнедеятельности школьного коллектива уважением, толерантностью, вниманием, милосердием, добротой;
2) гуманизации УВП – усиление роли предметов гуманитарного цикла; выдвижение на первый план гуманистических идей, ориентиров, ценностей;
3) адаптивности – ориентации на вариативное внутреннее содержание обучения и воспитания, учитывающее интересы, потребности всех категорий обучающихся;
4) комплексности – разумного сочетания базисного компонента с дифференциацией и индивидуализацией в рамках общелицейской образовательной программы;
5) единства, интеграции учебного и воспитательного процессов как неотъемлемых сфер жизнетворчества ребёнка;
6) оптимизма и реализма – ориентации на конкретную социальную среду, среду обитания ребёнка, его потенциалы, возможности образовательного учреждения.
Определённые в ходе проектирования, признанные и разделяемые всеми цели и ценности образования в лицее создали «задел» новой организационной культуры учебного заведения, культуры «деятельности».
Педагогический коллектив активно включился в проектное управление учебно-воспитательным процессом в лицее. Четыре команды управленцев и педагогов выработали подходы к определению основных направлений в деятельности учебного заведения, позволяющие реализовать идеи, цели лицея.
Первая группа педагогов проектировала «начальный этап» учебно-воспитательного процесса, совпадающий с рамками обучения детей в начальной школе. (СЛАЙД) Главная его задача, по мнению проектной группы, приобщение ребёнка к миру знаний, а через него – к достижениям отечественной и мировой культуры. Главным условием, выдвинутым педагогами для этого, стало равенство всех детей перед мудростью знаний. Для реализации этого подхода предполагалась организация целенаправленной помощи детям, поддержки каждого ребёнка в учебной и внеурочной деятельности; наличие вариативных маршрутов движения к конечному результату; опора на интересы, возможности и потребности каждого лицеиста. На этом этапе сохраняется обязательный минимум в объёме государственного стандарта. К нему добавляется расширяющий блок: курс формирования общеучебных умений и навыков, раннее обучение иностранному языку, основам информатики, хореография. Удовлетворение индивидуальных потребностей детей осуществляется через систему разнообразных кружков. Воспитание и социальное адаптирование лицеистов – через программы «Досуг. Делу время – потехе час», «Азбука вежливости». В настоящее время – через программу «Цветик-семицветик», разработанную в 2002 году.
Вторая модульная команда педагогов определяла особенности «второго этапа» учебно-воспитательного процесса в лицее. (СЛАЙД) По мнению педагогов, на данном этапе должно осуществляться гибкое соединение обязательной общеобразовательной подготовки учащихся с созданием условий для самостоятельного сознательного выбора учебных предметов для дополнения, расширения и последующего углубления их изучения. Главное здесь – создание условий для погружения лицеистов в учебный предмет и выбор ребёнком уровня сложности его изучения в будущем. В 5-7 классах обеспечивается реализация развивающего обучения, способствующего комплексному формированию умений и навыков детей. В 5 классе это обеспечивается внеурочной деятельностью по предметам; в 6-7 – через уроки по выбору. Работа кружков, секций, студий, факультативов, научного лицейского общества дополняет, расширяет и углубляет содержание занятий.
Третий этап (СЛАЙД) осуществляется в границах обучения в основной школе (8-9 классы), ставит каждого ученика перед необходимостью сделать выбор предмета для углублённого изучения на уроке и во внеурочное время. Этот этап соответствует предпрофильной подготовке, базируется на идеях пробы сил и расширения видения ребёнком перспектив образования.
(СЛАЙД) Четвёртый этап – старшая школа, предусматривает профильное обучение по нескольким направлениям: гуманитарному, естественнонаучному, техническому (технологическому) в тесной связи с вузами города; создание условий для самореализации детей за счёт педагогически целесообразного конструирования образовательных ниш в школьном пространстве. Воспитание и социальное адаптирование лицеистов осуществляется через программу «Лицеист», разработанную в 2002 году.
Работа модульных команд педагогов различных составов не прекращается до сегодняшнего дня. Ими вносятся коррективы в планирование работы лицея, содержание образования в учебном заведении (на основе анализа социального заказа проектируется введение новых профилей обучения. Так, например, в 2006-07 учебном году был введён информационно-математический профиль обучения лицеистов).
