КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМЕ «Народная кукла. Кукла-утешница.»

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМЕ
«Народная кукла. Кукла-утешница.»

Предмет (направленность): Образовательные области «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».
Возраст детей: старший дошкольный возраст (5-7 лет).
Место проведения: групповая комната.

Программные задачи:
 Познакомить детей с историей   народной  игрушки, показать разнообразие материалов при её изготовлении; познакомить с народной игрушкой – куклой-утешницей, способами изготовления этой куклы; расширять словарный запас
Развивать интерес к культуре русского народа через знакомство с  народной игрушкой, желанием  изготовить игрушку самостоятельно старинным способом; способствовать общему развитию детей, прививая им любовь к Родине (русской культуре, русскому языку) Развивать у детей творческие  и познавательные способности  с учетом их возрастных и психологических особенностей.
Воспитывать уважение к народной культуре и традициям.
Оборудование:
- Картина К.Лемох «Варька»
- Тряпичные куклы, для рассматривания.
-Музыкальная запись
- Материал для изготовления куклы утешницы по количеству детей (белая и цветная ткань, нитки, лента)
-Схема сборки куклы.
Ход занятия:
- Ребята, посмотрите, сколько у нас в группе много разных игрушек. А как вы думаете, всегда ли у детей были такие красивые яркие игрушки? (ответы детей)
Рассматривание картины К.Лемоха «Варька»
- Посмотрите внимательно, что девочка держит в руках?
-Похожа ли кукла Вари на игрушки, которыми играете вы? Почему?
Воспитатель достает и показывает тряпичных кукол.
-Это русские народные куклы. Их делали своими руками и с ними не только играли, но и считали, что они оберегают и защищают от всего плохого.
-Давайте рассмотрим каждую куклу (воспитатель показывает и рассказывает о каждой кукле: кукла -столбушка, кукла – кувадка, кукла - пеленашка, кукла- крупеничка)
- Из чего они все сделаны?
- Раньше кукол делали из разных материалов: травы, соломы, веревочек, палочек и, конечно, лоскутков старой одежды. В русской деревне больше всего любили тряпичных кукол. Она была в каждом доме, и крутили кукол и взрослые, и дети. Крутить кукол дети начинали с 4-5 лет. Сначала делали самых простых - из 2-3 лоскутков, без ножниц и иголок. Первых кукол малыши делали с мамой или старшими сестрами, а потом и самостоятельно. Когда-то изготовление ткани было делом трудоемким, и дети донашивали одежду взрослых. На куклы оставалась изношенная ткань. Ее легко можно было разорвать руками.
-Посмотрите внимательно на всех этих кукол, чего не хватает в их внешности? (лиц)
- Правильно. По народным поверьям, кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее недобрых сил. А значит, и безвредной для ребенка. Такая кукла была и игрушкой, и оберегом.
- А вот и еще одна русская народная кукла и называется она утешница.
-Как вы думает, почему ее так назвали? (ответы детей)
-С маленькими детьми во время игр могли произойти всякие неприятности. Мама, бабушка или няня успокаивали малыша, а потом доставали из кармана такую куколку и ее юбочкой утирали детские слезки и предлагали ей поиграть.
- А вы хотели бы научиться делать такую куклу?
Чтобы наши пальчики были ловкими и умелыми во время работы, давайте разомнём их, поиграем с ними.
Мои пальчики расскажут,  Все умеют, все покажут.  Пять их на моей руке.  Все делать могут,  Всегда помогут.  Они на дудочке играют,  Мячик бросают,  Белье стирают,  Пол подметают,  Они считают,  Щиплют, ласкают,  Мои пальцы на руке. (на первые две строчки – поднять руки вверх и поворачивать ладони внутрь и наружу. затем хлопать в ладоши. далее подражать движениям, соответствующим содержанию стихотворения)
Воспитатель показывает поэтапное изготовление куклы - утешницы.
1.Скатываем из тряпочки небольшой шарик (диаметром примерно2-3см).
2.Берём лоскут белой ткани. Какой он формы? (квадратной). В середину белого квадрата кладем получившийся шарик, обминаем ткань, чтобы головка получилась ровной и круглой, и закрепляем ниткой на шее.
3.Как вы думаете, что будем делать дальше? (юбку) А кто догадался как? Прямоугольник цветной ткани приматываем к шее куколки. Запах у юбочки должен быть сзади.
4.На голову кукле повязываем ленту и надеваем платочек. Какой формы должен быть платок? А, что нужно сделать, если у нас ткань квадратной формы? (сложить пополам) Платочек приматываем ниткой к шее.
5. На шею привязываем ленточку того же цвета, что и на голове. Наша утешница готова!
-Запомнили? Если что-то забыли, можете посмотреть на схему (воспитатель обращает внимание детей).
Работа детей сопровождается тихой музыкой.
Оформление  с  детьми  выставки « Кукла-утешница».
- Ребята, что нового вы сегодня узнали? Чему научились? Что больше всего запомнилось? О чем  могли  рассказать  дома маме, папе?   
Как вы думаете, у кого кукла-самоделка получилась самая красивая? (ответы детей) Почему?
А сейчас мы поиграем с нашими куклами.
Звучит русская народная мелодия.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
Берстенева Е.В, Догаева Н.В. Кукольный сундучок, Москва ООО «Белый город» 2011г
Сборник «Русский быт» редактор Л.Жукова, Москва ООО «Белый город» 2010г

Заголовок 1,НАЗВАНИЕ ДОКЛАДА Заголовок 215