Проект по валеологии Если хочешь быть здоров


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2 «Родничок»
Проект по валеологии«Если хочешь быть здоров»
Подготовительная группа «Солнышко»
720090137795
Подготовила Скопцова Н.В.
2015 г
Вид проекта:
- по направленности: информационно практико ориентированный-по количеству участников: коллективный (23 ребенка)
-по контингенту участников: дети 6- 7 лет
- по продолжительности: краткосрочный (1 неделя)
с 16.02.2015 по 20.02.2015
Актуальность
На сегодняшний день оздоровление становится одной из главных социальных проблем, и наука о здоровье – валеология - стала интенсивно развиваться.
Научиться рассуждать о здоровье ребенок должен не со слов взрослых, а на основе собственного (конечно, пока элементарного) опыта. Знание ребенком основ гигиены, правил безопасной жизнедеятельности составляет фундамент формирования здорового образа жизни, способствующий эффективности всех оздоровительных мероприятий, проводимых в дошкольном учреждении и семье.
В детском саду ребенок проживает треть своей дошкольной жизни. И эту его жизнь организуем мы, педагоги детского сада. Важным условием успешной работы по сохранению здоровья детей является понимание того, что «здоровый образ жизни» должен стать стилем жизни.
Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму”. Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность занимает прочное место в работе нашего детского сада. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.
Цель:   сохранение  и  укрепление  здоровья  детей,  формирование привычки к здоровому образу жизни.
Задачи:
Образовательные:
Формирование положительного отношения к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста.
Формирование у детей 6-7 лет элементарных представлений о человеческом организме.
расширить знания детей о здоровье и происхождении болезней;
расширять представления детей о том, что полезно и что вредно для здоровья.
Воспитательные:
Воспитать желание у детей заботиться о своем здоровье.
Воспитывать культурно-гигиенические навыки
Профилактические:
Развивать у детей потребность в активной деятельности.
Развивать потребность в выполнении специальных профилактических упражнении и игр на занятиях и в повседневной жизни.
Развитие представлений о строении человеческого тела и назначении внутренних органов.
Обеспечение преемственности в работе ДОУ и семьи в вопросах
физического развития и оздоровления детей.
Ожидаемые результаты.
Полученные ребёнком знания и представления о себе, своём здоровье, физической культуре позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.
Приобретённые навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни
Повышение уровня адаптации к окружающему миру ( в т.ч. к обучению в
школе);
Родители:
Проявление интереса к вопросу физического развития и оздоровления
детей.
Активное участие в проекте по физическому развитию и оздоровлению
детей.
Повышение уровня педагогической культуры
( освоение положительного опыта семейного воспитания).
Проявление активной воспитательной позиции по вопросам
оздоровления детей ( принятие помощи педагогов и
специалистов ДОУ).
Методы реализации проекта
Практические Словесные Наглядные
Создание здоровьесберегающей и развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребёнка в ДОУ.
Демонстрация разных ситуаций несущих опасность для здоровья детей, и их решение.
Организация режима двигательной активности, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность детей (подвижные, спортивные игры, игровые упражнения, целевые прогулки, экскурсии);
Закаливание по схеме.
Дидактические игры
Развивающие игры
Настольные игры
Сюжетно-ролевые игры
Развлечения
Моделирование ситуаций Беседы
Чтение художественной литературы.
Заучивание стихотворений.
Консультации
Рассказывание
Инструкции
Указания Организация выставок, конкурсов.
Сбор фотоматериала.
Рассматривание иллюстраций.
Информационно-агитационные стенды
Личный пример взрослых
Театрализованные представления
Просмотр видеоинформации
Механизм отслеживания результатов:
- анализ детской деятельности (рисунков, выставок, поделок);
- наблюдение за поведением и общением детей (усвоение норм и правил поведения);
- диагностика (поэтапная) знаний детей по теме проекта;
- беседы с родителями.
Работа по созданию проекта была разделена на три этапа: мотивационно – целевой, содержательно – организационный, результативный.
