Приёмы и методики развития и стимулирования учебной мотивации школьников на уроках истории и обществознания


ПРИЁМЫ И МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
Важную роль в мотивации учения играет содержание учебного материала.
(н-р, 6 класс – подростковый возраст – актуальна тема «КОНФЛИКТЫ») Учитель должен учитывать характер потребностей своих учащихся, знать наличный уровень этих потребностей и их возможное развитие, с тем, чтобы содержание учебного материала удовлетворяло наличным потребностям школьников и в наибольшей степени способствовало возникновению и развитию нужных для дальнейшей учебной деятельности новых потребностей.
Учебный материал должен опираться на прошлые знания учащихся, их жизненный опыт. (н-р, что такое КОНФЛИКТ?)
Но в тоже время он обязательно должен нести новую информацию, показывать знакомые объекты с новой стороны, показать, что одних жизненных наблюдений совершенно недостаточно для установления подлинной сущности явлений.
(н-р, стадии развития конфликта; варианты поведения в конфликтной ситуации; вариант разрешения конфликтной ситуации)
Нужно также учитывать возможность учащихся в усвоении научных понятий.
(КОНФЛИКТ, инцидент, интеграция)
Организация учебной деятельности – один из путей формирования мотивации. Она включает 3 этапа:
МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП – ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучить данный раздел программы, что именно им придётся изучить и освоить. Этот этап состоит из следующих учебных действий:
Создание учебно – проблемной ситуации, вводящих учащихся в предмет изучения предстоящей темы. Приёмы:
А) постановка перед учащимися задачи, решение которой возможно лишь на основе изучения данной темы
Урок обществознания в 6 классе: Потребности человека
Просмотр звукового видеосюжета/презентации, содержащий фрагмент из мультфильма по сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Постановка проблемного вопроса.
Урок истории в 6 классе по теме Иван Грозный
Анализ
Учитель
Ученики
П предъявление
противоречивых
мнений
о
с
т
а
н
о
в
к
п побуждение
к осознанию
ро
б побуждение
к проблеме
тема
л
е
м
ы - Прочитайте на доске две
оценки одного и того же исторического деятеля.
- Что вас удивило? Какое
противоречие налицо?
- Как вы думаете, о ком идет
речь? Какая будет тема?
Фиксирует тему на доске.

Читают на доске:
1. Ни один князь в христианском мире не внушает большего ужаса, чем он. (Энтони Дженкинсон)
2. Отчизны славный сын.
(Евгений Широков)
(Проблемная ситуация.)
- Противоположные оценки
одного и того же исторического деятеля. (Осознание противоречия)
- Наверное, Иван Грозный.
Урок истории в 9 классе по теме «Борьба за власть после смерти Сталина».
Сообщение темы с мотивирующим приемом. Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием яркое пятно), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием актуальность). В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.
Анализ Учитель
Ученики
П подводящий
к теме диалог
о
с
т
а
н
о
в
к
а
про
б
л
е
м
тема
ы - Знакома дата: 5 марта
1953 г.?
- Верно. Мы начинаем раз
дел СССР после смерти
Сталина. Но тему сегодняшнего урока вы определите сами. Посмотрите на эту фото
графию. (Показывает.)
- Опишите фотографию:
кто изображен? Что дела
ют? С каким настроением?
- Как вы думаете, что произошло с этими людьми
после смерти Сталина?
- Значит, какая тема урока?
Фиксирует тему на доске. - Это дата смерти Сталина.
Рассматривают фотографию
Сталин и его соратники: Берия, Маленков, Микоян. Они гуляют по Кремлю, оживленно беседуют, смеются.
- Они стали бороться друг с другом за власть.
Урок истории в 6 классе по теме «Принятие христианства при князе Владимире Святославиче».
Анализ
Учитель
Ученики
по
с вопрос
на ошибку
т предъявление
научного
факта сообщением
а
н
о
в
к
а
п побуждение к
осознанию
противоречия
ро
б
л
е
м побуждение к проблеме
ы
вопрос
- Деятельность какого князя мы с вами начали изучать на последнем уроке?
-Когда жил этот князь?
- А люди помнят его до сих
пор! Как вы думаете, почему помнят князя?
- Вот вам факты. Князь, говоря современным языком, нанял киллера, чтобы убить своего брата в борьбе за власть, был многоженцем и одобрял
человеческие жертвоприношения (это поповоду хорошего человека).
Теперь про великого полководца: во время одной битвы князь два дня просидел под мостом, потому что боялся
попасть в плен.
- Что вы сказали сначала?
- А что оказывается на самом деле?
- Какой же возникает вопрос?
Фиксирует вопрос на доске. - Деятельность князя Владимира Святославича (Владимира Красно Солнышко)
- В Х веке.
- Он был великим человеком, храбрым воином, великим человеком (житейское представление)
(проблемная ситуация)
- Князь был хорошим человеком и великим человеком.
- Князь не такой уж хороший человек и полководец неважный.
(осознание противоречия)
- Почему помнят князя?
