Основная образовательная программа дополнительного образования обучающихся с овз (умственной отсталостью)


Министерство труда и социальной защиты
Республики Крым
Государственное бюджетное учреждение
Республики Крым
«Белогорский дом-интернат для детей инвалидов»
«Согласовано»
Педагогический совет
ГБУ РК «Белогорский дом-интернат
для детей-инвалидов»
протокол №____
от «__»______________2016г

«Утверждаю»:
Директор ГБУ РК «Белогорский дом-интернат для детей-инвалидов»
_____________________Н.Н.ЧовелидзеПр.№___от «____»__________2016года
Основная образовательная программа дополнительного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(умственной отсталостью).
г. Белогорск
2016г.
Содержание:
Введение.------------------------------------------------------------------------------------------------------2
I . Общие положения.--------------------------------------------------------------------------------------3
1.Определение назначение основной образовательной программы дополнительного образования.--------------------------------------------------------------------------3
2.Нормативно-правовые основания организации дополнительного образования в учреждении.-------------------------------------------------------------------------------3
II .Основная образовательная программа дополнительного образования.---------------4
1.Пояснительная записка.--------------------------------------------------------------------------------4
1.1.Основные цели реализации основной образовательной программы дополнительного образования---------------------------------------------------------------------------4.
1.2.Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью.--------------------------------------------------------------------------------4
1.3.Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью.-------5
1.4.Основные задачи реализации программы дополнительного образования.-----------------6
1.5.Принципы и подходы к формированию программы дополнительного образования.----7
2.Основная образовательная программа дополнительного образования.-------------------8
2.1.Содержание образования.-----------------------------------------------------------------------------8
2.2.Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью программы дополнительного образования.------------------------------------------------------------8
2.3.Система оценки достижений обучающихся с умственной отсталостью планируемых результатов освоения основной образовательной программы дополнительного образования.--------------------------------------------------------------------------------------------------9
2.4.Общая характеристика программ дополнительного образования, реализуемых в учреждении.-------------------------------------------------------------------------------------------------11
2.5.Учебный план и методические рекомендации к учебному плану.--------------------------16
3.Условия реализации основной образовательной программы дополнительного образования.------------------------------------------------------------------------------------------------22
3.1.Кадровые условия реализации основной образовательной программы дополнительного образования.--------------------------------------------------------------------------22
3.2.Финансово-экономические условия реализации основной образовательной программы дополнительного образования.-----------------------------------------------------------23
3.3.Материально-технические условия реализации основной образовательной программы дополнительного образования.-----------------------------------------------------------23
Введение.
В концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующего развитию склонностей, способностей и интересов, социального самоопределения детей. Кроме того предполагается модель образования в образовательном учреждении, в основу которой заложена интеграция основного и дополнительного образования. Данная модель образования целесообразна и для интернатных учреждений для детей-инвалидов системы социальной защиты.
Научно-педагогической основой организации образовательного процесса в области дополнительного образования в учреждении для детей с умственной отсталостью являются личностно - ориентированные технологии обучения. Дополнительное образование позволяет создавать условия для оптимального развития личности и наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, что особенно важно, поскольку не все дети обладают способностями к академическому обучению. Также выход на другие сферы деятельности положительно сказывается на результатах общего образования .Основное преимущество реализации дополнительного образования непосредственно в учреждении заключается в том, что в нем созданы все условия для полноценного пребывания детей с умственной отсталостью круглосуточно, в возможности организации содержательного единства учебного , воспитательного и коррекционно-развивающего процессов.
Сущность и основное назначение дополнительного образования заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей детей с умственной отсталостью, организации их свободного времени. При этом дополнительное образование становится равноправным компонентом единого образовательного пространства в учреждении для детей с ОВЗ, которое ориентировано на создание условий для оказания дополнительных образовательных услуг, творческой самореализации воспитанников с умственной отсталостью в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающихся в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе и активного взаимодействия со сверстниками и педагогами.
Интеграция основного и дополнительного образования является важнейшим фактором развития государственного бюджетного учреждения РК «Белогорский дом-интернат для детей-инвалидов» потому что:
-включает воспитанников в разнообразную , соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность;
-позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития;
-создает дополнительное пространство для самореализации личности;
-создает условия для достижения успехов в соответствии с собственными способностями;
-обеспечивает взаимосвязь познавательной деятельности с различными видами творчества;
-помогает достаточно эффективно решать задачи развития детей с умственной отсталостью;
-решает проблемы социальной адаптации . Таким образом интеграция основного и дополнительного образования в ГБУ РК «Белогорский дом-интернат для детей-инвалидов» предполагает расширение образовательного пространства, позволяя одинаково эффективно решать проблемы социализации и индивидуализации через создание условий для самовыражения и самоутверждения, и направлена на социальное, нравственное, общеинтеллектуальное , общекультурное развитие личности.
I.Общие положения.1.Определение и назначение основной образовательной программы дополнительного образования.
Основная образовательная программа дополнительного образования – документ , отражающий реальное состояние ГБУ РК «Белогорский дом-интернат для детей-инвалидов» в реализации услуг дополнительного образования детей с умственной отсталостью в соответствии с особенностями и возможностями учреждения, определяющий цели и ценности дополнительного образования в учреждении ,содержание образования, ожидаемые результаты и условия его реализации, раскрывающий структуру организации, последовательность осуществления, информационное, технологическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса в соответствии с целями и содержанием дополнительного образования в учреждении, а также совокупность всех программ, включенных в учебный план, реализующий заявленные цели.
Основная образовательная программа дополнительного образования ГБУ РК «Белогорский дом-интернат для детей-инвалидов» разработана для категории обучающихся с умственной отсталостью, являющихся воспитанниками учреждения, с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечения социальной адаптации.
2.Нормативно-правовые основания организации дополнительного образования в учреждении.
В качестве нормативных правовых оснований организации дополнительного образования детей с умственной отсталостью в условиях введения Федеральных Государственных Образовательных Стандартов выступают следующие документы :-Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
-Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
-Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года № 26-Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
-Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
-Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 года № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи
-Примерная адаптивная основная общеобразовательная программа для умственно отсталых детей (вариант Д)
-Письмо Министерства образования и науки РФ от 26 мая 2014 года №ВК-1048/07 «О порядке получения образования воспитанниками детских домов-интернатов»
II .Основная образовательная программа дополнительного образования.1.Пояснительная записка.
В ГБУ РК « Белогорский дом-интернат для детей-инвалидов» дополнительное образование является полноправной составной частью всего образовательного процесса и одним из направлений внеурочной деятельности и представляет собой комплекс дополнительных образовательных услуг, направленных на удовлетворение особых интересов и потребностей воспитанников учреждения и на решение их проблем по освоению основной образовательной программы. В рамках дополнительного образования в учреждении успешно функцианируют объединения художественно-эстетической направленности («Изостудия») и декоративно-прикладной направленности (кружок бисероплетения). Эти объединения осуществляют свою деятельность на основе рабочих программ, разрабатываемых и реализуемых педагогами дополнительного образования
.