1. Мотивационно – целевой этап. Выбор темы проекта.
Создание мотивационной направленности на участие в совместном проекте: «Если хочешь быть здоров» предполагало заинтересовать детей, предложить узнать все о себе, своем организме, правилах личной гигиены, способах укрепления здоровья и поддержания его в полном порядке.
2. Содержательно – организационный этап.
Реализация нашего проекта «Если хочешь быть здоров» позволила задействовать различные виды совместной детской деятельности. Были проведены циклы ситуаций и совместных мероприятий, направленных на обогащение представлений о своем организме и закрепление знаний детей о правилах личной гигиены, накопление практического опыта основ жизнедеятельности. Для реализации основного проекта были проведены (мини-проекты) с использованием различных видов деятельности
- непосредственно-организованная деятельность;
- экскурсии;
- проблемные ситуации;
Эксперименальная деятельность (мини проект Пепси Кола)
- образовательные ситуации;
- беседы и т. д.
Дошкольники активно вовлекались в решение проблемных практических ситуаций, связанных с изучением основ здорового образа жизни. При этом взаимодействие детского сада и семьи строилось по принципу взаимной дополняемости и обогащения практики тесного взаимодействия. В ходе проекта дети целенаправленно включались в ситуации, обеспечивающие постепенное накопление опыта в формировании понятий и правил здорового образа жизни.
Для реализации проекта были намечены совместные мероприятия с родителями:
- анкетирование родителей «О здоровье всерьез» (Приложение №1)
- информирование родителей, консультации (Полезные советы) ;- совместное создание предметно - развивающей среды в группе, дома;
- выпуск общих стенгазет.
3. Результативный этап: на этом этапе были проведены совместные мероприятия:
-Организация образовательного пространства (покупка спортивного оборудования, прикроватных ковриков для тренировки стопы в группе и оборудование спортивных уголков дома т. д.) ;- оформление альбома «Жить здорово! » и альбома «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»;
Открытое мероприятие в рамках методического объединения «Здорово жить»
Анализ проведенной работы показал, что у детей появился живой интерес к познанию своего организма и сохранению своего здоровья. Дети с удовольствием стали использовать разные способы, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье. У детей появилась потребность в сохранении безопасного поведения в обществе и доброжелательного отношения друг к другу.
Проект представляет собой комплекс мероприятий, которые включают обширный материал, содержат оздоровительные и познавательные элементы, формируют внутренние потребности физиологического, психического и личностного роста детей. Преимуществом проекта является формирование представлений о здоровом образе жизни на уровне знаний, умений и стойких привычек.
Я разработала перспективный план, который позволит целенаправленно и систематически работать в данном направлении и достичь высоких результатов.
Качественная реализация проекта позволит сформировать у детей следующие представления:
• что такое здоровье и как его сберечь;
• что такое витамины;
• о своих органах, их работе и значении;
• что такое режим, гигиена и закаливание;
• о самых значимых витаминах, в чём они содержаться и как влияют на здоровье;
• о том, что есть полезные и не полезные продукты, какие они;
• что полезно для моего организма;
• как работает наш главный орган;
• что такое микробы и вирусы;
• какие бывают болезни, что их вызывает;
• как предупреждать болезни;
• некоторые правила оказания себе первой помощи
• что такое аптека, для чего она нужна;
Образовательные области Содержание
Физическое развитие Закрепление ОРД: бег, прыжки на двух ногах, бросание и ловля мяча. Подвижные игры: «Делай как я», «Перешагни через лужу», «Сова», «Ловишки в кругу», «Перелет птиц», «Солнечные зайчики», «У Мазая», «Через ручеек», «Шар по кругу», «Водяной», «Черное и белое»
Дыхательная гимнастика: «Футболист»», «Загони мяч в воротики»», «Плыви кораблик»
Пальчиковые игры : «Футболисты», «Овощи»
Гимнастика для глаз «Светофор», «Вправо-влево»
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Работа с родителями С/р игра: «Больница», «Магазин», «Семья», «Детский сад», «В кабинете врача», «Супермаркет», «Аптека»,
Беседы: «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу». (Приложение №1)
«Почему нужно чистить зубы?», «Полезная и вредная пища», «Что у нас внутри?» , «Что умеют наши глазки. Для чего они нужны», «Как брови и ресницы заботятся о глазах», «безопасность в нашей группе», «в мире опасных предметов»
Рассматривание сюжетных картинок: «Мы занимаемся спортом», «Вирусы вредилусы», «Полезные и вредные продукты»
Просмотр мультфильмов: «Болек и Лелек-спортсмены», «Олимпиада», «Ох и Ах» Дид .игры: «Что сначала, что потом?» , «Найди и покажи», «Три слова», «Лесная поляна», «Как говорят части тела», «Доктор», «Добрые слова», «Что растет на грядке», «Сложи картинку», «В гостях у Витаминки»
Опыты:
Совместный труд-на участке: расчистить дорожки от мусора, почистить веранду, убрать сломанные ветки и камушки.
