Использование приёмов ТРИЗ-РТВ в коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющими ОНР (сценарии НОД)

Использование приёмов ТРИЗ-РТВ в коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющими ОНР (сценарии НОД)
Шибаева Людмила Валентиновна
учитель-логопед МБДОУ №7 «Пингвиненок» г.Снежногорск
Игры и приёмы ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач) можно с успехом применять в коррекционно-развивающей деятельности в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. ТРИЗ-РТВ (Развитие Творческого Воображения) формируют творческое мышление, способность нестандартно разрешать ситуацию (проблему), учат детей фантазировать. Играя совместно с педагогом, ребенок с ОНР вовлекается в различные речевые ситуации. С одной стороны, педагог предлагает ему образец для подражания, а с другой – предоставляет широкое поле для фантазии и творчества. Вовлекаясь в творческий процесс, ребенок становится активным участником, способным рассуждать, обобщать, анализировать, делать самостоятельные выводы.
Предлагаю вашему вниманию организацию непосредственно образовательной деятельности для детей с ОНР подготовительной группы компенсирующей направленности с использованием приемов ТРИЗ-РТВ.
Организация непосредственно образовательной деятельности по мотивам сказки «Теремок»
Цели: активизировать словарь детей;
учить подбирать точные сравнения; закреплять навык построения связного высказывания;
развивать творческое воображение, логическое мышление;
развивать способность перевоплощения посредством приёмов театрализованной деятельности;
формировать установки толерантного поведения.
Оборудование: теремок, маски животных, листы с напечатанными предложениями и зашифрованными словами, предметные картинки, клубок ниток, простой карандаш.
Ход НОД
1 .Организационный момент.
Дети вместе с логопедом заходят в группу, становятся в круг. Проводится психологический этюд «Ласковушка».
Логопед: Посмотрю на ваши лица. С кем бы мне здесь подружиться? Я - Людмила Валентиновна, а вы кто? Назовите себя любым ласковым словом.
(Дети: Я - Алёша-дружочек. Я - Карина-огонёчек. Я - Даша-хохотушка. Я - Олечка-подружка и т.д.)
Логопед: Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких пригожих я приглашаю в сказку. Хотите?
2. Сказка «ТЕРЕМОК».
Логопед: Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка (логопед надевает маску мышки на одного ребёнка, тот исполняет роль мышки). Увидела теремок и спрашивает:
Ребёнок-мышка: Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
Логопед: Никто не отзывается.
Вошла мышка в теремок и стала в нём жить. (Ребёнок садится на своё место.)
Логопед: Живёт мышка в теремке серенькая, как кто? Как что?
(Дети подбирают сравнения: «Серенькая, как котёнок. Серенькая, как пыль).
Маленькая, как... (гномик, снежный комочек, лилипут)
Хвастатая, как... (собака, кошка, слон, осёл)
Глазастенькая, как... (внучка, лиса, лягушка)
Трусливая, как... (заяц, ребёнок )
Ещё мышка какая? (Дети подбирают слова-признаки к слову «мышка».)
Логопед: Прискакала к терему лягушка-квакушка (на одного ребёнка надевается маска лягушки) и спрашивает:
Ребёнок-лягушка: Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
Ребёнок-мышка: Я, мышка-норушка. А ты кто?
Ребёнок-лягушка: Я, лягушка-квакушка.
Ребёнок-мышка: Иди ко мне жить.
Логопед: Лягушка прыгнула в теремок (ребёнок садится на своё место). Стали они вдвоём жить. Очень любили играть в игру «Закончи предложение». Давайте и мы поиграем. Возьмите листы с напечатанными предложениями. Прочитайте начало предложения и придумайте конец.
1. Когда кончится дождь, мы...
2. Мы будем играть в мяч, когда...
3. Папа сказал, что я ...
4. Чтобы суп был солёным, надо...
5. Мне 7 лет, я...
6. Я с мамой пошёл (пошла) к зубному врачу, потому что...
7. Если бы я был (а)...
Логопед: Бежит мимо зайчик-побегайчик (на ребёнка надевается маска зайца). Остановился и спрашивает.
Ребёнок-зайчик: Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
Дети:
- Я, мышка-норушка.
- Я, лягушка-квакушка. А ты кто?
- А я зайчик-побегайчик.
- Иди к нам жить.
Логопед: Заяц скок в теремок! Стали они втроём жить. Заяц умеет ловко следы запутывать, вот и буквы в словах перепутал. Из букв каждой строчки составьте и напечатайте слово (у каждого ребёнка лист с напечатанными буквами).
Обратить внимание на осанку детей, правильно ли ребёнок держит карандаш.
бено-небо
- Составьте небылицы, используя слова «ЗАЯЦ, НЕБО». (Заяц по небу летает)
буд-дуб
- Соедините 2 слова «ЗАЯЦ, ДУБ», используя предлоги. (Заяц сидит под дубом, заяц дрожит за дубом, заяц прыгает около дуба...)
гирт-тигр
- Задайте вопросы, используя слова «ЗАЯЦ, ТИГР» (Почему заяц боится тигра? Почему тигр полосатый, а заяц нет? Отчего тигры и зайцы не летают?)
3. Динамическая пауза.
(Под словесное сопровождение дети выполняют соответствующие действия, меняя голос и интонацию.)
Сидит зайка на опушке,
Поднимает зайка ушки.
Слышит - шорох раздаётся.
За кустом лиса крадётся.
Вот лиса раскрыла пасть...
Как бы зайке не пропасть...
Зайка скок, скок, скок,
Прыгнул вбок и наутёк.