1.1.Основные цели реализации основной образовательной программы дополнительного образования:
- расширение возможностей для всестороннего удовлетворения потребностей детей с умственной отсталостью в условиях дома-интерната для детей-инвалидов, для развития их индивидуальных склонностей и способностей, мотивации личности к познанию и творчеству, реализации их интересов, эмоционального благополучия каждого ребенка;
-содействие интеллектуальному, духовно-нравственному, социальному развитию детей ,создание условий для приобретения детьми позитивного социального опыта в учреждении, проявления инициативы, самостоятельности, ответственности, применения полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях;
-реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, учреждения, общества, повышение роли дополнительного образования в деятельности дома-интерната.
Актуальность проблемы включения детей с умственной отсталостью в программы дополнительного образования обусловлена тем, что среда дополнительного образования может обеспечить включение ребенка с ОВЗ в доступные виды жизнедеятельности и отношений с учетом его индивидуальных способностей, интересов, ценностных ориентаций, тем самым способствовать его реабилитации и социализации. В наиболее общем виде дополнительное образование детей с умственной отсталостью в условиях дома-интерната может быть определено как, организованный особым образом, устойчивый процесс коммуникации, направленный на формирование мотивации развивающейся личности ребенка к познанию и творчеству.
1.2.Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью.
В ГБУ РК «Белогорский дом-интернат для детей-инвалидов» проживают, обучаются и воспитываются дети с умеренной , тяжелой и глубокой умственной отсталостью. Умственная отсталость у многих сопровождается нарушениями эмоционально-волевой сферы (синдром гиперактивности и нарушения внимания, ряд других особенностей), нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями зрения, расстройствами аутистического спектра , синдромом Дауна. Общим признаком у всех воспитанников учреждения выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к сильному затруднению или невозможности усвоения содержания образования и социальной адаптации. В структуре психики таких детей в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности. Вследствие чего знания детей с умственной отсталостью об окружающем мире являются неполными, искаженными, а их жизненный опыт крайне беден. Таким детям свойственна неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых кинестетических, тактильных и других ощущений, которые приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью в окружающей среде. Данному контингенту детей присуще конкретное негибкое мышление, значительная затрудненность или невозможность образования отвлеченных понятий ,слабая активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: как правило, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действий. Также у них ограничено формируется понимание и использование речи. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений, жесты, мимику. Особенности нервной системы детей с умственной отсталостью проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью. Внимание с трудом привлекается, отмечается неустойчивостью и отвлекаемостью. Интерес к какой-либо деятельности если возникает, то как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер .Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако при высокой мотивации его продолжительность может быть увеличена. Отмечается значительное недоразвитие восприятия и памяти. Перенос освоенных действий и применение представлений в новых ситуациях часто затруднен, требуются дополнительные в них упражнения, либо формирование заново. Часть детей имеет замедленный темп, вялость неловкость движений, у других наблюдается повышенная подвижность, сочетающаяся с нецеленаправленностью, беспорядочностью, нескоординированностью движений. Наиболее часто возникают трудности в овладении навыками, требующими тонких дифференцированных движений пальцев . Волевая сфера таких детей характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Такие дети предпочитают выбирать путь , не требующий волевых усилий, а вследствие непосильности предъявляемых требований у некоторых из них развиваются негативизм и упрямство. Для успешного обучения необходимо достаточное развитие представления и воображения. Представлениям детей с умственной отсталостью свойственна недифференцированность, фрагментарность, уподобление образам. Воображение отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности.
Вместе с тем при проведении длительной, систематической и специально организованной работы, направленной на обучение этой группы детей, им оказываются доступны разные виды деятельности: изобразительная и конструктивная. Важным моментом в развитии детей является и тот факт, что более половины воспитанников Белогорского дома-интерната для детей-инвалидов – дети-сироты или дети оставшиеся без родительского попечения, что обусловливает следующие проблемы в социализации этих детей: низкий уровень социализированности личности, низкая самооценка, выраженное переживание одиночества.
1.3.Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью.
Под особыми образовательными потребностями детей с умственной отсталостью и тяжелыми и множественными нарушениями развития следует понимать комплекс специфических потребностей, возникающих вследствие первичного дефекта.
Современные научные представления позволяют выделить общие особые образовательные потребности детей с умственной отсталостью. К ним относятся содержание образования, создание специальных методов и средств обучения, особая организация обучения.
Особенности психофизического и социального развития воспитанников Белогорского дома-интерната для детей-инвалидов определяют специфику их образовательных потребностей:
-наглядно-действенный характер содержания образования;
-упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
-отработка средств коммуникации;
-необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
-использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
-стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира.
Учет таких потребностей вызывает необходимость создания условий, способствующих развитию способностей детей с умственной отсталостью решать насущные жизненные задачи. Требуется определенный комплекс мер, способствующий успешности включения детей с ОВЗ в социум. Таким средством становится дополнительное образование, позволяющее вовлечь ребенка в творческую деятельность, общение , повысить его самооценку.
Так как психическое развитие ребенка со значительным снижением интеллекта в гораздо большей степени зависит от качества педагогических условий, в которых он находится, функции дополнительного образования в условиях дома-интерната следующие:
образовательная - обучение ребенка по дополнительным образовательным программам;
воспитательная – обогащение культурного слоя учреждения для детей-инвалидов, формирование в учреждении культурной среды, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;
информационная – передача педагогом ребенку максимального объема доступной информации (из которого последний берет столько, сколько хочет и может усвоить);
коммуникативная – это расширение возможностей делового и дружеского общения ребенка со сверстниками и взрослыми ; рекреационная – организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка;
коррекционная – наличие адекватной коррекционно-развивающей помощи;
интеграционная – создание единого образовательного пространства дома-интерната;
компенсаторная – освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное образование и создающих возможности предоставления ребенку определенных гарантий достижения успеха в определенных сферах творческой деятельности;
социализации – освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;
самореализация – самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.
1.4. Основные задачи реализации программы дополнительного образования:
-создание условий для выявления и реализации интересов, склонностей и способностей детей с умственной отсталостью, для развития индивидуальности ребенка;
-обеспечение условий достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы дополнительного образования;
-оптимизация условий для общего развития, коррекции психофизического, интеллектуального, личностного развития детей с овз с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
-создание условий для закрепления и практического использования знаний и умений, приобретенных детьми в урочной деятельности;
-формирование умений, навыков в выбранном виде деятельности и создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
-развитие опыта творческой деятельности детей с умственной отсталостью во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, а также в разновозрастной детской среде, укрепление доверия к другим людям;
-развитие опыта неформального общения обучающихся с ОВЗ с учетом расширения рамок взаимодействия с социумом;
-формирование на доступном уровне положительного отношения к базовым общественным ценностям, эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-удовлетворение потребностей детей с умственной отсталостью в содержательном досуге.
