Конспект образовательной деятельности с использованием информационных технологий по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Путешествие в прошлое книги»


АНО ДО «Планета детства «Лада»
д/с № 169 «Лесная сказка»
Конспект
в совместной деятельности педагога и детей (НОД)
в подготовительной группе на тему:
«Путешествие в прошлое книги»
Воспитатель: Кафиятуллова Г.Х.
Тольятти, 2011
Цель: Познакомить детей с историей возникновения книги и ее созданием; дать конкретные исторические факты по истории книги в разные времена, в разных государствах; показать, как книга преобразовалась под влиянием развития культуры; воспитывать бережное отношение к книгам; развивать интерес к малым фольклорным формам.
Задачи образовательных областей:
ОО «Познание»:
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
- развитие познавательно-исследовательской деятельности;
ОО «Коммуникация»:
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устнойречи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм)
ОО «Чтение художественной литературы»:
- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений
ОО «Труд»:
- формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Словарная работа: бамбуковые пластины, папирус, береста, пергамент, свиток, печатный станок, иероглифы, окорения, щепа.Предварительная работа: беседы на темы «путешествие в прошлое бумаги», «Кто придумал алфавит»
Оборудование: увеличенные рисунки с изображением старинных книг (глиняные дощечки, бамбуковые платины, каменные книги, книги из пергамента), процесса изготовления бумаги из папируса; шкатулка с березовой корой, кроссворд, иллюстрации в энциклопедии «Искусство» т.7, гусиное перо, портрет первопечатника И.Ф.Федорова, печатная машинка, современные книги разного формата.Ход занятия.
Воспитатель:
Сегодня день у нас особый!
Мы познакомимся, друзья,
С предметом, без которого
Прожить на свете нам нельзя.
Девочка-книга: я вам загадаю загадку, а вы ответ выложите на кубиках:
Говорит она беззвучно,
Но понятно и нескучно,
Ты беседуй чаще с ней,
Станешь вчетверо умней (книга)
Воспитатель: А для чего нужны книги?
Дети: - Чтобы много знать,
- чтобы стать умней,
- узнавать новое,
- хорошо учиться в школе.
Воспитатель:
А как вы думаете, всегда ли книги были такими яркими, красочными?
Дети: нет
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в деловую игру. Вы будете учеными, профессорами. Приглашаю Вас занять Ваши места (дети садятся на свои места, надевают головной убор).
Тема нашего семинара- «Историческое прошлое книги».
Много-много лет тому назад не было ни чернил, ни бумаги, ни тем более книг. Первые книги делали из глины.
Ребенок: Давным-давно в Вавилоне придумана была книга, она была написана на глиняных дощечках. На мягкой глине острой палочкой выдавливали знаки и картинки. Потом глину сушили и обжигали в печах. Получались очень прочные глиняные таблички, Из табличек составляли книги (показывает глиняную табличку).
Воспитатель: Уважаемые профессора, как вы думаете, удобно было читать книги, написанные на глиняных дощечках?
Дети: нет
Воспитатель: Почему?
Дети: - глина разрушалась,
- такие книги было неудобно хранить
- тяжелые
Девочка-книга: А я хочу вам рассказать вот об этой книге (показывает). В далекие времена все истории про отважных воинов, сказки про Луну и Солнце – все пересказывали друг другу. И сейчас мы говорим про старинные истории – «предания». Может, вы мне подскажите, что такое предания?
Дети: Рассказы старины, передаваемые из уста в уста.
Воспитатель: Было очень трудно запомнить самые разные и длинные истории. Поэтому люди придумали рисовать картинки (показывает), которые помогали им запоминать. Прочтите пожалуйста, что нарисовано на дощечках.
Ребненок1: Нарисуют озеро, рядом – огромную рыбу. Это означает память об удачной ловле рыбы. (показывает).
Ребенок2: Нарисуют холмы и речку, а среди деревьев и холмов вдоль реки – тропинка. Это память о дальнем путешествии (показывает).
Ребенок3: Люди сидят у костра, рисуют быка и охотников – значит была хорошая охота (показывает)
Ребенок4: Вот эти мешки (показывает) означают, что человек собрал хороший урожай.
Девочка-книга: Все это можно было по памяти изобразить в картинках. Очень удачная придумка – такие картинки. Они применяются и в наши дни. Например, нарисован телефон и земной шар (показывает) – значит, здесь можно поговорить по телефону с любым городом.
Воспитатель:Так много интересного мы друг другу рассказали. А что же в Китае?
Ребенок: В Китае писали на бамбуковых пластинах иероглифами –знаками, которые использовались для написания. Бамбуковые пластины связывали между собой крепкой бечевкой.
Воспитатель: Но такой способ не устраивал людей. Почему?
Дети: книги, сделанные из дерева, часто сгорали.
Девочка-книга: А в Древнем Египте тексты высекали на каменных плитах, пытаясь сохранить их надолго. Представьте, что у вас дома лежат каменные книги. Это удобно?
