Технологическая карта урока по физике на тему Механическая работа ( 7 класс)


Технологическая карта
Предмет
физика

Класс
7

Тип урока
Урок «открытия» нового знания.

Тема урока
Механическая работа.

УМК
А.В. Пёрышкин
Физика. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2013 г.


Цель урока: ввести новую физическую характеристику – механическая работа; формировать умения применять ранее известные и вновь введенные формулы для решения практических и расчетных задач.
Задачи урока:
Образовательные:
знать определение и единицы измерения механической работы,
вывести формулу работы (при условии, что сила и перемещение направлены вдоль одной прямой);
знать условия, при которых работа положительна, отрицательна, равна нулю;
продолжить совершенствовать навыки решения задач с учетом теоретических знаний;
формировать умения объяснять происходящие действия с точки зрения совершения механической работы и применять полученные знания на примерах обыденной жизни;
Развивающие:
развивать умение планировать свою деятельность при выполнении заданий;
развивать речь, мышление, творческие способности учащихся.
Воспитательные:
формировать умение строить инициативное сотрудничество в совместной работе;
воспитывать уважение к себе, формировать уверенность в своих силах при фиксации достижения целей, поставленных на уроке.
Планируемые результаты обучения учащихся:
Предметные:
знает определение, единицы измерения, формулу для расчета механической работы;
умеет применять теоретические знания по физике на практике, решает физические задачи на применение полученных знаний.

Метапредметные:
овладение навыками приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.

Формируемые УУД:
Регулятивные:
целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно;
планирование - составление плана и последовательности действий; 
коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения от эталона; 
волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию, преодоление препятствия. 
Познавательные:
самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; 
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; 
рефлексию способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; 
умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной речи; 
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оснащение урока: мультимедийный проектор, экран, ноутбук со звуковыми колонками, мультимедийная презентация урока, документ-камера, тележка, набор грузов, динамометр, раздаточный материал.
Раздаточный материал: набор карточек для работы в группах, карточки с текстом задач.












Ход урока


Этап урока
Цель этапа
Содержание педагогического взаимодействия





Деятельность учителя

Деятельность обучающихся





Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная

1.
Мотивационный.

Проверить готовность обучающихся к уроку; мотивировать на учебную деятельность, погружение в работу.
-Здравствуйте!
Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Как вы думаете, что сближает людей в общении?
- Улыбка
- Так давайте улыбнемся друг другу и пожелаем успеха. (Слайд 1)
Ребята! Мы продолжаем знакомиться с новыми понятиями в физике, открывать для себя новые знания о природе и окружающем мире. А сколько еще интересного и не исследованного вокруг! Интерес ко всему неизведанному возникает, когда человек трудится сам.
Хоть выйди ты не в белый свет, а в поле за околицу, Когда идешь за кем-то в след, дорога не запомнится. Зато куда б ты не попал, и по какой распутице Дорога та, что сам искал, вовек не позабудется!
-Мы с вами готовы к новым открытиям? Сегодня на уроке нас ждет интересная работа.





































Приветствуют учителя и гостей. Настраиваются на учебную деятельность.


2.
Постановка учебных задач.
Подготовить обучающихся к самостоятельному формулированию темы, цели и задач урока; создать проблемную ситуацию.
-А что означает для вас слово «работа»? Можете привести примеры? Ребята! Вопрос был один. А сколько мнений? Почему так получилось? Может быть, мы чего-то не знаем о работе с точки зрения физики? Значит, нам это нужно узнать! Следовательно тема урока (Слайд 2)
– Да, но не в широком её понятии, а с точки зрения науки физики. Запишите тему урока «Механическая работа» и откройте учебники п 55.
-Сегодня мы будем говорить о новой физической величине. Что мы должны знать о ней?

-Совершенно верно.

Фиксируют проблему: уже имеющиеся знания о работе не достаточны для истолкования физического смысла этого понятия. Формулирование темы урока осуществляется через приведение примеров деятельности человека и механизмов.