1.5.Принципы и подходы к формированию программы дополнительного образования:
В основу разработки программы заложены дифференцированый и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению программы предполагает учет особых образовательных потребностей детей с умственной отсталостью, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания дополнительного образования.
Деятельностный подход строится на признании того, что развитие личности ребенка с умственной отсталостью определяется характером организации доступной им деятельности. Основным средством реализации деятельностного подхода в дополнительном образовании является обучение как процесс организации познавательной и практической деятельности детей, обеспечивающий овладение ими содержания образования.
В основу формирования программы положены следующие принципы:
-принцип государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки детей с умственной отсталостью);
-принцип природосообразности и культуросообразности (учет индивидуальных возможностей и способностей ребенка);
-принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении (учет индивидуальных образовательных потребностей ребенка);
-принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности ребенка и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
-принцип переноса усвоенных знаний, умений , навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации в в различные жизненные ситуации;
-принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающей возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью определенными знаниями, умениями и навыками.
2.Основная образовательная программа дополнительного образования.
2.1.Содержание образования.
Специфика содержания дополнительного образования для детей с умственной отсталостью определяется своей направленностью, отсутствием фиксированных сроков завершения и заключается в его многоуровневости.
Первый уровень дополнительного образования осуществляется в наиболее доступных формах, создает благоприятную почву для творческой деятельности.
На втором уровне происходит углубление и развитие познавательных и творческих мотивов до уровня устойчивого интереса, когда сотворчество педагогов и детей создает условия для наиболее полной самореализации детей.
Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей.
Основная образовательная программа дополнительного образования создается на основе Стандарта для детей с умственной отсталостью и при необходимости индивидуализируется. К программе дополнительного образования , с учетом образовательных потребностей учебных групп или отдельных детей, может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы.
2.2.Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью программы дополнительного образования . Общий ожидаемый результат реализации основной образовательной программы дополнительного образования – создание максимально благоприятных условий для раскрытия личностных потенциалов ребенка с умственной отсталостью и удовлетворения его потребностей в творческом самовыражении. Результаты реализации дополнительной образовательной программы могут быть представлены как:
-результаты обучения;
-результаты развития;
-результаты воспитания.
Также в структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам.
В соответствии с требованиями ФГОС к образовательным программам для обучающихся с умственной отсталостью ( вариант Д) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
В связи с этим требования к результатам освоения программы дополнительного образования представляют собой описание возможных результатов:
1.Освоение средствами определенного вида деятельности и их использование в повседневной жизни:
-интерес к доступным видам изобразительной и декоративно-прикладной деятельности;
-знание названий и свойств средств и материалов, правил их хранения, санитарно-гигиенические требования при работе с ними, правил техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;
-умение использовать инструменты и материалы в процессе доступных видов творческой деятельности; использование по назначению инструментов и материалов;
-умение использовать различные технологии в процессе деятельности.
2.Способность к совместной и самостоятельной деятельности:
-получение удовольствия, радости от определенного вида деятельности;
-стремление к собственной творческой деятельности, демонстрация результатов своей работы;
-умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности;
-выполнение действий по образцу и по подражанию;
-умение выполнять: задание в течение определенного периода времени; от начала до конца; с заданными качественными параметрами;
-умение самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии алгоритму деятельности.
3.Готовность к участию в совместной деятельности:
-получение положительных впечатлений от взаимодействия в процессе совместной творческой деятельности;
-умение использовать навыки, полученные на занятиях для изготовления творческих работ, участия в выставках, конкурсах.
4.Освоение навыков учебной деятельности и накопление опыта продуктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками:
-направленность взгляда на говорящего взрослого, задание;
-выполнение инструкции взрослого;
-понимание правил организации рабочего места;
-умение самостоятельно организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, потребность сохранять порядок на рабочем месте;
-умение соблюдать правила поведения на занятиях, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.
5.Представления об обязанностях и правах ребенка:
-представление, на доступном уровне, о праве на жизнь, на образование, на неприкосновенность личности и достоинства;
-представления об обязанностях обучающегося.
6.Представления о Родине:
-представления, на доступном уровне, о выдающихся творческих людях своего государства и региона, культурных центрах, музеях искусств.
Основные личностные результаты:
-ценностное отношение к творчеству, человеку творчества;
-элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
-понимание на доступном уровне красоты в искусстве, в окружающей действительности;
-потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах практической, художественно-эстетической деятельности;
-умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками ,работать в коллективе.
2.3.Система оценки достижений обучающихся с умственной отсталостью планируемых результатов освоения основной образовательной программы дополнительного образования.
Система оценки достижений обучающихся с умственной отсталостью планируемых результатов должна включать целостную характеристику выполнения обучающимися программы дополнительного образования, отражающую взаимодействие следующих компонентов образования:
-что обучающийся должен знать и уметь на каждой ступени обучения;
-что из полученных знаний и умений он может и должен применять на практике;
-насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития особо важно учитывать , что у детей могут быть вполне закономерные затруднения, но это не должно рассматриваться, как показатель неуспешности их обучения и развития. Для выявления возможной результативности должен быть учтен ряд факторов:
-необходимо учитывать особенности текущего психического, неврологического и соматического состояния каждого ребенка;
-в процессе предъявления заданий должны использоваться все доступные ребенку средства альтернативной коммуникации (предметы, жесты, фотографии, рисунки, электронные технологии) и речевые средства;
-способы выявления умений и представлений детей с умственной отсталостью могут носить как традиционный характер ,так и быть представлены в другой форме, в том числе в виде некоторых практических заданий;
-в процессе предъявления и выполнения задания ребенку должна оказываться необходимая помощь, которая может носить разнообразный характер (дополнительные словесные и жестовые инструкции и уточнения, выполнение ребенком задания по образцу, по подражанию, после частичного выполнения взрослым, совместно с взрослым).
-при оценке результативности достижений необходимо учитывать уровень выполнения и степень самостоятельности ребенка (самостоятельно, самостоятельно по образцу, по инструкции, с небольшой или значительной технической помощью, вместе со взрослым) . Переход от одного уровня результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, а сроки перехода могут варьироваться в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей детей с умственной отсталостью.
Формы и методы оценки результативности.
В процессе реализации программ дополнительного образования предполагается достижение определенных общих результатов обучения (по каждому объединению такие ожидаемые результаты прописываются педагогом индивидуально в программе дополнительного образования).
Для отслеживания результатов деятельности обучающихся в объединениях дополнительного образования проводятся тестирования. Хорошим показателем работы является участие детского объединения в мероприятиях, конкурсах, выставках, фестивалях.
Предусматривается три вида диагностики – входящая, текущая и итоговая диагностика, позволяющие проследить динамику развития тех или иных личностных качеств, предметных достижений.
