Конспект логопедического занятия с использованием компьютерных технологий с воспитанниками подготовительного к школе возраста с ЗПР


Конспект подгруппового логопедического занятия с использованием компьютерных технологий с воспитанниками подготовительной к школе группы с ЗПР
Лексическая тема: «Космос»
Цель: обобщение и систематизация знаний и представлений детей о космосе, о профессии космонавта.
Задачи:
- активизация и обогащение словаря по теме «Космос»;
- развитие связной речи;
- развитие навыков чтения;
- закрепление понятия «буква», «звук»;
- совершенствование навыков звукового анализа;
- закрепление умения отвечать на вопросы полным предложением.
- закрепление умения детей считать в обратном порядке в пределах 10;
- закрепление пространственных представлений: ориентировка на листе бумаги, понимание пространственных предлогов: до, после, между;
- развитие воображения;
- развитие зрительного, слухового внимания и восприятия;
- развитие зрительной памяти;
- развитие наглядно-образного и абстрактно-логического мышления;
- развитие конструктивного праксиса;
- развитие общей и мелкой моторики;
- воспитание учебных навыков детей: поднимать руку при желании ответить,
внимательно слушать и выполнять инструкции педагога, доводить начатое задание до конца;
- формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности;
- воспитание усидчивости.
Оборудование:
Демонстрационный материал: мультимедийная система; слайды: «Звездное небо», «Планеты солнечной системы», видео «Запуск ракеты» и «Падающие звезды», аудиозаписи: «Звук атмосферы Земли», музыка гр. Земляне «Земля в иллюминаторе»; магнитная доска; мяч; фотографии космонавтов, планет солнечной системы; мягкие игрушки: две собаки в космическом снаряжении, козёл, свинья, лиса.Раздаточный материал: набор геометрических фигур: овал, прямоугольник, квадрат, ромб, трапеция; схематичные изображения: солнца, полярной звезды, планеты Земля, планеты Марс; листы формата А-3; наборы счётных палочек; круги для составления схем слов. Ход занятия:
I. Вводная часть:
Организационный момент.
- Ребята, здравствуйте. Проходите, садитесь на стулья. Сели правильно и мы приступаем к занятию.
- Отгадайте загадку:
Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету.
Дети, кто скажите это? (Космонавт)
Сообщение темы занятия.
- Сегодня мы с вами будем космонавтами и отправимся в познавательное космическое путешествие. (Слайд – звёздное небо; музыка атмосферы Земли)
II. Основная часть:
1. - Кто был первый космонавт планеты Земля? (Юрий Алексеевич Гагарин)
- Найдите его фотографию среди предложенных и прикрепите на доску.
- Назовите первую женщину – космонавта. (Валентина Терешкова)
- Найдите её фотографию среди предложенных и прикрепите на доску.
- Ребята, а кто из космонавтов первым вышел в открытый космос? (Алексей Леонов)
- Найдите его фотографию среди предложенных и прикрепите на доску.
- Как вы думаете, какими должны быть космонавты? (Храбрыми, выносливыми, терпеливыми, мужественными, спортивными и т.д.)
2. - Ребята, выберите из предложенных животных только тех, которые первыми полетели в космос. (Собаки Белка и Стрелка)
- Согласны ли вы их взять с собой в полёт? (Да)
3. - Молодцы! Вы отлично ответили на все вопросы. Я зачисляю вас в отряд космонавтов. Одеваем костюмы (имитация движений).
- Космонавты, по местам! (Дети проходят к столам и встают за стулья)
- К запуску космического корабля приготовиться!
4. Физминутка:
Соединить контакты! (Соединяют пальцы обеих рук)
Завести мотор! (Круговые движения кулачками один вокруг другого, произнося звук «р»)
Начинаем обратный отсчёт (Передают мяч друг другу: 10,9,8…0)
Пуск! (Приседают и подпрыгивают с сомкнутыми вверху руками).
На проекторе видео «Запуск ракеты».
5. - Вот мы и взлетели. Космонавты, прошу занять свои места!
- Знаете ли вы, как называется окно в ракете? (Иллюминатор)
- Что мы можем увидеть в иллюминаторы?
Загадываются загадки. (Отгадки: солнце, полярная звезда, планеты – Марс, Земля).