И здесь мы переходим ко второму действию –
Формулировка основной учебной задачи, которая должна быть решена в процессе изучения данной темы – как итог обсуждения проблемной ситуации.
Третье действие –
3) Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению данной темы. Учащиеся намечают и обсуждают план предстоящей работы, указывают, какой материал они повторят, и что ещё сделают для подготовки к урокам.
ОПЕРАЦИОННО – ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Учащиеся усваивают содержание темы программы и овладевают учебными действиями и операциями, входящими в его содержание. Роль данного этапа в мотивации зависит главным образом от того, будет ли ясна учащимся необходимость всего содержания для решения основной учебной задачи, поставленной на мотивационном этапе.
РЕФЛЕКСИВНО - ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП
Учащиеся учатся анализировать собственную учебную деятельность, оценивать её, сопоставляя результаты с учебными задачами.
Н-р в 5 и в 6 классах на уроках обществознания:
Лист самооценки
Новым для меня на уроке стало (что?) ___________
Особенно интересно было (делать что?) ____________
Наиболее трудным мне показалось (какое задание?) ___
В следующий раз при выполнении такого задания мне стоит по-другому (что сделать?) ___________________
Мы — многонациональный народ
Найди на карте республики в составе Российской Федерации и их столицы. Запиши названия столиц в тетради:
Лист взаимооценки результата выполнения задания
Мой сосед по парте правильно нашёл ________ (все или кол-во) столиц. Мне удалось правильно найти столицы ________ (все или кол-во) столиц.
Запишите вывод. Полностью ли вы справились с заданием? Что помогло/помешало вам правильно выполнить задание полностью? Закончите предложение.
Я считаю, что ______________________________
Работу эту необходимо организовать так, чтобы учащиеся смогли испытать чувство эмоционального удовлетворения от сделанного, радость победы, счастье познание нового, интересного. Тем самым это приведёт к появлению положительной устойчивой мотивации учебной деятельности.
ВЛИЯНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ФОРМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МОТИВАЦИЮ УЧЕНИЯ
Различные формы коллективной деятельности учащихся играют значительную роль в становлении мотивации. И вот почему:
- большое значение имеет включение всех учащихся в активную работу, ибо только в процессе деятельности может формироваться нужная мотивация. Любой, даже самый «глухой» ученик, попав в группу одноклассников, которые коллективно выполняют определённое задание, не может отказаться выполнить свою часть работы, иначе подвергнется моральной критике со стороны товарищей, а их мнением, уважением, он дорожит больше, чем учительским.
- работая в микро коллективе, каждый старается быть не хуже остальных, возникает здоровое соревнование, которое способствует интенсификации учебной работы, придаёт ей эмоциональную привлекательность, что также играет роль в становлении соответствующей мотивации.
н-р. Новая история 8 класс – изучение тем раздела «Страны Западной Европы в конце XIX в. Успехи и проблемы индустриального общества» (5 параграфов – Германская империя: борьба за «место по солнцем»; Великобритания: конец Викторианской эпохи; Франция: Третья республика; Италия: время реформ и колониальных захватов; От Австрийской империи к Австро – Венгрии) используются групповые формы работы при изучении нового материала. Класс делится на 4 группы в соответствии и подтемами изучаемого параграфа. Учащиеся получают задания. Отвечает выбранный учителем ученик.
9 класс, обществознание, тема «Семейные правоотношения». Учащиеся получают выдержки из Семейного кодекса РФ и задачи. Решение – с увлечение!
ЗНАЧЕНИЕ ОЦЕНКИ В СТАНОВЛЕНИИ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Во – первых, учащиеся чётко должны знать, по каким параметрам, критериям им выставляется оценка. Я использую следующие критерии
Критерии оценки устного ответа:
         глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
         твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
         неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
         наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
         отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).
Критерии оценки работы на уроке:
         активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;
         активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;
         неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;
         полное отсутствие активности - отметка «2»;
Критерии оценки тестового задания:
         75-100% - отлично «5»;
         60-74% - хорошо «4»
         40-59% - удовлетворительно «3»;
         менее 40% - неудовлетворительно «2»;
Критерии оценки сообщения или проекта:
         глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;
         привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;
         выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;
         полное отсутствие работы - отметка «2»
Важно, чтобы главным образом в оценке работы ученика был качественный анализ этой работы, важно подчёркивание положительных моментов и выявление причин имеющихся недостатков, а не только их констатация. Этот качественный анализ должен направляться на формирование у учащихся адекватной самооценки работы, её РЕФЛЕКСИИ.
Всё вышеперечисленное – пути формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности учащихся.
Переходим к МЕТОДАМ.
Методы стимулирования и мотивации выделены в самостоятельную группу методов обучения потому, что:
-процесс обучения невозможен без наличия у учащихся определённых мотивов деятельности
- многолетняя практика обучения выработала целый ряд методов, назначение которых состоит в стимулировании и мотивации при одновременном усвоении нового материала (учебно – познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования и т.д.)
