конспект урока по русскому языку в 6 классе


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Теленгит-Сортогойская средняя общеобразовательная школа»
Кош-Агачский район
Республика Алтай
Урок-путешествие русскому языку
в 6 классе по теме
«Правописание гласных после шипящих в суффиксах имен прилагательных»
Ажикенова Людмила Владимировна,
учитель русского языка и литературы


Теленгит-Сортогой2012
Цели урока: дать понятие о правописании О и Е после шипящих и Ц в
Суффиксах имен прилагательных;
закрепить знания о правописании О и Е после шипящих и Ц в
суффиксах имен существительных;
развитие связной речи обучающихся, творческого мышления;
формирование у учащихся бережного отношение к природе,
любви к родному краю и ее природным богатствам;
привития умения быть наблюдательным, бережливым,
ответственным.
Тип урока: урок сообщения новых знаний.
Форма урока: урок-путешествие (ИКТ)
Средства обучения: компьютер для учителя, проектор, слайды, карта Республики Алтай, перфокарта, рисунки, жетоны в виде флажка, оценочные листы.
(дети работают в группах, лидер оценивает каждого товарища и резултаты работы записывает в оценочные листы. В конце урока лидер подводит итог урока и анализирует работу ее членов) .
Ход урока.
Мотивация.
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок: мы совершим путешествие по самому красивому тракту Республики Алтай – Чуйскому, полюбуемся красотами родной природы, выполним разные задания. А сейчас давайте посмотрим, все ли у нас на месте? Приготовьте, ручки, тетради, книги, дневники.
Итак, тетради превращаются в ваши путевые дневники, где мы будем записывать самые важные моменты путешествия. Сделаем первую запись-укажем дату путешествия.
Целеполагание.
Давайте определим цель нашего путешествия.
-У кого какие мысли появились? Что мы будем делать в путешествии?
-А что вообще делают люди в путешествиях, и как их называют? (путешественник, путешествие-запись слов в словарь)
Путешественник-тот, кто совершает путешествие.
-А что такое путешествие?
Путешествие-поездка или передвижение пешком по каким-либо местам, странам.
-Прежде чем отправиться в путешествие, подумаем: как нужно себя вести на местах отдыха? (не ломать деревья, не оставлять за собой мусор…)
А чтобы было нам весело давайте споем песенку о нашем родном крае, о Горном Алтае« Горы Алтая»
В Мире много есть людей, Но есть люди просто класс! 365 дней Изучают мир для нас! Припев: За спинами рюкзаки, жар и холод - ерунда, Потому что вместе мы - очень дружная семья! Горы Алтая, лесные массивы, Жить для туризма - значит жить красиво!
Планирование.
Обратите внимание на карту республики Алтай, посмотрите на отмеченные мною места красными кружочками-это места, где мы сегодня побываем.
Должна сказать, что много препятствий нас ждет в пути, но нам помогут взаимовыручка и поддержка.
А вот и первое препятствие.
(показ 1-го слайда Кош-Агач, рядом верблюды).
Отъезжаем мы с с.Кош-гач.
Работа с текстом.
Серая пустынная равнина поднята под облака. Впереди, на юге, темнеют горы, слева-рыжие вершины. Самую высокую из вершин назвали Ирбис-ту. Вдалеке видны сильные, могучие верблюды. Они похожи чем-то на горные вершины.
-Кто видел верблюда? Похоже ли описание текста на этих животных?
-С чем автор сравнивает верблюдов, почему?
Найдите и выпишите определения, которые характеризуют верблюда.
-Как называют детеныша верблюда? (верблюжонок)
-Какую гласную нужно писать после шипящей, почему?
Учитель передвигает стрелку-на карте перевал Чике-Таман (слайд )Текст №2
Самый красивый перевал в Республике Алтай-это Чике-Таман. В конце мая на склонах гор появляются цветы. Все выше и выше кажется солнце, и словно руками можно потрогать небо. В лесу и на северных склонах даже летом лежит снег. У перевала течет родничок с холодной чистейшей водой. Напьёшься этой водицы и почувствуешь прилив сил.
-Давайте выпишем слова, в которых есть шипящие согласные (родничок)
-К какой части речи относится слово, какую гласную поставим и в какой части слова? (в суффиксе-о).
Учитель передвигает стрелку на карте дальше- к Семинскому перевалу.
Следующая остановка-это Семинский перевал. (слайд)
-Сейчас мы должны узнать, какие животные водятся на этом перевале.