Сегодня модельное представление о структуре лицея, сформированное педагогическим коллективом, приняло следующий вид: (СЛАЙД)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
В течение последних десятилетий на базе существовавших формировались новые традиции лицея (ценности, идеи, установления, обычаи, нормы поведения участников образовательного процесса). (СЛАЙД НИЖЕ!!!)
Традициями нашего учреждения образования сегодня стали:
отношение к ребёнку на основе уважения его личности;
совместная деятельность педагогов и лицеистов;
патриотизм;
неприятие лицемерия и фальши, культ разума;
образование языковое по содержанию, математическое и лингвистическое по форме (универсальность образования);
предметная элитарность (математика высокого уровня; физика как теоретическая и философская дисциплина; иностранный язык в форме свободного владения книжным, научно-популярным языком);
высокая степень личной профессиональной свободы учителей и учеников, совмещение свободы учеников и ярко выраженного «наставничества», личностной педагогики;
воспитание нравственно и физически совершенной личности;
совокупность универсальности и элитарности образования.
13EMBED PBrush1415
Традиции лицея, связанные с предметной элитарностью обучения, созданием особой интеллектуально-нравственной атмосферы лицея, формировались при активной поддержке ведущих вузов Костромы (КГУ, КГТУ), Санкт-Петербурга (ИТМО), Москвы (МФТИ им. Баумана). Первый договор с КГПУ им. Н.А.Некрасова был заключён 10 сентября 1996 года. Второй с КГТУ – в октябре того же года. Сегодня договоры пролонгированы. По этим договорам кафедры вузов, с которыми лицей заключил партнёрские отношения, осуществляют консультирование по вопросам преемственности лицейских и вузовских программ по всем областям знаний. С педагогами и учащимися лицея активно работали и продолжают сотрудничать доктор педагогических наук В.М.Басова, доктор исторических наук В.А.Кудинов, доктор технических наук М.Г.Левин, кандидат педагогических наук Б.В.Куприянов, кандидат биологических наук Т.М.Колесова, кандидат исторических наук Л.Н.Заливалова, кандидат физико-математических наук Ю.Б.Лихушин, кандидат филологических наук Т.Е.Никулина, кандидат экономических наук Е.В.Коновалова.
(СЛАЙД) Определение ценностей, целей, принимаемых и разделяемых всеми субъектами образовательного процесса, изменение системы управления лицеем на демократических, партисипативных принципах повлекло за собой изменение не только позиции управленцев и учителей, но и лицеистов, их родителей. Педагогический коллектив вовлёк их в поле развития лицейского коллектива, создав творческую атмосферу «поисковости», креативности, активного взаимодействия на демократических началах. Данного результата удалось достичь, включив школьников и их родителей в управление лицеем через организацию деятельности Совета школы, Попечительского совета, органов ученического самоуправления (Малого совета и Совета старшеклассников), организацию исследовательской, дискуссионной, проектной, рефлексивной деятельности лицеистов. Многомерность и многоаспектность жизнедеятельности учащихся, вариативность позиций, ролей, предоставляющих возможность каждому ребёнку осуществить индивидуальный выбор личностно значимого вида деятельности; наличие в воспитательном пространстве образовательного учреждения возможностей для пробы сил, самореализации детей сформировали особый демократический тип взаимодействия субъектов образования в лицее (сотрудничество педагогов, лицеистов, их родителей, социальных партнёров учебного заведения); стиль их поведения (партнёрство); определённые способы деятельности.
Изменения ориентиров в работе лицея затронули все сферы его жизнедеятельности: обучение, воспитание, управление. Ключевые аспекты формирования традиций воспитания, ритуалов, связанных с воспитательной работой, способов воспитательной деятельности в лицее через использование инструментов педагогического проектирования будет представлено вашему вниманию в докладе члена команды администрации учебного заведения, заместителя директора лицея №34 г. Костромы по воспитательной работе Н.Ф.Алексеевой.








МОУ лицей № 34 города Костромы

13PAGE 15


13PAGE 141215



10 - 11 классы

Профильные лицейские классы

Технический

Естественнонаучный

Лингвистический

Социально-экономический

8 – 9 классы

1 - 4 классы

Профильные лицейские классы

5 – 7 классы

Общеразвивающие лицейские классы









Общеобразовательные классы среднего звена

Общеобразовательные классы начального звена



Root Entry