Входящая диагностика осуществляется при комплектовании учебных групп. Может проводиться в виде тестовых заданий, беседы.
Текущая диагностика осуществляется при освоении отдельных тем раздела, а также по итогам освоения каждого годичного курса программ.
Итоговая диагностика осуществляется по результатам освоения программы дополнительного образования в целом или ее законченной части.
Выбор форм и методов диагностики определяется педагогом самостоятельно в соответствии с индивидуальными возможностями и возрастом детей.
Критерии оценки ожидаемых результатов:
1.Качественная модернизация организации процесса дополнительного образования в учреждении:
-наличие дополнительных образовательных программ;
-профессиональная компетентность педагогов;
-использование активных форм обучения;
-наличие комфортного психологического климата;
-участие в мероприятиях разного уровня.
2.Расширение социального опыта детей.
-наличие у детей устойчивого познавательного интереса к выбранному виду творчества.
Управление реализацией образовательной программы дополнительного образования осуществляется в учреждении через мониторинг:
-контроль за выполнением учебно-тематического плана;
-сохранность количественного состава детей в объединениях;
-качество учебно-воспитательного процесса;
-результативность детей.
2.4.Общая характеристика программ дополнительного образования, реализуемых в учреждении.
В ГБУ РК «Белогорский дом-интернат для детей-инвалидов» воспитанникам предлагается обучение по дополнительным образовательным программам художественно-эстетической и декоративно-прикладной направленности.
Программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья художественно-эстетической направленности « Я рисую…».
Программа рассчитана на возраст детей 10-17 лет. Срок реализации 3 года.
Введение.
Целями и задачами дополнительных образовательных программ в первую очередь является обеспечение обучения, воспитания, развития детей.
Дополнительная образовательная программа «Изостудия» имеет художественно-эстетическую направленность т.к. изобразительное искусство является одним из основных средств художественно-эстетического воспитания и развития ребенка, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
Социальное значение обучения детей с умственной отсталостью изобразительному искусству в системе дополнительного образования в условиях дома-интерната можно считать важным по следующим причинам:
-изобразительная деятельность помогает ребенку творить, проявлять свою индивидуальность, дает ему определенную свободу. А творчество, которое проявляется на основе изобразительной деятельности, способствует самовыражению;
-изобразительное искусство расширяет возможность интеллектуальной деятельности ребенка с умственной отсталостью, выполняет значительные познавательно-воспитательные функции, способствует коррекции эмоциональной сферы, формированию у детей социально-позитивных ценностных ориентировок;
-рисование является одним из самых доступных и популярных видов изобразительной деятельности у детей с овз. Это позволяет сделать обучение более успешным и результативным, реализовывать разнообразные воспитательно-образовательные цели и задачи;
-дополнительная образовательная программа дополняет учебные программы по изобразительному творчеству и дает больше времени и возможностей для удовлетворения потребностей ребенка-инвалида в изобразительной деятельности с учетом его индивидуальных возможностей.
Пояснительная записка.
Занятия в «Изостудии» в системе дополнительного образования детей с умственной отсталостью в условиях детского дома-интерната являются составной частью всестороннего развития детей данной категории. Художественно-образная форма отражения действительности затрагивает не только эмоциональную сферу ребенка. Она способствует формированию умения эстетически воспринимать действительность, на интуитивном уровне трансформировать ее, внося свои элементы в процессе создания разнообразных художественных образов.
Основная цель этих занятий- создание условий, помогающих детям с ограниченными возможностями здоровья овладеть выразительными средствами рисунка на доступном уровне, при которых он может отображать свое видение мира в форме художественно-выразительного образа, отличающегося субиндивидуальной выразительностью.
Умственно отсталые дети в силу своих психофизических возможностей не способны долго и целенаправленно наблюдать, тщательно обследовать и воспроизводить художественные эталоны. Поэтому эталоны служат для них только эмоциональным толчком, но не основой художественного образа. Недоразвитие многих психических процессов (творческое мышление, воображение, память и т. д.) ; неустойчивая эмоциональная сфера: особенности контакта с окружающими, протест сотворчеству,- создают определенные трудности при обучении ребенка элементам классических техник.
Поэтому ребенку с ОВЗ необходимы средства выразительности, адекватные ,в первую очередь, его индивидуальным возможностям, чтобы он почувствовал определенную изобразительную свободу.
Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы заключаются в ее содержании, которое предусматривает, в основном, использование художественных неклассических техник, как средств выразительности, раскрывающих суть формирования образа, наполненного содержанием и эмоциями. Неклассические техники дают возможность на разных этапах творческого развития создавать доступными средствами, интересные по содержанию образы, избегая при этом приметива. Простыми способами ребенок расширяет свои изобразительные возможности, учится отображать предметы, объекты и явления окружающего мира.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих в широте и разнообразии диапазона техник, предоставляемых ребенку для усвоения. Так как возможность выбирать , варьировать техники, материалы положительно сказывается не только на результате творческой деятельности, но и на самом процессе. Отдавая предпочтение неклассическим техникам, программа не исключает полностью художественные эталоны, как механизм , позволяющий овладеть основами изобразительной грамоты на доступном уровне. Ведь в ходе художественно-изобразительного процесса ребенок познает и специфику художественных эталонов (цвет, форма, композиция и т.д.). Но задачи овладения художественными эталонами являются второстепенными, т.к. дети с ОВЗ создавая образ, чаще опираются на эмоциональную основу их восприятия, нежели на осознанное усвоение.
Основные задачи.
1.Создание условий для проявления ребенком стремления экспериментировать с материалом, инструментами; для формирования творческой активности.
2. Помочь ребенку подобрать наиболее доступные средства для отображения всех своих представлений и впечатлений на листе бумаги.
3. Расширение представлений о художественной выразительности рисунка.
4. Показать детям многочисленные разновидности рисунка, различающиеся методом рисования, темой и жанром, техникой исполнения.
5.Развитие на доступном уровне изобразительных умений и навыков.
6. воспитание усидчивости, аккуратности, эстетического вкуса, интереса к занятиям в изостудии.
Формы и методы работы.
Выбор форм и методов работы зависит от особенностей детей, их личностных качеств, знаний, умений и навыков, а также возраста детей каждой учебной группы. Основное условие-поддержание интереса детей к творчеству.
Методы обучения: беседа, рассказ ,предварительное объяснение при изучении новой темы, показ, демонстрация, самостоятельная работа, практическое выполнение, игровой метод( дидактические игры, игры с красками, пальчиковые игры, свободное манипулирование с изобразительным материалом), упражнения( графические игровые упражнения, статические и динамические игровые упражнения для пальцев и кистей рук, упражнения на развитие образного восприятия, воображения, экспериментальные упражнения с изобразительным материалом), графические и жестовые инструкции, задания по подражанию, совместно распределенным действиям.
Основная форма обучения- групповое занятие, подгрупповое занятие.
Критерии и формы подведения итогов.