(Автор неизвестен)
4. Сказка «Теремок».
Логопед: Идёт лисичка-сестричка (на одного ребёнка надевается маска лисы). Постучала в окошко и спрашивает:
Ребёнок-лисичка: Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
Дети: - Я, мышка-норушка.
-Я, лягушка-квакушка.
-Я, зайчик-побегайчик. А ты кто?
-А я, лисичка-сестричка.
-Иди к нам жить.
Логопед: Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить. И лисичка поведала всем такую историю: «Все предметы разговаривают со мной, и я их понимаю. Когда я захожу в кухню, самовар говорит мне: «Привет! Хорошо, что ты зашла! Я уже приготовил тебе чай». Сажусь, а стул говорит мне: «Вот и ты, вдвоём нам будет веселее». Ребята, о чём с вами могут разговаривать вот эти предметы?
(На доске выставлены предметные картинки: стол, тетрадь, апельсин, карандаш,...)
(Ответы детей: например, «Апельсин»: «Здравствуй, съешь меня, во мне много полезных витаминов»)
Логопед: Прибежал волчок-серый бочок (на ребёнка надевается маска волка), заглянул в дверь и спрашивает:
Ребёнок-волчок: Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
Дети: - Я, мышка-норушка.
-Я, лягушка-квакушка.
-Я, зайчик-побегайчик.
-Я, лисичка-сестричка. А ты кто?
-А я, волчок-серый бочок.
-Иди к нам жить.
Логопед: Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они все в тереме живут, песни поют. Что-то волк грустный сидит. Ребята, давайте скажем комплимент волку, и он перестанет грустить.
Логопед, передавая клубочек ребёнку, говорит: «Волк, ты такой сильный». Ответы детей (Волк, у тебя такой острый нюх. Волк, ты такой смелый)
Логопед: Вдруг идёт мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и ... Что было дальше, мы знаем. А давайте изменим конец сказки.
Ответы детей.
4. Итог занятия.
Логопед: Вот так весело и дружно жили наши герои. А что значит дружно? Все возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу. Это и есть дружно.
Этюд «Круг друзей».
Логопед: Ребята, всегда живите дружно, помогайте друг другу и всё у вас будет хорошо.
Организация непосредственно образовательной деятельности «Салат из сказок»
Цели: обогащать активный словарь детей;
учить чувствовать красивое необычное слово;
учить давать определение словам;
учить фантазировать, сочинять; развивать ассоциативное мышление;
развивать фонематическое восприятие;
формировать (воспитывать) учебную фразу.
Оборудование: картинные сказочные герои Винни-Пух, Карлсон, буквы, предметные картинки, черный и белый круги, листы с напечатанными предложениями, слова для чтения, цветные и простой карандаши, тексты объявлений, ножницы, книги А.Линдгрен «Карлcсон, который живёт на крыше», А.Милн «Винни-Пух и все, все, все».
Ход НОД
1. Организационный момент. На столе лежат буквы.
Логопед: Найдите правильно напечатанную первую букву своего имени и скажите, как вас зовут, сколько вам лет.
2. Отгадывание имён героев занятия.
Логопед: Имя первого героя мы отгадаем с помощью игры «Данетка» (Дети строят вопросительные предложения таким образом, чтобы логопед мог ответить «да» или «нет»; вопросы задаются до тех пор, пока не будет отгадан задуманный предмет).
После того, как дети отгадали сказочного героя Винни-Пуха, картинка с его изображением выставляется на доске.
Логопед: Имя второго героя мы отгадаем по первым звукам данных картинок. Перед детьми выставляются предметные картинки: кот, ананас, ракета, лодка, слон, облако, ножницы).
После того, как дети отгадали сказочного героя Карлсона, картинка с его изображением выставляется на доске.
3. Игра «Чёрное - белое».
Логопед: Однажды Винни-Пух и Карлсон встретились на страницах одной книги, во время знакомства Карлсон рассказывал о себе только положительное (детям показывается белый круг). Ребята, скажите, что рассказал о себе Карлсон?
Ответы детей.
Логопед: Винни-Пух о себе рассказал только отрицательное (детям показывается чёрный круг). Ребята, скажите, что рассказал о себе Винни-Пух?
Ответы детей.
3. Игра «Цепочка слов».
Логопед: Ещё Винни рассказал Карлсону о своём любимом лакомстве. Вы догадались, что это за лакомство?
Дети: Это мёд.
Логопед: Какие слова вам приходят в голову, когда вы слышите слово «МЁД» Дети выстраивают ассоциативный ряд слов. Например, «Мёд – пчёлы – улей – лето - »
3. Игра «О чём речь?»
Логопед: Карлсон тоже очень любил сладкое. Ребята, о чём может идти речь в рассказе, если есть два слова: «Карлсон – сладости».
Ответы детей: Речь в рассказе может идти о том, как Карлсон любит сладости. О том, как вредно много есть сладостей Карлсону. О том, как Карлсон угостил друзей сладостями (здесь и далее стараться требовать от детей полных ответов).
4.Игра «Хорошо – плохо».
Логопед: Закончите мои предложения. «Сладости – это хорошо, потому что »
«Сладости – это плохо, потому что »
Ответы детей.
5. Игра «Объяснялки».
Логопед: Понравились друг другу Карлсон и Винни-Пух. Однажды Винни-Пух и Карлсон придумали вот такую игру. Они составляли новые слова и объясняли их значение.
На доске выставлены предметные картинки: конфета, дом, суп, ребёнок и др.
Назовите эти предметы со словом «супер» вначале.
Дети: Суперконфета, супердом, суперсуп, суперребёнок.
Логопед: Что значит «Суперконфета»? «супердом?» «суперсуп»? «суперребёнок»?
Ответы детей.
Аналогично называются данные слова с частицей «не» и дети объясняют значения получившихся слов.
6. Динамическая пауза.
Логопед: Винни предложил Карлсону поиграть в игру «Повторялки». Под словесное сопровождение дети выполняют соответствующие действия.
Я иду, и мы идем
Я пою, и мы поем.
Я несу, и мы несем.
Я беру, и мы берем.
Я веду, и мы ведем.
Я плыву, и мы плывем.
Я лечу, и мы летим.
Я бегу, и мы бежим.
Я стою, а мы садимся.
7.Игра «О чём говорят предметы?»
Логопед: Винни-Пух решил открыть «Бюро находок».
На фланелеграфе вывешена вывеска «Бюро находок», где поочерёдно выставляются предметные картинки с подписью внизу.
Логопед: Ребята, отгадайте, какая буква потерялась?