- Положите изображение солнца в правый верхний угол, …
- А в середине листа выложите из палочек ракету, на которой мы летим. (Выполняют)
6. - Ребята, посмотрите на экран. На экране слайд: «Планеты солнечной системы».
- Что вы видите? (Это солнечная система).
- Правильно. Скажите, а сколько существует планет солнечной системы? (Восемь).
- Давайте с вами покажем и прочитаем название планеты, которая находится ближе всего к солнцу. Дальше всего от солнца. Прочитайте название самой большой планеты. Покажите и прочитайте название планеты, у которой есть кольца.
- Молодцы. Все планеты назвали правильно.
7. Физминутка:
На луне жил звездочёт - («Смотрят» в телескоп)
Он планетам вёл учёт: (Показывать в небо рукой)
Меркурий — раз, (Описать круг руками)
Венера-два-с, (Хлопок)
Три — земля, четыре — Марс, (Присесть)
Пять — Юпитер, шесть — Сатурн, (Наклон вправо-влево)
Семь — Уран, восемь — Нептун, (Наклон вперёд, прогнуться назад)
8. «Что такое звук, буква?».
- Ребята, вы отлично знаете буквы! Вы смогли прочитать названия планет.
- А что такое звуки вы знаете? (Буквы мы пишем и читаем, а звуки слышим и произносим).
- Совершенно верно! А умеете ли вы различать звуки? На какие две группы делятся все звуки? (На гласные и согласные).
- Какие звуки относятся к гласным звукам? (звуки, которые можно петь и тянуть).
- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (Красным).
- Какие звуки называются согласными? (звуки, которые петь нельзя).
- Почему их нельзя петь? (их нельзя петь, потому что возникает преграда).
- Согласные звуки делятся на твердые и мягкие. Каким цветом обозначаются твердые звуки? (Синим). Каким цветом обозначаются мягкие звуки? (Зеленым).
- Молодцы. Вспомнили, что такое звуки и каким цветом они обозначаются.
9. Звуковой анализ слов.
- У каждого из вас есть цветные кружки, которыми мы обозначаем звуки. Сегодня мы вместе с вами составим схему слова – названия планеты, на который мы живем.
- Как называется наша планета? (Земля).
- Давайте составим схему слова «Земля».
- Какой первый звук в слове «Земля»? (звук з‘).
- Звук [з’] какой? Гласный или согласный? (Согласный). Твердый или мягкий? (Мягкий).
Если звук [з’] согласный и мягкий – кружок какого цвета мы положим первым? (Зеленого).
(Аналогично выполняется анализ всех оставшихся звуков слова «Земля»).
10. Развитие воображения «Загадывание желаний».
- Наш корабль взял курс на Землю! А пока у нас есть возможность полюбоваться звёздами.
На экране видео «Падающие звезды»
- А что делают люди, когда видят падающую звезду? (Загадывают желание!)
- Правильно! Вот и у вас сейчас есть возможность загадать самое заветное желание. Продолжите фразу «Я желаю…».
(Ребята получают звёздочки и мысленно продолжают фразу).
- Если вы были искренне в своём желании, то оно непременно сбудется!
- Наше космическое познавательное путешествие завершается, космический корабль совершил посадку! Пора подводить итоги!
III. Заключительная часть:
Подведение итогов.
11. Составление рассказа «Как я в космос летал».
- А сейчас помогите мне, пожалуйста, составить рассказ. Я начну, а вы добавляйте.
Сегодня мы с ребятами построили (что?)… . На ракете мы полетели (куда?) … . Мы были (кем?)… Команда космонавтов называется … . Во время полета мы …(играли, смотрели в иллюминаторы,). В космосе мы видели (что?)… . Земля из космоса похожа на … (шарик, мячик).
- Спасибо, ребята. Вот какой интересный рассказ у нас получился!
Оценка деятельности детей.
- Ребята, Белке и Стрелке очень понравилось с вами путешествовать, и они приготовили вам космические подарки – камушки с планет солнечной системы. Я тоже хотим сделать вам подарок. Каждый из вас сегодня был космонавтом. И я дарю вам на память о нашем путешествии медальоны в виде космонавтов с вашими фотографиями. (Во время вручения медальонов звучит музыка гр. Земляне «Земля в иллюминаторе»).