ФГОС Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе на тему: Лес — наше богатство.


«Году экологии посвящается...»
Богаевская Елена Васильевна
Воспитатель
Муниципальное Дошкольное Образовательное учреждение детский сад №6 х. Зайцев
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему:
«Лес наше богатство»
2017 год
Организация организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей в старшей группе
по теме «Лес наше богатство»
Богаевская Елена Васильевна воспитатель высшей квалификационной категории Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №6 х. Зайцев.
Задачи приоритетной образовательной области: Выявить и обогатить представления детей о значении леса в жизни человека, раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей и желание беречь и охранять природу; формировать у детей нормы поведения в природе; систематизировать знания учащихся о лесе как об экосистеме.
Задачи ОО в интеграции: Обогащать и активизировать словарь, совершенствовать речь, пробуждать фантазию, изобретательность, прививать любовь к родной природе, воспитывать бережное отношение к лесу, умение видеть красоту природы. Совершенствовать умения передавать в рисунке образ предметов.
Предпосылки учебной деятельности:
• коммуникативные – умение слушать и отвечать на вопросы; участвовать в совместной деятельности.• познавательные – умение действовать по заданному алгоритму.
•личностные – освоение основ социальных норм выражения чувств, способность регулировать свое поведение на основе эмоционального предвосхищения.
Оборудование для педагога: презентация на тему «Лес», проектор, экран, аудиозапись птичьи голоса, Красная книга России, загадки и фотографии ягод, дидактические игры, шишки и семена деревьев.
Оборудование для детей: Альбомные листы, акварель.
Вводная часть (мотивационный подготовительный этап)
Содержание ООД Образоват. область (вид деятельн.) Формы
работы Наличие
средства
детей Образоват. задачи Целевые ориентиры
характеристики
(Настраиваю детей на начало занятия)
Здравствуйте!
Ты скажешь человеку - Здравствуй!
Улыбнется он в ответ
И, наверно, не пойдет в аптеку.
И здоровым будет много лет.
- Давайте, ребята, пожелаем здоровья нашим гостям и скажем, здравствуйте!
А сейчас подойдите все ко мне.
- Я очень рада вас видеть в хорошем настроении. И чтобы такое настроение сохранилось в течение всего дня необходимо не обижать друг друга и чаще улыбаться.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а куда мы отправимся, вы узнаете, отгадав загадку.
Встал стеною до небес
Перед нами чудо …..(лес)
- Правильно! Отправимся в лес на прогулку. Не за грибами и не за ягодами, а за чудесами! А какие в лесу могут быть чудеса?
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «Почему?» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелою забралось в цветок,
А третье лягушкою скок в ручеек.
- Но как же мы попадем в лес, как можно до него добраться?
В облака мы превратимся
К лесу ближнему помчимся
Чтоб увидеть с высоты
Деревья, травы и кусты
– Послушайте стихотворение О. Ю. Косарева «Старичок-лесовичок».
В лесу иногда, в день погожий,
Сидит на пеньке старичок:
На ёлку живую похожий,
И ростом – не очень высок.
Он любит тепло, шубу с мехом
Он солнышко ценит, уют,
Смеётся он ласковым смехом,
И в валенки вечно обут.
Он в валенках тех – даже летом.
Удобны они и легки.
_ Ребята посмотрите на экран нас встречает Старичок –Лесовичок. Вот так он выглядит. Он приглашает нас в гости, в лес, а теперь послушайте, он хочет вам задать вопрос.
– Для чего люди ходят в лес?
– Закройте глаза и послушайте.
Звучит запись «Голоса птиц». Социально-коммуникативная область
(социализация, развитие общения)
Речевое развитие
Игровая деят.
Восприятие художественной литературы Беседа