Предлагают ранее изученный алгоритм:
- определение;
- обозначение;
- единицы измерения;
- от чего зависит;
- формула для расчета;

Слушают учителя.
Отвечают на поставленные вопросы учителя.
Приводят примеры различного полезного труда.
Строят понятные для обучающихся класса высказывания.

Принимают и сохраняют учебную цель: изучить физическую величину «Механическая работа».

3.
Содержательный (усвоение новых знаний).
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися форм записи алгоритма.
- В обыденной жизни словом «работа» мы называем всякий полезный труд врача ученого, рабочего и.т.д. (Слайд 3)
В народе существует множество пословиц и поговорок о труде.
- Ребята, а какие пословицы и поговорки о труде вы знаете? (заслушиваются ответы детей).
- В словаре В.Даля работа трактуется как - «труд, занятие, дело, упражненье, деланье, т.е всякое полезное действие человека или устройства».
Понятие работы в физике несколько иное. В физике прежде всего изучают механическую работу.
Термин «механическая работа» был введен в физику в 1826 г французским математиком, механиком и инженером Жаном Понселе. (Слайд 4)
Давайте обратимся к учебнику и рассмотрим примеры механической работы. Поезд движется под действием силы тяги электровоза, при этом совершается механическая работа. При выстреле из ружья сила давления пороховых газов совершает работы – перемещает пулю вдоль ствола, скорость пули при этом увеличивается. Значит, механическая работа совершается, только когда на тело действует сила, и оно движется. Давайте выясним, как зависит работа от пройденного пути и от приложенной силы. Для этого проведем опыт.
Опыт1. Нагруженная тележка под действием силы перемещается сначала на расстояние 0,5 м, а затем под действием той же силы на расстояние 1 м.
Опыт 2. Нагруженная тележка под действием силы перемещается на 1 м. Фиксируют значение силы, совершающей работу. Нагрузку тележки увеличивают и опыт повторяют. Динамометр отмечает возросшее значение силы.
- Механическая работа прямо пропорциональна приложенной силе и прямо пропорциональна пройденному пути. Работа обозначается буквой А, сила - F, перемещение - S. Формула работы А = F S.
В системе СИ: сила измеряется в Н, перемещение в м.
Единица измерения работы в системе СИ: 1 НЧм = 1 Дж. Она названа в честь английского физика Джоуля.
1 Дж– это работа совершаемая силой в 1 Н. на пути в 1 м
Производные единицы:
1 кДж= 1000Дж;
1 МДж = 1000 000Дж;
1 мДж =0,001 Дж;
(Слайд 5)
-При каких условиях механическая работа не совершается?
-Ребята, оказывается совершенная механическая работа может быть не только положительной, но и отрицательной.
Если движение тела происходит в направлении, противоположном направлению приложенной силы (силы трения скольжения), то данная сила совершает отрицательную работу. (Слайд 6)









Вспоминают и называют пословицы о поговорки о труде, работе.
















Сообщение учащегося о Ж. Понселе: Жан Виктор Понселе 01.07.1788 г. - 22.12.1867 г.

Математик, механик и инженер Жан Виктор Понселе родился в 1788 г в бедной семье во Франции. Отличная учеба в начальной школе позволила ему получить стипендию в лицее. Далее он успешно выдержал экзамены в Политехническую школу, после её окончания поступил в Военно-инженерную школу. В1812 г. Ж. Понселе принял участие в войне Наполеона с Россией в качестве лейтенанта инженерных войск. При отступлении Наполеона из Москвы в бою он был взят в плен и почти два года, находился в плену в г. Саратове.
После возвращения во Францию стал интересоваться прикладной механикой.

Делают вывод: Работа зависит и от расстояния, чем оно больше, тем больше и работа.

Делают вывод: Чем больше приложенная сила, тем больше и совершенная работа.



Делают записи в тетрадях.























Формулируют ответ: если тело не движется или движется по инерции.