Текст №3
Зверек высунул из травы мокрый нос, похожий на свиной пятач…к, нюхает воздух, постепенно показывается острая морда, полосатая шкурка.
-Кто это? (барсук). Учитель показывает картинку с изображением этого животного.
-Как называют детёныша барсука? (барсучонок)
-Объясните правописание гласной после шипящих в словах пятачок и барсучонок.
-А какие еще животные водятся в лесах Горного Алтая? Назовите детенышей этих животных.
(зайчонок, бельчонок, медвежонок)
-Кто еще раз сделает вывод о правописании гласных О и Е после шипящих в суффиксах существительных?
(дети делают вывод: под ударением в суффиксах имен существительных пишем букву О)
Работа с доской.
Задание: от существительных образовать прилагательные.
Еж-ежовыйПлюш-плюшевыйСитец-ситцевыйКамыш-камышовый-Давайте обозначим, в какой части слова стоит гласная после шипящего
(в суффиксе).
-Какой частью речи являются данные слова? (прилагательными)
-Какие буквы пишутся под ударением, какие без ударения?
-Значит, какой можно сделать вывод?
(под ударением пишем-О, без ударения-Е).
Восприятие темы урока. Запись темы урока.
-Итак, тема урока «Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных»
Работа с учебником. Чтение правила.
П.55, стр.131 (Русский язык, /М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская).
Словарная работа.
Прежде чем приступим к работе, давайте запишем слово алгоритм в словари.
Алгоритм-порядок действия.
Составление алгоритма по изучаемой теме.
Где? (в какой части слова)
В чем? (в какой части речи)
После чего (после шипящих)
Когда? (под ударением-О, без ударения-Е)
Чтение правила по алгоритму.
Где? (в суффиксе)
В чем? (в именах прилагательных)
После чего? (после шипящих)
Когда? (О-под ударением, Е-без ударения)
Закрепление материала.
Упр.313, стр.131.
Задание: замените данные словосочетания словосочетаниями «прилагательное+существительное». Выполняется по алгоритму.
Медвежонок из плюша-плюшевый медвежонок
Воротник из песца-песцовый воротник…
Творческая работа(физминутка)
Путешествие наше продолжается, и нам пора отдохнуть. Все встали, и хором произносим слова, выполняя действия.
Ветер дунул нам в лицо, закачалось деревцо.
Ветер все тише, тише, деревце все ниже, ниже.
Учитель передвигает стрелку по карте к отметке г.Горно-Алтайск. (слайд)
-Ребята, а какой наш город? Что вам больше в нем нравится? Можете описать этот город?
Чтобы нам въехать в этот замечательный город, нужно выполнить задание:
Вставьте пропущенные орфограммы и выделите их графически.
Оранж…вый, свинц…вый, морж…вый, кумач…вый, ключ…вой, хорош…нький, лиц…вой, ситц…вый.
Работа со стихотворением.
Вот мы и в городе. Нас встречает сказочный герой, а кто угадайте сами.
Текст на доске открывается. После того, как дети угадают героя, показывается его рисунок.
Он и весел, и не злобен,
Этот милый чудач…к.
С ним хозяин-мальчик Робин
И приятель Пятач…к.
Для него прогулка- праздник,
И на мед особый нюх,
Этот плюш…вый проказник-
Медвеж…нок… (Вини-Пух)
-Узнали, кто этот герой?
-Объясните слова с пропущенными орфограммами.
-Кто сделает обобщение по данной теме?
-Кто хочет выразительно прочитать это стихотворение?
-Найдите определения, описывающие Вини-Пуха. (милый, веселый, добрый…)
Обобщение
Мы хорошо справились с заданиями, и Вини-Пух нами доволен.
Сегодня мы с вами совершили удивительное путешествие от нашего родного Кош-Агача до города Горно-Алтайска. Это путешествие равно 460 километрам. На пути мы встречались с разными животными, красотами родного края. Ребята, скажите, как мы должны относиться к богатствам родной земли, какими мы должны быть по отношению к животным, птицам.
(учитель заслушивает ответы детей)
-Молодцы, вы правы: нужно любить нашу малую родину и приумножать ее богатства. Делать все возможное, чтобы наш край процветал.
Благодарю за урок.Послушаем лидеров о работе своей группы.
Домашнее задание (на выбор)
Написать небольшое сочинение «Мой край-моя родина»
(в сочинении использовать слова с изученной орфограммой)
2.Составить меню на обед, используя слова: окорочок, кабачок…
3. Творческая работа. Нарисовать рисунки, показывающие красоты родного края.