Для детей с умственной отсталостью важен результат их деятельности, чтобы созданное изображение удовлетворяло, прежде всего, их самих, а также вызывало бы одобрение их сверстников и взрослых. А это возможно при условии систематического и последовательного усвоения детьми знаний, умений и навыков, необходимых для успешного овладения художественной деятельностью и развития их творчества, когда элементарные знания основ изобразительной деятельности закрепляются практикой.
Система оценивания учебных достижений базируется исключительно на позитивном отношении к каждому ребенку, независимо от его индивидуальных возможностей. Уровень достижений каждого ребенка оценивается в сравнении с его предыдущими результатами.
Основной показатель владения техникой рисования- способность ребенка самостоятельно варьировать материалами и инструментами для создания выразительного образа.
Степень подготовленности детей определяется через различные игровые моменты, самостоятельную практическую деятельность, тестовые задания. Форма подведения итогов - мини-выставки, вернисажи по каждой теме, итоговые выставки в конце учебного года, участие в разнообразных конкурсах и выставках.
Для продуктивной работы с детьми необходим постоянный контроль над их знаниями и умениями, над тем, как хорошо они усваивают предложенный материал, как используют свои навыки в дальнейшем. Предполагается проведение диагностики в начале, середине и в конце учебного года.
Программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья декоративно-прикладной направленности «Фантазии из бисера».
Программа рассчитана на возраст детей 10-17 лет. Срок реализации программы 1 год.
Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа «Фантазии из бисера» , являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение обучающимися основными приемами бисероплетения. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, развития познавательной активности и творческой самореализации обучающихся.
Актуальность, новизна и педагогическая целесообразность программы.
В развитии и становлении личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в его умении применить полученные знания на практике и успешно использовать их как для себя, так и для окружающих имеет художественное творчество, а именно, занятия рукоделием.
На занятиях дети знакомятся с видом древнего рукоделия: плетением украшений из бисера, вышивкой бисером, ткачеством; учатся выполнять несложные интересные изделия (панно) по своему замыслу. В процессе работы осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а так же недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Реализуя свое желание что-то создавать своими руками, приобретают практические умения и навыки в области трудовой деятельности, получают возможность воплотить потребность в созидании. Занятия способствуют раскрытию творческого потенциала ребенка с ОВЗ; развитию его способностей и возможностей; воспитанию адекватной самооценки, т.к. дают ему возможность видеть результат своего труда и получать эмоциональное удовлетворение. А так же художественное творчество вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка.
Особенности программы.
Программа рассчитана для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Отсюда следует то, что программа должна носить развивающий корректирующий характер, направленный на коррекцию и развитие высших психических функций, связанных с формированием следующих умений:
-ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
-предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
-контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий);
-формировать организационные умения в труде – работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.
Программа дает детям раскрыть себя в художественной творческой деятельности. Дает предпосылки для развития их в художественно-эстетическом отношении.
Приобретенные навыки в работе с бисером (плетение, вышивка, ткачество) дополняют общие задачи по обучению труду:
-уважение к людям труда;
-сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде привитие интереса к труду;
-воспитание положительных качеств личности ребенка.
Программа способствует развитию ребенка и в эстетическом отношении, лучшему пониманию им произведений искусства не только в данном виде рукоделия. Исходя из опыта своей работы, наблюдения показывают, что поддерживая, в первую очередь, устойчивый интерес детей к рукоделию, работа должна носить целенаправленный систематический характер, соблюдая все дидактические принципы обучения. И подготавливая их, тем самым, к самостоятельному продуктивному труду, к успешной реализации приобретенных знаний, умений, навыков и безболезненной социализации себя в современном обществе как состоявшуюся личность.
Целью программы является расширение знаний и приобретение практических навыков в области древнего вида рукоделия – бисероплетение, развитие творческих способностей детей.
Программа ставит следующие задачи:
Обучающие:
1.Освоение обучающимися знаний по различным видам работы с бисером (техника выполнения плетения, вышивки, ткачества; техника владения инструментом; основы композиции, цветоведения).
2.Овладение навыками работы с различными художественными материалами: бисер, стеклярус, бусины, рубка.
Коррекционно-развивающие:
1.Формирование у обучающихся творческого мышления: умение воплощать собственный творческий замысел, умение импровизировать в изделии.
2.Коррекция и развитие аналитико-синтетической деятельности мышления на основе работы со схемами.
3.Формирование оперативного образа объекта труда.
Воспитательные:
1.Воспитание положительных качеств личности обучающихся: трудолюбия, настойчивости, самостоятельности в труде.
2. Воспитание коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками, умения работать в коллективе.
3.Воспитание адекватной самооценки, развитие уверенности в себе.
4. Привитие интереса к истокам народного творчества, интереса к культуре своей Родины.
Структура программы состоит из 2-х образовательных блоков: теории и практики. В течение учебного года обучающиеся изучат основы материаловедения, виды бисера, техники плетения, освоят навыки работы с инструментами. Так же обучение создает условия для освоения технологии изготовления картин из бисера по канве и технологии оформления предметов быта.
Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование детельностно-практического опыта в области бисероплетения. Практические задания способствуют развитию у детей умения создавать изделия по собственному замыслу.
Результаты обучения по данному курсу достигаются в каждом образовательном разделе программы, который завершается выполнением практического задания.
В пределах одного занятия виды деятельности могут меняться: занятия по композиции сменяется занятием по рисунку, занятием вышивкой, ткачеством. Это способствует удержанию внимания детей и позволяет избежать их переутомления.
Основные принципы программы:
-принцип природосообразности (приоритет природных возможностей ребенка в сочетании с приобретенными качествами в его развитии);
-принцип творчества (развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах);
-принцип индивидуально-личностного подхода (учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка);
-принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения;
-принцип культуросообразности (знакомство с историей бисера, с рукоделием разных народов);
-принцип разноуровневости (выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей);
-принцип интеграции разных форм и техники плетения;
-принцип целостности (соблюдение единства обучения и развития с одной стороны, системности с другой).
Основные идеи:
-творчество не является уделом избранных;
-творчеству можно учить;
-творчество стимулирует детей к активности, вызывает повышенный интерес к занятиям.
Прогнозируемые результаты.
К концу освоения программы обучающиеся должны
Знать:
-основные технологические приемы работы с нитками и бисером;
-информационную культуру (правильно читать схемы, записи узоров);
-правила основы композиции и цветоведения;
-технологическую последовательность изготовления изделий из бисера;
-правила закрепления и наращивания нити в бисероплетении;
-правила работы на станке для ткачества бисером;
-правила организации рабочего места;
-инструкцию по технике безопасности при работе с иглами, ножницами, крючком, проволокой, кусачками, шилом.
