Конспект урока по окружающему миру Если хочешь быть здоров 2 класс


ГОУ ТО «Тульская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №4»
Конспект открытого урока
по окружающему миру
2 класс
Составитель:
учитель начальных классов
Черноусова С.А.
2016 - 2017 учебный год
Тема урока: Если хочешь быть здоров.
Цель урока: формирование представления о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.
Задачи:
образовательная: выделить компоненты здоровья человека; познакомить с правилами, которые помогают сохранить собственное здоровье на долгие годы;
воспитательная: прививать интерес к изучаемому предмету, воспитывать хорошие привычки для сохранения здоровья;
развивающая: развивать речь, внимание, мышление, умение обобщать, делать выводы.
Оборудование урока: Учебник «Мир вокруг нас» А. А. Плешаков, рабочая тетрадь «Мир вокруг нас», презентация, карточки с заданиями, таблица «Строение тела человека», смайлики.
Ход урока:
Действие учителя Действие учащихся
Организационный момент.
Начнем урок с приветствия “Здравствуйте!” (Психологическая минутка)
- Что значит «здравствуйте»?
- Здоровье – это самое ценное, что есть у людей, а значит его нужно беречь.
- Что нужно делать, чтобы сохранить здоровье?
- Молодцы ребята! Сядьте ровно, распрямите спинку, расправьте плечи, поднимите подбородок и улыбнитесь друг другу. Начнём наш урок с хорошего настроения, которое может быть только у здоровых людей. Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
- желаю (соприкасаются большими пальцами);
- успеха (указательными);
- большого (средними);
- во всём (безымянными);
- и везде (мизинцами);
- Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
- Это значит желать друг другу здоровья.
- Заниматься спортом, правильно питаться, соблюдать режим дня, есть овощи и фрукты, не курить, умываться, чистить зубы, мыться в бане, делать зарядку, посещать уроки физкультуры, ходить пешком в школу.
Актуализация знаний.
- Ребята, давайте вспомним, о чем вы узнали на прошлом уроке?
Поработаем на карточках. Прочитайте задание и выполните его самостоятельно.
Пока учащиеся выполняют задание, учитель проверяет правильность выполнения домашнего задания в рабочих тетрадях.
Поменяйтесь карточками с соседом по парте. Взаимопроверка. Слайд 2
- Поднимите руку, кто выполнил задание без ошибок. (Кто допустил 1-2 ошибки, у кого больше ошибок.)
- Молодцы, ребята, правильно выполнили задание.
Тест: Организм человека Слайды 3 – 16
1. С помощью какого органа дышит человек?
А) мозг
Б) легкие
В) желудок
2. Что является главным отделением “внутренней кухни”?
А) легкие
Б) печень
В) желудок
3. Этот орган размером немногим больше кулака непрерывно сжимается и разжимается, гонит кровь в сосуды.
А) легкие
Б) желудок
В) сердце
4. Этот орган похож на длинный извилистый “коридор”. Пища в нем окончательно переваривается (превращается) в прозрачные растворы и впитывается в кровь.
А) печень
Б) кишечник
В) желудок
5.Этот орган находится справа от желудка и помогает переваривать пищу.
А) лёгкие
Б) печень
В) кишечник
6. В какой строчке указаны слова, описывающие здорового человека?
А) сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий;
Б) горбатый, бледный, хилый, низкий;
В) стройный, сильный, ловкий, румяный.
7. Зачем нужно знать свой организм?
А) чтобы сохранять и укреплять здоровье
Б) чтобы человек мог мыслить, говорить, трудиться
- Чтобы настроиться на дальнейшую работу, быть бодрым, здоровым и сильным, проведём физминутку.
Мы зарядку делать будем. (Встаём из-за парты)
Мы руками быстро крутим –
То назад, то вперёд,
А потом наоборот. (Вращение руками)
Наклоняемся пониже.
Ну-ка, руки к полу ближе. (Наклоны)
Выпрямились, ноги шире.
Повороты! Три – четыре! (Повороты туловищем)
На площадке красный мячик (Прыжки на месте)
Выше всех сегодня скачет.
Вместе с мячиком скачу,
До небес достать хочу!
Стоп! Закончилась зарядка.
Вдох и выдох для порядка. ( Руки вверх – вдох, руки вниз через стороны – выдох) - О внешнем и внутреннем строении человека.
Дети выполняют задание на карточках.
Ученики проверяют работу соседа по парте, если есть ошибки – исправляют.
Дети поднимают руки.
Дети называют вариант ответа, проверяют на слайде его правильность, показывают этот орган на таблице «Строение тела человека» на доске.
Дети вместе с учителем выполняют физминутку.
Формулировка темы и целей урока.
- Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Это слово уже называлось много раз.
- Давайте откроем учебник на стр. 8 и назовём тему урока.
- На уроке мы узнаем, что необходимо для сохранения здоровья. Научимся правильно строить режим дня.
В путь-дорогу собираемся,
За здоровьем отправляемся! - Мы поговорим о здоровье.
- Если хочешь быть здоров.
Работа по теме урока.
а) Режим дня.
Сегодня мы поговорим о том, как сохранить и укрепить своё здоровье. А в этом нам помогут наши помощники. Назовите первого из них.
- Что такое режим дня?
- Прочитаем, какое определение режима дня дано в учебнике.
