Краткосрочный план урока биологии в 10 классе по теме Биосинтез белка.


Класс 10 Четверть 2 Урок № 30 Предмет биология Дата: 12.14
Тема занятия: Биосинтез белка. Понятие о гене – источнике генетической информации.
Общие цели: изучить суть пластического обмена веществ, процесс биосинтеза белка, его закономерности
Задачи. Обр- ныесформировать понятие генетический код и его свойства, процесс биосинтеза белка, сущность понятий трансляция и транскрипция;
Развивающие: Учить самостоятельно добывать знания, анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать, систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы.
Воспитательные 1.развитие нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологичес-ких и других качеств личности школьника.2. Воспитание высокого чувства гражданского долга, правильного отношения к общечеловеческим ценностям, людям с ограниченными возможностями.
Ссылки, ресурсы: таблицы «Генетический код», «Биосинтез белка», карточки с тестовыми заданиями, презентация, анимация «Синтез белка»
Результаты обучения: Ученик будет: знать о сущности понятий генетический код и его свойства, процессе биосинтеза белка; Уметь:  работать в группе, составлять постер, работать с новым материалом.
Этапы Время Действия учителя Действия учеников
Орг. Момент
2 мин+2 мин Деление учащихся на 3 разноуровневые по успевае-мости группы Физминутка «Настроение» делятся на 3 группы
выполняют физмин.
II.Актуализация знаний - 8 мин
Предлагает выбрать от каждой группы по 1 представите-лю для защиты постеров. 1 и 2 группы. Сравнение фото-синтеза и хемосинтеза.  3 и 4 группы. Характеристика процессов фотосинтеза и хемосинтеза. Выбирают спикера группы для ответов
Выступают с защитой постера
Мотивация к изучению темы (1-2 мин.) На экране записаны слова: миозин, актин, ге-моглобин, инсулин, у-глобулин, липопротеины. Что это за слова?
(Приложение. Слайд 1) Вспомните, какие функции они выполняют? А как они образуются и где, по какому при-нципу? Это мы узнаем на уроке. Запишите тему урока отвечают на вопросы: Это все белки!
Записывают тему, сос-тавляют цели
III.Изучение нового материала.
5 мин.
Знание и пони-мание 5 мин. Показывает слайды. Предлагает самостоятельно подго-товить материал в группе и обсудить его. 1 группа. Генетический код. Каждой аминокислоте в в молекуле ДНК соответствует комбинация из трех нуклеотидов - триплет (ЦАЦ- вал). Суть генетического кода заключает-ся в том, что последовательность расположения нуклео-тидов в и- РНК определяется последовательность распо-ложения аминокислот в белках. Носителем генетической информации является ДНК, но так как непосредственно участие в синтезе белка принимает и-РНК, то генетичес-кий код записан на «языке» РНК.
Свойства генетического кода: 1) Код триплетен: 1 АК кодирует 3 нуклеотида. 61 триплет кодирует АК, причем один АУГ означает начало белка, а 3 – знаки препинания
2) Код вырожден – 1 а/к кодирует 1,2,3,4,6 триплетов
3) Код однозначен – 1 триплет только 1 а/к.4) Код не пе-рекрывающийся –от 1 и до последнего триплета ген ко-дирует только 1 белок. 5) Код непрерывен – внутри гена нет знаков препинания. Они только между генами.6) Код универсален – все 5 царств имеют один и тот же код. 2 группа. Сущность транскрипции. Осуществляется в хромосомах на молекулах ДНК по принципу матричного синтеза. При участии ферментов ДНК – полимеразы на участках молекулы ДНК (генах) синтезируются все виды РНК (и - РНК, р- РНК, т- РНК) 3 группа. Сущность тран-сляции. Это перевод последовательности нуклеотидов молекулы и РНК в последовательность аминокислот мо-лекулы белка. Важную роль здесь играют т РНК. Каждая тРНК присоединяет определённую аминокислоту и тран-спортирует её к месту сборки полипептида в рибосоме. Отвечают на вопросы, заполняют таблицы, обсуждают задания.
Применение
8 мин. Предлагает выполнить задания по карточкам Выполняют задания
Анализ и Синтез
5 мин Предлагает выполнить постер и подготовить одного ученика для его защиты. Выполняют постер Защита и обсуждение
Оценивание
2 мин Предлагает провести само – и взаимооценивание работы групп. Заполняют оценочные листы
Рефлексия-2 мин Для самооценивания раздает каждому учащемуся раздаточный материал «лестница успеха» для определения уровня знаний. оценивают, как они поняли изученный материал
Д/з 1мин Выучить параграф, сделать записи в тетради. По жела-нию - дополнительное творческое задание. Записывают Д/з
Приложение№ 1
Задача 1. Найдите аминокислоты закодированные во фрагменте ДНК.
-Т-А-Ц- Г-А-А- А-А-Т -Ц-А-А- Т-Ц-Т -Ц-У-А- У-
Решение: -А-У-Г- Ц-У-У- У-У-А -Г-У-У -А-Г-А- Г-А-У- А-
МЕТ ЛЕЙ ЛЕЙ ВАЛ АРГ АСП
Надо составить фрагмент и-РНК и разбить на триплеты.
2. Найдите антикодоны т-РНК для переноса указанных аминокислот к месту сборки.
Мет, три, фен, арг.
3. Какова скорость синтеза белка у высших организмов, если на сборку инсулина, состоящего из 51 аминокислотного остатка, затрачивается 7,3 с?
Решение задачи: 5I : 7,3 = 7 (аминокислот в 1 сек.). (Ответ: в 1 сек. сливается 7 аминокислот.)
Действительно, скорость передвижения рибосомы по u -РНК составляет 5–6 триплетов в секунду, а на синтез белковой молекулы, состоящей из сотен аминокислот, клетке требуется 1-2 минуты.
Приложение № 2
Тест. 1. В молекуле ДНК две полипептидные нити соединены с помощью: А) Водородных связей между.азотистыми основаниями; Б) Химических связей между остатками фосфорной кислоты; В) Простых и сложных углеводов; Г) Заменимых и незаменимых аминокислот
2. В молекуле ДНК число нуклеотидов с гуанином составляет 5% от общего числа. Сколько нуклеотидов с аденином в этой молекуле? А) 40%      Б) 45%     В) 90%    Г) 95%
3. Какое число нуклеотидов на участке гена кодирует первичную структуру белка, состоящего из 300 аминокислот? А)150      Б)300         В) 600       Г) 900
4. Наибольшее количество энергии освобождается при расщеплении одной связи в молекуле
А) Полисахарида                Б) белка                В) глюкозы                Г) АТФ
5. Какая последовательность правильно отражает путь реализации генетической информации? А) Ген – иРНК – тРНК – белок – признак; Б) Признак – белок – иРНК – ген – ДНК; В) иРНК – ген – белок – признак; Г) ген – ДНК – признак – белок6. Информация о последовательности аминокислот в молекуле белка переписывается в ядре с молекулы ДНК на молекулу: А) АТФ                Б) рРНК        В) тРнк                Г) иРНК7. Какой триплет в молекуле и РНК соответствует кодовому приплету ААТ в молекуле ДНК?
А) УУА                Б) ТТА                В) ГГЦ                Г) ЦЦА
8. В молекуле ДНК число нуклеотидов с гуанином составляет 10% от общего числа. Сколько нуклеотидов с аденином в этой молекуле? А) 10%;    Б) 20% ;   В) 40%4   Г) 90%