Уметь:
-гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
-составлять композиции согласно правилам;
-переносить свои знания, умения и навыки в новую образовательно-практическую ситуацию – выполнять индивидуальные творческие работы;
-использовать свою познавательную и творческую активность, креативность, образное мышление;
-работать в группе и самостоятельно;
-анализировать, контролировать, организовывать свою работу;
-бережно, аккуратно работать с материалами и инструментами;
-правильно и безопасно пользоваться инструментами для вязания и бисероплетения;
-натягивать нити для плетения на станке;
-применять свой художественный и эстетический вкус;
-изготавливать изделия по своему замыслу, создавая авторские работы, начиная от эскиза до конечного результата;
-применять полученные навыки коммуникативной культуры по отношению к окружающим.
Способом проверки уровня реализации дополнительной образовательной программы «Фантазии из бисера» является метод наблюдения.
Формами подведения итогов реализуемой программы являются выставки работ различного уровня.

2.5. Учебный план и методические рекомендации к учебному плану.
Учебный план формируется на основе рабочих образовательных программ дополнительного образования в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения обучающихся с умственной отсталостью» (СанПиН 2.4.2.3286-15) и обеспечивает реализацию целей дополнительного образования в ГБУ РК «Белогорский дом-интернат для детей-инвалидов», в котором система дополнительного образования рассматривается как составляющая единого образовательного пространства и является одним из направлений внеурочной деятельности.
Учебный план в полном объеме учитывает индивидуальные , возрастные, психофизические особенности обучающихся и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья, составлен с учетом условий функционирования и реальных возможностей учреждения.
Учебный план является нормативным документом, определяющим структуру и содержание дополнительного образования детей с умственной отсталостью в условиях дома-интерната для детей-инвалидов.
Учебный план включает:
-перечень образовательных программ дополнительного образования по направлениям;
-количество часов по каждому образовательному компоненту с учетом минимально и максимально допустимой учебной нагрузки;
-годовую и недельную учебную нагрузку .Особенности учебного плана.
Учебный план дает возможность определить основные направления дополнительного образования, задачи творческого развития детей (от 10 до 17 лет) с умственной отсталостью и множественными нарушениями развития, воспитывающихся в системе социального обеспечения и обучающихся по программам дополнительного образования.
Образовательная программа дополнительного образования предназначена удовлетворять потребности воспитанников в:
- получении качественного бесплатного дополнительного образования по образовательным программам дополнительного образования;
- выборе объединения дополнительного образования в соответствии с потребностями, возможностями и способностями . В рамках реализации программы дополнительного образования чередование учебной и внеурочной деятельности определяется в учреждении с учетом психофизических и личностных особенностей обучающихся. Время, отведенное на дополнительное образование, не учитывается при определении максимальной допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию основных образовательных программ.
Особенности развития обучающихся, связанные с основным заболеванием в сочетании с различными социальными условиями, в которых проживают и воспитываются дети затрудняют стандартизацию их, как основного так и дополнительного образования, так как каждый ребенок нуждается в специальных образовательных условиях. Это предполагает , при необходимости, наличие для отдельных детей:
-гибкого учебного плана, позволяющего учитывать специфику нарушений и особые образовательные потребности;
-разноуровневые программы, адаптированные для индивидуального обучения;
-поддержку и развитие уровня индивидуализации дополнительного образования.
Цель учебного плана - развитие мотивации личности ребенка с умственной отсталостью к познанию и творчеству.
Задачи учебного плана – обеспечение необходимых условий для:
- личностного развития и творческого труда детей с умственной отсталостью и множественными нарушениями развития в возрасте от 10 до 17 лет;
-формирования общей культуры;
-организации содержательного досуга.
Особенности организации учебного процесса. Образовательный процесс строится с учетом индивидуального развития личности. В ходе образовательного процесса реализуются принципы педагогики сотрудничества и сотворчества, что позволяет выявить природные наклонности и способности конкретного ребенка и создать условия для творческого развития личности.
Основной вид деятельности – оказание услуг по дополнительному образованию детей с умственной отсталостью и множественными нарушениями развития художественно-эстетической и декоративно-прикладной направленности.
Учебно-воспитательный процесс реализуется по двум образовательным программам дополнительного образования:
-программа художественно-эстетической направленности «Я рисую…» (цель программы - создание условий , помогающих детям с ОВЗ овладеть выразительными средствами рисунка на доступном уровне, при которых он может отображать свое видение мира в форме художественно-выразительного образа, отличающегося субъиндивидуальной выразительностью; тип программы – авторская; программа рассчитана на 136 часов в год для детей 10-17 лет; срок реализации программы 3 года);
-программа декоративно-прикладной направленности «Фантазии из бисера» (цель программы – создание условий для расширения знаний и приобретения практических навыков в области древнего вида рукоделия – бисероплетение,- развития творческих способностей детей с ОВЗ; тип программы – авторская; программа рассчитана на 136 часов в год для детей 10-17 лет; срок реализации программы- 3 года).
Программный материал составляется отдельно для каждого года обучения с указанием теоретических и практических занятий. Сроки реализации программ дополнительного образования могут варьироваться от 1 года до 5-ти лет.
Система дополнительного образования решает проблему развития мотивации личности ребенка с ОВЗ к познанию и творчеству через реализацию программ дополнительного образования детей, используя следующие формы организации учебного процесса: учебные занятия, конкурсы, выставки, экскурсии.
Виды занятий – групповые, подгрупповые, индивидуальные.
Типы занятий:
-комбинированные занятия (сочетание различных видов работ: объяснение, закрепление, практические упражнения, проверка, подведение итогов; теоретическая часть-сообщение нового);
- практические занятия(формирование и закрепление умений и навыков –основное внимание уделяется практической деятельности, упражнениям);
- диагностические.
Система дополнительного образования в учреждении предусматривает воспитательную работу со всеми обучающимися объединений. Воспитательная работа может проводиться со всем составом объединения, частью состава объединения, учебной группой. Количество часов, отводимое на воспитательную работу, определяется педагогом дополнительного образования самостоятельно и отражается в программах деятельности каждого детского объединения. Формы организации воспитательной работы : часть учебного занятия (беседа, рассказ и т.д.), учебные тематические занятия, экскурсии , выставки и др.
Используемые методы организации учебно-воспитательного процесса:
-практические (упражнения, самостоятельные и коллективные задания, практическая работа);
-наглядные (наглядные пособия, технические средства обучения);
-демонстрационные (экскурсии ,целенаправленные посещения культурных учреждений города);
-дидактические (использование дидактических пособий);
-иллюстративные (использование иллюстративного материала);
-словесные (объяснение, рассказ, беседа, описание, разъяснение );
-игровые (познавательные, творческие, диагностические , ролевые игры);
-репродуктивные (форма овладения материалом, основанная на воспроизведении функции памяти-, используется при повторении, закреплении);
-объяснительно- иллюстративные (доступное объяснение, описание на иллюстративном фактическом материале);
-проблемные (создание проблемных ситуаций).
Приемы обучения.