Дети: Нет,- они тяжелые,
- занимают много места,
- трудно брать их,
- трудно перевозить.
Девочка-книга: Тогда люди придумали другие способы создания книг. Есть такое растение – папирус. Что вы знаете об этом растении?
Ребенок: Это растение вдвое выше человека, его ствол в руку толщиной. Растет оно в Африке, по берегам рек и болот. У него сладкий сок. Славен он тем, что на нем писались первые книги. Сердцевину тростника резали на полосы, их укладывали друг на друга, прижимали тяжестью, сушили на солнце. Получались листы, на которых можно было писать. Потом листы склеивали в длинный-предлинный свиток. Появились книги – свитки, похожие на широкую длинную ленту, в которой нет страниц.

Воспитатель: У нас есть такие книги?
Дети: Нет. Такой способ хранения книг не используется.
Воспитатель: Что же придумали люди? Там, где не было зарослей папируса, научились писать на пергаменте. Что это такое?
Ребенок: Это кожа молодых животных (показывает). Кожу старательно чистили, скоблили, шлифовали, пока она не становилась желтой или белой. Несколько пергаментных листков составляли книгу. Одну книгу писали многие месяцы, а иногда и не один год. Для защиты от царапин обложку делали из меди, и книга напоминала сундук «с застежками». Ее очень долго делали вручную.
Воспитатель: Интересно, а откуда люди узнали о том, на чем писали книги, как они создавались?
Дети: Узнали из раскопок.
Воспитатель: А еще люди писали на бересте. Что такое береста?
Ребенок: Это наружная часть березовой коры. Были так называемые берестяные грамоты-письма и документы, написанные на бересте. Буквы на ней процарапаны особым костяным инструментом – писалом.
Воспитатель: Уважаемые профессора, я предлагаю вам разгадать кроссворд и найти главное слово.
Подойдите к столу. На столе разложены вопросы. Прочитайте свой вопрос, и дайте ответ.
Кроссворд
1.Материал, из которого делали первые книги (бамбук)
2. Растение, из которого делали книги (папирус)
3. Как называли обработанные шкуры животные (пергамент)
4. Мягкий материал, на котором писали заостренной тростниковой палочкой (глина)
5. Знак, которые использовали для написания книг (иероглифы)
6. Наружная часть березовой коры (береста)
Воспитатель: Шли годы и столетия, и забывали постепенно о папирусе и пергаменте. Потому что появилась бумага. Белая, гладкая, удобная (показывает).
А сейчас я предлагаю видеосюжет о производстве бумаги (дети стоят на массажном коврике).
Видеосюжет о производстве бумаги.
Воспитатель: я предлагаю вам занять свои места.
Я бы хотела задать вам вопросы по фильму:
Из чего делают бумагу? (из дерева)
Из каких деревьев? (клен, береза, тополь)
Что такое окорение? (очищение ствола дерева от коры)
А кору используют для производства бумаги? (нет). А что с ней делают? (сжигают)
Как называется измельченная древесина? (щепа)
Что делают с щепой? (промывают, отбеливают, высушивают)
Воспитатель: И вот появилась бумага? Какие стали книги?
Ребенок: В старину даже тогда, когда придумали бумагу, книги писали от руки. На изготовлении одной книги уходило 5-7 лет. Писали гусиными, павлиньими, лебяжьими перьями. Обложки делали из дощечек, и украшали драгоценными камнями, золотыми и серебряными застежками. Такая книга стоило больших денег. Иметь такую книгу могли только богатые. И ее передавали по наследству. Люди стали думать, как сделать книгу доступной, не одному человеку, а сразу многим. Впервые в России книги напечатал на станке Иван Федоров. Он придумал и издал первую «Азбуку».
Воспитатель: Как вы думаете, для кого была напечатана «Азбука»?
Дети: Для детей
Воспитатель: А для чего?
Дети: - по букварю учились буквам и цифрам;
- добрым делам и хорошим мыслям
Но шло время. Постепенно люди улучшали печатный станок, придумали новые машины, на которых печатаются вот эти (показывает) яркие, красочные книги.
Девочка-книга: Книги надо любить и беречь, чтобы они достались следующему поколению.
Назовите правила пользования книгами:
Идет, раздает карточки с правилами
Дети:
Прежде чем взять книгу проверь чистые ли у тебя руки
Книги нужно читать и рассматривать за столом
Читая книгу, не пачкай ее, не загибай страницы
Перелистывай страницы, несмачивая палец слюной
Не играй с книгой. От этого она портиться
Прочитал книгу, положи ее на место
Храни книгу в специальном месте – книжном шкафу, на полке.
Если заметил, что у книги оторвалась или отклеилась обложка, выпала страница, отремонтируй ее сам или с помощью взрослого.
Воспитатель: Я думаю, что наш семинар (ученый совет) прошел интересно. Мы с вами поделились своими знаниями. Я предлагаю вам рассмотреть нашу выставку современных книг.