Технологическая карта урока по биологии на тему «Строение и функции кожи»

Технологическая карта
Разработка урока по биологии
Преподаватель Кравченко Инна Юрьевна
Класс, дата, предмет: 8 класс, 14 февраля, биология
Тема урока: «Строение и функции кожи»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Вид урока: урок смешанного типа.
Метод обучения: Частично-поисковый, лабораторный
Цели: изучение и первичное закрепление знаний о строении и функциях кожи
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся со строением и функциями кожи, сформулировать понятия терморегуляция, эпидермис, дерма, подкожная клетчатка; выявить взаимосвязь строения кожи и ее функций;
Развивающие: развитие познавательных интересов и инициативы учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений, умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Воспитательные: убеждение в эволюционном единстве человека и животных; воспитание культуры общения учащихся при работе в группах, прививание любви к природе и интерес к ее изучению.
Оборудование: плакат, компьютер, презентация.

Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

1. Организационный.
Проверяет готовность обучающихся к уроку, организует позитивный психологический настрой урока.
- Здравствуйте, я очень рада видеть вас.
Настраиваются к работе на уроке

2. Мотивация учебной деятельности
Привлекает интерес учащихся к изучению новой темы, к самостоятельному приобретению знаний с использованием презентации.
Рубрика «Знаете ли вы...?»
«...что поверхность кожи человека в среднем составляет около 2-х м и эту площадь необходимо знать при назначении некоторых лекарств и лечебных процедур»; (слайд1)
«...что чистая кожа выделяет вещества, которые растворяют белки бактерий»; «...что на 1 см грязной кожи помещается 40000 микробов, и во время мытья с кожи снимается 1,5 миллиарда микробов»; «...что за 1 мин. через кожу проходит 460 миллилитров крови»; (слайд2)
«...что человек в сутки выделяет столько тепла, что хватит, чтобы довести до кипения 33 литра ледяной воды» (слайд3).
Вы наверное уже догадались о теме сегодняшнего урока.
Учитель по необходимости корректирует
Запишите в тетради тему:
«Строение и функции кожи»
Как правило, такая информация вызывает удивление и интерес, привлекает внимание, стимулирует познавательную деятельность. Учащиеся осознают недостаточность или отсутствие собственных знаний по этой теме. Желание найти, узнать ответ стимулирует познавательный акт.





Ученики дают свои ответы
Ученики записывают тему урока в тетрадь

3. Целеполагание
Формулирует проблемный вопрос.
- Мы знаем, что клетка может жить только в жидкой среде, тогда, каким образом, человек -многоклеточный организм существует в воздушном океане?
Я предлагаю сформулировать задачу урока, исходя из заданного вопроса и опираясь на интеллектуальные возможности класса.

Учащиеся обсуждают проблемный вопрос и, как правило, не могут сразу проследить логику ответа, поэтому ставят перед собой учебные задачи, которые помогут ответить на этот вопрос:
1. вспомнить строение клетки
2. виды тканей
3. изучить строение и функции кожи, как пограничного органа между внешней и внутренней средой

4.
Актуализация знаний
На этом этапе идет работа по развитию биологических понятий, предполагающая активную познавательную деятельность, основанную на умении учащихся сравнивать, анализировать.
Учитель организует самостоятельную работу в парах с помощью постановки вопросов:
1. Вспомнить к какому классу позвоночных относится человек?
2. Сравните строение кожи этих животных со строением кожи человека.
3. Запишите основные термины по теме в тетрадь (на столе учебники биологии 8кл.), зарисуйте схему строения кожи человека.
Обеспечение мотивации путем возвращения учащихся к поставленному проблемному вопросу.
Почему клетки кожи существуют в воздушном океане
Учащиеся вспоминают ранее изученный материал, углубляют свои знания, записывают понятия эпидермис, дерма, подкожная клетчатка, железы внешней секреции (потовые, сальные), рецепторы.
Самостоятельно моделируют схему строения кожи.
Ребята делают вывод о том, что сходство в строении кожи человека и млекопитающих доказывает единство их происхождения. Учащиеся опираются на актуализированные знания о строении кожи, делают вывод о том, что наружный слой кожи состоит из мертвых клеток, которые могут существовать и в воздушной среде, они защищают глубокие слои клеток эпителиальной и соединительной тканей

5 Физкультминутка (здоровьесберегающие технологии)

6 Изучение нового материала.
Учитель активизирует деятельность учащихся, предлагая сопоставить факты:
-Человек, у которого в результате ожога поражена большая площадь кожи, может погибнуть, если не удалось пересадить чужую кожу.
-В зависимости от температуры тела кожа то бледнеет, то краснеет, потоотделение то усиливается, то ослабевает.
-Незрячий человек может читать и различать монеты пальцами.
Учащиеся учатся слушать устное изложение. Сосредотачиваться на содержании материала.


