Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы на тему: «Вулканы»


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 24 «Солнышко» г. Красный Кут Саратовской области»
Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы на тему: «Вулканы»
Подготовила воспитатель: Джумагалиева А.Ж.
г.Красный кут,2016г.
Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельности, радости и удовольствии.
Задачи:
• Образовательные:
1. познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулканов;
2. формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана;
3. формировать умение правильного обращения с химическими веществами (уксусом);
4. упражнять детей в чтении схем-моделей.
• Развивающие:
1. стимулировать желание детей экспериментировать;
2. развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;
3. в процессе экспериментирования развивать следующие качества психики: мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности;
4. развивать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя.
• Воспитательные:
1. воспитывать бережное отношение к природе;
2. способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной и самостоятельной деятельности по экспериментированию.
Интеграция образовательных областей:
1. Познание
2. Коммуникация
3. Здоровье
4. Безопасность
Технологии, используемые педагогом в мероприятии
1. Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми:
• педагогическая поддержка, оказание педагогом оперативной помощи в решении проблемных ситуаций;
• опора на субъектный опыт ребенка.
2. Игровые технологии:
• игровые задания и упражнения.
3. Технологии поисковой деятельности:
• создание проблемной ситуации;
• детское экспериментирование.
4. Здоровьесберегающие технологии:
• физкультминутка;
5. Мультимедийные технологии:
• показ презентации.
Материалы и оборудование: камни, глобус, магнитная доска, макет вулкана компьютер, мультимедиа проектор, картинки – схемы с последовательностью проведения опыта, презентация «Вулканы
Оборудование для экспериментирования:
• макет горы вулканического происхождения, вода, гуашь красного цвета, моющее средство для посуды, сода, уксус, кофейная, чайная и столовая ложки;
• таз с водой, кусочки пемзы, камешки, бумажные полотенца.
Ход занятия:
Организационный момент
К нам сегодня в гости пришел Незнайка! А что это у него в руках? Письмо? Ребята посмотрите оно адресовано нам «Ребятам группы «Ромашка»
Давайте прочитаем? Незнайка! ПРИГЛАШАЕМ ТЕБЯ И ТВОИХ ДРУЗЕЙ ПОСЕТИТЬ НАШ ПОЛУОСТРОВ…
Воспитатель: Ой, здесь, к сожалению, стерты буквы, и не видно на какой полуостров нас приглашают. Зато здесь есть подсказки в виде картинок. Ребята, а давайте попробуем разгадать эти подсказки и название острова, куда нас с вами приглашают?
Ребус: Незнайка раздает детям картинки с изображением предметов и предлагает их расположить в определенной цифровой последовательности. Дети выкладывают картинки, называя первый звук в слове, изображенном на ней. Подбирают соответствующую звуку букву и читают слово.
1 - кукла
2 - апельсин
3 - мяч
4 - часы
5 - аппарат
6 - тарелка
7 - кошка
8 - автобус
К А М Ч А Т К А
Воспитатель: Какое у нас получилось слово? Правильно: Камчатка.
Ребята! А где находится этот полуостров? Как найти его? Как туда попасть? (если дети затрудняются ответить, то можно загадать загадку)
На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой,
Нам показывает страны,
Горы, реки, океаны? (Глобус)
Воспитатель: Ребята! А для чего нам нужен глобус? Что еще люди отмечают на глобусе? Как вы думаете, почему наш глобус раскрашен разными цветами? Почему так много на нем используется голубой цвет? Что отмечают таким цветом? Какие еще вы видите цвета и как вы думаете, что они могут означать? (ответы детей). Почему вы так думаете? Молодцы вы правильно догадались! Давайте теперь найдем на глобусе наш полуостров «Камчатка».
Основная часть
Создание проблемной ситуации «Как добраться на полуостров? »
Воспитатель: Ну что давайте собираться в путь? Как вы думаете, на чем туда можно добраться? На каких видах транспорта? (дети предлагают свои варианты ответов).
Воспитатель: (обсуждает с детьми предложенные ими варианты и создает проблемную ситуацию.) Ребята, но у нас в зале здесь нет почти ничего, на чем можно путешествовать, посмотрите только стульчики (в зале стоят стульчики с привязанными воздушными гелиевыми шариками) Что мы можем придумать? (варианты ответов детей). Воспитатель, не предлагая готового решения, с помощью вопросов подводит детей к мысли о том, что можно построить воздушный шар и на нем путешествовать.
Обсуждается, из чего состоит воздушный шар (купол, корзина, тросы) какой формы бывают корзины, дети, по желанию, из стульчиков строят корзину круглой или квадратной формы.
Воспитатель: Ребята, загружайтесь в корзину, сейчас мы с вами отправимся в путь. Путешествие на Камчатку. Показ и обсуждение презентации «Вулканы»
Слайд 1. А пока мы будем лететь на наш полуостров, я расскажу вам о нем. Мои путешественники, как вы думаете, что необычного есть на этом полуострове «Камчатка»? (ответы детей). Правильно, Камчатка славится своими вулканами, которые - то спят, то просыпаются. Давайте я вам расскажу про них.
Слайд 2. Чтобы разобраться в природе вулканов, нужно знать строение Земли. Земля состоит из нескольких слоев. Мы живем на наружном слое, самом тонком, который называется земная кора. Кора состоит примерно из 20 малых плит. Эти плиты как бы плавают на поверхности вязкого, расплавленного вещества. Это вещество, на котором плавают плиты, называется магма. Слово «магма» переводится с греческого языка, как тесто или паста.
Слайд 3. Горы придавливают магму сверху, и магма выходит наружу.
Слайд 4. Как вы думаете, на что похоже извержение вулкана? Магму, выходящую наружу, называют лавой.
