Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с использованием элементов технологии ТРИЗ с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Викторина по сказкам А. С. Пушкина»


Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с использованием элементов технологии ТРИЗ
с детьми подготовительной к школе группы на тему:
«Викторина по сказкам А. С. Пушкина»
Составила воспитатель:
Мартыновская С.Н.
Цель: Систематизирование знаний детей о творчестве Пушкина и развитие творческого воображения.
Задачи:
Образовательная:
1. Закрепить знания детей о произведениях А. С. Пушкина, вызвать интерес к произведениям писателя.
2. Формировать связную речь, обогащать словарь детей.
Развивающая:
1. Развивать у детей творческое воображение, внимание, мышление, память, слуховое и зрительное внимание.
Воспитательные:
1. Воспитывать в детях навыки коллективной работы, доброжелательные отношения в детском коллективе.
2. Воспитывать интерес к творчеству русских поэтов.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие
Познавательное развитие
Физическое развитие
Оборудование:
1. Иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина (пазл) .2. Фишки для команд.
3. Отрывки аудиозаписей сказок.
4. 10 рыбок пластмассовых + 2 платка (синих).
5. 4 обруча.
6. Карты с персонажами сказок.
Предварительная работа.
1) Чтение сказок А. С. Пушкина, беседа по их содержанию.
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
«Сказка о царе Салтане»
«Сказка о золотом петушке»
«Сказка о попе и работнике его Балде».
2) Просмотр мультфильмов по сказкам Пушкина.
3) Рассматривание иллюстраций к сазкам Пушкина.
4) Оригами "Петушок"
5) Аппликация "Белка под елью"
6) Рисование: "Сказочный дворец", "Сказка о царе Салтане"
7) Разучивание пальчиковой гимнастики "Белка" и физкультминутки "Над морем"
Предполагаемое время: 30 минут.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
I часть. Организационный момент.
Дети и воспитатель в группе.
Воспитатель: Ребята, мы с вами очень много говорили о творчестве А.С.Пушкина и читали его сказки. Вам нравится творчество этого поэта?
Дети: Да!
Воспитатель:
Это прелесть без конца.
В нашей жизни вечно будут.
Этих сказок голоса.
Сколько сказок у поэта?
Их не много и не мало,
Но все Пушкинские – это.
Наше вечное начало!
Итак, друзья, начнем программу.
Затей у нас большой запас!
А для кого они? Для вас!
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки.
Сказку нередко наполняют разные чудеса: то молодая царевна засыпает вечным сном, проглотив кусочек отравленного яблока, то золотая рыбка исполняет желания, то царевна превращается в лебедя - все это очень интересно.
Сегодня я предлагаю вам поиграть в интересную викторину, мы вспомним любимые всеми сказки А. С. Пушкина. Вы согласны?
Дети: Да!
Воспитатель:
Я предлагаю вам разделиться на 2 команды: петушки и золотые рыбки, как мы разделились с вами вчера и занять места за столами.
И мы начинаем нашу викторину!
За каждый правильный ответ команда получает фишки. В конце конкурсов подсчитаем полученные фишки и определим победителей.
Итак… начнём… .II часть. Основная.
Воспитатель:
Первый конкурс «Из какой сказки отрывок? » Каждой команде по очереди зачитывается отрывок из сказки (аудиозапись). Вам необходимо назвать сказку. Принимаются только полные ответы.
1. Три девицы под окном,
Пряли поздно вечерком.
«Сказка о царе Салтане… »
Какое полное название этой сказки?
Дети: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном князе Гвидоне и о прекрасной царевне-лебеди» .Воспитатель:
2. «Ах, ты мерзкое стекло,
Это врешь ты мне назло».
Дети: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Воспитатель:
3. «Год, другой проходит мирно;
Петушок сидит все смирно».
Дети:
«Сказка о золотом петушке».
Воспитатель:
4. «На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто».
Дети:
«Сказка о рыбаке и рыбке»
Выставляются первые очки.
Воспитатель:
Конкурс. «Лучший знаток сказок».
Воспитатель: Я буду задавать каждой команде вопросы по очереди, а вы должны дать ответ на вопрос.