Групповая
работа
Учитель управляет работой групп для достижения поставленных задач.
Виды заданий для групп:
1 группа: Рассмотрите под лупой тыльную поверхность кисти. Назовите ткань, которая находится на поверхности кожи. С помощью учебника выясните функцию этой ткани. Установите, куда ведут отверстия, из которых выходят стержни волос.
Обратите внимание на рельеф кожи и блеск, выясните его причину.
2 группа: Рассмотрите поры кожи ладони, определите их значение. Сравните увиденное с изображением на рисунке учебника (с. 174.) Ответьте на вопрос, почему потовую железу можно сравнить с почечными канальцами?
Осмыслите факт: Через кожу за сутки при температуре 300С выделяется 7 – 9 г. СО2 и поглощается 3 – 4 г. кислорода, что составляет 2% всего газообмена в организме. При этом, благодаря эпидерме, кожа непроницаема ни для воды, ни для газа. Каким же образом осуществляется кожное дыхание?
3 группа: Докажите, что корни волос имеют нервные окончания. Прикоснитесь каким-либо предметом к волосу. Что вы наблюдаете?
Почему шляпа на голове не чувствуется? Составьте схему рефлекторной дуги движения волоса.
4 группа: Рассмотрите в лупу узоры на подушечках пальцев. Докажите, что в бороздках находятся осязательные рецепторы, которые повышают чувствительность кожи в этих местах.
Сделайте вывод о приспособленности руки к трудовой деятельности на основании следующих наблюдений: а) испытуемому с закрытыми глазами предлагают узнать предмет, прокатывая его между ладонями (там, где нет бороздок). Затем между подушечками пальцев (предмет выдает учитель: винтик, шуруп, гвоздь).
Самоконтроль, взаимопомощь
Отработка предметных навыков работы с лупой, наблюдения
Учащиеся самостоятельно осмысливают полученную информацию и делают первичные выводы о функциях кожи
-Кожа - это наружный покров тела, который надежно защищает все находящиеся под ней органы от механических, химических повреждений, препятствует потере воды организмом, проникновению бактерий.
-Кожа участвует в регуляции температуры тела, в обменных, выделительных и защитных процессах.
-В коже располагается большое число рецепторов, которые воспринимают холод, тепло, прикосновение, боль.
-Кожа тесно связана со всеми органами и системами.






















7 Обсуждение результатов
Учитель корректирует ответы уточняет и конкретизирует понятия: кожное дыхание, теплорегуляция, строение волоса.
Отчет групп у доски.
Рецензия ответов параллельных
групп.
Развитие коммуникативных умений

8. Обобщение нового материала.
Закрепим и обобщим полученные знания, заполнив самостоятельно таблицу, в которой необходимо отразить
- строение и функции кожи,
- название слоев,
- особенности строения каждого слоя функции кожи.
Демонстрация правильного варианта на экране
Самостоятельно опираясь на ранее известные и полученные на уроке знания по теме, заполняют таблицу.
Коррекция в случае необходимости.
Развиваются самоконтроль, самооценка, самоанализ.


8. Контроль новых знаний /тест/.
Фронтальный опрос по новой теме
Ученики отвечают устно
По необходимости дополняют ответы товарищей

9. Домашнее задание
1) стр.4-9 учебник, вопрос 4 на стр. 7, вопрос 2 на стр. 9
2) составьте сообщение о развитии науки зоологии
Ученики записывают д.з

10. Рефлексия.
Что нового вы узнали?
Чему научились?
Где сможете применить свои знания?
Как вы считаете, на какую оценку вы работали?
Ученики дают свои варианты


Литература.
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.. Биология:Человек: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2006.
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.. Биология: Человек, 8класс. Методическое пособие для учителя.- М.: Вентана-Граф, 2005
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования




 
·