НОД по образовательной области Речевое развитие на тему КВН Аз да Буки, а там и науки для детей подготовительной к школе группы


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11 «Сказка» ст. Георгиевской»


Конспект
непосредственно образовательной деятельности по
образовательной области «Речевое развитие»
на тему: «КВН «Аз да Буки, а там и науки»
для детей подготовительной к школе группы

Волкова Н.М. - воспитатель
ст. Георгиевская
2016
Образовательная область: Речевое развитие
Вид НОД: познавательно - речевое развитие
Форма проведения НОД: игра КВН
Тема: «Аз да Буки, а там и науки»
Цель: Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Задачи:
Образовательные: Совершенствовать навыки звукового анализа слов: определять гласные, согласные (твёрдые, мягкие), выделять первый звук в слове; деления слов на слоги, определения количества слогов, составление предложений по схеме, с предложенными словами.
Развивающие: Развитие фонематического слуха, внимания, мышления, памяти.
Воспитательные: Формирование умения работать в команде, умение слушать товарищей.
Здоровьесберегающие: Поддержание позитивного эмоционального фона НОД, комфортной обстановки.
Словарная работа: гласные и согласные звуки, антонимы, синонимы; ребус, пословица
КВН «Аз да Буки, а там и науки»
Вед. Приветствуем участников и гостей встречи команд КВН сезона 2016 года. КВН - игра для весёлых, находчивых и, самое главное, умных участников. Тема сезона «Аз да Буки, а там и науки».
Эта встреча поможет нам узнать, хорошо ли вы подготовились к поступлению в школу, чему интересному научились в детском саду, и самое главное, смогли ли вы стать настоящими друзьями.
Дети выходят, строятся в шеренгу, лицом к зрителям.
Реб. Говоря вам
Все «Здравствуйте!»
Реб. … мы не только приветствуем вас, но и желаем вам здоровья
Реб. – радости
- успехов
Все Мы рады видеть вас!
Вед. Пришло время поближе узнать наших участников.
Первое конкурсное выступление - «Давайте познакомимся».
Приветствие команд, девиз, клятва капитанов.
Вед. Встречайте команду «Знайки»
«Знайки»
Не простые мы детишки,
Умные и смелые.
Непоседы, шалунишки,
Дружные, умелые!
Любим мы читать, писать,
В игры разные играть
Девиз: Сквозь тернии к звёздам мы взлетаем,
В учёбе знанья добываем!
Вед. Приветствуем команду «Почемучки»
«Почемучки»
Хотим всё знать, хотим уметь
И в этом нас не одолеть!
Соревнуясь вместе с вами, Мы останемся друзьями. Пусть борьба кипит сильней, Крепнет дружба вместе с ней.
Девиз: Девиз наш: Дружба и успех!
Мы победим сегодня всех!
Вед. Капитаны, поприветствуйте друг друга.
(Пожимают друг другу руки, произносят клятву)
Клянёмся не сердиться и не обижаться,
А быстро думать и честно сражаться!
Играть активно, думать коллективно.
Оценка итогов задания.
Вед. Команды готовы к состязанию, начинаем Разминку!
Разминка – «Блиц – опрос»
Сколько букв в русском алфавите? (33)
Сколько из них гласных? (10)
Сколько согласных? (21)
Какие буквы не обозначают звука? (Ъ и Ь знаки)
Чем буквы отличаются от звуков? (буквы мы видим и пишем, звуки мы слышим и произносим)
Ребята, какие бывают звуки? (Гласные и согласные)
Какие бывают согласные звуки? (Твёрдые и мягкие, звонкие и глухие).
Каким цветом обозначаются на схеме гласные звуки? (красным)
Как обозначаются твёрдые и мягкие согласные? (твёрдые согласные – синим, а мягкие – зелёным цветом)
Из чего состоит наша речь?
(наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков)
Оценка итогов выполнения задания.
Вед. Переходим к домашнему заданию.
Домашнее задание «Грамматический биатлон»
Вед. Команды подготовили друг для друга задания «Синонимы» и «Антонимы»
Команда 1 называет слова, а их противники подбирают антонимы.
(быстрый – медленный, печальный – радостный, умный – глупый, смелый – трусливый, жадный – щедрый, скучный – интересный, бежать – стоять)Команда 2 называет слова, а их соперники – синонимы.
(невесомый – лёгкий, увлекательный – интересный, трудиться – работать, путь – дорога, воин – боец, солдат, друг – приятель, товарищ) Вед. Команды приготовили ещё одно задание: «Цепочка слов».
Кто отыщет в этой цепочке и напишет больше слов?
Вариант 1: СЛОНЕБОРЁЛКАПЛЯСУНДУКОЛОСАДОК
Вариант 2: СОМОСТОПОРАНАНАСОВОКНОСОВАРКА
Оценка итогов выполнения задания.
Вед. А сейчас приглашаю на поединок капитанов команд
Конкурс капитанов «Ребусы»
Вед. Прошу капитанов представиться.
Краткий рассказ о себе.
Вед У каждого из вас зашифрована пословица. Прочтите её по первым буквам картинок.