Отвечают на вопросы учителя.
Осознанно строят речевые высказывания, рефлексируют свои действий.
















































Участвуют в обсуждении материала.
Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения.

4.
Практический (проверка усвоения нового учебного материала).
Установить правильность и осознанность усвоения нового учебного материала;
выявить пробелы и произвести своевременную коррекцию знаний.
1. Решение задач на доске с комментированием.
Ребята, давайте попробуем применить полученные знания на практике.
2. Работа в группах.
-Ребята, определите какая работа совершена в каждом случае.
(Каждая группа получает конверт с заданиями. Распределяют задания между членами группы)
Решают предложенные учителем задачи. Выполняют проверку алгоритма решения задач.

Распределяют работу в группе.




Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.
Оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.


5.
Контрольно-оценочный (контроль и самоконтроль знаний).
Оценить первичное усвоение новых знаний.
-А теперь давайте проверим, как вы усвоили понятие механической работы.
(Индивидуальная работа со взаимопроверкой по методике «Верно-неверно»).
Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.
Рефлексия своих действий. Взаимопроверка выполненных работ.
Осуществляют пошаговый контроль по результату

6.
Рефлексия.
Оценить работу каждого обучающегося с обязательным указанием положительных моментов; выставить отметки за работу на уроке.
Самооценка обучающимися результатов своей учебной деятельности.
.
-Достигли ли мы цели, какую поставили в начале урока?
Подводит учащихся к самостоятельной формулировке итога урока по методике «Закончи предложение»
Выставляет полученные обучающимися оценки.
- В заключение хочу сказать. Физик видит то, что видят все: предметы и явления. Он также как и все восхищается красотой и величием мира, но за этой всем доступной красотой ему открывается еще одна красота закономерностей в бесконечном разнообразии вещей и событий. Спасибо за работу на уроке. Запишите домашнее задание.
Выявляют затруднения при закреплении нового материала.
Анализируют, контролируют и оценивают результат работы за урок.




Самостоятельно отвечают на вопросы.
Воспринимают ответы обучающихся. Участвуют в обсуждении содержания материала.


Осуществляют пошаговый контроль по результату.

7.
Информация о домашнем задании.
Дать полную информацию о домашнем задании.

Комментарии домашнего задания. (Слайд 7)

Самостоятельная работа по закреплению изученной темы.

Запись домашнего задания
п 55; упр 30; задание с.166






Приложение 1

Вычислите работу, совершаемую при подъеме гранитной плиты объемом 0,5м3 на высоту 20 м. Плотность гранита 2500кг/м3.

Вертолет массой 6000 т равномерно поднимается на высоту 100 м. Какую работу совершает при этом двигатель вертолета?



























Приложение 2


Карточка 1: На рисунке изображены три бруска, первый – покоится, второй - движется по инерции без трения, третий – движется под действием силы F (трение отсутствует). В каком из перечисленных случаев совершается механическая работа?








Карточка 2: Какую работу совершает сила тяжести при движении шарика по гладкой горизонтальной опоре?






Карточка 3: Посмотрите на рисунок. Какая сила совершает положительную работу, отрицательную и равную нулю?












Приложение 3

1.Верно ли, что сила трения совершает отрицательную работу?
2.Верно ли, что шайба, скользящая по льду после удара совершает механическую работу?
3.Верно ли, что поливая огород и вычерпав половину воды из бочки старший брат поступил по-братски, оставив вторую половину младшему?
4.Верно ли, что тело под действием силы 40Н при перемещении на 2 м совершит работу в 80 Дж?
5.Верно ли, что если тело движется по инерции, то оно не совершает работы?

























Приложение 4


«Закончи предложение»

1.Механическая работа совершается только тогда, когда
2.Механическая работа измеряется в
3.Работа зависит от
4.Работа равна нулю, если
5.Работа может быть
6. 1 Дж равен
























Слайд 1
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415


Слайд 2
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415


Слайд 3
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415




Слайд 5

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415


Слайд 4
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415



Слайд 6
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415


Слайд 7
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415



Заголовок 115