Пользуясь этим определением, выполним задание 1 в рабочей тетради на стр. 5.
А сейчас попробуем составить свой режим дня.
Выполним задание в рабочей тетради на стр. 6.
Слайд 17. Давайте прочитаем, какие советы дает доктор.
- При составлении режима дня необходимо, чтобы учёба, работа сменялись отдыхом, не менее двух часов в день вы проводили на свежем воздухе, не менее трёх раз в день вы кушали (желательно в одно и тоже время), спали 8 – 9 часов, просыпались и ложились в одно и тоже время. Режим дня – это один из помощников в сохранении здоровья.
б) Правильное питание - второй помощник в сохранении и укреплении здоровья.
Прочитаем в учебнике на стр. 9, как правильно питаться.
- Что значит питаться разнообразной пищей?
- Рассмотрите рисунки в учебнике и назовите продукты:
а) растительного происхождения
б) животного происхождения
- Приведите свои примеры продуктов растительного и животного происхождения.
- Для жизни человеку нужны разные продукты питания. Старайтесь больше есть овощей, фруктов, пейте молоко и кефир, ешьте творог, поменьше употребляйте сладкого, жирного и солёного. И будьте здоровы!
Физминутка для глаз. Слайд 18.
в) Личная гигиена.
Чтоб здоровье сохранять,
Надо гигиену соблюдать!
Много грязи вокруг нас
И она в недобрый час
Принесёт нам вред, болезни.
Но я дам вам совет полезный
Мой секрет совсем несложный –
С грязью будьте осторожны!
- Дети, назовите следующего помощника в сохранении здоровья.
- Что такое личная гигиена?
- Личная гигиена – это те действия, которые мы выполняем, чтобы наше тело было чистым. Мы моем руки перед едой, чистим зубы, моемся в бане, ухаживаем за руками. Расчёсываем волосы и ухаживаем за ними; содержим в порядке свою одежду и обувь; наводим порядок в своём доме или квартире.
- Откроем учебники на стр. 10. Перед вами фотографии предметов гигиены.
- Отгадайте загадки и расскажите о назначении каждого из этих предметов.
Костяная спинка,
Жёсткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит. ( Зубная щётка)
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Дело ясное вполне:
Пусть отмоет руки мне. ( Мыло)
Вафельное и полосатое,
Гладкое и лохматое,
Всегда под рукою –
Что это такое? ( Полотенце)
Хожу – брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. ( Расчёска)
- Какие еще предметы гигиены есть на фотографиях. Какие еще предметы гигиены вы знаете?
- Какие из этих предметов у каждого человека должны быть личные, а какими могут пользоваться все члены семьи?

- Прочитайте правила личной гигиены и закончите их.
- Ребята, выполняйте эти несложные правила и вы сохраните своё здоровье.
-А теперь подумайте, о чем идет речь.
Когда мы едим – они работают.
Когда не едим – они отдыхают.
Не будем их чистить – они заболеют.
- Прочитаем текст «Как ухаживать за зубами» на стр. 11.
- Здоровые зубы прекрасно измельчают пищу во рту. Они помогают нам правильно и красиво говорить, украшают улыбку человека. Не менее двух раз в год нужно проверять зубы у врача. К какому врачу нужно обратиться, если возникли проблемы с зубами?
- Это режим дня.
Ответы учеников.
Дети находят определение в учебнике. 1 ученик читает определение вслух.
Ученики выполняют задание в тетради.
Учащиеся вместе с учителем составляют режим дня.
Дети читают вслух по одному правилу.
1 ученик читает: Чтобы быть здоровым нужно питаться разнообразной пищей. Люди её получают благодаря животным и растениям.
Ответы детей.
Учащиеся выполняют задание.
Ученики приводят примеры продуктов.
Дети выполняют физминутку.
- Это личная гигиена.
Ответы детей.
Ответы учащихся.
Ответы учащихся.
Ответы учащихся.
Ученики читают правило и заканчивают его.
Ответы детей. (Зубы)
Учащиеся читают по цепочке.
Ответы детей. (Стоматолог)
Закрепление.
- Назовите наших помощников в сохранении здоровья. Слайд 19.
Ребята, наш урок о здоровье, здоровом образе жизни, подошел к концу. Я добавлю лишь одно: только здоровый человек может быть счастливым, веселым, улыбающимся, жизнерадостным. А как сохранить свое здоровье, вы сегодня узнали. Теперь все в ваших руках. Ответы детей.
6. Домашнее задание.
Учебник: стр. 11 выучить наизусть
Рабочая тетрадь: стр. 6-7 задание 3, стр.7-8 задание 6 Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.
7. Итог урока. Выставление отметок. Рефлексия.
- Ребята, у вас на столах у каждого лежат смайлики: веселый и грустный. Если вам было интересно на уроке и всё понятно, то покажите весёлого смайлика. А если вам было грустно и вы ничего не поняли, то покажите грустного смайлика.
- Я очень рада, что вам было интересно на уроке, и вы всё поняли.
- Спасибо за урок. Всем крепкого здоровья! Ученики показывают смайликов.
Литература: А. А. Плешаков. Окружающий мир. 2 класс.
А. А. Плешаков. Рабочая тетрадь к учебнику « Окружающий мир». 2 класс.
Т.Н. Максимова. Поурочные разработки по курсу « Окружающий мир» к УМК А.А. Плешакова. 2 класс.