(Капитаны работают у мольбертов)
Вед. А пока наши капитаны выполняют задание, предлагаю
Конкурс болельщиков
Вы можете помочь своей любимой команде, правильно назвав пословицы. (Задания говорят дети обеих команд)
Умный в гору не пойдёт, вынуть рыбку из пруда.
(Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт. Без труда не вынуть рыбку из пруда)Семь раз отмерь, гуляй смело.
(Семь раз отмерь, один раз отрежь. Сделал дело – гуляй смело.)Не имей сто рублей, а нашёл – береги.
(Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Нет друга – ищи, а нашёл – береги.)Скажи, кто твой друг, дальше будешь.
(Скажи, кто твой друг, а я тебе скажу, кто ты.Тише едешь, дальше будешь.)Любишь кататься, надо в воду влезть.
(Любишь кататься, люби и саночки возить.Чтобы рыбку съесть, надо в воду влезть.)Оценка итогов выполнения задания.
Ответы капитанов. (читают пословицы)
Оценка итогов выполнения задания.
Вед. Предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутка
Как живешь? – Вот так.
Как плывешь? – Вот так.
Как бежишь? – Вот так.
Вдаль глядишь? – Вот так.
Ждешь обед? – Вот так.
Машешь вслед? - Вот так.
Утром спишь? – Вот так.
Как шалишь? – Вот так.
Дети отвечают на вопросы, выполняют движения согласно тексту.
Вед. Мы переходим к следующему конкурсу, в котором потребуется не только находчивость, но и быстрота в выполнении задания.
Конкурс «Грамотеев»
«Собери слово»
Вед. У каждой команды на столах буквы. Надо составить из них слово – ответ, выбежать и построиться, придумать предложение с этим словом.
Вариант 1 «Четвёртый лишний» (помидор, огурец, груша, капуста)
Вариант 2 «Назови одним словом» (баклажан, лук, редис, огурец - овощи)
«Диктант»
Ваша задача, записав первые буквы продиктованных слов, составить слово.
Василёк, ель, сосна, нарцисс, астра - ВЕСНА
Пенал, облако, букварь, егерь, дневник, азбука - ПОБЕДА
(работа за столами)
«Три конверта» = Составь предложение
Вед. Предлагаю вам пополнить копилку ваших достижений, выбрав задание разной степени сложности. В красных конвертах самое сложное задание, оно добавит вашей команде 3 балла, в жёлтых конвертах задание на 2 балла, а в зелёных – простое задание, которое принесёт вам 1 балл.
Красный конверт: Три картинки. Составить предложение, объединяющее эти слова. Нарисовать схему предложения.
Жёлтый конверт: Восстановить нарушенный порядок слов, составить предложение, и схему к нему.
Зелёный конверт: По предложенной схеме придумать предложение.
Оценка итогов выполнения задания.
Вед. Пока уважаемое жюри совещается, мы поиграем вместе с болельщиками. Игра называется «Загадки и отгадки хором». (загадки-обманки)
В чаще голову задрав,
Воет с голоду … (волк).
Кто в малине знает толк?
Косолапый бурый … (медведь)
Как в автобусный салон
К маме в сумку прыгнул … (кенгуру)
Над лесом солнца луч потух,
Крадётся царь зверей … (лев)
– Дур-рак! – кричит из клетки.
От страха не робей.
Диковинная птица
Зовётся … (попугай)
По сосне, как барабан,
Застучал в лесу … (дятел)
С пальмы вниз,
На пальму снова
Ловко прыгает … (обезьяна)
У него большие уши,
Сам себя облил, как в душе,
Поднял хобот, затрубил
Толстоногий … (слон)
Кто в лесу дрожит под ёлкой
Чтоб не встретиться с двустволкой?
Скачет полем, осмелев.
Этот зверь зовётся … (заяц)
Кто любит по ветвям носиться?
Конечно, рыжая … (белка).
Вед. Подошли к концу наши состязания. Предлагаю командам сказать несколько слов…
Закончи предложение
«Благодарим соперников за…» (честную игру)
«Благодарим жюри за …» (справедливые оценки)
«Благодарим болельщиков за…» (горячую поддержку)
Вед. Вот и закончился наш праздник ума и смекалки, находчивости и, конечно, дружбы.
Приглашаю команды для подведения итогов. Перед построением оцените своё настроение, выберете смайлика.
Внимание! Слово предоставляется жюри.
Подведение итогов. Награждение.