В структуру метода входят приемы обучения, которые можно подразделить на :-приемы формирования и активизации отдельных операций мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения;
-приемы, способствующие созданию проблемных , поисковых ситуаций в мыслительной деятельности детей;
-приемы контроля, самоконтроля, самообучения, взаимообучения ;-приемы управления коллективными и личными взаимоотношениями детей.
В ГБУ РК «Белогорский дом-интернат для детей-инвалидов в системе дополнительного образования занимаются дети среднего и старшего школьного возраста из числа воспитанников отделения психолого-педагогической помощи и социально-трудовой реабилитации. Деятельность детей осуществляется в объединениях по интересам «Изостудия» и «Кружок бисероплетения» в разновозрастных (разноуровневых) группах. Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях. Набор в творческие объединения по образовательным программам дополнительного образования проводится с учетом склонностей и индивидуальных возможностей детей по рекомендации ПМПК учреждения. Допускается добор детей в объединения в течение учебного года . При комплектовании объединений проводится диагностика. Состав учебных групп определяется в зависимости от возраста обучающихся, года обучения и специфики образовательной программы. Численный состав учебной группы от трех до пяти детей. Численный состав в коллективах и режим работы устанавливается отдельно для каждой группы с учетом характера деятельности, возраста детей.
Занятия детей в объединениях осуществляется в помещениях учреждения по расписанию. Расписание занятий составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей с учетом предоставленной педагогами дополнительного образования информации о комплектовании детского объединения, возрастной категории детей и установленных санитарно-гигиенических норм. Режим занятий обусловлен спецификой дополнительного образования.
Дополнительные образовательные программы реализуются в течение календарного года.
Продолжительность учебного года составляет 34 недели .Продолжительность учебной недели – 5 дней.
Начало учебного года и начало учебных занятий – не позднее 1 октября (после проведенной диагностики и комплектования учебных групп).
Нерабочие и праздничные дни – в соответствии с Постановлениями Правительства РФ И РК.
Определение количества часов в неделю в детских объединениях дополнительного образования на освоение образовательных программ основано с учетом психофизических особенностей детей каждой учебной группы. Образовательный процесс организуется в диапазоне от 2-х до 4-х часов в неделю (2 раза в неделю). Количество учебных часов на каждую учебную группу определяется педагогом дополнительного образования самостоятельно и отражается в рабочих программах.
Продолжительность занятий 35 минут. Обязательные перерывы между занятиями от 10-15 минут.
Минимальная нагрузка в неделю на ребенка на освоение рекомендованных программ дополнительного образования (в составе группы, подгруппы) – 2 часа в неделю , максимальная – 8 часов в неделю.
Основополагающим принципом организации учебного процесса является гибкость учебного плана, который разрабатывается для каждого объединения и каждой учебной группы педагогом дополнительного образования на основе базисного учебного плана к основной программе дополнительного образования.
Базисный учебный план дополнительного образования детей с умственной отсталостью и МНР к основной образовательной программе дополнительного образования.
№п/пнаправленность Название
объединения Форма организации деятельности Год обучения Кол-во часов на одного ребенка в неделю Всего часов в год
1 Художественно-эстетическая изостудия Групповая (подгрупповая)
Групповая
Индивидуальная
Групповая (подгрупповая)
Групповая
Индивидуальная
Групповая
(подгрупповая)
Групповая
Индивидуальная
1-й.
1-й
1-й.
2-й
2-й
2-й
3-й
3-й
3-й 4
2
2
4
2
2
4
2
2 136
68
68
136
68
68
136
68
68
2 Декоративно-прикладная Кружок бисероплетенияГрупповая (подгрупповая)
Групповая
Индивидуальная
Групповая (подгрупповая)
Групповая
Индивидуальная
Групповая (подгрупповая)
Групповая
Индивидуальная
1-й.
1-й
1-й
2-й
2-й
2-й
3-й
3-й
3-й
4
2
2
4
2
2
4
2
2 136
68
68
136
68
68
136
68
68


Данный учебный план позволяет создать в учреждении гибкую, многообразную, динамичную среду проявления ребенком с умственной отсталостью права на творческую самореализацию и свободного выбора своего образовательного курса.
Ожидаемые результаты учебного плана:
-расширение возможностей для творческого развития личности ребенка с ОВЗ;
-интеграция основного и дополнительного образования в рамках ФГОС.
ГБУ РК «Белогорский дом-интернат для детей-инвалидов» реализует, наряду с основной образовательной программой дополнительного образования, адаптированную основную образовательную программу для умственно-отсталых детей (вариант Д),адаптированную основную образовательную программу для детей с расстройствами аутистического спектра, специальные индивидуальные программы развития (СИПР).
Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации адаптированных основных образовательных программ, основной образовательной программы дополнительного образования, специальных индивидуальных программ развития, определяется учреждением самостоятельно.
С учетом учебного плана к основной образовательной программе дополнительного образования, учреждение, реализующее программы дополнительного образования обучающихся с умственной отсталостью, составляет специальную индивидуальную программу развития для каждого обучающегося, в котором определены программы дополнительного образования определенной направленности с указанием объема учебной нагрузки. Различие в индивидуальных программах развития объясняются разнообразием образовательных потребностей, индивидуальных возможностей и особенностей развития обучающихся. В индивидуальных программах развития занятия по программам дополнительного образования преобладают у детей с менее выраженными нарушениями развития. Для некоторых детей, испытывающих трудности адаптации к условиям обучения в учебной группе, объем нагрузки может лимитироваться индивидуальным учебным планом и отражаться в расписании занятий.
3. Условия реализации основной образовательной программы дополнительного образования.
Условия получения дополнительного образования детьми с умственной отсталостью в условиях дома-интерната для детей –инвалидов включают систему условий к кадровому, финансово-экономическому и материально-техническому обеспечению освоения обучающимися основной образовательной программы дополнительного образования.
3.1. Кадровые условия реализации основной образовательной программы дополнительного образования.
Кадровые условия реализации основной образовательной программы дополнительного образования детей с умственной отсталостью предусматривают следующие требования:
1.Учреждение должно быть укомплектовано педагогическими работниками, осуществляющими дополнительное образование, компетентными в понимании особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью , с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
2.Уровень квалификации работников учреждения, реализующих программы дополнительного образования должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности.
3.В учреждении должна обеспечиваться непрерывность профессионального развития педагогических работников в сфере коррекционной (специальной) педагогики.
В штат специалистов ГБУ РК «Белогорский дом-интернат для детей- инвалидов» , реализующих программу дополнительного образования входят педагоги дополнительного образования, которые обеспечивают выполнение обязанностей в рамках должностных инструкций.
Педагоги дополнительного образования, участвующие в реализации программ дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, должны обладать следующими компетенциями:
-наличие позитивного отношения к потребностям и возможностям обучающихся с умственной отсталостью;
-понимание теоретико-методологических основ психолого-педагогической помощи обучающихся с умственной отсталостью;
-знание этиологии умственной отсталости, сложных и множественных нарушений, теоретических основ диагностики развития обучающихся с умственной отсталостью, с ТМНР.