Слово
Дети высказывают варианты, в итоге решают, что проще превратится в кого-нибудь или во что -нибудь)
Ответы детей.
Развитие свободного общения с детьми.
-формировать умения высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли.
Развивать интерес к художественной литературе.
Соблюдает общепринятые нормы поведения.
Выражает положительные эмоции.
Ребенок обладает развитым воображением.
Умеет выражать свою позицию
Выражает положительные эмоции при прочтении стихотворения и прослушивании музыкального произведения
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Содержание ООД Образоват.
область Формы работы Наличие
Средства
У детей Образоват.
задачи Целевые
Ориентиры
характеристики
2. Беседа о лесах. Правилах поведения в лесу.
– А теперь мы остановимся и прислушаемся, присмотритесь: кругом кипит жизнь. Вот муравей тащит соломинку, вот пёстрая птица пролетела и скрылась. А здесь белка рыжим огоньком мелькнула на стволе сосны. Много интересного в лесу! Нужно только уметь смотреть, наблюдать – и лес откроет свои тайны.
– Послушайте стихотворение С. Никулиной «Русский лес»:
(Читаю стихотворение)
– Так чем же является лес для человека?
Открывается первое фото – «Место отдыха».
– А почему лес – аптека?
Открывается второе фото – «Аптека».
– В лесу человек находит себе пищу. Это ягоды, орехи, грибы, чистая вода.
– А как лес может обогреть человека?
– Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите?
– Что растет в лесу?
– Чем для них является лес?
– Для кого еще лес является домом?
– Значит, лес – это еще и дом для растений, животных, грибов. Посмотрите, сколько значений у леса, но это еще не все! Весной и летом радуют глаз пёстрые головки цветов, и все они просятся в букет. Здесь и лиловые колокольчики, и розовая кашка, и белые ромашки с золотой серединкой, ландыши. И многие, возвращаясь домой, несут охапки увядающих цветов. Ребята, надо ли рвать цветы?
– Многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их, совсем не жалея. Срывая красивые цветки, мы лишаем их будущих плодов, разрываем цепь питания в природе. Сорванные растения быстро вянут. Лучше любоваться цветами в лесу.
– Сколько погибло бы растений, если каждый из нашей группы сорвал бы хотя бы по 1 цветку?
– Если увидел в лесу маленького ежика, можно ли его брать домой?
– Если увидел мухомор, надо ли его растаптывать?
– Если вы пошли в поход, что надо сделать, после того как отдохнули в лесу и стали собираться домой?
– В природе нет ничего лишнего. В ней все взаимосвязано.
– Но человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, однако это было необходимо для выживания людей, и они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные, занесенные в Красную книгу, находятся под особой охраной.
– В руках я держу «Красную книгу». Эта книга с каждым годом становится всё толще. Многих животных и растений, занесённых в неё, увидеть можно только на картинке. Неужели наступит весна без пения птиц, лето – без цветов, а осень без грибов? Эти растения и животные могут навсегда исчезнуть, если мы не будем их охранять. А для этого нужно учиться правильно вести себя в природе.
– А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса? Послушайте еще одно стихотворение и подумайте, о какой экологической проблеме идет речь:
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал – и вон убежал.
Н. Некрасов
– О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении?
– Однако с каждым днем, с каждым годом реки и леса все больше нуждаются в защите. Какой вред нанес лесам и рекам человек? Послушайте отрывок из стихотворения С. Михалкова «Прогулка» и ответьте на вопрос: «Правильно ли поступали дети?»
– Эй, ребята! – крикнул Дима. –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода,
Чудный вид! Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали
Жгли костер, в футбол играли.
Пили квас, консервы ели,
Хоровые песни пели…
Отдохнули – и ушли!
– Верно ли вели себя отдыхающие? Как должны были поступить дети?
– Лес – это праздничный стол, а на нем ягоды, орехи и грибы. Мы пришли в гости к природе, надо хорошо знать, как себя вести в лесу, выполнять определенные правила поведения. Что же это за правила?
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали,
Дружно хлопаем,
Ножками топаем!
Хорошо мы отдохнули.
– Так какие же правила поведения необходимо соблюдать в лесу?
– Не кричать в лесу, не пугать животных и птиц. Они могут бросить свое потомство, которое без материнской заботы погибнет.
– Не рвать цветы. Лесные цветы быстро вянут.
– Не ломать деревья, кусты, от этого они сохнут и погибают.
– Не ловить бабочек, жуков, птиц, не пугать животных.
– Не сорить. Убирать за собой мусор. Пожар может возникнуть и от стекляшки.
– Человек многое может, но и он часть природы. Погубив окружающую природу, он сам не сможет выжить. Подумайте об этом. Вот и закончено наше путешествие. Пора возвращаться в детский сад.
– Помните, что и в лесу, и в поле, и на лугу ты в гостях у природы, у тех, кто здесь живет.
– Чтобы услышать пение птиц, раскрыть новую загадку, полюбоваться красотой природы, выполняй правила поведения в гостях.
– Не трогайте, не обижайте зверей: ни скользкой лягушки, ни ползучего ужа, ни паука в паутине. Каждый из них делает для природы полезное дело.
Сейчас мы вместе с старичком-лесовичком поиграем и узнаем как вы знаете лес. Игра «Я знаю лес».
– Какой лес мы называем тайгой? (Хвойный.)
– Узнайте дерево по описанию: «Высокое, стройное, с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые». (Сосна.)
– Какое дерево является символом России? (Береза.)
– Плодами какого дерева являются желуди? (Плодами дуба.)
– У какого животного пять чёрных полос на спине? (У бурундука.)
Игра логическое лото: «Деревья, листья, плоды».
Дети рассматривают картинки и определяют, к какому дереву относятся листья и плоды:
«Чьи это шишки?»
Дети рассматривают картинки и определяют, к какому дереву относятся эти шишки:

(Ответ: ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна.)
Гимнастика
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.
3.. Рисование на тему «Лесные ягоды».
– Старичок Лесовичок хочет проверить, как мы знаем лесные ягоды. Рассмотрите картинки с изображением лесных ягод. Какие лесные ягоды вы узнали?
– Сравните их по форме, размеру и цвету.
– Давайте на листе бумаги изобразим несколько различных лесных ягод, соблюдая размеры, форму и цвет.
Речевое развитие.
Социально-коммуникативное.
Развитие общения.
Познавательное развитие.
Познавательно-исследовательская деятельность.
Познавательно-исследовательская деятельность.
Игровая деятельность
Дидактическая игра.
Физическое развитие.
Художественно-эстетическое развитие ( изобразительная деятельность
Беседа











2984514859000


Слово.
Лес-это место отдыха человека, потому что человеку «нет ничего милее бродить и думать здесь..»В лесу много лекарственных растений. Лесной воздух тоже лечит.
Человек дровами обогревает дом, а дрова это деревья, которые растут в лесу. Шкафы, стулья, деревянный пол, двери. Из дерева строят и дома.
Цветы, кусты, грибы.
Это их дом.
Лес является домом для птиц, животных, насекомых.
Ответы детей
Ответы детей
Речь идет о вырубке леса.
Не оставлять мусор в лесу.
Не ломать ветки и деревья. Не разорять птичьи гнезда, не разжигать костры, беречь лес от пожара.
Ответы детей.
Расставляют картинки.
Выполняют движения по тексту.
Сравнивают ягоды и рисуют их. Расширять и активизировать словарный запас.
Учить внимательно слушать.
Систематизировать знания детей о природе.
Раскрыть желание беречь и охранять природу.
Формировать бережное отношение к растениям.
Развивать в игре сообразительность. Умение самостоятельно решать поставленную задачу
Формировать правильную осанку, умение осознанно выполнять движения.
Учить передавать в изображении основные свойства предметов и их характерные детали. Умеет поддерживать беседу.
Высказывать свою точку зрения.
Рассуждать и давать необходимые пояснения.
Умеет отвечать на вопросы.
Проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.
Активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время игр.
Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
Интересуется изобразительной детской деятельностью.
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Содержание ООД Образовател.
область Формы
работы Наличие
средства
у детей Образовательные задачи Целевые ориентиры
характеристики
Рефлексия.
– Давайте рассмотрим рисунки на выставке и выберем самые выразительные и аккуратные.
– С нами прощается Старичок Лесовичок и каждому дарит жетон – ягодку.
Социально – коммуникативное развитие (общение) Беседа, рассматривание
Слово, музыка. -Развитие общения и взаимодействия ребёнка со своими сверстниками и педагогом.
Адекватно оценивает
результат
своей деятельности самостоятельно или при помощи взрослого.
Активно взаимодействует со сверстниками и педагогом
Литература:
1.ФГОС №1155 от 17.10.2013г.
2.ФГОС «От рождения до школы» примерная общеобразовательная программа дошкольного возраста. Н.Е. Веракса, Т.С.Комарова 2014г.
3. «Комплексные занятия» по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комарова, М.А. Васильевой 2012г.
4. Л.Г. Горького, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников Москва- «Вако»-2007