В группе- уход за комнатными растениями, мытье игрушек
Занятия: «Как устроено тело человека», «Как работает сердце человека», «Что мы делаем, когда едим», «Как движутся части тела», «Отношение к больному человеку, «Микробы и вирусы», «Здоровье и болезнь», «Личная гигиена», «Витамины и полезные продукты», «Витамины и здоровый организм», «Здоровая пища», «Режим дня», «На воде, на солнце», «Спорт»Речевое развитие:
Чтение рассказа «Доброе слово лечит, а худое колечит»
Составление описательных рассказов по сюжетным картинкам о спорте, о здоровом образе жизни.
А.Барто «Зарядка»; А.Усачев :«О ногтях», «О здоровье», «Закалка»; К.Чуковский «Мойдодыр»; Л.Гржибовская «О зубках»; Сказка Г.Немкиной «История феи Витаминки»
заучивание стихов и загадок о спорте; Занятие «Осанка зеркало души», «Разговор о правильном питании»; «Составление описательного рассказа о том, как я отдыхал летом»; «Составление описательного рассказа о видах спорта»; Рассматривание картины: «На прогулке», «Мы занимаемся спортом», «Мы пришли с прогулки», «Мы умываемся»; Экскурсия на физкультурную площадку; в ледовый дворец; экскурсия в школу, спортзал;
Аэробика» Музыка Ю.Чичикова; «Зимняя песенка» муз. А.Лешена; «На зарядку» М.Старок; «Песня про зарядку» слова В.Викторова, музыка Львова – Компанейца; «Физкульт – ура!» Ю.Чичикова; «Утренняя песня» Сл.Е.Тараховской, Муз. А.Ушкарева; «Про зарядку» сл.В.Викторова, муз. Д.Львова-Компанейца; «Это для нас» муз. Т.Попатенко, сл.М.Лаписовой; Упражнения «Марш» муз. И.Арсеева; Упражнение с флажками «На зарядку» Муз. В.ЗолотареваУпражнение с мячами «Мячи» сл. З.Петровой, муз. Ю.Чичкова;
Рисование: Папа, мама, я спортивная семья»Лепка: «Мы спортсмены» Аппликация: «Мы любим спорт»
Консультации: «Здоровье без лекарств», «Сон ребёнка», «Питание и здоровье дошкольника в период адаптации к условиям дошкольного учреждения», «Дети и компьютер »
Анкетирование родителей на тему «О здоровье всерьез»
• «Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду» (Человек) А. И. Иванова Творческий Центр 2005г.
• «Логоритмические занятия в детском саду» М. Ю. Картушина Творческий Центр 2005г.
• «Основы безопасного поведения дошкольников» О. В. Чермашенцева Волгоград Издательство «Учитель» 2010г.
• «Прогулки в детском саду» И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова Творческий Центр Москва 2011г.
• «Методика физического воспитания детей» Л. Д. Глазырина, В. А. Овсянкин «Владос» Москва2001г.
• Научно – практический журнал «Инструктор по физкультуре» №5 2011г.