Слайд 5. Лава застывает и превращается в твердую породу, пемзу.
Слайд 6. Твердая порода называется пемза.
Слайд 7. Как вы думаете, какой из вулканов действующий, а какой потухший? Почему? Большая часть из вулканов потухла, и, казалось бы навсегда. Но они только спят и каждую минуту могут проснуться. Одни вулканы просыпаются редко. Один раз в 100 или 1000 лет. Есть вулканы, которые и не думают притворяться спящими, они дымят не переставая. Каждые десять минут из них вылетают камни, пепел, пар и вытекает лава.
Слайд 8,9, 10, 11 Ребята! Как вы думаете, какой вред приносит извержение вулкана?
Ничто не в силах удержать вулкан. Под его пеплом погибают города, острова и даже страны. Страшная трагедия, случилась в далеком прошлом. Был стерт с лица земли город Помпея. Никому спастись не удалось в этом городе. Через несколько лет, археологам (уточнить знания детей о профессии археолога, удалось раскопать этот погибший город. Эта страшная трагедия произвела огромное впечатление на русского художника Карла Брюллова, который изобразил трагедию на своем полотне (показать). И назвал он ее «Последний день Помпеи». В настоящее время ученым, которые занимаются изучением вулканов, иногда удается предугадать извержение заранее и жители могут покинуть города и спастись.
Слайд 12. Ребята, как вы думаете, а есть ли польза от вулканов? Какую пользу может принести вулкан? Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная. Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения. Из затвердевшей лавы строят дома. Как вы думаете, что за овощ находится в руках этого мужчины? Вот такой огромный редис вырастил один из жителей японского города, и удобрением для него стала вулканическая пыль!
Слайд 13. Незнайка: Вот мы и на полуострове. Добро пожаловать на Камчатку! Пока мы летели, мы сильно засиделись, давайте немного разомнемся!
Физкультминутка «Вулкан»
Вулканы начали "играть" -
Из жерла лаву извергать.
(Присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний расслабленными кистями рук, опустить руки вниз.)
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид! (Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак.) -2 раза
Но вот он начал уставать -
Огонь в нём начал угасать.( Медленное опускание рук с одновременным приседанием в низ)
Последний раз огнём дыхнул ( Сидя в приседе, долгий сильный выдох. Дышат как драконы «извергающие огонь»)
И на десятки лет уснул.
Складывают руки под щеку «засыпают, спят»
Повторить - 2 раза.
Ну вот посмотрите мы с вами и прилетели на наш полуостров. А что это перед нами? На что это похоже? Правильно, на вулкан. Ребята, перед нами макет вулкана. На какую геометрическую фигуру он похож? (конус)
Воспитатель: Ребята, давайте с вами сами сделаем извержение вулкана!
Совместное экспериментирование «Извержение вулкана»
Внимание! Опыт делают дети, воспитатель вливает уксус.
-Прежде, чем провести опыт по оживлению вулкана, хотелось бы проверить умеете ли вы быть внимательными, осторожными.
Чтобы не навредить себе и окружающим, будем работать по схеме, соблюдая правила безопасного поведения.
-Надо работать аккуратно:
Ничего не брать в рот - символ
Не нюхать - символ
Быть внимательными - символ
Быть осторожными - символ
На столе, на подносе стоит макет вулкана, обложенный мелкими кусочками пемзы и камешками. Дети встают вокруг стола. Вначале Воспитатель объясняет детям, какие вещества понадобятся им для проведения эксперимента. Обращает внимание детей на то, что в эксперименте использует уксус и рассказывает (опираясь на картинку - схему, как он опасен. Затем, предлагает детям прочитать предложенные схемы – модели с последовательностью проведения опыта. После чего, Воспитатель еще раз проговаривает последовательность проведения опыта.
Последовательность проведения эксперимента.
Первый ребенок: всыпать в жерло вулкана, две чайные ложки соды.
Второй ребенок: налить полстакана воды.
Третий ребенок: добавить в нее кофейную ложку гуаши красного цвета и тщательно перемешать до однородного насыщенного цвета.
Четвертый ребенок: в полученную окрашенную воду добавить 5 капель моющего средства, перемешать.
Всезнайка: добавить в окрашенную воду две столовые ложки уксуса, затем вливает полученную смесь в жерло вулкана (сода) .
Внимание! Во время последней операции детям рекомендуется отступить на шаг назад.
Ожидаемый результат: В результате реакции соды с уксусом и моющим средством из жерла вулкана начнет извергаться пена красного цвета.
Детское экспериментирование с пемзой, и камнями.
 Ребята! Вот внизу под вулканом мы и видим, застывшую лаву, которая превратилась в твердую породу, пемзу. Давайте возьмем лупу и рассмотрим ее поближе.
 А теперь давайте опустим простые камешки и наши кусочки пемзы в таз с водой. Что произошло, они утонули? (ответ детей). Как вы думаете, почему они не утонули? (ответы детей). Правильно, потому что в пемзе много пузырьков и они наполнены воздухом.
Заключительная часть
1.1. Рефлексия. Возвращение с полуострова Камчатка
Друзья, вот и окончилось наше сегодняшнее путешествие по этому замечательному полуострову, нам пора возвращаться назад в детский сад. Дети садятся снова в воздушный шар. Что вы можете рассказать о нашем путешествии? Где мы сегодня побывали? Что узнали нового? (ответы детей) .
Сюрпризный момент.
Незнайка: Ребята, мне очень понравилось с вами путешествовать. Вы очень любознательные и смелые путешественники. На память о нашем путешествии я хочу вам подарить по кусочку пемзы, воздушному шарику и картину с изображением вулкана. Чтобы вы смотрели и вспоминали о нашем путешествии. До свидания!