Воспитатель: 1. Какими словами царица обращается к волшебному зеркальцу?
Дети: «Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее? »
Воспитатель: 2. Что кричал петушок, сидя на спице?
Дети: «Ки-ри-ку-ку. Царствуй лежа на боку! »
Воспитатель: 3. Что молвила третья сестрица?
Дети:«Я б для батюшки царя родила богатыря».
Воспитатель: 4. Что говорила Золотая рыбка, когда старик ее поймал?
Дети: «Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь»
Воспитатель: 5. Какими словами начинается «Сказка о царе Салтане»?
Дети: «Три девицы под окном,
Пряли поздно вечерком»
Воспитатель: 6. Какими словами обращается старик к Золотой рыбке?
Дети: «Смилуйся, государыня, рыбка! »
Воспитатель: 7. Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?
Дети: «Жил старик со своею старухой.
У самого синего моря»
Воспитатель: 8. Какими словами заканчивается «Сказка о царе Салтане»?
Дети: «Я там был, мед, пиво пил –
И усы лишь обмочил».
Подводятся итоги конкурса.
Воспитатель: Следующий конкурс: Игра «Мозговой штурм». (на примере «Сказки о царе Салтане) .Обсудить с ребятами ситуации из которых на первый взгляд нет реального выхода:
1. Что было бы с царицей и её сыном, если бы их бочку не прибило к берегу? (Ответы ребят). Как помочь выбраться из бочки, если бы ее не прибило к берегу?
2. Что стало бы с лебедем, если бы князь Гвидон не убил бы из лука коршуна? (Ответы ребят). Как помочь, если бы не было лука?
Подводятся итоги конкурса.
Конкурс для капитанов «Да нет-ка! »
Воспитатель: Вам предлагается загадать героя из любой сказки. Капитан другой команды будет отгадывать его и задавать вопросы, но вы должны отвечать на них только словами да или нет.
Подводятся итоги конкурса.
Воспитатель: Вам предлагается немного размяться и пуститься в путешествие над морем.
Физкульминутка "Над морем"
Над волною лебедь кружит,
Полетим за нею дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем – мы с тобою!
(Дети машут руками словно крыльями)
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
Царевну- лебедь догоняй.
(Дети делают плавательные движения руками)
Воспитатель: Немного поплавали с прекрасной Царевной – Лебедью, пора возвращаться...
Конкурс. Составление "Сказка в заданном ключе"
Каждой команде необходимо придумать новую сказку
- Что может попросить старуха у старика в наши дни? (зарисовать схематично 3 предмета)
Придумайте и расскажите сказку, если дед попросит эти предметы?
Воспитатель: А теперь, для того, чтобы перейти к нашей следующей игре, нам нужно размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке»
Сидит белка на тележке, Хлопки ладонями удары кулачками друг о друга попеременно.
Продаёт она орешки.
Лисичке – сестричке, Загибают по одному пальчику, начиная с большого, на обеих руках.
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Воспитатель: Вот мы и размяли наши пальцы, а теперь:
Игра «Собери картинку» (разноуровневая)
Условия игры: Подойдите к столам с конвертами. Игроки у которых хвост у петушка и у рыбки красным цветом находит конверт с оранжевым кружком. Игрок каждой команды должен собрать разрезанную картинку с иллюстрацией из сказки А. С. Пушкина (по типу мозаики). Побеждает та команда, которая сделает это быстрее и назовет название всех персонажей.
Игра "Соедини персонажей" (разноуровневая)
Условия игры: на листах потерялись персонажи. Игроки у которых хвост у петушка и у рыбки красным цветом находит лист с оранжевым кружком. Вам предлагается соединить линией персонажей из одной сказки. Сравните свои результаты с правильными. Победила та команда, которая допустила меньше всего ошибок.
Воспитатель: Вы молодцы, ребята! Так хорошо справились с этим заданием!
Подводятся итоги конкурса.
III часть. Заключительная.
Воспитатель:-Ну, вот мы и побывали в стране сказок А. С. Пушкина. А сейчас мы подведём итоги.
Каждый ребенок награждается медалями: "Лучшему знатоку сказок Пушкина" или "За активное участие в викторине".