-Наличие представлений о своеобразии психофизического развития обучающихся;
-понимание специальных образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью;
-понимание цели дополнительного образования данной группы обучающихся;
-учет индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей ребенка при определении содержания и методов коррекционной работы;
-способность к разработке программ дополнительного образования, к адекватной оценке достижений в обучении обучающихся;
-умение организовать взаимодействие детей друг с другом и взрослым, расширить круг общения, обеспечивая выход обучающихся за пределы учреждения;
-наличие творческого отношения к педагогической деятельности по дополнительному образованию детей с умственной отсталостью, способности к поискам инновационных и нетрадиционных методов развития обучающихся.
3.2.Финансово-экономические условия реализации основной образовательной программы дополнительного образования.
Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы дополнительного образования умственно отсталых обучающихся опирается на исполнение расходных обязательств, обеспечивающих конституционное право граждан на общедоступное получение бесплатного образования. Время, отведенное на дополнительное образование, учитывается при определении объемов финансирования, направленных на реализацию основных адаптивных образовательных программ.
Финансовые условия должны обеспечивать учреждению возможность исполнения требований стандарта, эффективную реализацию основных образовательных программ, отражать обоснованную структуру и объем расходов, необходимых для реализации основных образовательных программ и достижения планируемых результатов, а также механизм их формирования.
Финансирование реализации основных образовательных программ для обучающихся с умственной отсталостью должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного бюджетного учреждения.
Структура расходов включает:
-образование ребенка на основе специальной индивидуальной образовательной программы;
-сопровождение, обеспечение ухода и присмотра за ребенком в период его нахождения в учреждении;
-консультирование родителей и членов семей по вопросам образования ребенка;
-обеспечение необходимым учебным, информационно-техническим оборудованием и учебно-дидактическим материалом;
-общий фонд оплаты труда;
-расходы на повышение квалификации педагогов учреждения.
Структура и объем финансирования реализации основных образовательных программ осуществляется на основе принципа нормативного подушевого финансирования. Размер подушевого финансирования сохраняется вне зависимости от выбранного уровня образования. Финансово-экономическое обеспечение устанавливается с учетом необходимости специальной индивидуальной поддержки обучающихся с умственной отсталостью. Расчет объема подушевого финансирования образования обучающихся производится с учетом индивидуальных образовательных потребностей ребенка, зафиксированных в СИОП и в индивидуальном учебном плане, разработанными в учреждении.
Штатное расписание, соответственно и финансовое обеспечение учреждения определяется с учетом реализуемых образовательных программ дополнительного образования и количества часов учебной нагрузки педагога дополнительного образования.
3.3.Материально-технические условия реализации основной образовательной программы дополнительного образования.
Материально-техническое обеспечение дополнительного образования обучающихся с умственной отсталостью и множественными нарушениями развития должно отвечать, как общим, так и особым образовательным потребностям данной группы обучающихся. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения должна быть отражена специфика требований к:
-организации пространства;
-организации временного режима обучения;
-организации учебного места обучающихся;
-техническим средствам обучения и обеспечения комфортного доступа обучающихся к образованию;
-специальным учебным и дидактическим материалам, отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся;
-условиям для организации обучения и взаимодействия специалистов, их сотрудничества с родителями (законными представителями);
-информационно-методическому обеспечению образования.
-Организация пространства.
Пространство, в котором осуществляется дополнительное образование обучающихся, должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к учреждениям, реализуемым программы дополнительного образования.
Важным условием является возможность для безпрепятственного доступа тех обучающихся, у которых имеются нарушения опорно-двигательных функций. В помещениях для обучающихся должно быть предусмотрено специальное оборудование, позволяющее оптимизировать образовательный процесс, присмотр и уход за обучающимися, а также обеспечивать максимально возможную самостоятельность в передвижении, коммуникации, осуществлении учебной деятельности .-Организация временного режима обучения.
Временной режим дополнительного образования обучающихся (учебный год, учебная неделя ,учебный час) устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными нормативами, а также локальными актами учреждения. Учебный час включает в себя организацию учебного занятия, а также время на сопровождение ребенка. -Организация учебного места обучающихся.
Рабочее (учебное) место обучающихся создается с учетом его индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей. При организации учебного места учитываются возможности и особенности моторики, восприятия, внимания, памяти ребенка.
-Технические средства обучения.
Успешному дополнительному образованию обучающихся с умственной отсталостью во многом способствуют технические средства обучения (включая специализированные компьютерные инструменты обучения, необходимое оборудование и программное обеспечение), которые дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся, способствуют мотивации учебной деятельности, позволяют получить качественный результат, даже когда возможности ребенка существенно ограничены.
-Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся.
Особые образовательные потребности обучающихся вызывают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем направлениям дополнительного образования. Освоение программ художественно-эстетической и декоративно-прикладной направленности требует некоторых специфических инструментов (ножниц, кисточек и т.д.), позволяющих ребенку овладевать отдельными операциями. Кроме того требуется большой объем расходных материалов (бумага, краска, клей , бисер, проволока и другие средства и материалы).
-Условия организации обучения и взаимодействия специалистов.
Требования к материально-техническому обеспечению должны бать ориентированы не только на обучающихся, но и участников процесса дополнительного образования. Это обусловлено большей, чем в «норме», необходимостью индивидуализации процесса образования обучающихся. Специфика данной группы требований состоит в том, что все вовлеченные в процесс дополнительного образования взрослые должны иметь неограниченный доступ к организационной технике в учреждении, где можно осуществлять подготовку необходимых индивидуализированных материалов для процесса обучения ребенка.
Должна быть обеспечена материально- техническая поддержка процесса дополнительного образования информационно-техническими средствами (доступ в интернет, скайп и др.).
-Информационно-методическое обеспечение.
Информационно-методическое обеспечение дополнительного образования для обучающихся с умственной отсталостью направлено на обеспечение широкого , постоянного и устойчивого доступа всех участников дополнительного образования к любой информации, связанной с реализацией СИОП в области дополнительного образования, организацией образовательного процесса и обеспечения условий его осуществления.
Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса включает:
-необходимую нормативную правовую базу дополнительного образования обучающихся;
-характеристики предполагаемых информационных связей участников процесса дополнительного образования;
-получение доступа к информационным ресурсам различными способами (поиск информации в сети интернет, работа в библиотеке и др.), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных;
-возможность размещения материалов и работ в информационной среде учреждения.
Министерство труда и социальной защиты
Республики Крым
Государственное бюджетное учреждение
Республики Крым
«Белогорский дом-интернат для детей инвалидов»
Утверждаю:
Директор ГБУ РК «Белогорский дом-интернат
для детей-инвалидов»
------------------------------------Н.Н.ЧовелидзеОт---------------------------------2016года №---------
Основная образовательная программа дополнительного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
г. Белогорск
2016г.