Конспект комплексной непрерывной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию


Конспект комплексной непрерывной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию на тему: « Русская матрёшка, как символ России».
МБО «СОШ с. Тамбовки» Астраханской области
Составил и провёл воспитатель: Конспаева Ю.И.
Конспект комплексной непрерывной образовательной деятельности в старшей группе на тему: « Русская матрёшка, как символ России».
Цель:  продолжать формировать у детей познавательный интерес к русской народной игрушки – матрешки, как символу России.
Задачи:  Расширять представление детей о матрёшке, как о символе , сувенире нашей страны , познакомить с этапами изготовления русской матрёшки. расширять словарный запас. Закрепить счёт в пределах 10, формировать представление о равенстве двух групп предметов на основе счёта.
Развивать речь, память, наблюдательность, логическое мышление, эстетическое восприятие  и интерес к предметам  народного творчества, умение украшать сарафан матрешки цветами, приобщать детей к совместному творчеству.
Воспитывать патриотические чувства через познание к русской народной игрушки – матрёшке, любовь к народному искусству, любовь к Родине, её национальным традициям, воспитывать умение работать коллективно и сообща.

Интеграция:
Образовательная область «Познание» реализуется через блок
« ФЭМП» и « Ознакомление с предметным окружением».
Образовательная область « Речевое развитие» реализуется через блок
« Развитие речи» и « Художественная литература».
Образовательная область « Социально – коммуникативное развитие» реализуется через блок « Нравственное воспитание» и « Ребёнок в семье и обществе» (Родная страна)
Образовательная область « Художественно – эстетическое развитие» реализуется через блок « Приобщение к искусству» и « Изобразительная деятельность»
Образовательная область « Физическое развитие» реализуется через блок
« Физическая культура» - дать возможность детям отдохнуть во время занятия, избежать переутомления.
Оборудование: Деревянная игрушка матрешка, шкатулка, фигурки с изображение матрешек и шаров, плакат « Найди одинаковых матрёшек», сарафан матрёшки из ватмана для украшения, цветы.
Предварительная работа: рассматривание игрушки – матрёшка, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки), слушание музыкальных фольклорных произведений, разучивание подвижной игры
« Матрёшка и мышь».
Ход
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей,
поздоровайтесь с ними.
( Дети вместе с воспитателем здороваются)
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться.
 – Доброе утро!
 – Доброе утро, солнцу и птицам.
 – Доброе утро, улыбчивым лицам!
– Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день. И я хочу видеть вас весёлыми и счастливыми. Пусть на ваших лицах поселится добрая, весёлая улыбка.  Давайте ребята,  пошлём это настроение с воздушным поцелуем нашим гостям,  друг другу, солнышку.
Воспитатель:
- Как называется наша страна? (Россия) – опрос индивидуально и хоровые ответы
- А, мы, живущие в ней? (россияне) - опрос индивидуально и хоровые ответы
- Россия страна большая, красивая: в ней есть леса, поля,
реки, горы.
- А, главный город нашей страны ( Москва)
Каждая страна имеет свои символы, и наша страна тоже.
- Какие главные символы вы знаете?
( Показать картинки – герб, флаг – главный символ России)
Воспитатель: Сегодня мы поговорим об одном из символов России – народной игрушкой.
Воспитатель: Ребята, для вас я приготовила сюрприз – волшебную шкатулку. Вот она, но чтобы открыть её, нужно сказать волшебные слова, которые мы повторяем, когда играем с волшебной шкатулкой.
Ну- ка вспоминайте
Нам, шкатулка дай ответ,
Поскорей открой секрет.
( Воспитатель: Ребята, что- то не открывается шкатулка)- А давайте отгадаем загадку.
Загадка:
Вот загадка об игрушке:
Семь Матрен сидят друг в дружке.
От большой до самой крошки-
Называются………(матрешки)
Ростом разные подружки
Но похоже друг на дружку.
Все они сидят в друг дружке,
А всего одна игрушка.
Правильно, матрешка. Посмотрите, какая она красивая! (показываю детям)
- Из какого материала сделана матрешка? (из дерева).
Значит она какая ? ( деревянная)
-Конечно из дерева.
Сейчас я вам расскажу и покажу как изготавливают матрёшек.
( Показ презентации «Этапы изготовления матрёшки)
Воспитатель: Матрёшка – одна из самых популярных русских игрушек, русский сувенир. Ее изготавливают из дерева особых пород липы и березы, дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают. Расписывали матрёшку на славу: чёрные глазки, черные брови, губки алые бантиком, румянец на щёчках, на голове весёлый платочек, из – под него толстая коса, сарафан и расписной фартук. После покрывают лаком.
Матрёшкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке. ( показ слайдов)
Эта игрушка особенная не простая в ней живут её подружки. Матрёшка символизирует большую дружную семью. Посмотрите она легко разбирается. В каждой большой живет маленькая, а в маленькой еще меньше и т. д.. ( Воспитатель раскрывает матрешку и расставляет всех матрешек на столе читая стихотворение)
Мы красавицы матрешки
Разноцветные одежки
Раз Матрена, два — Милаша,
Мила – три, четыре – Маша,
Маргарита это пять,
Нас не трудно сосчитать.
Воспитатель: Ребята, сколько у нас матрешек на столе?
Дети: Пять матрешек.
Воспитатель: Молодцы. А какие матрешки? Они красивые, Одинаковые?
Дети: Красивые, разные по росту, большие и маленькие.
Воспитатель: Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?
Дети: Сарафан, платок, фартук, бусы.
Воспитатель: Правильно. Ребята, наши матрешки, веселушки - хохотушки, очень любят играть и танцевать. Давайте мы с вами тоже немножко потанцуем.
Физкультминутка " Мы веселые Матрешки":
Мы веселые матрешки, (Хлопают в ладоши)
На ногах у нас сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Сарафаны пестрые, (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Яркие платочки, (Наклоны головой влево-вправо)
Любим мы танцевать, (Топают ногами)
Раскраснелись наши щечки, (потереть щечки)
Мы веселые матрешки.
Воспитатель обращает внимание на доску - (На магнитной доске силуэты матрёшек и воздушных шаров)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску и скажите, что вы видите? Одинаковые они по размеру или нет? Сколько матрёшек, посчитайте.Дети: Один, два, три ……, десять. Всего 10 матрёшек.
 Воспитатель: Теперь посчитайте воздушные шары.Дети: Один, два, три, ….., девять. Всего 9 шаров.
 Воспитатель: Правильно, 9 шаров.
- А чего больше матрёшек или шаров?Дети: Матрёшек больше, а шаров меньше..Воспитатель: На сколько матрёшек больше, чем шаров?Дети: На один.Воспитатель: А на сколько шаров меньше, чем матрёшек?Дети: На один.
Воспитатель:  Как сделать так, чтобы и матрёшек и шаров стало поровну, одинаково?Дети: Надо добавить ещё один шар.
Воспитатель: Правильно.Воспитатель: Сосчитайте, сколько теперь шаров.Дети: Один, два, три, ….., десять. Всего 10 шаров.Воспитатель: Правильно.Педагог указкой показывает, как получилось множество из 10 шаров. Один шарик, ещё один шарик, ещё один шарик, ещё один шарик и т.д. Всего 10 шариков. Что можно сказать о количестве матрёшек и шариков?Дети: Матрёшек и шариков поровну, одинаково, по 10.
Воспитатель: Верно! Молодцы!.Гимнастика для глаз
Представьте, что наступила ночь
Темно на улице
Надо нам зажмуриться
Раз, 2. 3, 4, 5.
Можно глазки открывать
Снова до 5 считать
Снова глазки закрывать
Раз, 2, 3, 4, 5.
Открываем их опять.
Игра: « Найди одинаковых матрёшек» на плакате дети должны найти одинаковых матрёшек. Посмотрите внимательно и соедините линией одинаковых матрёшек.
Воспитатель: Верно! Молодцы!. ( СТУК В ДВЕРЬ)
ПОД МУЗЫКУ ВХОДИТ РЕБЁНОК – МАТРЁШКА И ЧИТАЕТ СТИХОТВОРЕНИЕ.
Воспитатель: А, ты кто ? ( матрёшка)
Я – Матрешка - сувенир
В расписных сапожках,
Прогремела на весь мир
Русская Матрешка!
Мастер выточил меня
Из куска березы,
До чего ж румяна я:
Щеки, словно розы.
Воспитатель: Ребята, разве эта матрёшка похожа на русский сувенир? Посмотрите внимательно. Мы говорили , что у матрёшек расписные сарафаны, а у нашей матрёшки он белый? Разве так может быть? Я предлагаю вам стать мастерами и помочь нашей матрёшки стать настоящим русским сувениром. Вы согласны. А чем мы будем украшать сарафан?
( цветами) А, где они?
Воспитатель: Ребята посмотрите, что это может быть, давайте посмотрим
( подвожу детей к столу, поднимаю платок) да это же цветы.
А давайте украсим её сарафан цветами. Тогда подойдите к столу и возьмите цветы (на столах шаблоны цветов на 2-х стороннем скотче)- дети берут цветы и украшаю матрёшку.
Воспитатель: Ой, какой красивый сарафан получился. Какие вы хорошие мастера. Кому мы украшали сарафан? (матрёшки).
А матрёшка символ какой страны? ( России).
А, что символизирует матрёшка? (большую, дружную семью)
Хотели бы вы, чтобы матрёшка осталась у нас в гостях (Да). Так давайте попросим её об этом. Матрёшка оставайся с нами будешь играть с нашими девочками и мальчиками.
Ребята, ну, а сейчас пришло время прощаться с гостями. Давайте дружно скажем до свиданье и пойдём играть с матрёшкой.