Методы стимулирования и мотивации учения по классификации, предложенной Ю.К.Бабанским, включают в себя две подгруппы:
- методы стимулирования и мотивации интереса к учению (создание эмоциональных и нравственных переживаний; ситуация новизны, неожиданности, актуальности; познавательные игры; создание ситуации успеха)
- методы стимулирования долга и ответственности (разъяснение личностной значимости учения; требования, поощрения и наказания).
В целях подкрепления и усиления воздействия на личность школьника тех или иных факторов применяются различные методы стимулирования, среди которых выделяют следующие группы:
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ МОТИВАЦИИ
1 – поощрение, порицание
2 – учебно – познавательная игра
9 кл. Обществознание, урок «Права и свободы человека и гражданина» + права ребёнка
Игра «В некоторых случаях»
3 – создание ярких наглядно – образных представлений
Тема «Политика и власть» вспоминаем м/ф «Король – лев»: на чём основывается властьотца Симбы? Самого Симбы? Его дяди Муфасы? А отсюда мостик к следующим темам, н-р, тоталитарный режим…
4 – создание ситуации успеха
5 – стимулирующие оценивание
6 – свободный выбор задания
7 кл Тема «Русская культура XVII века» на «4» - сделать задания в ПТ; на «5» - задания в ПТ + один из пунктов на пересказ. А что в итоге?
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ МОТИВАЦИИ
1 – опора на жизненный опыт
Н-р при изучении темы «Права потребителей» в 8 кл.
2 – создание проблемной ситуации
О ней уже говорилось выше
3 – побуждение к поиску альтернативных решений
Н – р 6 кл. тема «Конфликты»
4 – выполнение творческих заданий
Н-р: кроссворды, создание презентаций, рисунок + миф, придумывание заданий и упражнений, разработка. Проведение и анализ анкет (см. 6 кл. «Конфликты»)5 – «мозговая атака»
ВОЛЕВЫЕ МЕТОДЫ МОТИВАЦИИ
1 – предъявление учебных требований
2 – информация об обязательных результатах обучения
3- познавательные затруднения
4 – самооценка деятельности и коррекция
5 – рефлексия поведения
6 – прогнозирование будущей деятельности
СОЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ МОТИВАЦИИ
1 – развитие желания быть полезным отечеству
5 кл. «Гражданин – Отечества достойный сын» - настоящий гражданин – какой он? Подготовить рассказ – презентацию о человеке, которого считают настоящим гражданином
2 – побуждение подражать сильной личности
3 – создание ситуации взаимопомощи
4 – поиск контактов и сотрудничества
5 – заинтересованность в результатах коллективной работы
6 – взаимопроверка
7 – рецензирование
Также для формирования мотивации важны, на мой взгляд
Научно– исследовательские работы.
Высшей степенью успешности формирования позитивных мотивов познавательной деятельности являются научно – исследовательские работы с учениками. Желание детей вести собственное исследование является главным показателем того, что деятельность педагога в русле развития познавательной активности дала положительные результаты. Поскольку самостоятельное исследование сопряжено с трудностями объективного характера, требует много времени и усидчивости, факт выхода с работой на научные конференции, а тем более, положительная оценка на них, для детей значит очень много.
Можно быть уверенным, что это уже самостоятельные личности, склонные к поиску и анализу информации, личности, которые будут занимать самостоятельную жизненную позицию, что так необходимо современному российскому обществу.
Метод проекта.
(мини – проекты на уроках обществознания 5 кл. - Каким был мой сверстник 100 лет назад; Любимые герои современных подростков; Игры детей XXI века; Кто на кого похож; Помощники в домашнем хозяйстве; Рачительный хозяин – какой он; Моё хобби; Жизненный путь и трудовая деятельность моих родителей; Как и чему учились мои предки; Школа моей мечты; Копилка добрых советов…)
Метод проектов позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования – проблему мотивации. С помощью традиционных методик детей учёбой не увлечь. Не только отстающие, но и одарённые ребята тоже, бывает, скучают на уроках. Поэтому необходимо выдвигать перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого.
Для творческой продуктивности проекта важно сформулировать такие задания, которые не имели бы единых, заранее известных решений. Формулирование открытого задания может стать результатом коллективного обсуждения проблемы. Верхом мастерства учителя является ситуация, когда гипотезу или проблемный вопрос формулируют сами ученики.
«Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации»[4].
Данный метод позволяет учителю почувствовать важность и необходимость своей работы, когда поставленные детьми проблемные вопросы не просто интересны, но и новы для самого учителя. При этом, учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами и при выполнении проектов учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге у детей развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения. Учебные проекты учащихся должны быть прообразами проектов в их будущей взрослой жизни. Выполняя их, дети приобретают опыт решения реальных проблем, продвигаясь вперёд к поставленным целям.
Ещё одной особенностью данного метода является тесная связь с другими методами повышения мотивации учащихся: могут присутствовать элементы игры, используется метод проблемных задач, проводятся научно – исследовательские работы, а также применяются новейшие компьютерные технологии
Участие в олимпиадах, конкурсах.
Для становления мотивации следует использовать не один путь, а все пути и методы в определённой системе, в комплексе, ибо не один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли в становлении мотивации всех учащихся.