БАНК . . ЫР ЧА . КА
- О чем может сказать пустая банка? Ответы детей (о том, что в ней когда-то было варенье и оно закончилось)
- О чем могут сказать дырки у сыра? Ответы детей ( о том, что сыр вкусный. О том, что сыр швейцарский. О том, что сыр ели мыши)
- О чем может сказать трещина на чашке?
Ответы детей ( о том, что чашка старая.)
8.Игра «Доска объявлений».
На доске висит вывеска «ОБЪЯВЛЕНИЯ», на которой вывешены напечатанные крупным шрифтом объявления.
Логопед: Карлсон решил открыть «Доску объявлений». Давайте прочитаем, какие объявления разместил Карлсон и подумаем, кто бы их мог написать?
Дети читают объявления и отвечают на вопрос.
«Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне».
- Кто это объявление мог написать? (еж, дикобраз, елка, кедр, пихта).
«Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья?»
(гусеница, червяк, змея, черепаха, улитка). «Помогу всем, у кого сломался будильник». (петух, часовщик)
«Много пустых банок. Выбросить жалко. Как можно их использовать?» (Карлсон)
Детям предлагается решить проблемную ситуацию.
Логопед: Какие ещё могут быть объявления вывешены на доске?
Дети составляют свои варианты объявлений.
9.Сочинение сказки.
Логопед: Винни-Пух и Карлсон живут в разных сказках. Давайте попробуем объединить их в одну. Сочиним историю о Винни-Пухе и Карлсоне со словами.
Да вот беда, слова склеились. Это, наверное, оттого, что наши герои любят сладости. Разделим слова и сочиним сказку с данными словами.
Слова напечатаны на одной длинной ленте, дети поочерёдно отрезают ножницами слово и выставляют каждое на доске.
Однаждыпрогулкавеселотучакрасныйтортсок.
Ответы детей.
10.Итог занятия.
Логопед: Может кто-то из вас, когда вырастет, сочинит свою историю и напишет свою сказку, выпустит свою книгу, также как это сделали Астрид Линдгрен и Ален Милн (детям показываются книги).
Приведенные игры, способствуют тому, чтобы ребенок научился действовать с любыми информационными полями, систематизировать объекты материального и духовного мира, решать задачи творческого характера.

Литература:
1.Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов н/Дону: Феникс, 2011.
2.Альтшуллер Г.С. Найти идею. – Новосибирск: Наука, 1986.
3.Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений: 3-е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007.
Синицына Е. Игры и упражнения со словами. Серия «Дошкольное образование». - М.: ЮНВЕС, 2000.
4. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. -- 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.



























Заголовок 215